Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
15.03.2018
Человечество
переживает новый этап цивилизационного развития - постиндустриальное общество,
в котором осмысливаются или осуществляются процессы развития человека и его
образования. На первом месте стоит человек, обладающий гораздо большей мерой
свобод и ответственности, как за собственное благополучие, так и за
благополучие общества.
Интегральным
показателем качества в контексте модернизации образования является
компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а
характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные
знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика
деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой.doc
Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой
образовательной компетенции
Человечество
переживает новый этап цивилизационного развития - постиндустриальное
общество,
в котором осмысливаются или осуществляются процессы развития человека и
его
образования. На первом месте стоит человек, обладающий гораздо большей
мерой
свобод и ответственности, как за собственное благополучие, так и за
благополучие общества.
Интегральным
показателем качества в контексте модернизации образования является
компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а
характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации
полученные
знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить
ученика
деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах
жизнедеятельности.
Проектируемое
на такой основе образование сможет обеспечить целостное
компетентностное
образование [5, с.60].
Идеи
модернизации образования на компетентностной основе активно
обсуждаются и
разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.Н. Бондаревской,
А..Н.Дахиным, Э.М.Днепровым, И.А.Зимней, В.А.Кальней, С.В.Кульневичем,
О.Е.Лебедевым, Е.А.Ленской, А.А.Пинским, В.В.Сериковым, А.П.Тряпициной,
И.Д.Фруминым, В.Д.Шадриковым, С.Е.Шишовым, А.В.Хуторским
Б.Д.Элькониным и др.
Компетентностный
подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к
знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт
решения
жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е., относящийся ко многим
социальным
сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Как указывает
Б.Д.Эльконин,
"мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной
формы знаний (знаний "на всякий случай", т.е. сведений) [1, с.10].
Следуя
этому, компетентностный подход выдвигает на первое место не
информированность
ученика, а умение решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1)
в
познании и объяснении действительности; 2) при освоении техники и
технология;
3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных
поступков; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей
гражданина,
члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 5) в
правовых нормах и административных структурах, в потребительских и
эстетических оценках; 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в
профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на
рынке
труда; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного
самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения
конфликтов.
Вслед
за Ю.В.Громыко [2], В.А.Болотов, и В.В.Сериков [1] определяя специфику
компетентностного обучения, указывают на то, что усваивается не "готовое
знание", кем-то предложенное к усвоению, а "прослеживаются условия
происхождения данного знания". Ученик сам формулирует понятия,
необходимые
для решения задачи.
Таким
образом, актуальным для нас, является утверждение о том, что при
компетентностном подходе "учебная деятельность, периодически приобретая
исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама
становится
предметом усвоения" [1,с.11].
Особо
обращаем свое внимание на образовательную компетенцию ученика как
совокупности
взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта
деятельности необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-
значимую
продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной
действительности [5,
с.60]. В структуре образовательной компетенции особый интерес вызывает
ключевая
компетенция, которая относится к общему (меттапредметному) содержанию
образования;
Общие
учебные умения и навыки находят свое отражение в образовательной
компетенции,
которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга
знания и
умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого
выделенного
направления присутствует соответствующая совокупность образовательных
компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер [5, с.60].
Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что в дидактике не только
нет
четкого определения понятию "общие учебные умения и навыки", но и
существуют разночтения в их наименованиях: "специальные умения",
"над-предметные умения", "универсальные способы получения и
применения знаний", "базовые умения учебной деятельности",
"первичные умения", "способы учения", "обобщенные
умения", "навыки учебного труда" и т.д. (А.А.Боброва,
Б.М.Богоявленский, В.А.Кулько, Н.А.Менчинскоя, А.В.Усова, Т.Д.Цехмистрова,
Г.И.Щукина, Н.А.Лошкарева, Ю.К.Бабанский и др.). В образовательных
стандартах,
также отсутствует определение понятия общие учебные умения и навыки, но
вместе
с тем раскрывается его структура. Современная
образовательная ситуация складывается таким образом, что обращение к
этому
понятию становится очевидным. Что же лежит в основе общих учебных
умений и
навыков - деятельность, действия, качества, умения и навыки?
Рассмотрим
более подробно понятие "умение". В педагогике и психологии
отсутствует единое, научно обоснованное определение понятия "умение".
Разнообразие мнений обосновывается тем, что данная категория
рассматривается и
как категория психологическая, и как категория педагогическая, обладающая
многокомпонентной структурой. Следовательно, это объясняет различия в
подходах
к рассмотрению понятия "умение" Анализируя представленные
исследователями концептуальные подходы к рассмотрению понятия
"умение", можно дать следующие пояснения:
во-первых,
деятельностный подход, рассматривает умение как категорию деятельности.
Это
позволяет раскрыть содержательную и операциональную стороны развития
умения, но
не затрагивают существенных изменений в личностной сфере учащихся.
Умение
определяется как знание в действии, т.е. применение знаний в
учебно-познавательной деятельности как способ и качество деятельности. В
этом
случае процесс развития умений рассматривается в неразрывной связи с
единством
внешних процессов и психической деятельности.
во-вторых,
личностный подход дает основание рассматривать умение как качество
личности,
умение как личностное свойство, как способность ученика к
целенаправленной
деятельности, как основанную на знаниях способность достичь сознательно
поставленной цели.
в-третьих,
личностно-деятельностный подход обосновывает то, что умение формируется
в
деятельности, определяется ее объективными особенностями, но, кроме того,
умение проявляет себя и как способность к целенаправленной деятельности и
является важной характеристикой личности. При данном подходе умение
является
важным компонентом процессуально-деятельностной стороны обучения,
рассматривается как способность и результат деятельности с одной стороны,
и как
способность и качество личности с другой стороны.
Таким
образом, согласно компетентностному подходу, мы придерживаемся
последней
позиции, которая дает нам возможность включить умение и в структуру
учебных действий и рассматривать как компонент учебной деятельности, и быть
неотъемлемой интегративной характеристикой личности одновременно.
Это
дает нам основание придерживаться не традиционная точка зрения
(К.К.Платонов,
А.В.Петровский, Н.Д.Левитов, А.А.Степанов и др.), которая сводится к тому,
что
навыки возникают раньше умений.
В
нашем понимании использование имеющихся знаний и навыков для выбора и
осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью, есть
умение.
В
основу рабочего определения понятия "умение", мы берем концепции
А.В.Петровского [4] и К.К.Платонова [3] и рассматриваем умение - как
способность к владению сложной системой психических и практических
действий,
необходимых для целесообразной регуляции деятельности по достижению
нужного
(необходимого) качества, которое характеризуется выполнением действий в
соответствующее время и переносом в новые условия, на основе имеющихся у
субъекта знаний и навыков.
Способность
нами понимается, как совокупность таких свойств личности, которые
определяют
успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней [3,
с.91].
Система
психических и практических действий (по А.В.Петровскому) включает отбор
знаний,
связанных с задачей, выделение существенных для задачи свойств,
определение на
этой основе системы преобразований, контроль результатов путем их
соотнесения с
поставленной целью и корректировку на этой основе описанного процесса.
Таким
образом, умение является характеристикой и деятельности, и личности.
Поэтому с
позиции системного, личностно-деятельностного и компетентностного
подходов
умение является способностью целостной и интегративной.
Целостность
нами понимается как общее свойство систем, которое дает ей возможность
функционировать в качестве отдельного качественно определенного явления.
Существуют
различные подходы к описанию целостности систем (А.А. Малиновский, Л.П.
Станкевич и др.), однако наиболее характерным свойством целостности
системы
является приобретение его новых интегративных качеств, не сводящихся к
сумме
свойств и качеств, присущих отдельно взятым компонентам системы. В
целостной
системе связь между компонентами настолько тесна, что изменение одного из них
вызывает изменения других, а нередко и системы в целом .
Общие
учебные умения и навыки представляют собой целостную взаимосвязь
внешних и
внутренних действий, представленных первоначально как навык и затем как
интегративная способность - умение, проявляющая себя в образовательных
компетенциях, и в дальнейшем, представляющая себя в новом качестве как
компетентность.
Следовательно,
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, можно определить как совокупный
компонент
ключевой образовательной компетенции, представленный целостной,
интегративной
способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет
активно и
сознательно управлять ходом своей учебной деятельности.
Результатом
развития ОУУН учащихся является личность школьника, наделенная такими
характеристиками как самоорганизуемая, самообразованная и
саморазвивающаяся -
компетентная в сфере образования.
Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции
Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции
Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции
Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции
Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.