РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Оценка 5

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
26.03.2018
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ Введение Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в документах федерального уровня: в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, обозначены приоритетные направления государственной политики, предполагающие улучшение положения обучающихся и педагогов; в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года провозглашена образовательная инициатива "Наша новая школа", одним из ключевых направлений которой является система поддержки талантливых детей; Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172 утверждена федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, составной частью которой является подпрограмма "Одаренные дети".
Документ Microsoft Office Word (2).docx
Введение Создание   условий,   обеспечивающих   выявление   и   развитие   одаренных   детей, реализацию   их   потенциальных   возможностей,   является   одной   из   приоритетных   задач современного общества. Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается   в   документах   федерального   уровня:   в   Концепции   долгосрочного социально­экономического   развития   Российской   Федерации   на   период   до   2020, утвержденной   распоряжением   Правительства   РФ   от   17.11.2008   №   1662­р,  обозначены приоритетные   направления   государственной   политики,   предполагающие   улучшение положения   обучающихся   и   педагогов;  в   Послании   Президента   Российской   Федерации Федеральному  Собранию   Российской   Федерации   от   5  ноября  2008   года   провозглашена образовательная инициатива "Наша новая школа", одним из ключевых направлений которой является   система   поддержки   талантливых   детей;  Постановлением   Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172 утверждена федеральная целевая программа "Дети   России"   на   2007­2010   годы,   составной   частью   которой   является   подпрограмма "Одаренные дети".  В Калужской области проводится много мероприятий, направленных на поддержку талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В рамках   областной   целевой программы "Комплексная   программа   развития   системы образования   Калужской   области   в   2006­2010   гг.",   утвержденной   Законом   Калужской области от 27.06.2005 № 91­ОЗ, осуществляются мероприятия по выявлению одаренных детей   во   время   их   участия   в   конкурсах,   конференциях,   чтениях,   олимпиадах   и   иных мероприятиях. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты, в деятельности по   поддержке   и   сопровождению   одаренных   детей   и   их   наставников   остается   много нерешенных задач. Для   всех   детей   главнейшей   целью   обучения   и   воспитания   является   обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь   возлагает   надежду   на   решение   актуальных   проблем   современной   цивилизации. Таким   образом,   поддержать   и   развить   индивидуальность   ребенка,   не   растерять,   не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.  Одаренность далеко не всегда носит достаточно устойчивый характер. И если диагноз одаренности в случае высоких интеллектуальных способностей не представляет особого труда, то гораздо хуже дело обстоит с долговременным прогнозом одаренности. Очень часто   блестящий   учащийся   превращается   в   заурядного   человека,   следы   одаренности которого может увидеть разве что специалист.  В.С.   Юркевич   в   своих   работах   говорит   о   том,   что  на   ранних   этапах   развития способностей, т. е. в дошкольном и младшем школьном возрасте, все зависит от любви к умственной   деятельности   или,  точнее,  от   познавательной   потребности.  Чем   ярче   она проявляется в ребенке, тем больше  вероятность развития высоких способностей.  Кроме того,   причиной   снижения   одаренности   у   некоторых   одаренных   детей   оказываются трудности в развитии самой познавательной потребности. Чаще всего у одаренного ребенка закрепляется исключительно гедонистический, т.е. направленный только на удовольствие от познания, характер познавательной потребности. Именно потому познавательная потребность у ряда одаренных детей носит явно пассивный характер,   когда   ребенок   много   и   с   огромным   удовольствием   читает,   легко   решает предложенные   учителем   задачи,   но   редко   стремится   сам   что­то   придумать,   что­то сочинить   или   написать.   Неудивительно,   что   мышление   таких   гедонистически ориентированных   одаренных   детей   чаще   носит   специфически   учебный,   усваивающий характер.   Творческое   же   решение   появляется   в   момент   резкого   познавательного напряжения, к чему одаренный ребенок не всегда привык. Собственно творческие задачи у маленьких   вундеркиндов   иногда   вызывают   резкое   отторжение,   даже   страх,   а   у   более старших школьников стремление превратить эту работу в демонстрацию знаний. Все это приводит к тому, что одаренный ребенок превращается в своего рода склад знаний, причем очень часто этот склад состоит из одних и тех же предметов –  ребенок не хочет и не умеет даже приобретать знания в той области, которая ему почему­либо трудна или неинтересна.  Таким   образом,   учителю,   работающему   с   младшими   школьниками   с   признаками одаренности, в первую очередь следует создавать условия для сохранения позитивного эмоционального   отношения   детей   к   познавательной   деятельности   и   развития   их познавательной потребности, как основного условия развития способностей. Практическая   значимость  данной   работы   состоит   в   разработке   программы дополнительного образования, способствующей формированию и развитию познавательной потребности младших школьников с признаками одаренности. Целью   нашего   исследования  является   изучение   влияния   обучающих   методов творческого характера на формирование и развитие познавательной потребности младших школьников с признаками одаренности.  Задачи инновационно­исследовательской деятельности Подготовительный этап: 1. Разработать   локальные   нормативные   акты,   регламентирующие   ведение инновационно­исследовательской деятельности в образовательном учреждении. 2. Провести теоретический анализ проблемного поля инновационных разработок. 3. Разработать   программу  дополнительного   образования,   способствующую формированию   и   развитию   познавательной   потребности   младших   школьников   с признаками одаренности в условиях общеобразовательного учреждения. 4. Определить   процедуру   выявления   признаков   одаренности   у   младших школьников. 5. Выявить   младших   школьников   с   признаками   одаренности   в   соответствии   с утвержденной процедурой. Основной исследовательский этап: 1. Определить процедуру и выбрать инструменты измерения уровня развития познавательной потребности у младших школьников с признаками одаренности. 2. Провести   серию   исходных   замеров   уровня   познавательной   потребности   у младших школьников с признаками одаренности. 3. Реализовать   программу  дополнительного   образования,   способствующую формированию   и   развитию   познавательной   потребности   младших   школьников   с признаками одаренности в условиях общеобразовательного учреждения. 4. Провести   серию   итоговых   замеров   уровня   познавательной   потребности   у младших школьников с признаками одаренности. Завершающий этап: 1. Установить   статистическую   значимость   полученных   результатов, сформулировать выводы исследования. 2. Составить отчет о результатах инновационно­исследовательской работы. 3. Представить   результаты   инновационно­исследовательской   деятельности педагогической общественности. Объект   исследования:  познавательная   потребность   младших   школьников   с признаками одаренности. Предмет   исследования:  влияние  обучающих   методов   творческого   характера  на формирование   и   развитие  познавательной   потребности   у   младших   школьников   с признаками одаренности. Гипотеза:  использование в учебном процессе методов творческого характера будет способствовать   развитию   познавательной   потребности   у   младших   школьников   с признаками одаренности. Продукт  инновационно­исследовательской   деятельности   представляет   собой авторскую программу, реализация которой позволит организовать  творческий учебный процесс,   нацеленный   на   развитие   познавательной   потребности   детей   с   признаками одаренности. Социально   значимые   цели   данной   программы:  развитие     высшего   уровня познавательной   потребности   –   уровня   целенаправленной   познавательной   деятельности. Познавательная   деятельность   в   этом   случае   объективно   имеет   социально   полезный результат,   но   субъективно   она   по­прежнему   должна   оставаться   радостью   и необходимостью.   Познавательная   потребность   на   третьем,   высшем   уровне   приобретает другой   характер.   Усложняется   ее   структура;   она   уже   не   стихийно­эмоциональная,   а целенаправленная,   значительно   более   зрелая   по   методам   и   организации.   Так   как познавательная потребность на своем высшем уровне становится более социализированной, связанной с нуждами общества, то, естественно, увеличивается роль внешних факторов: понимание важности учения как ценности для себя и для общества, принятие учеником познания нового как значимого события своей жизни.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018