Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)
Оценка 4.9

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
1 кл—4 кл
23.02.2019
Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)
Развитие познавательной деятельности младших школьников.doc
Развитие познавательной деятельности младших школьников Учитель МБОУ СОШ №2 г.Мегиона                           Данилюк Елена Валериевна      Сделать серьезные занятия для ребенка увлекательными – Вот задача первоначального обучения. К. Д. Ушинский. Вступление. В начальных классах очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей, на втором и третьем году обучения, не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого учителю нужно использовать в своей работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения. Цели и задачи Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Одной из основных целей реализации личностно – ориентированной модели начальной школы является формирование познавательной активности учащихся, а также желания и умения учиться. Цель будет достигнута, если будут решены следующие задачи: - развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; - работы с художественными и научными текстами; - привитие интереса к поисково – творческой деятельности. формирование наблюдательности и внимания, умений Основные идеи обучения История мировой педагогики свидетельствует, что школьникам во все времена гораздо больше нравилось играть, чем заставлять себя учиться. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические и интеллектуально – творческие игры. С помощью игр учитель приучает детей самостоятельно мыслить и фантазировать, сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Игры помогают воспитывать в детях чувство коллективизма, сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Используя в своей практике самые разнообразные игровые моменты, заметила, что у ребят повышается мотивация обучения. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учебе. Игры помогают нам повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, дают заряд хорошего настроения и делают учебный процесс интересным и увлекательным. Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда. Систематический курс занятий на материале поисково – творческих задач создает благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно - исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но по моему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Принципы организации познавательной активности Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, будет зависеть объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Для этого учителю необходимо соблюдать следующие принципы: (призван обеспечить - эмоциональное тепло, поддержку каждому ребенку, доброжелательность во взаимоотношениях детей разного эмоциональной комфортности возраста, создание ситуаций успеха в познавательной деятельности ребенка); - активности (заключается в проявлении активности детей к познавательному процессу, посредством самостоятельного выбора разнообразных видов деятельности и участия в различных формах ее организации, а также к использованию на уроке дополнительной учебной информации); Активность детей необходимо постоянно стимулировать и поддерживать. - открытости (заключается в создании условий для открытия учащимися неизвестного в уже известном учебном материале, а счет включения в состав среды новых видов учебного материала в соответствии с изменением потребностей, интересов, возможностей детей, уровня их развития); - (призванный сделать среду субъективно значимой, где каждый ребенок найдет свою «нишу», получит возможность максимально реализовать себя и показать свой успех в деятельности с помощью созданных им учебно – творческих задач); - информативности (или эмоционального насыщения учебного материала, призванный предоставить каждому ребенку возможность максимальной свободы действий, обеспечив такими средствами, которые позволяли бы детям совершенствоваться в освоении различного рода заданий). индивидуализированности Методы Известно, чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность личности ученика, а затем направить и скорректировать развитие младшего школьника с учетом выявленных интересов, опираясь на его природную активность. Поэтому, при данном подходе к обучению возможно использовать большое количество методов, но ведущими методам являются: проблемно – поисковый, исследовательский и метод индивидуальной самостоятельной работы. Проблемно – поисковый метод заключается в том, что учитель организует и направляет поиск знаний учащихся. Ученик становится активным субъектом учения, самостоятельно осуществляя все этапы задания. Учитель лишь осуществляет руководство. Значение данного метода заключается в формировании элементарных умений и навыков поисковой деятельности. Более успешно применяется на этапе формирования знаний и практических умений. Способствует формированию положительной мотивации, развитию памяти и логического мышления. Исследовательский метод применим для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и способностями рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, умением анализировать и делать выводы. Учитель объявляет тему, постепенно подводит к необходимости пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы. Ученик самостоятельно формулирует проблему, находит ее решение, делает выводы. Данный метод формирует навыки творческой деятельности. Метод индивидуальной самостоятельной работы имеет большое значение для стимулирования познавательного интереса. Во-первых: возрастает роль самого ученика в определении содержания работы и выборе способов ее выполнения. возможность сотрудничества ученика и учителя, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера. При использовании данного метода очень важным моментом является правильный подбор дифференцированных заданий для каждого ученика. Во-вторых: возникает Этапы Приобщение детей к познавательной деятельности должно быть постепенным и последовательным. Подготовительно – мотивационный этап имеет цель активизировать интерес детей к решению познавательных задач. Задача учителя заключается в том, чтобы средствами учебного материала обосновывать практическую значимость знаний для человека. Поскольку в развитии самостоятельности мышления детей большую роль имеют игры с занимательным интеллектуальным материалом, учитель разрабатывает и включает подобные задания в учебные занятия, знакомя детей таким образом со всеми видами интеллектуально – творческих игр. Репродуктивно – поисковый этап нацелен на то, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельного поиска способов решения познавательных задач. Школьники изготавливают игры по образцам и получают на дом задания, характер которых зависит от направленности серий игр. Ведущая задача третьего этапа (поисково – творческий) состоит в развитии у детей интереса к поисково – творческой деятельности. Ее реализация осуществляется через подготовку и участие детей в интеллектуальных развлечениях. Дети поставлены в условия: «Придумай и сделай что – нибудь новое, интересное». Аналитический этап нацелен на побуждение детей к анализу собственной деятельности, развития желания дальнейшего обогащения предметно – игровой среды. Формы занятий Формы занятий для поддержания интереса к познавательной деятельности неисчерпаемы. Все они имеют общую цель: создание интеллектуального продвижения, решение проблем, поиск ответов. 1.Уроки – путешествия (в царства природы); 2.Викторины, конкурсы 3.Играем, как в телешоу 4.Конференции 5.Ролевые игры 6. Интегрированные уроки, интеллектуальные ринги и бои. Способы активизации познавательной активности Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр является одним из важнейших способов развития познавательной активности учащихся. Игры на комбинирование и планирование: танграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки, лабиринты, магические квадраты и др. Предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, а также направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели. предметов, деталей, Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, кроссворды, занимательные таблицы, продолжи ряд и другие задания - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает». Интеллектуально – творческие игры: предусматривают умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, проявлять максимум смекалки, сообразительности, творчества и воли. Кроссворды. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их от перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т. д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей. Для поддержания непрерывного интереса к этому виду дидактической игры необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые способы загадывании слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии. природоведения, При решении кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова – необходимые условия для верного выполнения задания. В своей работе я ставлю перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математики, но и формировать общелогические мыслительные умения, т. к. интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески. Для развития логического мышления использую разнообразные упражнения и игры. Приведу примеры некоторых из них, которые использую на уроках русского языка. Игра «Расшифруй и найди лишнее слово». Учитель кодирует слова на доске, дети разгадывают их и путем анализа существенных признаков, исключают лишнее. Приведу примеры некоторых из них. о а и к т н у 1 2 3 4 5 6 7 кот 4 1 5 4 кони 1 6 3 7 утка 5 4 2 - Что объединяет эти слова? (это домашние животные; ударный слог - первый) - Лишнее слово утка, т. к. это птица; начинается с гласной, остальные с согласной; - Лишнее слово кот, т. к. оно односложное. - В слове кони два открытых слога, а в слове кот закрытый слог; в слове утка первый слог закрытый. Игра «Волшебный ряд букв» Дается любой ряд букв, с которыми можно выполнить несколько заданий (задания могут предлагать сами дети). Например: а, б, о, и, к, л, е, п, т. Задания: - разделите на группы (гласные согласные); - составьте из данных букв слова (пила, лупа, лоб…); - записать буквы в алфавитном порядке; - найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека); - составить предложения или текст, чтобы слова начинались на данные буквы; (Алеша быстро обводил и красил листья. Ему помогали товарищи). Перевертыши Учитель говорит пословицу, называет фильм и т. д. наоборот, т. е. заменяет нужные слова словами с противоположным значением. Ребята должны догадаться, как звучит правильно. Заключение Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Проведение в начальных классах регулярных развивающих занятий, включение учащихся в постоянную поисковую деятельность, создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах и в возможностях своего интеллекта. Чтобы добиться желаемого результата, я в своей работе нетрадиционные формы: уроки путешествия, использую интеллектуально – творческие игры; игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и старичка Поисковича (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т. п.); связь материала с наглядно – образным игровым материалом; Я нацелена не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результата будет закономерен.

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)

Развитие познавательной деятельности младших школьников (презентация и выступление)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019