Развитие навыков общения
Оценка 5

Развитие навыков общения

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Взрослым
09.11.2017
Развитие навыков общения
В руководстве для учителя описаны основные этапы развития навыков общения у детей на разных возрастных этапах,арпдржож пап поа чеовампд ыевнап вапр агпшр вапрш вапр вапр вапр ваенг ывапе вапр вап ываеп чвап вап вапр вап ячванпр ывап яывап ячвап ыва.
развитие навыков общения.docx
Возраст Нормативные показатели общения и Критерии и показатели взаимодействия Общение Ребенок ­ Общение Ребенок ­ Младший дошкольный возраст (3­4) Взрослый  Форма общения –  внеситуативно­ познавательная;  Потребность  ребенка в уважении  со стороны  взрослого;  чувствительность к  оценке, которую дает ему взрослый. Потребность в  доброжелательном  внимании,  сотрудничестве и  уважении Главное средство  общения – речь.  Общение на фоне  совместной со  взрослым и  самостоятельной  деятельности  ребенка по  ознакомлению с  физическим миром    Ведущий мотив  общения:  Ребенок  Ведущий мотив  общения со  сверстниками –  ровесник выступает  для маленького  ребенка почти  исключительно как  участник по  совместно!»  практической  деятельности,  окрашенной  положительными  эмоциями.  Основное  содержание  общения:  стремление к  соучастию в  совместных  занятиях (действия  с игрушками,  манипуляции,  убегание).  Основное  содержание  Критерии  Показатели  1. Развитие  познавательного  интереса  (интеллектуальная  сфера) 2.Основные средства  общения со взрослыми 3. Основные средства  общения со  сверстниками 4. Характер игровых  действий  1. возникновение вопросов  по различным темам;  обращенность к  изучаемому объекту;  представления об  окружающем. 2. речь, мимика, жесты. 3.экспрессивно­ мимические движения,  речь. Проявляется в  жестикуляции,  подкреплении своих слов  мимикой, кривляния,  причудливые позы и т.п. 4. Показатели сюжетно­ ролевой игры:  Отдельные игровые действия, носящие  условный характер Роль  осуществляется  фактически, но не   познавательный –  взрослый способен  расширить рамки  мира, доступного для познания детей,  взрослый как  источник знаний о  объектах, опора,  партнер в  обсуждении причин и взаимосвязей в  физическом мире;  взрослый как  источник тепла,  заботы, любви (у  ребенка близкое  соприкосновение со  взрослым).  Основные формы   коммуникативной  потребности:  привлечь внимание  к себе и получить  оценку своим  действиям. Дети  часто действуют  рядом. Но не  вместе. общения со  сверстниками:  эмоционально­ практическая  (соучастие в игре и  стремление к  самовыражению, в  сверстнике  воспринимается  только отношение к  себе). Сверстник  выступает как  дополнение к  игре,т.е. для  дошкольника  достаточно чтобы  сверстник  присоединялся к его (забавам) игре,  действуя с ним, но  действия, желания,  настроение партнера не воспринимаются.  Эмоционально­ 5. Эмоциональная  реакция называется  Сюжет цепочка из  двух действий;  воображаемую  ситуацию  удерживает  взрослый 5. Показатели:  Ведет себя «хорошо»:  Способен играть  вместе с другими,  сотрудничать со  сверстниками,  помогать взрослым.  Может проявлять  заботу о младшем  или животном и  сочувствие к  обиженным. Нормально «плохое»  поведение:  Не хочет  сотрудничать с  другими детьми.  Не хочет  заботиться о  других.  Эмоционально глух  к боли, при­ чиняемой  окружающим  людям и животным.  Истерики, слезы,  крик. (Напоминает 6.Особенности  взаимодействия и  общения со  сверстниками практическое  общение по  содержанию и  средствам  является  ситуативным, т.е.  зависит от  конкретной  ситуации  взаимодействия и от практических  действий  сверстника.  Появление  привлекательного  предмета в ситуации общения младших  дошкольников  может нарушить  взаимодействие  детей: они  переключают свое  внимание на этот  предмет, и н­р,  могут начать  драться из­за него.  Основными  средствами  общения являются  экспрессивно­ мимические  движения и речь.  Однако речь  остается очень   поведение ребенка  более младшего  возраста.) 6. Показатели:  Вначале игра  рядом. Дети  участвуют в  совместных  шалостях. К концу  способны привлечь  другого ребенка  для игры.  Объединяются для  нее по 2 ­ 3  человека. Но еще не распределяют роли, нет взаимодействия персонажей, не  учитываются  игровые желания  другого.  Подражают  действиям с  игрушкой  партнеров. Речь ребенка  состоит из простых  предложений. Дети  беседуют, но не  всегда отвечают  друг другу.   Проявления  интереса к  предметным   ситуативной и  может являться  средством общения  только при  зрительном  контакте и  выразительных  движениях.  Форма общения:  ситуативно­ деловая.  Привлекательность  сверстника в  общении  превосходит  привлекательность  взрослого. Потому  что в общении с  ровесниками через  сравнение себя со  сверстниками  формируется  самосознание,  самооценка.  Сюжетно­ролевая  игра приобретет  коллективный  характер (детям  нравится играть  вместе, а не по  1. Развитие  познавательного  интереса  (эмоционально­ волевая сфера). 2. Характер игровых  действий действиям  партнера, под­ ражание им.  Способность  пригласить  партнера к  выполнению  совместной работы. Попытки наладить  сотрудничество. 1. проявление эмоций,  связанных с познанием;  активность и  самостоятельность;  сосредоточенность и  внимание к познавательное  задаче. 2. Показатель сюжетно­ ролевой игры:  Взаимосвязанные  игровые действия,  имеющие четкий  ролевой характер Роль называется;  дети могут по ходу  игры менять роль   Цепочка из 3­4  взаимосвязанных  действий; дети  самостоятельно  удерживают  воображаемую  Средний дошкольный возраст (4­5)  Форма общения –  внеситуативно­ познавательная;  Потребность  ребенка в уважении  со стороны  взрослого, в  построении  доверительных  отношений,  чувствительность к  оценке взрослого;  потребность в  информации;  потребность во  взаимопонимании,  сопереживании,  сотрудничестве и  уважении Главное средство  общения – речь.   Общение на фоне совместной со  взрослым и  самостоятельной  деятельности  ребенка по  ознакомлению с  физическим миром  Действуют все три  типа мотивов  общения  дошкольников со  взрослыми: деловые, познавательные и  личностные.  Ведущий ­  познавательный –  взрослый способен  расширить рамки  мира, доступного для познания детей,  взрослый как  источник знаний о  объектах, опора,  партнер в  обсуждении причин и взаимосвязей в  физическом мире;  взрослый как идеал,  дающий оценку  детям, которому  стараются  подражать, и на  которого  ориентируются. одному).  Содержание    Потребность в  сотрудничестве со   Общение в игре  общения – деловое  сотрудничество.  Основное  содержание их  коммуникативной  потребности –  стремление  получить признание  и уважение  ровесника. осуществляется на  двух уровнях: на  уровне игровых  взаимоотношений и  на уровне реальных  отношений, которые существуют за  рамками игрового  сюжета, проявление  элементов  конкурентности и  соревновательности.  Идет  распределение  ролей, обсуждение  условий игры,  оценка и контроль  действий других  детей. ситуацию 3. Эмоциональная  реакция 3. Показатели:  Ведет себя  «хорошо» в течение всего времени  пребывания в ДОУ.  Соблюдает  распорядок дня.  Ориентируется во  времени по часам.  Лучше понимает  стремление взрос­ лых к порядку и  опрятности и  способен в какой­то мере помогать им в  этом. Нормально «плохое»  поведение:  Разоблачает любое  отступление в  поведении взрослых от правил.  Бурно реагирует на  ложь взрослых,  допущенную в  разговоре друг с  другом. 4. Показатели:  Игровые  объединения  состоят из 2 ­ 5  4.Особенности  взаимодействия и  общения со сверстниками  (согласование своих действий с  действиями других  детей; потребность  в признании и  уважении  сверстника.   В общении со  сверстниками  доминируют  речевые средства.  (речь ситуативна). сверстниками детей.  Увеличивается  продолжительность  игрового  взаимодействия. Распределяют роли. Согласовывают  игровые действия  по ходу игры.  Появляется ролевое   общение. При  конфликтах  оказывают давление на партнеров, но  чаще пытаются  объяснить партнеру правомерность сво­ их притязаний. Речь ребенка  состоит из сложных предложений. В  беседе дети  адресуют свои  высказывания друг  другу. Могут  учитывать возмо­ жности понимания  слушателя. помощью  взрослого)  разделить материал  и распределить  обязанности при  выполнении работы.  Способность (с Старший дошкольный возраст (5­ 6/7)  Форма общения –  внеситуативно­ личностная;  Действующими  являются все три  вида мотивов в  общении со  взрослыми: деловые, познавательные,  личностные.  Ведущими же  являются  личностные мотивы ­ взрослый как  целостная личность,  обладающая  знаниями, умениями  и социально­ нравственными  нормами.  Потребность в  доброжелательном  внимании,  сотрудничестве,  уважении взрослого  при ведущей роли   Форма общения:  внеситуативно­ деловая.  Присущи  внеситуативные  контакты со  сверстниками.  Появляется  общение, не  связанное с  предметами и  действиями с ними.  Но все же  сохраняется  тенденция общения  на фоне совместной  деятельности  (игры),  подчиняющейся  правилам.  Конкурентность и  соревновательность  возникает чаще из­за несоблюдения этих  правил.   Содержание  Усиление взаимного контроля за  действиями  сверстника.  Стремление к  получению  конечного  результата. 1. исследовательский  подход в решении  умственных задач;  стремление найти решение  задачи; обращенность на  отдельные стороны  познавательной  деятельности; проявление  умения вступать в диалог  по поводу задания. 1. Развитие  познавательного  интереса  (процессуальная  сфера). 2. Характер игровых  действий 2. Показатель сюжетно­ ролевой игры:   Переход к ролевым   действиям,  отображающим  социальные  функции людей Роли распределя­ ются до начала  игры; дети  придерживаются  своей роли на  протяжении всей  игры  Цепочка игровых  действий, 3. Эмоциональная  реакция стремления к  сопереживанию и  взаимопониманию;  потребность в  самопознании;  потребность в  признании со  стороны взрослых.  Содержание  общения:  взаимоотношения,  нормы и правила  сосуществования  людей. Общение на  фоне теоретического и практического  познания ребенком  социального мира и в форме  самостоятельных  эпизодов. Главное средство  общения – речь.  общения – деловое  сотрудничество.  Основное  содержание их  коммуникативной  потребности –  стремление  получить признание  и уважение  ровесника.  По времени –  длительное  общение без  выполнения  практических  действий.  В партнере по  общению  воспринимаются  внеситуативные,  психологические  аспекты личности –  желания, интересы,  настроение.  Формируются  первые  привязанности  между детьми –  предпосылки  дружеских  отношений,  проявляющихся в  объединение детей  на группы по 2­3  объединенных  одним сюжетом,  соответствующим  реальной логике  действий взрослых  3. Показатели:  Теряет  непосредственность в поведении,  «хорошее»  поведение стано­ вится  самостоятельно  поддерживаемой  нормой.  Способен  подчинять эмоции  своим не очень  отдаленным целям.  Удерживает  принятую на себя  роль до окончания  игры или достиже­ ния поставленной  цели.  Начинает  осознавать свои  переживания.  Начинает активно  интересоваться  отношением  окружающих к  самому себе,  формировать свою человека.   Возрастает  дифференциация в  детском коллективе  – одни становятся  популярными,  предпочитаемыми,  другие  отвергнутыми в  общении. 4.Особенности  взаимодействия и  общения со  сверстниками собственную  самооценку. Нормально «плохое»  поведение:  Ложь как форма  ухода от соблю­ дения нормы.  Повышенная  двигательная актив­ ность.  Ябедничество.  Небрежность в  выполнении мо­ нотонных операций. 4. Показатели:  Возрастает   избирательность и  устойчивость  взаимодействия.  При планировании  игры основное  внимание уделяют  согласованию ее  правил,  распределению  ролей. объясняют  партнеру свои  действия и критику  действий другого,  ссылаясь на  правила.   При конфликтах  Сообщения детей  относятся не только к настоящей  ситуации, но  содержат  информацию о  прошедших  событиях.  Дети внимательно  слушают друг  друга. Могут  оказать помощь и  поддержку друзьям. Во взаимодействии  ориентируются на  социальные нормы  и правила.  Самостоятельное  распределение  обязанностей  внутри группы.  Учет мнений членов группы.  Дальнейшее  расширение и  усложнение форм  совместной работы.  Возможность  сотрудничества в  непродуктивных  видах  деятельности.  Доброжелательное  внимание к  партнерам Возраст Методика/методы Причина выбора. Способ проведения. Выбор методов исследования детей Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. Схема наблюдения» по  М.Я.Баясову. Цель наблюдения: выявить  уровень межличностного  общения детей дошкольного  возраста.  Схема наблюдения  включает в себя  единицы наблюдения, способ и форму Низкий уровень: Движения резкие, жесты  хаотичные, преобладает  «жесткое» выражение лица,  «взгляд исподлобья»,  отсутствует глазной контакт,  чувствительность к воздействию  сверстника отсутствует, полное  отсутствие интереса к  действиям сверстника. Средний уровень: Характер движений  импульсивный, жесты  выразительны, порывисты,  преобладающее выражение лица  – улыбка, средняя  чувствительность к воздействию  сверстника, ребенок не всегда  отвечает на действие  сверстника. В общении  нуждается, но не проявляет  инициативы, быстро устает и  прекращает действия со  сверстниками. Высокий уровень: Движения плавные, жесты  естественные, выразительные,  открытый взгляд, высокая  чувствительность к воздействию  сверстника, пристальное  наблюдение и активное  вмешательство в действия  описания  наблюдаемого  явления.   При наблюдении  можно пользоваться  как качественным  описанием событий,  так и  количественным.  Анализ результатов  также может быть  качественным и  количественным.  Единицы (критерии)  наблюдения: мимика,  жесты;  чувствительность к  воздействию  сверстника; степень  эмоциональной  вовлеченности  ребенка в общение со  сверстниками;  характер участия в  действиях  сверстника; степень  выраженности  сопереживания  сверстнику; наличие  потребности в  общении;  продолжительность 2. Методика «Мозаика»  (адаптированный вариант  методики «Кубики Кооса»). сверстников, позитивные оценки  действий сверстника, нуждается  в общении, первый идет на  контакт и стремиться общаться. Цели использования:  обнаружение патологий и  задержек на каждом этапе  развития интеллекта; выявление  одаренных личностей; развитие  наглядно­действенного  мышления. Данная методика направлена на исследование степени  сформированности наглядно­ действенного мышления, а  именно: конструктивного  праксиса, пространственной  ориентировки, внимания,  комбинаторики, уровня  обучаемости, а также умения  взаимодействовать в группе.  общения. Ход работы: Кубики Кооса  перед началом исследования перемешивают. Работа  проводится за столом.  Демонстрируется одна из  карточек с картинкой,  которую в точности  необходимо собрать, не  пытаясь прикладывать  кубики к схеме, тем самым  подбирая нужный узор. Если это тестирование, а не  просто занятие, оценивается  время, за которое  испытуемый справляется с  заданием. На составление  правильного варианта  картинки дается 5 попыток.  Если испытуемый не  справляется с пятой  попытки, тестирование  прекращается. Работа с кубиками Кооса  предполагает  последовательное  возрастание сложности  заданий. Уровни сложности:  использовать только одноцветные стороны;  задействовать вместе с  одноцветными гранями  несколько двухцветных;  составить картинку только  из двухцветных граней;  выполнить задания, в  которых необходимо  поставить один или  несколько элементов на  ребро; задействовать еще  больше элементов;  использовать для работы  менее симметричные схемы;  составлять картинки с  оо б льшим количеством  цветов. Ход работы: Ребенку  предлагают поделить одежду для кукол (если это  девочки) или военную  технику (если это мальчики)  между собой и еще двумя  партнерами по игре, с  которыми он незнаком и  которых он не видит. Для  трех участников игры  экспериментатор предлагает всего пять предметов. 3. поведение ребенка в ситуации  морального выбора. Методика  «подели игрушки» Цель методики: исследование  навыков общения ребенка в  ситуации морального выбора. Оценка результатов теста Если ребенок делит игрушки в  свою пользу, оставляя себе  больше (себе три, другим по  одной), считается, что  моральный выбор он делает  неправильно; если оставляет себе только одну  игрушку, а остальные делит  между другими участниками,  считается, что моральный выбор  сделан им правильно. 4. методика «что такое хорошо и  что такое плохо» Описание проведения:  Учащихся просят привести  примеры: принципиального поступка; зла, сделанного тебе  другими; доброго дела, свидетелем  которого ты был; справедливого поступка  твоего знакомого; безвольного поступка; проявления  безответственности и др. Цель: диагностика  сформированности  нравственных представлений. Интерпретация результатов  теста: Степень сформированности  понятий о нравственных  качествах оценивается по 3­ балльной шкале: 1 балл – если у ребенка  сформировано неправильное  представление о данном  нравственном понятии; 2 балла – если представление о  нравственном понятии  правильное, но недостаточно  четкое и полное; 3 балла – если сформировано  полное и четкое представление. Возможно также проведение  структурированной беседы на  тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о  справедливом или  несправедливом поступке и  обсуждают его. Ребенку задают  следующие вопросы: «Как  называется такой поступок?»,  «О каком справедливом  поступке ты можешь рассказать  сам?» и т. д. 5. особенности навыков общения  детей. беседа с неоконченными  ответами «как бы ты поступил,  если бы..» Цель: выяснить особенности  взаимоотношения детей. 6. «Каков ребенок во  взаимоотношениях с  окружающими людьми?», Г.А.  Урунтаева. Эта методика представляет  собой опросник,  предназначенный для  экспертного оценивания  коммуникативных качеств  личности ребёнка­дошкольника.  Межличностные отношения или  функционально связанные с  ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном  случае определяются небольшой группой независимых взрослых  людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители  (родственники), воспитатели и  другие педагогические  работники дошкольных учебно­ Ход работы: проводилась  беседа с неоконченными  ответами. Вопросы: 1) дети  играли в группе, им было  очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что  бы ты сделал? 2) если бы ты играл в  строителей с другими  детьми, и кому­то не  хватило бы кубиков на  постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были  кубики? 3) и т.п. Коммуникативно­ личностный опросник для  родителей, воспитателей и  родственников ребенка1 1. Добрый ли ваш ребёнок? а) да, б) нет, в) когда как, г)  не знаю. 2. Внимательный ли ваш  ребёнок? а) да, б) нет, в) когда как, г)  не знаю. 3. Правдивый ли ваш  ребёнок? а) да, б) нет, в) когда как, г)  не знаю. 4. Вежливый ли ваш  ребёнок? воспитательных учреждений.  Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребёнку не менее двух­трёх человек при  условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребёнка. С помощью  приводимого далее опросника  оцениваются следующие  коммуникативные качества и  виды отношений ребёнка с  людьми. 1. Доброта. 2. Внимательность к людям. 3. Правдивость, честность. 4. Вежливость. 5. Общительность. 6. Щедрость. 7.Отзывчивость, готовность  прийти на помощь. 8. Справедливость. 9. Жизнерадостность.  10.Ответственность. Интерпретация: За каждый  ответ типа «да» ребёнок  получает 1 балл. За каждый  ответ типа «нет» ему  приписывается 0 баллов.Каждый ответ типа «когда как» или «не  знаю» расценивается в 0,5 балла. В итоге подсчитывается общая  сумма баллов, набранных  а) да, б) нет, в) когда как, г)  не знаю. 5. Общительный ли ваш  ребёнок? а) да, б) нет, в) когда как, г)  не знаю. 1В том случае, когда на  вопросы данного опросника  отвечают не родители или  родственники ребёнка, а  воспитатели, в  формулировку каждого  вопроса необходимо вместо  слова «ваш» включать  настоящее имя ребёнка,  например: «Добрый ли  мальчик Серёжа?» Отвечая  на вопросы опросника,  опрашиваемые выбирают и  отмечают в опроснике тот  вариант ответа, который  считают наиболее  правильным. Часть I. Психологическая  диагностика. 6. Щедрый ли ваш ребёнок? а) да, б) нет, в) когда как, г)  не знаю. 7. Отзывчивый ли ваш  ребёнок? Всегда ли он готов  прийти на помощь другим? 7. «Диагностика развития  общения со сверстниками»  (Орлова И.А., Холмогорова В.М.). 8. Социометрическая методика  «Два домика» (по Т.Д.  Марцинковской). ребёнком по всем десяти  коммуникативным качествам  личности. В том случае, если  ребёнка оценивали при помощи  данного опросника несколько  человек, берётся их средняя  оценка. К примеру, если со  стороны двух воспитателей  ребёнок получил следующие  оценки: 0,5 и 0,5, а со стороны  родителя, принимавшего участие в его оценке, — 1,0 балла, то его средняя будет приблизительно  равна 0,7 балла. а) да, б) нет, в) когда как, г)  не знаю. 8. Справедливый ли ваш  ребёнок? а) да, б) нет, в) когда как, г)  не знаю. 9. Жизнерадостный ли ваш  ребёнок? а) да, б) нет, в) когда как, г)  не знаю.  10. Ответственный ли ваш  ребёнок? а) да, б) нет, в) когда как, г)  не знаю. Цель: определить круг  значимого общения ребенка,  особенности взаимоотношений в  группе, выявление симпатий к  членам. Диагностика  межличностных отношений  детей дошкольного возраста. Оборудование: Лист бумаги, на  котором нарисованы два дома.  Один из них – большой  красивый, красного цвета, а  другой – маленький, черного  цвета. Инструкция: «Посмотри на  эти домики. Представь себе,  что красный домик  принадлежит тебе, в нем  много красивых игрушек, и  ты можешь пригласить к  себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек  совсем нет. Подумай и  скажи, кого из ребят своей  группы ты пригласил бы к  себе, а кого поселил бы в  черном домике». Ход исследования: В процессе исследования  педагог­психолог  индивидуально беседует с  каждым из детей, а  воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть  “присматривает” за  ребятами, которые либо уже  выполнили задания  методики и освободились,  либо ждут свой очереди. Взрослый записывает, кто,  где поселится, затем  спрашивает, не хочет ли  ребенок поменять кого­ нибудь местами, не забыл ли  кого­нибудь. Если воспитательная группа  насчитывает 10–15 человек,  ребенку предлагают сделать  до 3 положительных и  отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек  – до 5 выборов. В том  случае, если ребенок не  желает никого выбирать,  воспитателю не стоит  настаивать на принятии им  решения. Ход работы: Сегодня все  дети вашей группы по  секрету, чтобы пока никто  9. Игра «Секрет»/ «Подарок»   (социометрия). Цель: выявить уровня  сформированности личных  взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Цель: выявление положения  (социометрического статуса)  ребенка в группе детского сада,  его отношения к детям, а также  представления об отношении  сверстников к нему; степени  доброжелательности детей друг  к другу, их эмоционального  благополучия. не знал об этом, дарят друг  другу картинки (игрушки).  Здесь на столе лежат  картинки (игрушки),  которые ты можешь  подарить. А другие дети  подарят тебе, ведь сегодня  все друг другу дарят. Ты  хочешь подарить картинки  (игрушки) детям вашей  группы? (Получив  положительный ответ,  взрослый продолжает).  Тогда выбери, пожалуйста,  картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится.  Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить?  Почему? Получив ответ, взрослый  предлагает положить  подарок под подушку  названному сверстнику, если эксперимент проводится в  спальне, или в шкафчик,  если с ребенком беседуют в  раздевалке. Кому из детей ты хочешь  подарить вторую картинку  (игрушку)? Почему? А  третью? После того, как все подарки разложены, взрослый задает  ребенку вопросы: «Есть в  вашей группе такие дети,  которым тебе совсем не  хочется дарить? Почему?  Как ты думаешь, кто из  детей тебе подарит?  Почему? А кто из детей не  захочет тебе дарить?  Почему?» Ответы фиксируются в  протоколе. По окончании  эксперимента взрослый  благодарит ребенка и просит его хранить секрет. Чтобы  исключить возможность  сговора, ребенка провожают  в другое помещение. Когда  все дети группы сделают  свой выбор, педагог­ психолог выявляет детей,  которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2  картинки (игрушки), а затем  приглашает всех в спальную  (или раздевальную) комнату, чтобы получить подарки от  сверстников. При этом  желательно регистрировать  поведение и высказывания  детей.

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения

Развитие навыков общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017