Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.
Оценка 4.8

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Оценка 4.8
Лекции
docx
дефектология
Детсад
06.02.2017
Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.docx
В   настоящее   время   воспитатели   сталкиваются   с   проблемой   развития   речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни   детей   в   группе.   Слабое   развитие   мелкой   моторики   не   позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности   организации   разнообразной   детской   деятельности.   Любая программа  предполагает   работу   с  детьми  с  нормальным   развитием   речи  и движений. Анализируя сложившуюся ситуацию, пришла к выводу, что одна из причин отставания детей в развитии в том, что у них в младшем возрасте мало или   вообще   отсутствует   опыт   общения   с   “правильными”,   нужными игрушками. Многие родители не придают значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для её дальнейшего совершенствования. Талантом нашей народной педагогики созданы игры “Ладушки”, “Сорока – Белобока”, “Коза – Рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно   взрослыми.   Многие   видят   в   них   развлекательное,   а   не развивающее воздействие. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти,   стимулируют   работу   лобной   доли   мозга,   контролирующей мышление, речь и поведение. Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших   психических   функций.   В.А.   Сухомлинский   справедливо утверждал: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки,   а   точнее   от   пальцев   рук.   Л.В.   Фоминой   на   основе   проведённых обследований   большого   количества   детей   была   выявлена   следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое   развитие   находится   в   пределах   нормы.   Если   же   развитие   пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико­ пространственное   восприятие,   воображение,   наблюдательность).   Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению. Развитие   мелкой   моторики   у   детей   как   одно   из   средств   развития   речи предлагается давно. Изучив публикации о развитии мелкой моторики в работе с дошкольниками, выяснила, что во всех рекомендациях предлагается чаще включать их в педагогический процесс. Поэтому в своей работе я использую: игры с пальчиками, игры с мелкими предметами, игры с речевым сопровождением. Повышая уровень развития мелкой моторики рук дошкольников – один из показателей   интеллектуальной   готовности   к   школьному   обучению   –   мы способствуем развитию внимания, памяти, связной речи, готовности руки к письму, умения логически рассуждать Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие  ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что  развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления  ребенка.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной  готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий  уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него  достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что  первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением  навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение  тонких координированных движений руки. Техника письма требует  слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого  зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная  зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное  развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может  привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного  состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать  механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для  накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития  навыков ручной умелости. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение  ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм,  различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений  руки, решают сразу две задачи: во­первых, косвенным образом влияют на  общее интеллектуальное развитие ребенка, во­вторых, готовят к овладению  навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Мелкая моторика – не самоцель, поэтому нельзя принуждать детей к играм.  На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль.  Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую  мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные  пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры с  конструкторами и т.д.   Все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной,  непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей,  помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание,  мышление, а также доставляют им радость и удовольствие. Формирование  навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно­практической деятельности. Например, во время лепки из  глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика,  укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и  пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в  процессе лепки с натуры. Также очень полезны для развития пальцев рук  такие виды деятельности, как аппликационная лепка, рисование, составление  аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей,  мозаика, работа со штампами. Для развития пальцев и различных хваток  маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим  детям – мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской  и играть со своими руками. Детям нужно разрешить, в первую очередь,  использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и  кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами,  тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисти рук, заставляя  напрягаться и расслабляться. Прикосновение   позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре,  влажности и т.д. Постукивание дает возможность получить информацию о  свойствах материалов.        Взятие  в руки позволяет обнаруживать многие интересные свойства  предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.        Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или  твердый, из какого материала сделан.  Познают мир "руками" не только  малыши ­ игрушки, которые требуют  работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Можно дать детям "игру­ шнуровку" ­ набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска  сыра" или какой­нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним  прилагается еще и деревянная иголка. Методика мелкой моторики предполагает и игры с мозаикой, сортировку  пуговиц по размеру, игры с конструктором, полезно также учить "правильно"  рвать бумагу, опускать предметы в отверстия в горлышке бутылки,  пересчитывать мелкий горох. Игра с едой ­ рисовыми шариками, морковными  кружочками. Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени,  а результат не замедлит себя ждать.  Упражнения  для тренировки мелкой моторики дошкольного  возраста: снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире, очищать крутые яйца, чистить мандарины, отшелушивать пленку с жаренных орехов, собирать  с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы  (пуговицы, фасоль, мячики), лепить из теста печенье, лепить из марципановой  массы украшения к торту, стягивать носок с ноги, сдергивать шапку или  косынку с головы, вешать белье, используя прищепки, помогать перебирать  крупу, доставать что­то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью, отлеплять и прилеплять наклейки, перелистывать страницы книги. Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных  образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные  упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют  точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают  концентрировать внимание. Например, «Липкие пальчики», «Трудолюбивые  пальчики», «Улей», «Капустка», «Домик», «Замок», «Пять пальцев»,  «Повстречались», «Раз, два, три, четыре, пять», «Лодочка», «Коза и  козленок». В средних группах можно использовать «Мытьё рук», «Рисование  в воздухе кистями и пальцами рук», «Радужные брызги», «Лепим умелую и  уверенную руку». В старших группах ­ «Прикосновение», «Лепим добрую и  нежную руку». Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кистей рук,  эффективны игры для пальцев с пением. Например, «Что такое большой  палец?», «Большой палец встречает большой палец». Хорошо  известно, что упражнения для пальцев  стимулируют также языковое развитие. Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук  по контуру на бумаги и затем назвать пальцы на рисунке. Ребёнок может  также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны  также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами. Также эффективны игры с мячом, который полезен для стимулирования  развития кистей рук. Дети могут, например, сесть в круг и бросать мяч друг  другу, называя свои имена, части тела или что­нибудь подобное; бросать мяч  в стену; играть в мяч парами; кидать мяч друг другу; играть одновременно с  двумя или тремя мячами; много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его,  не давая ему упасть.  Особое  место отводится такой работе, как штриховка. Вначале для  штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами. Дети  обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и  волнами и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Дети  очень любят играть в «Теневой театр» (при складывании пальцев  определённым образом на стене можно получить изображения различных  животных). Для этого необходимо простое оборудование: экран или стена,  настольная лампа (источник света). Работа  по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста  может осуществляться как в системе коррекционно­развивающих  занятий,  так и в виде рекомендаций родителям. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений  используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие  предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и  радости помогают детям чувствовать себя уверенно при проведении  подобных упражнений. Для того, чтобы их выполнение стало  увлекательной игрой,  можно использовать разнообразные приемы: пальчиковая  гимнастика;  показ при помощи рук  различных изображений («очки», «стул»,  «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение  потешек или сказок; конструирование из счетных палочек; лепка из соленого  теста и теплого воска; обрывание бумаги разной плотности и фактуры  (газетной, картона и др.). Восторг вызывает у детей создание в группе запланированного  беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелки кусочки, подбрасывание  вверх,   любование   их   полетом   («разноцветный   бумажный   дождь»)   с  последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации  («радуга»); сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами  скомконого листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или  аппликации). Нравится детям и выполнение аппликации из природного  материала (семян, яичной скорлупы и т.п.); выкладывание из морской гальки  на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных    изображений (декоративных узоров, геометрических фигур, букв и т.п.);  набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Кроме того, интересно детям нанизывание  бус и пуговиц на проволоку,  тесьму или леску; создание на ткани изображений  и узоров из цветных нитей;  сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок; завязывание бантов и  узлов различной конфигурации; перебирание и сортировка различных круп и  семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.) [10].    Во  время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать  индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение,  желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только  положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку  ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи  вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы  деятельность ребенка была успешной, ­ это будет подкреплять его интерес к  играм и занятиям.  Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые  разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во  время выездов на природу ­ с самого раннего возраста, помогают детям  уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и  шуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины  и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в  дальнейшем. Таким образом, для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях   можно  использовать  пальчиковые игры, различные виды предметно­ практической деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация), игры для пальцев с  пением, игры с мячом, теневой театр, мозаику и другие  средства.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017