Выполнила:
Учитель-дефектолог Волкова А.Е.
Г. Кулебаки, Нижегородская область 2014 год
Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.
Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в социум можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Цели и задачи
Цель:
формирование компенсаторных возможностей, знаний, навыков и умений использования осязания и мелкой моторики как средства познания детей с нарушением зрения. Задачи:
— Определить роль и значение осязания и мелкой моторики в формировании коррекционно-компенсаторных способов ориентации в предметном мире детей с нарушением зрения;
— Охарактеризовать особенности осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения и определить пути и средства оптимизации коррекционно-компенсаторного развития указанной категории;
— Разработать содержание коррекционных минуток по развитию осязания и мелкой моторики.
— Воспитывать у детей усидчивость, доброжелательность, взаимопомощь
v Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
v Пальчиковые игры Виды пальчиковых игр:
q Пальчиковые игры с предметами;
q -Активные игры со стихотворным сопровождением;
q -Игры- манипуляции;
q -Пальчиковые игры на основе сказок;
q -Пальчиковые игры с элементами самомассажа; q -Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
Традиционные методы
Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, обводка, графический диктант, соединение по точкам,
продолжение ряда;
• Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок;
• Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый»,
«Найди такой же на ощупь» и т.д., «Чудесный
мешочек»…
• Пальчиковый театр
приёмы подгрупповых соответствии темами), индивидуальных (в зависимости от результатов диагностики).
мною
3. Формирование осязательного обследования и восприятия предметов
3. Формирование осязательного обследования и восприятия предметов
Ø Методическое пособие по проведению коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста. Нижний Новгород 2005г. Венедиктова М.В.
Ø Ж. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. № 1 2005г.
Ø Ж. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. №3 2004г.
Ø Интернет-ресурсы: Челябинский портал, Nsportal.ru, www maaam.ru.
Ø Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения развитие мелкой моторики. СПб: КОРОНА-Век. 2007г
Ø Мишин М.А., Смирнова И.А., Тюбекина З.Н. «Занятия по мелкой моторике и зрительной гимнастике в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией».
Ø http://lisovskay.ru/
Ø Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. Под ред. Л.И. Солнцевой, 1990 г
Ø Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.