Развитие познавательного интереса обучающихся
Оценка 4.6

Развитие познавательного интереса обучающихся

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
Взрослым
09.07.2018
Развитие познавательного интереса обучающихся
Развитие познавательных интересов ребёнка в процессе его обучения в начальной школе – один из важнейших факторов успешности учения. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Я решила обосновать эффективность использования занимательного материала на уроках русского языка для развития познавательного интереса у обучающихся.
Развитие познавательного интереса.doc

 

 

 

 

Конкурсное задание

«Методический потенциал учителя»

 

 

Выполнила: Софронова Наталья Андреевна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 1»

 

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательного интереса обучающихся через использование занимательного материала на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск, 2018 г.

Содержание

 

Введение

1. Содержание понятия познавательный интерес

2. Характеристика занимательного материала по русскому языку

3. Развитие познавательного интереса обучающихся через использование занимательного материала на уроках русского языка

Заключение

Список литературы

 

Введение

Серьёзной проблемой современной школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль. Решить эту проблему нельзя, просто научив правильно писать слово и поставить в нужном месте запятую. Это лишь форма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму.

Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использовать на уроках русского языка дополнительные средства, способствующие возникновению познавательного интереса у обучающихся.

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать всё возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

Пробудить у детей интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный вызывать интерес, привлечь внимание детей, заставить мысль каждого ребёнка работать.

 

Это и подтверждает актуальность выбора нашей темы работы: «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка».

Цель исследования: обосновать эффективность использования занимательного материала на уроках русского языка для развития познавательного интереса у обучающихся.

Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка.

Предмет исследования: занимательный материал как средство развития познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: использование занимательных материалов способствует развитию познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка.

Исходя из цели, объекта, предмета, гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:

-     проанализировать научную и методическую литературу;

-     раскрыть понятие познавательный интерес;

-     выявить особенности развития познавательного интереса у обучающихся;

-     раскрыть содержание понятия занимательный материал;

-     подобрать занимательный материал в соответствии с содержанием уроков русского языка в начальной школе;

-     установить зависимость между использованием занимательного материала на уроках русского языка и развитием познавательного интереса у учащихся.

Содержание понятия познавательный интерес

Дети от природы любознательны, стремятся к раскрытию многочисленных тайн окружающего мира. Поэтому задача современной школы — сделать процесс обучения в начальной школе интересным, познавательным.

Интерес к предмету, увлечение им, несомненно, оказывает огромное влияние на качество его усвоения. Если учителю удаётся вызвать в учениках интерес к предмету, дать пищу их естественной любознательности, то половина дела уже сделана. Наоборот, однообразный и скучный материал, лишенный сам по себе эмоциональных элементов, может свести на нет эффект даже и хороших в остальном методических приёмов, применяемых учителем.

Традиционное убеждение в том, что «на уроках играть некогда, надо в поте лица трудиться» не должен огорчать думающего и творческого учителя. Думая, играя, ребёнок может упорно трудиться над сложным материалом, так как «важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным», на это указывал ещё К.Д. Ушинский.

И поэтому, чтобы детям помочь полнее усваивать учебный материал, приходится искать своеобразные подходы к развитию познавательного интереса детей.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он, как общий феномен интереса, имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса.

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

У обучающихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Развитие познавательного интереса – это процесс закономерного изменения личности в результате его стремления к знанию, активного отношения к предметам и явлениям действительности.

Большое значение учёные уделяют интересу в обучении. Интерес в обучении — это активное познавательное отношение учащихся к учению и труду, его воспитание и методическое использование.

Работа школы в этом отношении заключается главным образом в создании у учащихся потребности в знаниях. Для этого применяются разнообразные средства активизации обучения, даются задания, требующие самостоятельности и умственного напряжения, мобилизации воли, творческого отношения к делу. Выполнение таких заданий вызывает глубокое удовлетворение учащихся своей деятельностью.

Таким образом, познавательный интерес — это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим.

 

Характеристика занимательного материала по русскому языку

В условиях модернизации общества перед общеобразовательной школой стоит серьезная задача: улучшение качества обучения и воспитания учащихся. Успешное решение этой задачи предполагает не только повышение научно-теоретического уровня преподавания, совершенствование методов и приёмов обучения, но и применение различного занимательного материала, так как занимательность в обучении – фактор повышения интереса к занятиям по русскому языку. Занимательный материал особенно важен в начальных классах.

Занимательность – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся, стимулирующих изложение учебного материала привлечением интересных фактов, ситуаций, использование хорошо организованного демонстрационного материала.

С самых первых дней обучения должно обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные способности и интересы. В связи с этим особое значение приобретают задания с компонентами занимательности. В процессе выполнения занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается решение проблемной ситуации, предложенной в задании.

Занимательный материал — материал, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку.

Средств занимательности в настоящее время рассматривается довольно много: сказки, стихи, загадки, занимательные модели, пословицы и поговорки, волшебные цепочки, игры, грамматическое домино, кроссворды, ребусы, головоломки, рифмовки и скороговорки.

Проанализировав литературу по занимательному материалу, мы пришли к выводу о том, что он достаточно разнообразен, поэтому возможна классификация занимательного материала, отраженная нами на рис.1.

 

Рис. 1. Классификация занимательного материала

 

Развитие познавательного интереса обучающихся через использование занимательного материала на уроках русского языка

Развитие  познавательных  интересов ребёнка в процессе его обучения в начальной школе – один из важнейших факторов успешности учения.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово «занимательный» как «способный занять внимание, воображение». Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.  Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование различных средств занимательности оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах мы наблюдали, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Мы задумались над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Проанализировав уроки, пришли к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведём некоторые занимательные дидактические методы, которые мы применяем на уроках.

 

Фрагмент урока русского языка № 1

Тема: Учимся озаглавливать текст.

Цель: научить соотносить заголовок с основной мыслью текста.

Задачи:

- отрабатывать умение озаглавливать текст; работать над целостностью текста;

- развивать логическое мышление, память, внимание через выполнение различных упражнений, участие в дидактической игре;

- воспитывать интерес к русскому языку, личностные качества взаимопомощь, поддержка через дидактическую игру.

Этап урока: Обобщение и систематизация знаний

Дидактическая игра «Рассыпанный текст».

К нам на урок, ребята, сегодня пожаловал гость по имени Незнайка. Он хотел попросить вас помочь озаглавить его сочинение, т.к. Незнайка слышал, что вы большие профессионалы в подборе заголовков к текстам. К сожалению, у Незнайки, пока он до нас добирался, случилось несчастье. Все слова в его предложении перепутались, рассыпались. Незнайка не может вспомнить, в каком порядке они находились в предложении.

Ребята, давайте поможем Незнайке. Вернуть его сочинение в прежнее состояние.

В его тексте пять предложений. Вам необходимо составить цельный текст. Знайте, слова в предложении перепутаны, и предложения в тексте тоже.

Прошу вас разделиться на пять групп. Каждая группа получит своё «рассыпанное» предложение.

Учащиеся получают следующие наборы слов.

Первая группа: стоял, денёк, морозный, зимний.

Вторая группа: получилась, горка, хорошая.

Третья группа: во, строили, дворе, горку, ребята.

Четвертая группа: с, весело, дети, на, катались, горки, санках.

Пятая группа: день, трудились, целый, дети.

Ребята, прочитайте, какие предложения у вас получились.

Учащиеся читают предложения, учитель вывешивает составленные верно предложения на доску. Затем учащиеся смотрят, в каком порядке лучше всего разместить эти предложения. Объясняют, почему получившийся набор предложений является текстом. Затем учащиеся подбирают заголовок к сочинению Незнайки.

Пример, получившегося текста:

Отличная горка.

Зимний, морозный стоял денёк. Ребята строили во дворе горку. Дети трудились целый день. Хорошая получилась горка! Дети весело катались с горки на санках.

Ребята, Незнайка говорит вам огромное спасибо за помощь, которую вы ему оказали. Теперь он точно получит пятёрку за сочинение. В благодарность вам он оставляет жетончики самых мудрых и творческих ребят.

Анализ фрагмента урока

Для проведения игры использовался персонаж из произведений Н. Носова Незнайка. Привлечение в игру персонажа способствовало настрою ребят на игру, сконцентрировало их внимание. Для игры были использованы конверты, с рассыпанными словами из предложений, и такие же слова учитель помещал на доске, когда ребята составляли предложения. Использование данного раздаточного материала способствовало быстрой организации работы учащихся, способствовало экономии времени.

Задача школьников была следующая: ребятам необходимо было составить целостный текст из перепутанных слов и предложений, также подобрать к получившемуся тексту заголовок.

Для того чтобы решить поставленную перед школьниками задачу, ребятам пришлось применить знания полученные, как на данном уроке, так и на предыдущих уроках. Учащимся необходимо было вспомнить, что такое предложение, текст. Следовательно, игра позволяет учащимся совершенствовать умение применять свои знания на практике, подтверждая и теоретическими знаниями, через доказательство своих доводов, подтверждая свои слова неопровержимыми фактами. Игра учит ребят работать самостоятельно.

В процессе игры учащиеся были объединены в группы. Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам была предоставлена возможность высказать своё мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Предложения были разные по степени распространённости, это позволило объединить ребят в группы разные по силе. Ребятам, которые более слабые предложения достались простые, соответственно, сильным ребятам более распространённые предложения. Таким образом, в игре был задействован весь класс, все ребята проявляли свою активность. Интерес к игре был высок, школьники чувствовали свою ответственность за каждое созданное предложение, они видели, что благодаря их работе слова складываются в предложения, а предложение в целостный, структурированный текст. Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работали они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

Фрагмент урока русского языка № 2

Тема: Безударная гласная в корне слова.

Цель: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с правилом проверки буквы безударного гласного в корне слова.

Задачи:

- развивать речь, мышление учащихся через выполнение упражнений; развивать самоконтроль, умение применять знание на практике;

- отрабатывать умение работать с правилом;

- воспитывать аккуратность при работе в тетради;

- способствовать формированию интереса через занимательный дидактический материал.

Этап урока: Обобщение и систематизация знаний

Грамматическая сказка «Смешарики».

Ребята, хочу рассказать вам одну историю.

Однажды Крош написал своему другу Барашу записку: «Приходи вечером с мечом, будем играть в футбол».

Бараш записку прочитал, удивился, но пообещал прийти.

«Мяч будет, - сказал товарищам Крош, — Бараш принесёт».

Пришёл Бараш, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Смешарики расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

Почему так случилось? Что не знал Крош? (Крош неправильно написал слово «мячом», потому что не знал правил русского языка.)

В какой части слова допущена ошибка? (В корне слова.)

В какой позиции стоит звук в корне? Ударный или безударный звук? (Безударный звук - слабая позиция.)

Как вы думаете, какое правило не знал Крош? (Безударная гласная в корне слова.)

А кто-то из вас, ребята, был в такой ситуации?

Это очень хорошо, что не бывали. Но такая ситуация может случиться с каждым. Чтобы в такую ситуацию не попасть и необходимо уметь проверять безударную гласную в корне слова. Кто скажет, как проверить безударную гласную в корне слова? (Чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением).

Молодцы!

Анализ фрагмента урока

Для проведения данного этапа урока использовались герои из популярного детского мультфильма «Смешарики». Привлечение в урок персонажей способствовало настрою ребят на работу, сконцентрировало их внимание.

Задача школьников была следующая: ребятам необходимо было найти ошибку и сформулировать правило, из-за незнания которого эта ошибка и была допущена.

Для того чтобы решить поставленную перед школьниками задачу, ребятам пришлось применить знания полученные на предыдущих уроках. Учащимся необходимо было вспомнить, что такое корень слова, слабая позиция звука. Следовательно, сказка позволила учащимся совершенствовать умение применять свои знания на практике, подтверждая их теоретическими знаниями, через доказательство своих доводов, подтверждая свои слова неопровержимыми фактами.

Слушание сказки на одном из основных этапов урока, во-первых, способствовало актуализации знаний, учащиеся вспомнили формулировку правила «безударная гласная в корне слова»; во-вторых, ребята повторили, как проверять безударную гласную в корне слова. Сказка активизировала деятельность учащихся на уроке, стимулировала их на дальнейшую работу; подготовила к воспроизведению ранее изученного материала, его повторению.

Анализируя работу ребят, можно сказать, что сказка привлекла их внимание, дети работали они с боʹльшим интересом, следовательно, сказка способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

Фрагмент урока русского языка № 3

Тема: Правописание. Словообразование.

Цель: повторить изученные ранее орфограммы и способы словообразования.

Задачи:

- закрепить знания учащихся в области правописания орфограмм, в области словообразования, изученных ранее;

- развивать речь, мышление учащихся через выполнение упражнений; развивать самоконтроль, умение применять знание на практике;

- воспитывать аккуратность при работе в тетради; способствовать формированию интереса через дидактическую игру.

Этап урока: повторение изученного.

Дидактическая игра «Чудо - дерево».

Цель игры: создать условия для комплексного повторения способов словообразования.

Сегодня, ребята, мы должны с вами вырастить дерево. Посмотрите оно ещё совсем маленькое. А чтобы деревце выросло красивое, большое и крепкое, нам нужно, ребята, образовать новые слова и записать их в свою тетрадь. Подсказка у вас уже есть. Вам даны словообразующие части слова, и корни, от которых нужно образовать новые слова. Разделимся с вами на 3 команды. Первая команда образовывает слова с корнем шум, вторая команда образовывает слова с корнем зверь, а третья команда рассказывает нам, какой способ словообразования использовался при получении новых слов. Каждый член команды образовывает по одному слову (слова, которые должны получиться у учащихся: бесшумно, шумный, пошуметь, зашуметь, шумок, звереть, зверюшка, зверёк, звериный).

Ребята, прочитайте, какие слова у вас получились.

Слова с корнем шум: бесшумно, слово образовано с помощью приставки и суффикса, способ словообразования приставочно-суффиксальный, шумный, слово образовано с помощью суффикса, способ словообразования приставочно-суффиксальный и т.д. Аналогичная работа со словом зверь, например, зверюшка, звериный. Третья команда рассказывает о способе словообразования.

Молодцы, ребята! Посмотрите, какое дерево мы с вами вырастили. Красивое дерево у нас получилось, потому что мы работали все вместе, дружно и конечно хорошо усвоили материал. За работу вы получаете жетончики: первая и вторая команда, награждается за то что, они образовали много новых слов, а третья команда как лучшие эксперты в области словообразования.

Анализ фрагмента урока

Для данной игры использовались наглядные средства — маленькое дерево и макет большого дерева со словообразовательными частями, которые могут помочь ребятам образовать новые слова. Когда учащиеся образуют новое слово, учитель убирает его схему и присоединяет к стволу дерева ветку с готовым словом, таким образом, получается новое дерево. Это привлекает внимание учащихся, им интересен сам процесс игры, образовывая новое слова, они вносят изменения в рисунок на доску, они сами его создают.

Задачей учащихся было образовать новые слова, с помощью суффиксов и приставок. Причём некоторые части слова были уже даны в готовом виде, а некоторые учащиеся должны были подобрать сами, что осложняло их работу. Но в тоже время давало им возможность получить больше новых слов, например, от слова шум, при помощи приставки и суффикса можно образовать следующие слова: пошуметь, зашуметь, нашуметь и т.д. Учащимся не дана конкретная приставки и поэтому они могут выбрать любую из них. У другой же команды в буквенной записи слова «зверь» при образовании нового слова буква мягкий знак исчезает. Ребятам необходимо было верно выполнить запись данных слов. Группа экспертов — третья команда выполняла задачу контроля, она выражали свое мнение по поводу того, верно ли образовано слово, и называли способ его образования. В этой команде разместились сильные ученики, игра позволила им реализовать свои возможности и повторить ранее изученный материал, довольно сложный по своему содержанию. Таким образом, эти ребята учились высказывать свою точку зрения, доказывать её, приводя различные доводы и аргументы.

Слабым ребятам игра так же помогла реализовать свои возможности, в каких-то случаях проявить свои творческие способности.

В игре были задействованы все ребята, обучающиеся в классе. Игра увлекла их, им был интересен процесс игры. Ребята остались удовлетворены своей работой, проявляли активность.

Игра позволила также увидеть, насколько ребята ориентируются в данном довольно сложном материале, насколько они им владеют. Ведь чтобы образовать новые слова, им необходимо было вспомнить, какие способы словообразования существуют, какие части слова являются словообразовательными.

Игра способствовала развитию памяти, мышления, творческого воображения. Так как ребята работали в группах, игра способствовала сплочению коллектива, образованию в классе дружеской, рабочей атмосферы.

Игра проводилась на этапе закрепления ранее изученного материала. Она позволила активизировать работу учащихся в середине урока, способствовала стимулировании их деятельности, помогла созданию развивающей, как психические процессы, так и личностные качества, атмосферы. Настроила учащихся на дальнейшую работу. Игра способствовала продуктивному закреплению материала. Закрепление этого материала, проходило в ситуации игры, непринужденной обстановки, тем самым, повышая интерес к русскому языку, как одному из самых сложных предметов.

 

Копилка занимательных заданий

Повторимся, что занимательный материал — материал, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды, игры и др.

В своей практике мы чаще всего используем: загадки, сказки, стихи, ребусы, кроссворды, анаграммы, игры. Приведём примеры заданий каждого из перечисленных методов.

Загадка – жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

Загадки о природе:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь — лесной... (медведь).

Загадки о предметах:

Всех кормит,
А сама не ест (ложка).
В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?...(мел).

Загадки-складки:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой...(не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь...(медвежью услугу).

Окунуться в волшебную атмосферу путешествий помогает грамматическая сказка.

Грамматическая сказка – это такое изложение грамматического материала, при котором академическая терминология заменяется доступными детскому восприятию образами-ассоциациями.

Сказка помогает ребятам смотреть на мир языка не через замочную скважину определений и правил, а через распахнутое окно фантазии. В. А. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Сказка о разделительных ь и ъ

Жил - был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в третьем классе. Однажды Незнайкин писал диктант. « Сел» кашу ; « пю» воду ; веду «сёмку»;  забить « коля»,  — старательно выводил он.

- Ой, ой, ой ! — испугались неправильно написанные слова . - В таком виде нельзя показаться в обществе : нас на смех поднимут!

- А что с вами случилось? — удивился Незнайкин.

- Ничего - то ты не знаешь ! — горевали буквы е, ё, ю, я. В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я , и.

- Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают , что мы обозначаем только один звук [э], [о],[у],[а]ичитают «сел», «сёмку», «коля» вместо съел, пью, съёмку, колья!

Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на свое место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые сами звука не обозначают, но другим помогают.

Стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.

Рифмованные упражнения вместе с другими дидактическими материалами и средствами обучения русскому языку заняли на моих уроках полноправное место. Они помогают детям усвоить правило, выделить орфограмму, запомнить её правописание. Рифмовки не подменяют правило учебника и читаются до знакомства с ним. Такие упражнения являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений. Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создают тот благотворный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

Сочетания ща и ча   -

В слове пища и свеча,

Чаща, дача и печать –

Нужно с буквой А писать,

Потому что ча и ща

Пишут только с буквой А.

                                    Безударный гласный.

                                   Трудно с ним – согласны?

                                   Г.ра, м.ря, д.ла, тр.ва

                                   Как правильно писать слова?

                                  Чтобы не было сомненья,

                                  Ставьте знак под ударенье:

                                   ГОры, мОре, трАвы, дЕло

                                   А теперь пишите смело!

Парные согласные – самые опасные.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй

(рядом гласный подставляй.)

Слово смело изменяй:

Труд – труды, кот – коты –

Будешь грамотным и ты.

 

Ребус – загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

Ответы: начало, ребусы, задача, доля, Родина, автор, домино, ласка, слово, погода, концерт, восемь, семья, дочка, ананас, карта, груша, горох, сорока, Ока.

Кроссворд – задача-головоломка, заполнение буквами  перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и  вертикалям получились заданные по значениям слова.

Кроссворд на тему «Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Если впишете отгадки в строчки, то прочтёте ключевое слово.

1. Стоит колюка,
Одета в багрянец,
Кто подойдет,
Того кольнет.

2. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.

3. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит нам: ...

4. Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.

5. Из горячего колодца
Через нос водица льется.

6. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется.

7. Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.

8. Бежит, гудит, 
В два глаза глядит,
А станет – 
Ярко-красный глазок глянет.

Ответы:

1. Шиповник. 2. Снежинки. 3. Жираф. 4. Часы. 5. Чайник.  6. Туча7. Чулок. 8. Машина.

Ключевое словоперчатка.

 

 

Анаграмма это вид словесной головоломки, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает совершенно другое слово.

1. Поставь в каждом слове буквы так, чтобы получилось географическое название: веки — Киев, остров — Ростов, игра — Рига и т.д.

2. В каждом из данных слов замени звук так, чтобы получилось слово с другим значением.

Сом, бочка, ручка, лом, палка, тень.

- Какой вывод можно сделать о значении звука в слове?

3. Прочитай слова:

Мел, рот, порт, рос.

Добавь к каждому из них по одному звуку в начале или в конце слова так, чтобы получилось слово с другим значением. Запиши образованные слова.

Игра — особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение задач и переживание событий в воображаемом плане. В зависимости от решаемых задач, в психолого-педагогической практике игры подразделяются на: дидактические, игры-драматизации, игры с правилами, сюжетно-ролевые и деловые игры.

Игра «Вкусные слова»

Цель: обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления и процессов анализа и синтеза.

Ход игры:

Буратино шёл в гости к детям. Он нёс «вкусные слова» и по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал. Давайте поможем Буратино.

Дети помогают ему. Они складывают из букв и слогов слова.

    Я               С               Б               Н

    ЛО            РУ             КО            ША

    Г               ЛИ            ВА            МО

Дети приходят к выводу, что Буратино нёс фрукты: яблоко, слива, груша, лимон.

Игра «Слова-Антонимы»

В названиях следующих сказок использованы слова, противоположные по смыслу, попробуйте отгадать правильные названия:

«Домашние утки» (Дикие лебеди), «Прекрасный лебедь» (Гадкий утёнок), «Крестьянка на жемчужине» (Принцесса на горошине), «Трусливый распарыватель» (Храбрый портняжка), «Быль о живой крестьянке и одном слабом человеке» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях), «Девочка с ручку» (Мальчик с пальчик), «Тигр без туфель» (Кот в сапогах), «Железный замочек» (Золотой ключик), «У смеха уши малы» (У страха глаза велики).

Игра «Работаю волшебником»

Из букв, входящих в слово, составить новые слова.

1. Библиотека (кот, ток, лето, лак, бак, лоб, балет, билет, блик, телок, лик, ил, кит и др.)

2. Крокодил (код, кол, идол, кок, род, око, дол и др.)

3. Спорт (спор, порт, сор, торс, пот, стоп, сорт и др.)

 

Вывод

Обучающиеся с удовольствием выполняют любые задания и упражнения занимательного характера, а учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Анализируя результаты исследований и фрагменты уроков, на которых применялся занимательный материал, можно сделать вывод о том, что занимательный материал положительно влияют на повышение интереса к русскому языку. Занимательный материал, использованный на уроках, предоставляет возможность обучающимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Занимательный материал на уроках русского языка создаёт ситуацию успеха для слабых учеников, позволяют им раскрыться, создаёт условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.

В процессе выполнения заданий занимательного характера воспитываются и нравственные качества. Например, работая в группе, ребёнок учится общаться, развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи.

Таким образом, включение занимательного материала в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к русскому  языку, содействует более качественному усвоению знаний.

Заключение

Познавательный интерес – это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим.

Занимательный материал может быть самым разнообразным, поэтому педагог должен обязательно на уроках русского языка систематически использовать игры, загадки, сказки, ребусы, кроссворды, головоломки и другие приёмы, тем самым прививать познавательный интерес к этому предмету.

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение русскому языку из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Главную роль здесь сыграет занимательный материал, представляющий собой сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного внедрения ребёнка в мир познания русского языка.

Такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении задания, поиск путей для решения задания, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность и прочее, при применении в процессе обучения разнообразных занимательных средств формируются гораздо быстрее. Особенно следует отметить систематическое применение занимательного материала на уроках русского языка. Это заставляет учащихся погрузиться в процесс обучения, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные способности.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно необходимым фактором становления личности.

Во время обучения формируется интерес у учащихся к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует воображение учащихся.

Поэтому, если на каждом уроке русского языка будет использован разнообразный занимательный материал, то будет развиваться познавательный интерес к данному предмету — в нашем случае русскому языку — и, может быть, в будущем повысится даже уровень культуры речи людей.

Список литературы

1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: ВАКО, 2003. – 495 с.

2. Баев П.М. «Играем на уроках русского языка», М.: Русский язык, 1989. - 86 с.

3. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия; СПб.: Изд-во Норинт, 2000. – 1456 с.

4. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 526 с.

5. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

6. Занько С.Ф. Игра и ученье / С.Ф. Занько — Ноябрьск, 2005. - 422с.

7. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. – Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000. - 192 с.

8. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 348 с.

9. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, I том. – 775 с.

10. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. – 767 с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

12. Степанова О.А. «Дидактические игры на уроках в начальной школе», - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

13. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986. - 83 с.


Конкурсное задание «Методический потенциал учителя»

Конкурсное задание «Методический потенциал учителя»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»

Содержание Введение 1. Содержание понятия познавательный интерес 2

Содержание Введение 1. Содержание понятия познавательный интерес 2

Введение Серьёзной проблемой современной школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль

Введение Серьёзной проблемой современной школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль

Это и подтверждает актуальность выбора нашей темы работы: «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка»

Это и подтверждает актуальность выбора нашей темы работы: «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка»

Содержание понятия познавательный интерес

Содержание понятия познавательный интерес

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса

Характеристика занимательного материала по русскому языку

Характеристика занимательного материала по русскому языку

Рис. 1. Классификация занимательного материала

Рис. 1. Классификация занимательного материала

Развитие познавательного интереса обучающихся через использование занимательного материала на уроках русского языка

Развитие познавательного интереса обучающихся через использование занимательного материала на уроках русского языка

Цель: научить соотносить заголовок с основной мыслью текста

Цель: научить соотносить заголовок с основной мыслью текста

Учащиеся читают предложения, учитель вывешивает составленные верно предложения на доску

Учащиеся читают предложения, учитель вывешивает составленные верно предложения на доску

Игра учит ребят работать самостоятельно

Игра учит ребят работать самостоятельно

Этап урока: Обобщение и систематизация знаний

Этап урока: Обобщение и систематизация знаний

Задача школьников была следующая: ребятам необходимо было найти ошибку и сформулировать правило, из-за незнания которого эта ошибка и была допущена

Задача школьников была следующая: ребятам необходимо было найти ошибку и сформулировать правило, из-за незнания которого эта ошибка и была допущена

Этап урока: повторение изученного

Этап урока: повторение изученного

Анализ фрагмента урока Для данной игры использовались наглядные средства — маленькое дерево и макет большого дерева со словообразовательными частями, которые могут помочь ребятам образовать новые…

Анализ фрагмента урока Для данной игры использовались наглядные средства — маленькое дерево и макет большого дерева со словообразовательными частями, которые могут помочь ребятам образовать новые…

В игре были задействованы все ребята, обучающиеся в классе

В игре были задействованы все ребята, обучающиеся в классе

Загадка – жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего

Загадка – жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего

Сказка помогает ребятам смотреть на мир языка не через замочную скважину определений и правил, а через распахнутое окно фантазии

Сказка помогает ребятам смотреть на мир языка не через замочную скважину определений и правил, а через распахнутое окно фантазии

Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создают тот благотворный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические…

Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создают тот благотворный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические…

Ответы: начало, ребусы, задача, доля,

Ответы: начало, ребусы, задача, доля,

Если впишете отгадки в строчки, то прочтёте ключевое слово

Если впишете отгадки в строчки, то прочтёте ключевое слово

Анаграмма — это вид словесной головоломки, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает совершенно другое слово

Анаграмма — это вид словесной головоломки, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает совершенно другое слово

Игра «Слова-Антонимы» В названиях следующих сказок использованы слова, противоположные по смыслу, попробуйте отгадать правильные названия: «Домашние утки» (Дикие лебеди), «Прекрасный лебедь» (Гадкий утёнок), «Крестьянка на…

Игра «Слова-Антонимы» В названиях следующих сказок использованы слова, противоположные по смыслу, попробуйте отгадать правильные названия: «Домашние утки» (Дикие лебеди), «Прекрасный лебедь» (Гадкий утёнок), «Крестьянка на…

В процессе выполнения заданий занимательного характера воспитываются и нравственные качества

В процессе выполнения заданий занимательного характера воспитываются и нравственные качества

Заключение Познавательный интерес – это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому

Заключение Познавательный интерес – это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно необходимым фактором становления личности

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно необходимым фактором становления личности

Список литературы 1. Арсирий

Список литературы 1. Арсирий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018