В данной работе рассматривается вопрос формирования и развития основ читательской компетенции у учащихся как среднего звена, так и у учащихся старших классов. Автор статьи подчеркивает необходимость непрерывной деятельности в данном направлении, показывает возможные этапы такой работы, акцентирует внимание на творческой деятельности подростков.
Развитие основ читательской компетенции.docx
Развитие основ читательской компетенции
Сегодня складывается мнение, что в современном информационном обществе совсем
необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или
дисплея. Наши дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать,
ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.
Здесь возникает противоречие. С одной стороны ученик получает огромное
количество информации, с другой – не всегда понимает ее смысл и глубину. Я
соглашусь с мнением Яна Амоса Коменского: «читать и не понимать то же, что
совсем не читать».
Проблема осознанного чтения поднималась в работах многих ученых, методистов,
которые рассматривали ее в разных аспектах.
В 2011 году, когда я начала работать в 5 классах, я провела исследование
читательских интересов учащихся.
Результаты опроса показали низкий уровень читательской активности. Хотя и
большинство ребят написали, что они любят читать, их интерес ограничивался
школьной программой, многие не могли вспомнить автора прочитанного
произведения, что указывает на поверхностное восприятие текста.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам общего
образования большое внимание уделяется формированию и развитию основ
читательской компетенции.
И это нацелило меня на реализацию, с одной стороны, банального, с другой – весьма
амбициозного проекта «Человек читающий». Результатом должна стать личность,
квалифицированно читающая, умеющая анализировать и интерпретировать научные,
публицистические, художественные тексты.
Процесс реализации поставленной цели я условно разделила на несколько модулей.
1. Человек читающий – человек грамотный
Современные дети практикоориентированные, прежде чем выполнить какоелибо
задание, они спрашивают: а зачем это нужно? Поэтому, на мой взгляд, сегодня
подросткам необходимы веские аргументы в целесообразности чтения.
Один из таких аргументов – практическая грамотность. На каждом уроке я стремлюсь показать учащимся неразрывную связь русского
языка с литературой. Этому аспекту уделял внимание ученыйлингвист Н.М.
Шанский, методистязыковед А.В. Текучев и другие. Опираясь на их наработки, я
применяю текстоориентированный подход в преподавании русского языка. Этот
подход можно использовать как применительно к одному тексту, так и к
сверхтексту, т.е. к совокупности нескольких текстов, имеющих чтото общее
(автора, тему, идею).
Так, изучение темы «Сложноподчиненные предложения» начинаю со
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».
Параллельно на уроке литературы изучается философская лирика поэта.
А тему «Однородные члены предложения» в 8 классе я рассматриваю на основе
нескольких произведений Н.В. Гоголя, т.е. на сверхтексте.
Такой подход обеспечивает
взаимообогащение предметов.
межпредметную интеграцию, происходит
Важным требованием стандарта является обучение проектированию. Мои ученики
разрабатывают проекты, в которых формирование грамотности проходит через
художественный текст.
Например, «Употребление слов с непроверяемыми безударными гласными в корне
слова в произведениях А.С. Пушкина», «Текстообразующая роль числительных в
повести А. Жвалевского и Е. Пастернака «Время всегда хорошее». Эту работу я
продолжаю в рамках элективного курса «Усложненный синтаксис русской
классической литературы».
Учащиеся одновременно изучают произведения на уроках литературы и
проводят их лингвистический анализ на уроках русского языка, следовательно,
более глубоко и осмысленно прочитывают тексты.
2. Человек читающий – это человек мыслящий.
Все дети знают, что книгу читают, но даже далеко не каждый взрослый школьник
понимает, что читать книгу можно поразному. Умение поразному читать
предполагает способность анализировать текст. Принято выделять фактуальную,
подтекстовую и концептуальную информацию (Гальперин И.Р.). Если образно, то
текст представляет собой слоеный пирог, а задача ученика – научиться эти слои
отделять друг от друга и видеть их взаимосвязь. Более привычной и понятной для нас и для учеников является работа с
фактуальной и концептуальной информацией. Трудность вызывает подтекстовая
информация. "А что есть чтение как не разгадывание, извлечение тайного,
оставшегося за строками, за пределами слов". Это высказывание М. Цветаевой
говорит о том, что нужно уметь "беседовать" с текстом, вести с ним диалог.
С этой целью я использую метод решения литературных задач. Это задания,
рассчитанные на глубокое прочтение текста, решение которых помогает понять
подтекстовый смысл. Обратимся к стихотворению А.Ахматовой.
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.
Когда А. Ахматова впервые опубликовала это стихотворение, то она поставила
под ним дату 1914 год. На самом же деле стихи написаны 19 августа 1921 года.
Почему Ахматова изменила дату при публикации стихотворения? Меняется ли
смысл стихотворения от того, какая дата стоит под текстом?
Фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию можно связать
воедино, используя известный метод «кроссенса». Мне, как филологу, ближе
название «Пересечение смыслов».
В процессе анализа романа И.А. Гончарова «Обломов» ученикам необходимо
из школьников
было охарактеризовать образ О.Ильинской. Один
заинтересовался, почему Ольга не пользуется популярностью в светском обществе,
красива ли она? Результатом его размышлений стало «пересечение смыслов».
Рассматривая портрет Ольги Ильинской, учащийся обратил внимание на сходство
в описании героинь Гончарова и Шекспира. А, как известно, в 130 сонете
Шекспира лирический герой воспевает естественную красоту. Значит, Гончаров
рассчитывал, что читатель заметит это сходство и сделает правильный вывод:
Ольга обладает естественной красотой, в нет «ни жеманства, ни кокетства,
никакой лжи, никакой мишуры…». Умение видеть в тексте одного автора
произведение другого, т.е. так называемый прецедентный текст, говорит о
глубоком осознанном прочтении. 3. Человек читающий – это человек, ориентирующийся в мире литературы.
На мой взгляд, учитель не ведет, а открывает дверь… Дальше надо идти самому.
Свободу в выборе литературных произведений обеспечивают уроки внеклассного
чтения. Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать интерес к
художественному слову, я составляю список книг, предлагаю их ученикам,
ребята вносят свои предложения, что уже мотивирует их на чтение за рамками
школьной программы. Так мы вместе формируем своеобразный читательский
портфель. В этом году на уроках внеклассного чтения мы прочли роман А.
Фадеева «Молодая гвардия», повесть В. Закруткина «Матерь человеческая»,
«Письма о добром и прекрасном» Д. Лихачева.
Следует обратить внимание на то, что учащиеся не только выбирают тексты, но и
самостоятельно проводят уроки внеклассного чтения. И это уже следующий
уровень формирования человека читающего.
4. Человек читающий – человек творческий
Известный психолог Н.И. Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что
«чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей».
В целях развития творческих способностей учеников я применяю метод
«Сторителлинг» или «Рассказывание историй».
Этот метод наиболее эффективен в 56 классах.
после изучения
произведения учащимся дается задание: рассказать историю на определенную
Так,
тему. Например, изучение рассказа Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского
острова» завершилось рассказыванием истории на тему «Что сильнее времени».
Красной нитью во всех историях прошла тема памяти.
Многие мои ученики пробуют себя в поэзии, пишут прозу. Среди них – Пчелова
Анастасия – начинающий поэт. Ее стихи опубликованы в нескольких журналах.
Она победитель международного экопросветительского конкурса «Бунинские
Озерки» в номинации «Проба пера».
5. И, конечно, человек читающий – человек успешный
Я считаю, что система моей работы по формированию читательской компетенции
приносит свои результаты. Это положительная динамика качества знаний по
русскому языку и литературе, высокий средний балл на ОГЭ, наличие гуманитарной профильной группы, победители и призеры муниципального,
регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников.
Опыт работы в данном направлении я неоднократно представляла на семинарах
и конференциях различного уровня, имею публикации по теме, осуществляю
взаимодействие с коллегами из гимназии №40 г. Калининграда в рамках сетевого
проекта «Читать, чтобы помнить».
Итак, человек читающий –это человек грамотный, мыслящий, творческий,
успешный.
В век информатизации и технологизации обучения важно не потерять то главное,
что заставляет читателя задуматься, вступить в диалог с книгой, не потерять то
главное, что формирует человека.
Развитие основ читательской компетенции
Развитие основ читательской компетенции
Развитие основ читательской компетенции
Развитие основ читательской компетенции
Развитие основ читательской компетенции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.