Развитие мелкой моторики на уроках в начальной классах
Оценка 4.7

Развитие мелкой моторики на уроках в начальной классах

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл
11.03.2019
Развитие мелкой моторики  на  уроках в начальной классах
Подобраны задания и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики . Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. При развитии мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет им: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Развитие мелкой моторики на уроках в начальных классах.docx
Слайд 1. Учитель начальных классов  Осипович Л.В.  Тема: «Развитие мелкой моторики  на  уроках в начальной классах».                                                                                                         Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский Одна   из   проблем,   с   которой   сталкивается   современная   педагогика   ­ рост количества детей, не готовых к школьному обучению.           Особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушение м интеллекта заключаются в том, что у данных школьников хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений,где требуется управление движениями, четкое дозирован ие мышечных усилий, точность движений,перекрестная координация движен ий, словесное опосредование движений.Дефекты в движении пальцев оказыв ают влияние не только на формирование двигательного навыка,но и приводят к нарушению координации движений,затрудняя тем самым контроль при выполнении действия. Недостатки моторики у учащихся с нарушением интеллекта выражают ся в замедленности движений,неуклюжести, а также в неравномерном характ ере движений,обусловленном неустойчивостью внимания. У учащихся с нару шением интеллекта крайне неразвиты двигательные образы. При поступлении в специальное учебное заведение,школьники с нару шением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы рук вялы ,непослушны, не удерживают мелких предметов. Приступая к новому задани ю,ребенок долго не может сосредоточиться на последовательности выполнен ии операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны.    Недостатки  моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. Особенное   внимание   уделяется   на   развитие   мелкой   моторики   у учащихся начальной школы, и прослеживается на всех уроках.    Слайд 2­3. Средствами развития мелкой моторики стали:  Игры с пластилином  Игры с  мозаикой, конструктором,  Игры с пуговицами – пуговичный массаж  Игры с крупами и бусами  Шнуровки  Рисование  Игры с бумагой  Игры со скрепками  Игры со счетными палочками, зубочистками  Игры с трафаретами, штриховка  Шитьё, вышивание  Мозаика из круп.  Пальчиковые игры Сейчас   я   поделюсь   теми   коррекционными   упражнениями   и   играми, которые провожу с детьми. Слайд 4.   Игры с пластилином.           Работа   с   пластилином,   кроме   развития   моторики,   вызывает   у ребенка много и положительных эмоций.  Его мы учились раскатывать, лепить небольшие формы.  Затем перешли к картинам. Готовую заготовку  ребенок   дополняет фигурами из пластилина. Слайд 5.   Игры с конструктором, мозаикой. Ученикам нравится работать с конструктором.  И  если вначале  они с трудом   складывали мозаику, закручивали гайку на болт, то сейчас этот процесс проходит  намного быстрее.        Охотно   дети   играют   с   «Лего»,   из   которого   собирают   различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой. Слайд 6. Игры с пуговицами.          Пуговицы   открывают   массу   возможностей   для   развития   умения сравнивать предметы по цвету и размеру; перекладывать, пересыпать из руки в руку, делать пуговичный массаж, нанизывать их на веревочку. Пуговичный массаж: Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку; Поводите ладонями по поверхности; Перетирайте пуговицы между ладонями; Пересыпайте их из ладошки в ладошку; Найдите   самую   большую   пуговицу,   самую   маленькую,   квадратную, гладкую Игры: Нанизывание пуговиц  на веревочку. Сравнение пуговиц  по цвету и размеру Слайд 7.     Игры с крупами.         Игра   с   крупами   оказывает   прекрасное   тонизирующее   и оздоравливающее действие. Детям предлагается:  Прячем ручки; Пересыпаем крупу;          Покормим птичек; Разложи по тарелочкам; Вкусная кашка; Найди игрушку; Игра «Золушка»; «Отгадай, какая крупа в мешочке»; «Сухой бассейн» из гороха и фасоли;  Слайд 8.     Игры с крупами и бусами. «Ракушка»   ­   круглая   игрушка,   в   которой   перекатывается   один   или несколько   шариков   или   бусинок.   Ребенок   ощупывает   их   через   ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.  «Божьи   коровки»   ­   просто   круглые   мешочки,   заполненные   разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько   игрушек,   различных   по   размеру   и   с   разными   наполнителями:   в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней ­ гречневая крупа, в более крупной ­ горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п.  «Черепашка» ­ круглый мешочек, заполненный  любым наполнителем. Ребенок   ощупывает   наполнитель   через   ткань.   Наполнители   могут   быть разными.   Игрушки   можно   использовать,   как   счетный   материал,   как пирамидку (укладывая одну черепашку на другую) и т.п.  Слайд 9. Шнуровки. Шнурование   –   незаменимый   способ   развития   мелкой   моторики   и координации   движений, внимательности.   выработки   трудолюбия,   усидчивости   и Слайд 10.  Рисование.     В   процессе   рисования   у   детей   формируются   элементарные графические   умения,   столь   необходимые   для   развития   ручной   ловкости, освоения   письма.   В   своей   работе   используем   не   только   карандаши,   но   и рисование красками, пальчиками, ладонью, по трафарету.  Хочется отметить тот факт, что если в начале дети использовали темные тона, то сейчас все чаще в руках оказываются яркие краски. Лучше стали соблюдать контур. Слайд 11.  Игры с бумагой.         Можно много придумать игр с бумагой.  Складывание различных фигур,   вырезание   ножницами   линий,   рисунков,   трафаретов.   Создание  аппликаций, мозаики. Квиллинг (англ. quilling — от слова quill «птичье перо»), также известен  как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных  композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом  получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин,  открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов,  бижутерии . Слайд 12.  Игры со скрепками. Скрепки:   здесь   предлагается   детям   нацепить   их   на   какую­нибудь фигуру по длине или окружности. А еще ребятам очень нравится соединять скрепки   в   цепочки.   Здесь   тоже   есть   поле   деятельности   для   составления цепочки   по   образцу   –   одного   цвета,   чередуя   цвета   в   разных   количествах скрепок.  Слайд 13. Игры с зубочисткой.       Игры с зубочисткой. В этой игре рисунок на бумаге кладется на коврик, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по его контуру. Когда работа  закончена, предлагаю ребенку посмотреть рисунок на просвет, погладить рукой. Затем усложняю работу, прошу вырезать рисунок по контуру, т.к. не все умеют соблюдать контур. Ученик   берет   их   одноименными   пальцами,   от   указательных   –   к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. Слайд 14. Игры с  трафаретами, штриховка  штриховка в разных направлениях с выбором инструмента (ручка, карандаш);     соблюдение правил штриховки: штрихи не должны выходить за контур промежутки между штрихами должны быть одинаковыми соблюдать параллельность линий линию штриха вести непрерывно;   обведение фигур по трафарету или шаблону;  закрашивание;  соблюдение правил закрашивания:  раскрашивать в одном направлении   не заходить за контуры рисунка не оставлять непрокрашенных мест в рисунке; Слайд 16. Шитьё, вышивание Слайд 17. Мозаика из круп Слайд 18.  Пальчиковые игры. Включаю   в   ежедневные   занятия   с   детьми   задания   и   упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук: 1. Пальчиковая гимнастика 2. Пальчиковые игры 3. Массаж пальцев и рук Например: «Капуста». Мы капусту рубим, рубим.   \ладошками рубим\ Мы морковку трем,трем.       \кулачки трут друг  друга\ Мы капусту солим, солим.     \солим щепоткой\ Мы капусту мнем, мнем.        \ пальчики сжимаем и разжимаем/ «Гуси – гуси» ­ Гуси – гуси !     \прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси\ ­ Га – га – га!  \большой палец опускается – поднимается относительно остальных\ ­ Есть хотите?  \прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси\ ­ Да – да – да!   \большой палец опускается – поднимается относительно остальных\.        Слайд 19­20. Сравнивая  тетради учащихся на начало и конец учебного года, можно определить, что данные занятия помогают ребенку лучше держать ручку в руках   и   виден   прогресс   в   написании   букв.  Положительная   динамика наблюдается  у каждого учащегося. Слайд 21.Спрашивайте  в  магазинах  (Литература для развития мелкой моторики) Заданий   и   упражнений,   направленных   на   развитие   мелкой   моторики очень  много.  При  желании   придумывать  их  можно бесконечно. И  главное здесь ­ учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.    В   заключение   хотелось   бы   отметить,   развитие   мелкой   моторики   и тактильно­двигательного   восприятия   у   детей   с   ограниченными возможностями   развития,   коррекция   имеющихся   у   них   двигательных нарушений позволяет им:  ­ овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;  ­  лучше адаптироваться в практической жизни;  ­  научиться понимать многие явления окружающего мира.

Развитие мелкой моторики на уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики  на  уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики на уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики  на  уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики на уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики  на  уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики на уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики  на  уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики на уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики  на  уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики на уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики  на  уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики на уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики  на  уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики на уроках в начальной классах

Развитие мелкой моторики  на  уроках в начальной классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019