Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.
Оценка 5

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Детсад
17.06.2019
Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений в условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одна из основных задач педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!». Одной такой педагогической технологией, которая охватывает образовательные области познавательное и речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является сторителлинг.
КОНЦЕПЦИЯ.doc
Развитие познавательно­речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг. Федеральный   государственный   стандарт   дошкольного   образования   (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей   в   соответствии   с   их   возрастными   и   индивидуальными   особенностями   и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений в условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые   средства   и   методы,   которые   соответствуют   целям   и   требованиям дошкольного образования. Одна из основных  задач   педагога – выбрать  оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Современные   педагогические   технологии   в   дошкольном   образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!». Одной   такой   педагогической   технологией,  которая   охватывает   образовательные области   познавательное   и   речевое   развитие   в   соответствии   с   ФГОС   ДО   и способствует   достижению   поставленных   целей   путем   объединения   совместных усилий, является сторителлинг. Сторителлинг  –   это   эффективная   педагогическая   технология,   которая направлена,   посредством   истории   с   конкретной   структурой   и   занимательным героем, на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Основная идея проекта: Использование   технологии   сторителлинг   помогает   достаточно   эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении: формировать познавательно­речевую активность, воспитывать системное мышление, учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения   и   навыки   взаимодействия   и   общения,   индивидуального   и   совместного принятия   решений,   воспитывать   ответственное   отношение   к   делу,   социальным ценностям. Актуальность проблемы: 1. Засилие гаджетов, отсутствие живого речевого общения. 2.   Отсутствие   свободного   времени   у   родителей   приводит   к   дефициту   речевого общения с детьми. Как результат ­ негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе, безволие, склонность к жестокости. 3.  Сторителлинг помогает  не только  развить  речь ребёнка,  но  и раскрывает  его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. 4.   Реформы   в   сфере   образования   и   модернизации   современного   общества   учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействия с родителями. Социальная значимость. Дошкольное   детство   –   это   радость,   игра,   это   период   первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» ­ говорил В.А. Сухомлинский. Сторителлинг  –   это   один   из   методов,   который   не   требуя   больших   затрат, способствует   развитию   коммуникативной   культуры,   расширяет   познавательные возможности   дошкольников.   Применение   обучающих   историй   позволяет воздействовать как на разум, так и на эмоции детей, мотивируя их к познанию. Современность   диктует  новые   подходы   к   образованию  и   воспитанию подрастающего   поколения.   Практика   устных   рассказов,   сказок   соединяясь   с цифровыми   технологиями,   становится   новшеством   в   воспитательно­ образовательном   процессе.   Обладая   высоким   дидактическим   потенциалом, сторителлинг  может  быть  использован   для  решения  целого   ряда  педагогических задач:   передачи   информации,   повышения   мотивации   дошкольников   и   развития коммуникативных и ИКТ ­ компетенций. Считаем,   что   применение   технологии   сторителлинг   в   образовательной деятельности   будет   способствовать   развитию   познавательно­речевой   активности детей старшего дошкольного возраста. В   ходе   работы   над   опытом   было   выявлено  противоречие:  между необходимостью   развития   познавательно­речевой   активности   детей   старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью условий, использования разнообразных технологий для осуществления данного процесса. В   связи   с   этим,   возникла  проблема:   каковы   педагогические   условия использования   технологии     сторителлинг   для   развития   познавательно­речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Указанная   проблема   позволила   нам   определить  тему  педагогического исследования   «Развитие   познавательно­речевой   активности   детей   старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг». Объект исследования: процесс развития познавательно­речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет   исследования:   педагогические   условия   развития   познавательно­ речевой   активности   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   посредством технологии сторителлинг. Цель:   выявить   и   экспериментальным   путем   проверить   педагогические условия развития познавательно­речевой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг. В соответствии с целью были выявлены следующие задачи: Уточнить   понятие   «познавательно­речевая   активность»   Выявить   особенности   развития   познавательно­речевой   активности  педагогической литературе.  посредством  технологии сторителлинг.  Экспериментальным путем выявить эффективность педагогических условий использования   технологии   сторителлинг   для   развития   познавательно­речевой активности детей старшего дошкольного возраста.   в   психолого­ Изучение   психолого­педагогической   литературы   по   теме   исследования позволил   выдвинуть   следующую  гипотезу:   развитие   познвательно­речевой активности посредством технологии сторителлинг у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной, если реализуются следующие педагогические условия:   Включить технологию сторителлинг в познавательно­речевую деятельность. Поэтапная реализация технологии сторителлинг, которая включает в себя:     Для   решения   поставленных   задач   и   проверки   гипотезы   были   использованы вступление; развитие события; кульминация; заключение. следующие методы исследования:  1.Теоретические  (анализ психолого­педагогической, методической, другой научной литературы; изучение и обобщение педагогического опыта).       2. Эмпирические (диагностика, наблюдение, анализ результатов экспериментальной работы). Экспериментальной базой исследования выступило МАДОУ детский сад № 10.   В   эксперименте   приняли   участие   старшие   дошкольники   (10   человек). Исследование осуществлялось в период с сентября 2017 года по май 2018 года по этапам:  Подготовительный   (аналитический):  изучение   литературных   источников, практического опыта педагогов дошкольных образовательных учреждений, анализ ФГОС ДО по проблеме исследования (сентябрь 2017 года)  экспериментальное   изучение   эффективности   применения элементов технологии сторителлинг, как условия  развития познавательно­речевой активности детей старшего дошкольного возраста (октябрь 2017 года – май 2018 года)    оформление экспериментальных   материалов,   определение   перспектив   развития   данной проблемы (май 2018 года). Заключительный:  анализ   и   интерпретация   результатов,   Основной:  На первом этапе нами были изучены психолого­педагогическая литература о познвательно­речевой активности детей старшего дошкольного возраста. В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном   языке.   Мысли   о   необходимости   обучения   родному   языку   впервые   годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов. Широкую   известность   получили   труды   Ефима   Ароновича   Аркина   (1873   ­ 1948).   Он   считал   речевое   общение   детей   со   взрослыми   источником   познания маленьким   ребенком   окружающего   мира.   В   монографии   "Ребенок   от   года   до четырех лет" (1931), а также в ряде статей,  Аркин прослеживает изменение словаря и   грамматических   форм   детской   речи;   опираясь   на   труды   И.П.   Павлова,   В.М. Бехтерева,   объясняет   психофизиологические   механизмы   речи,   природу   первых голосовых   реакций,   показывает   взаимосвязь   развития   речи   и   интеллекта, ритмические колебания в развитии речи. Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность   Елизаветы   Ивановны   Тихеевой   (1867   ­   1944),   известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она   определила  основные   задачи   (разделы)   работы   по   развитию   речи детей в детском саду:  развитие   речевого   аппарата   у   детей,   его   гибкости,   четкости,   развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена   стройная система работы над словом. Дошкольный возраст ­ это один из главных этапов развития речи. В   дошкольном   возрасте   ребенок   должен   овладеть   таким   словарем,   который позволил   бы   ему   общаться   со   сверстниками   и   взрослыми,   успешно   обучаться   в школе,   понимать   литературу,   телевизионные   и   радиопередачи   и   т.   д.   Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Одним   из   принципов   обогащения   словаря   дошкольников   является   связь содержания   словарной   работы   с   постепенно   развивающимися   возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким   образом,   содержание   словарной   работы   усложняется   от   одной возрастной группы к другой. Для   того   чтобы   развитие   и   обогащение   словаря   детей   шло   успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы. Так, взрослые, читая ребенку, небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В   результате   речь   отражает   не   только   то,   что   уже   известно   ребенку   из собственного опыта, но и вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий.   Он   сам   начинает   рассказывать,   иногда   фантазируя   и   очень   часто отвлекаясь от реальной ситуации. Одним   из   важнейших   разделов   дошкольной   педагогики   является познавательно   –   речевая   активность   и   она   направлена   на   умственное   развитие ребенка. познавательно­речевой активности детей.   Успешность   школьного   обучения   зависит   от   организованной В настоящее время познавательно – речевая активность детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и уделяют должное время на формирование познавательно – речевой активности детей. Известны   случаи,   когда   бедный   словарный   запас   ведет   к   агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то,   что   видит,   что   знает,   что   чувствует,   а   достижения   ребенка   в   познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Приемы формирования познавательно­речевой активности: Наглядные   ­   наблюдения,   рассматривание   картин,   демонстрация  фильмов, слайдов, презентаций.  моделирование, деятельность.  художественного слова. Практические   ­   упражнения,   игры,   эксперименты   и   опыты,   исследовательно   ­   поисковая   проектная   деятельность, Словесные   ­   рассказ,   чтение,   вопросы,   беседы,   использование Основные задачи познавательно­речевой активности: Обогащать   познавательную   сферу   детей   информацией   через   занятия, Обогащать   эмоционально   ­   чувственный   опыт   в   процессе Помочь   упорядочить   сведения   об   окружающем   мире,   формировать  наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.  непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.  представления его целостности.  положительные эмоции, умение их проявлять.  Создать   условия,   способствующие   выявлению   и   поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно ­ речевой деятельности.  Поддерживать условия для развития познавательно ­ речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности. Формировать   бережное   отношение   к   окружающему   миру,   закреплять Развивать   речь   ребенка,   не   включая   его   в   познавательную   деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей,   делая   ее   более   целенаправленной   и   осознанной.   Чтобы   правильно организовать   познавательно­речевую   активность   можно   выделить   следующие направления:  Речь   самого   педагога,   которая   имеет   обучающую   и   воспитательную направленность.  Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями.  Развитее любознательности. Любознательность ­ качество присущее всем детям. Оно   выражается   в   активном   интересе   к   окружающему   миру,   в   стремлении   всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие.  Сенсорное   воспитание.   Поскольку   для   ребёнка   дошкольника   познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий.  Игра. Одним из самых действенных средств познавательно­речевой активности дошкольников является игра:  Сюжетно­ролевые   игры   расширяют   представления   об   окружающем   мире, способствуют развитию речевого диалога.  Игры­драматизации   способствуют   более   глубокому   пониманию   смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.  Строительно­конструктивные   игры   развивают   конструктивные   способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.  Дидактические   игры   занимают   особенно   важное   место   в   этой   работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.  Игры­эксперименты   ­   особая   группа   игр,   которые   очень   эффективны   в решении познавательно­речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему,   решать   её,   анализировать   и   сопоставлять   факты,   делать   выводы,   и добиваться результата. Развивая   познавательно­речевую   активность   ребенка­дошкольника,   педагог должен   стремиться   создать   такие   условия   для   его   жизни,  развития   и   обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувственное восприятие мира позволило ребенку стать личностью. Современные   подходы   в   образовании   подталкивают   педагогов   к   поиску   и внедрению новых технологий в дошкольных образовательных организациях. Таким   образом,   анализируя   психолого­педагогическую   литературу   по позвнавательно­речевой   активности   мы   пришли   к   выводу,   что  одной   такой педагогической   технологией,  которая   охватывает   образовательные   области познавательное   и   речевое   развитие   в   соответствии   с   ФГОС   ДО   и   способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является сторителлинг. Практика   устных   рассказов,   соединяясь   с   цифровыми   технологиями, становится новшеством в воспитании и обучении детей. Одной из таких новейших технологий   является   технология   сторителлинга.   Сторителлинг   –   это   искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом   Армстронгом,   руководителем   интернациональной   фирмы   Armstrong International. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный   общепсихологический   фактор:   истории   выглядят   более   живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или   директивы.   Они   быстро   запоминаются,   им   дают   больше   значимости   и   их влияние на поведение людей сильнее [5, с. 23]. Термин «сторителлинг» употребляется в последнее время все чаще. Данный термин пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство   увлекательного   рассказа.   Первоначально   техника   сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних   корпоративных   коммуникаций.   В   настоящее   время   данная   техника активно используется и в образовании. Сторителлинг   –   это   формирование   психологических   взаимосвязей,   целью которых   выступает   управление   вниманием   и   чувствами   слушателя,   расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время. Для   чего   детям   нужны   сказки,   истории,   мультики   и   фильмы?   В   первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это   необходимо   для   развития   человека.   По   сути,   любая   из   этих   форм повествования является направлением сторителлинга [3, с. 23]. Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических   вопросов   воспитания,   развития   и   обучения.   Педагогический сторителлинг   как   техника   подачи   познавательной   информации   выполняет следующие   функции:   воспитательная, образовательная,   развивающая.  Выделяют   несколько   видов   педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.   наставническая,   мотивирующая, в   насыщенной   форме В   классическом   сторителлинге  реальная   ситуация   из   жизни   (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают   информацию.   При   использовании   классического   сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены   запоминающейся   истории. В активном сторителлинге  педагогом задается основа события, формируются ее проблемы,   цели   и   задачи.   Слушатели   стремительно   вовлекаются   в   процесс формирования   и   пересказа   историй.   Данный   вид   сторителлинга   содействует передаче не только очевидного, но и литофанического знания, которое закономерно не   формируется   и   словесно   никак   не   выражается.   Оно   особенным   способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков. Цифровой сторителлинг  ­ формат сторителлинга, в котором рассказывание истории   дополняется   визуальными   компонентами   (видео,   скрайбинг,   майнд­мэп, инфографика). Остановимся   подробнее   на  видах   сторителлинга,   которые   можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. 1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой­либо проблемы.   Мы   стремимся   обучить   детей,   как   вести   себя   в   конкретных обстоятельствах или как применять навыки и знания, а не заучивать факты. Данный вид   сторителлинга   является   хорошим   инструментом   сплочения   детского коллектива,   так   как   его   можно   использовать   с   целью   групповых   обсуждений   и обмена мнениями. 2.   Сторителлинг   на   основе   повествования:   вымышленный   или   реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме. 3.   Сторителлинг   на   основе   сценария:   ребенок   становится   частью   истории   и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире. 4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими   результатами.   Этот   метод   помогает   развить   навыки   решения проблемных ситуаций и применять знания на практике. При   использовании   техники   сторителлинг   в   ДОУ   можно   достичь различных целей:  влиять на подсознание детей; доносить нужную информацию с первого   раза,   не   заставляя   мучиться   вопросом:   «Что   же   хотел   сказать   автор текста?»;   максимально   быстро   обучать   общепринятым   в   коллективе   правилам   и обязанностям;   минимизировать   количество   конфликтов   в   коллективе; стимулировать на достижение новых целей; повышать уровень доверия к педагогу; показывать, что советы и правила, которые даются детям, работают, потому что есть   конкретный   человек,   герой,   который   воспользовался   ими   и   у   него   все получилось [4, с. 50]. Как показывает опыт, при использовании техники сторителлинг в ДОУ дети сильно воодушевляются, внимательно слушают истории. После прочтения сказки мы вместе с детьми можем разыграть ее, при этом сделав опору на иллюстрации, жесты,   движения.   Дети   получают   огромное   удовольствие   от   подобной деятельности. Остановимся   на   наиболее   важных   моментах,   которые   необходимо учитывать   при   создании   истории   для   детей.  Готовясь   рассказывать   истории детям,   прежде   всего,   необходимо   учитывать   их   возрастные   особенности,   в   том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития. В   истории   должен   быть   определенный   персонаж   или   герой.   У   каждого   из   них должны   быть   особенные   черты   характера,   которые   будут   отображаться   в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию. История   должна   вызывать   чувства   эмпатии   представленным   персонажам, представляя  себя  на его  месте.  Можно  использовать   открытые  вопросы  в  адрес детей,   которые   привлекают   детей   к   участию   в   рассказанной   истории.   Нужно понимать, что изложение фактов ­ это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир.   Исходя   из   этого   необходимо   добавлять   эмоциональный   фон   к   фактам.   И нельзя   выпускать   из   виду   чувство   юмора,   оно   может   помочь   разрешить   любые проблемы. Кроме   того,   не   стоит   забывать   то,   что   воображение   и   фантазия   у   детей   более гибкие,   нежели   у   взрослого.   Поощрение   воображения   ребенка   содействует формированию   метафорического   языка.   А   общеизвестно,   что   метафоры основательно   попадают   в   наше   подсознание.   Символический   язык   ярких придуманных   рассказов   развивает   гибкость   ума   [2,   с.   76].   В   каждой   хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом. В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы.  1.   Вступление.  Вступление,   как   правило,   должно   быть   коротким.   Оно представляет   немаловажную   значимость,   ставя   вопрос   или   обозначая   проблему, которую   необходимо   решить.   Совершить   это   необходимо   так,   чтобы   вызвать   у слушателя интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении   истории   будет   получен   ответ.   Кроме   того,   вступление   должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории. 2.   Развитие   события.  Здесь   выявляется   сюжетные   направления   и   нравы функционирующих   персонажей.   Эта   часть   дает   возможность   основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение.   Ситуация   не  становится   разрешенной.  По   сути,  она   становится   все напряженнее. 3. Кульминация. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть   нестерпимой,   появляется   разрешение   поставленной   проблемы.   Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали. 4.   Заключение.  Должно   быть   краткое   заключение,   которое   подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне ­ мораль. Таким   образом,  можно   выделить   следующие  преимущества  использования     в   и   месте любое техники сторителлинг с детьми старшего дошкольного возраста. 1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать   любого   ребенка.   Не   требует   затрат   и   может   быть   использован   в любом время. 2.   Техника   сторителлинга   имеет   форму   дискурса,   потому   что   рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование. 3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность; 4.   Сторителлинг   может   успешно   использоваться   в   проектной   и   совместной деятельности   детей.   Дошкольникам   намного   проще   запомнить   материал   в   виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории   остаются   с   нами   надолго.   Сторителлинг   –   это   замечательный   метод преподавания любого материала.   На втором этапе экспериментальным путем прошло изучение эффективности применения технологии сторителлинг, как условия  развития познавательно­речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Педагогические   условия   рассматривались   учёными   (Е.И.Тихеевой,   Ф.Г. Доскаловой,   О.В.Чендиловой),   как   совокупность   каких­либо   возможностей, обеспечивающая   успешное   решение   образовательных   задач.   К   педагогических условиям развития познавательно­речевой активности детей старшего дошкольного возраста мы относим технологию сторителлинг. Всего   в   исследовании   принимало   участие   10   детей   старшего   дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Дети были поделены на две группы: экспериментальную группу и контрольную группу. Экспериментальная группа: В. Лиза (5,5 л.) С. Слава (5,8 г.) Р. Кирилл (5,6 г.) М. Аня (5,7 г.) Л. Оля (6,2 г.) Контрольная группа: З. Ваня (6, 3 г.) Г. Вова (5, 5 г.) К. Лена (5, 10 г.) С. Юля (5,9 г.) Д. Олег (6,1 г.) Эксперимент состоял из трех этапов: 1   этап   –   констатирующий:   На   констатирующем   этапе   эксперимента   мы проводили  обследование словаря   детей  старшего дошкольного  возраста.  Всего  в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6   лет).   Дети   были   поделены   на   две   группы:   экспериментальную   группу   и контрольную группу. Для   определения   уровня   развития   словаря   детей   старшего   дошкольного возраста у детей экспериментальной и контрольной группы были предложены три методики. При   проверке   уровня   развития   словаря   основное   внимание   обращается   на количественный и качественный состав словаря, понимание значения слова, степень его   обобщенности,   умение   пользоваться   выразительными   средствами   языка   и употреблять их в связной речи. В первой методике Ф. Г. Даскаловой были следующие задания (см.приложение 1): Детям   предлагались   задания   на   определение   ­   "Что   такое…?"   и   "Что   значит слово?". Во второй методике В.И. Яшиной "Диагностика лексического развития" детям предлагались три задания (см. приложение 1): Задание №1. Классификация понятий Задание № 2. Подбор синонимов Задание № 3. Подбор определений В третьей методике Н.И. Гуткиной " (см.Приложение 1). Проверка словарного запаса   (на   уровне   слов)"   детям   было   предложено   вспомнить   всевозможные предметы одежды. Результаты   группового   мониторинга   уровня   развития   познавательно­речевой активности   детей   старшего   дошкольного   возраста   на   констатирующем   этапе эксперимента,     показали,     что:   60%   детей   имеют   средний   уровень   развития   (6 человек), 30% детей имеют низкий уровень развития (3 человека), и лишь 10% детей имеет высокий уровень развития (1 человек).  В таблице 1 представлены результаты обследования словарного запаса детей экспериментальной группы. Таблица 1 Результаты обследования экспериментальной группы на № ФИ Возраст констатирующем эксперименте 3­я 1­я 2­я методика методика методика 1 2 3 В. Лиза С. Слава Р. 5,5 5,8 5,6 2 б. 3 б. 1 б. 2 б. 2 б. 2 б. 2 б. 3 б. 2 б. 6 б. 8 б. 5 б. Общий балл   по методика м Уровен ь словарног о запаса Средний Высокий Средний Кирилл М. Аня Л. Оля 5,7 6,2 4 5 1 б. 1 б. 1 б. 1 б. 1 б. 2 б. 3 б. 4 б. Низкий Низкий В таблице 2 представлены результаты обследования словарного запаса детей контрольной группы. Таблица 2 Результаты обследования контрольной группы на № ФИ раст методика методика методика констатирующем эксперименте 3­я Воз­ 1­я 2­я Общий балл   по методика м Уровен ь словарног о запаса Низкий Высокий Средний Средний Низкий 1 2 3 4 5 З. Ваня Г. Вова К. Лена С. Юля Д. Олег 6,3 5,5 5,10 5,9 6,1 1 б. 3 б. 1 б. 2 б. 1 б. 1 б. 3 б. 2 б. 2 б. 1 б. 1 б. 3 б. 2 б. 1 б. 2 б. 3 б. 9 б. 5 б. 5 б. 4 б. При  диагностическом   обследовании  детей  экспериментальной  и  контрольной групп было видно, что у дошкольников есть проблемы в словарном запасе. При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий,   как:   сердце,   работа,   свобода,   езда,   смерть,   удовлетворение,   любовь, голод. То есть у них вызывали проблемы обозначение абстрактных существительных. При   работе   по   второй   методике   наибольшее   затруднение   вызвали   первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов). При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки. А при подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый. Результаты констатирующего эксперимента были представлены в виде сводной диаграммы обеих групп (см. Приложение 2). Были сделаны выводы, что в группах недостаточный уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. 2 этап – формирующий: на этом этапе проводилась совместная деятельность взрослых   и   детей,   направленная   на   развитие   познавательно­речевой   активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг. В соответствии с комплексно­тематическим планированием организовывались различные виды детской деятельности с применением технологии сторителлинг. Так, например, НОД по теме: «Какого цвета море?»   с применением методов технологии сторителлинг обращала внимание воспитанников на работу сверстников, поощряла   содержательное   общение,   стимулировала   детей   давать   развернутые ответы, повторять их высказывания.     ­НОД   «История   лампы»,   с   применение   методов   технологии   сторителлинга закрепили названия старинных вещей (лучина, свеча, керасиновая лампа), обогащать представления о предметах.  ­   С   целью   профилактики   детского   дорожно­транспортного   травматизма   провели игру применением методов технологии сторителлинг   «Сокровища старого пирата или   10   записок   безопасности   ПДД».   Дети   составляли   сказки   с     проблемными ситуациями, связанных с правилами дорожного движения, выполняли задания, тем самым   развивая   познавательно­речевую   активность;   формируя   навыки   личной безопасности; обучаясь адекватным действиям на улицах города. Таким образом, в течение года работы с дошкольниками была организована работа   по   внедрению   элементов   образовательных   структур   технологии сторителлинг, направленной на развитие познавательно­речевой активности. Из технологии сторителлинг для детей старшего дошкольного возраста мы выбрали следующие методы для работы с детьми, такие как, конверт – доска и кубики историй, с простым сюжетом. Использование конверт­доски. Конверт­доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности,  применяют совместно с нетрадиционными   приемами   рисования,   лепки,   конструирования   в   ходе интерактивных игр с детьми. Благодаря   такому   методу   в   процессе   совместной   работы   с   детьми   или   при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки. Следующий метод ­ кубики историй. Суть игры в том, что вы бросаете 9 кубиков на стол и начинаете историю со слов «Однажды…» или «Давным­давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы,   которые   выпали   на   верхних   гранях   кубиков,   начиная   с  того,   который первым привлек ваше внимание.  Итак,   игра   начинается!   Первый   ребёнок   достаёт   из   волшебной шкатулки кубик,   бросает   его,   и   в   зависимости   от   выпавшей   картинки   начинает рассказывать   увлекательную историю.   Затем   следующий   ребёнок   достаёт   и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Сначала задачу можно упростить т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты   коммуникативные   способности.   Поэтому   сначала   составлять истории можно   по   очереди.   Например,   первый кубик   бросает   ребёнок,   а   следующий   ­ воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Дети довольно быстро учатся. Уже после 2­3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.  Таким   образом,   с   помощью   метода   кубики   историй   формируется   способ передачи   опыта   в   процессе   обучения   и   воспитания   детей.  Сочинять   истории   не только полезно, но и очень увлекательно! На 3 заключительном этапе  проведен анализ и интерпретация полученных результатов. На   данном   этапе   осуществлен   повторный   мониторинг   динамики формирования   интегративного   качества   «Любознательный,   активный»   детей старшего дошкольного возраста и проведен анализ полученных результатов. Результаты мониторинга показали, что на констатирующем этапе эксперимента, 3 ребенка (30%) имели низкий уровень развития познавательной активности,  6 детей (60%)   имели средний уровень познавательной активности, 1 ребенок (10%) имел высокий   уровень   познавательной   активности.   Результаты   мониторинга представлены в виде диаграммы (см. Приложение 2). Полученные   результаты   позволили   сделать   вывод,   что   у   большинства дошкольников   низкий   и   средний   уровень   развития   познавательно­речевой активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью был проведен второй – формирующий этап эксперимента с применением технологии сторителинг. Результаты мониторинга на контрольном этапе показывают, что произошли существенные   изменения   в   уровне   развития   интегративных   качеств «любознательный, активный». Низкий уровень развития с 30% (3 чел.) снизился до 0% (0 чел.),  средний уровень развития с 60% (6 чел.) снизился до 40% (4 чел.), в тоже время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 10 % (1 чел.) до 60% (6 чел.) (см.Приложение 2). Сравнительный   анализ   результатов   мониторинга   на   констатирующем   и контрольном этапе позволил сделать вывод о положительной динамике в развитии познавательно­речевой активности старших дошкольников, детей с низким уровнем развития не выявлено. Сравнивая   итоговые   показатели   детей   экспериментальной   и   контрольной групп, видим, что показатели детей экспериментальной группы выше. Полученные   нами   данные   позволяют   сделать   следующие   выводы:   После проведения   формирующего   этапа   эксперимента   уровень  развития  познавательно­ речевой   активности   детей   на   констатирующем   и   контрольном   этапе   стал значительно отличаться. Применение на практике технологии сторителлинг ведет к развитию   познавательно­речевой   активности   у   детей   старшего   дошкольного возраста. А значит, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. В целом, исследование показало, что новый метод развивает в детях жизненно необходимые   в   наше   время   качества,   такие   как:   коммуникативность, сотрудничество, креативность. Вывод:  Таким  образом, используя  обучающую  технологию  сторителлинг  в образовательной   деятельности,   повышается   мотивация   к   обучению,   познанию нового.  Что ведет  к более  эффективному освоению  образовательной  программы ДОУ   и   развивает   познавательно­речевой   активность   у   детей.     Сторителлинг   – отличный   способ   разнообразить   занятия,   чтобы   найти   подход   и   заинтересовать любого   ребенка.   Техника   сторителлинга   имеет   форму   дискурса,   потому   что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают   культурное   образование.   Детям   сторителлинг   помогает   научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность.   Сторителлинг   может   успешно   использоваться   в   проектной   и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в   виде   интересной   истории.   Сухие   факты   запоминаются   плохо,   в   то   время   как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала. В перспективе с целью успешного развития познавательно­речевой активности детей дошкольного возраста планируется:  создание творческой группы «Создаем сказки вместе»;  создание мультимедийных материалов «Я начну, а ты продолжи»;    организация и проведение мастер­классов, обучающих семинаров для педагогов   и   родителей   по   вопросам   ознакомления   с   методикой сторителлинга   и   использования   её   в   современном   воспитательно­ образовательном процессе. Список используемой литературы: 1. Муравьева   О.   С.   Использование   интерактивного   метода   работы   с   детьми «сторителлинг», как средство коррекции речи детей старшего дошкольного возраста» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 58. – ART 26043. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26043.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77­55136. – ISSN: 2307­9282. 2. Белько   Е.С.,   Дубина   Д.М.,   Старжинская   В.   Учим   детей   рассказывать.   – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с. 3. Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. ­ СПб.: Златоуст, 1998. ­ 355 с. 4. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. ­ №8. ­ С. 23­35. 5. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. ­ М.: Обруч, 2015. ­192 с. 6. Симмонс   А.   Сторителлинг.   Как   использовать   силу   историй.   ­   М.:   Манн, Иванов и Фербер, 2013. ­ 177 с. 7. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515­518. 8. https://moluch.ru/archive/150/42606/ 9. http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/storytelling/  10.https://moluch.ru/archive/150/42606/ 11.http://www.newcode.ru/doku.php/storytelling 12.http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/storytelling/tipy_i_pravila.htm 13.http://www.newcode.ru/doku.php/storytelling 14.Давыдова О. И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017 ­ №4 – с.18­24 15.Грушевская   В.   Ю.,   ИКТ   в   образовании//   Педагогическое   образование   в России. ­ 2017 ­ № 6, с.38­44 16.Новичкова   А.   В.,   Воскресенская   Ю.   В.   Сторителлинг   как   современный инструмент   управления   персоналом   [Электронный   ресурс]   //   Интернет­ журнал   «Науковедение».   –   2014.   –   №   6   (25)   //   Науковедение.   –   Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf (дата обращения: 10.05.17). 17.Сторителлинг   [Электронный   ресурс]   //   Записки   маркетолога.   –   Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/storytelling/ (дата обращения: 04.05.2017).  18.Хабурзания   Э.   Сторителлинг   как   инструмент   PR   [Электронный   ресурс].   – Режим доступа: prclub.com›2010_06/prlib/26.doc. 19.Чугунова   А.   Обыкновенные   истории   [Электронный   ресурс].   –   Режим доступа:http://hrm.ru/db/hrm/53A3975FC2604A48C32570C000319AA6/category .html. 20.Эрдниева   Э.   В.   Storytelling   как   средство   формирования   коммуникативной компетенции бакалавров гуманитарного профиля // Научные исследования: от теории к практике : мат­лы III Междунар. науч.­практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : Интерактивплюс, 2015. – С. 298–300. 21.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ­ М.: Мозаика­Синтез, 2007 ­ С.130 ­ 132. 22.Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. ­ М.: Просвещение,1981. 23.Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений/ Алексеева М.М., Яшина В.И. ­ М.: Издательский центр "Академия", 1997 Диагностический материал обследования Приложение 1  Методика Ф. Г. Даскаловой. Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение ­ "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест­словарь,   состоящий   из   четырех   субтестов   для   детей   трех,  четырех,   пяти   и шести лет. В него включаются имена существительные двух типов ­ конкретные и абстрактные.   Количество   абстрактных   слов   увеличивается   в   тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного   возраста,   и   1000   существительных   из   семантического   атласа   Ч. Осгуда. Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей ­ 20, четырехлетних ­ 40, пятилетних ­ 60, шестилетних ­ 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением слов. Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом: 1 балл ­ низкий уровень развития словаря; 2 балла ­ средний уровень развития словаря; 3 балла ­ высокий уровень развития словаря. Диагностика лексического развития. Автор: В.И. Яшина Список слов, включенных в тест­словарь Для 4 ­ 5 лет: Отец, Сон, Сказка, Рыба, Игра, Камень, Краска, Лошадь, Удочка, Облако, Кошка, Встреча, Огонь, Сердце, Хлеб, Волосы, Озеро, Картина, Работа, свобода, Езда, Врач, Змея, Фрукты, Девочка, Язык, Стул, Ухо, Зуб, Товарищ, Смерь, Деньги, Удовлетворение, Суп, Любовь, Мир, Смех, Боль, Жара, голод. Задание №1. Классификация понятий Материал:   30   картинок   с   изображением   животных,   одежды,   фруктов,   овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит   испытуемого   дать   подробное   определение   понятия,   а   затем   отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка ­ 30 баллов. Задание № 2. Подбор синонимов Проводится в форме игры "Скажи по­другому". Ребенку предлагается поиграть в слова   и   подобрать   к   названному   слову   слово,   близкое   по   смыслу.   Всего предъявляется   10   слов   (хмурый,   веселый,   старый,   большой,   трусливый;   идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка ­ 10 баллов. 1 балл ­ если подобранное слово является синонимом названного; 0   баллов   ­   если   подобранное   слово   не   соответствует   семантическому   полю заданного. Задание № 3. Подбор определений Проводится в форме игры в слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса ("Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть`?"). Высшая оценка ­ 10 баллов. 2 балла ­ если придумано более 3 слов. 1 балл ­ если придумано менее 3 слов. 0   баллов   ­   если   ответ   отсутствует   или   не   соответствует   семантическому   полю предъявляемого слова. После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка ­ 50 баллов ­ соответствует высокому уровню. 32­49 баллов – старшему. Менее 32 баллов ­ низкому уровню лексического развития детей. Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом: 1 балл ­ низкий уровень развития словаря; 2 балла ­ средний уровень развития словаря; 3 балла ­ высокий уровень развития словаря. Проверка словарного запаса (на уровне слов). Автор: Н.И. Гуткина Инструкция   испытуемому:   "Мы   сейчас   вспомним   всевозможные   предметы одежды. Подумаем, что можно надеть. Подумай хорошенько. Назови то, что могут надеть мужичины, женщины и дети ­ летом и зимой ­ днем и ночью ­ начиная с головы и кончая ногами". Первая часть инструкции произносится обычно, а начиная со слов "назови то, что   могут   надеть..."   артикуляция   становится   очень   четкой.   Экспериментатор говорит медленно, выделенные слова подчеркивает голосом (тире соответствуют коротким паузам). При  произнесении  последних слов  взрослый  делает  движение рукой, указывая сначала на голову, потом на тело и на ноги. Если ребенок не начинает говорить, то можно повторить просьбу: "Назови то, что могут надеть..." Когда испытуемый при перечислении предметов одежды делает более продолжительную паузу, потому что не знает больше слов, экспериментатор помогает ему вопросом: "Что еще надевают?" Формулировка "что еще" особенно хорошо подходит для побуждения ребенка. Можно повторить и слова: мужчины, женщины   и   дети   и   спустя   некоторое   время   ­летом   и   зимой   и   т.   д.   В   случае необходимости задание после 1,5­3 мин можно повторить еще раз. Для   перечисления   слов   испытуемому   дается   3   мин.   Экспериментатор записывает   все,   что   говорит   ребенок.   При   оценке   учитываются   все   названные ребенком предметы одежды. Повторенные и не относящиеся к теме "Одежда" слова (платяной шкаф, скатерть и др.) при подсчете общего количества названных слов не учитываются. Но они указывают на особенности развития: частые повторения могут свидетельствовать   о   недостаточной   сосредоточенности;   неадекватные,   не относящиеся   к   теме   слова   свидетельствуют   о   том,   что   ребенок   не   может сосредоточиться, чтобы выстроить ассоциативный ряд (нарушается логика). Если ребенок сначала называет слово шапка, а потом шапка­ушанка, то это считается   двумя   разными   словами.   Как   одно   слово   оценивается,   если   ребенок говорит   красная   шапка,   голубая   шапка.   В   некоторых   случаях   ребенок   говорит верхняя и нижняя одежда и потом молчит. Тогда экспериментатор спрашивает: "А что относится к верхней и нижней одежде?" Некоторые дети не могут назвать ни одного предмета одежды, а начинают рассказывать, например, следующее: "Мама купила   мне   ботинки,   а   потом   мы   пошли   есть   мороженое"   или:   "У   меня   есть короткие   штаны   и   длинные   голубые,   и   еще   коричневые".   В   этом   случае экспериментатор останавливает ребенка и дружески обращается к нему со словами: "Назови мне быстро все, что можно надеть". Иногда ребенок во время перечисления предметов   одежды   называет   совершенно   неадекватные   предметы,   например автомобиль. И в этом случае взрослый повторяет ребенку, что он должен называть только предметы одежды. Словарный запас оценивается следующим образом. Для детей старшей группы детского   сада   неудовлетворительным   считается   результат,   если   названо   8   или меньше слов. Для первоклассников неудовлетворительный результат при 11 и менее словах. При оценке необходимо учитывать разный возраст ребят в пределах одной группы. Так, если в старшей группе детского сада ребенок в возрасте 5 лет 4 мес называет 10 предметов одежды, то этот результат оценивается выше, чем тот же результат у ребенка той же группы, но в возрасте 6 лет 1 мес. Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом: 1 балл ­ низкий уровень развития словаря; 2 балла ­ средний уровень развития словаря; 3 балла ­ высокий уровень развития словаря. Результаты диагностики. Приложение 2 Констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.

Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2019