РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
26.03.2018
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Введение
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в документах федерального уровня: в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, обозначены приоритетные направления государственной политики, предполагающие улучшение положения обучающихся и педагогов; в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года провозглашена образовательная инициатива "Наша новая школа", одним из ключевых направлений которой является система поддержки талантливых детей; Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172 утверждена федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, составной частью которой является подпрограмма "Одаренные дети".
Документ Microsoft Office Word (2).docx
Введение
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,
реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач
современного общества. Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит
на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления
подчеркивается в документах федерального уровня: в Концепции долгосрочного
социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662р, обозначены
приоритетные направления государственной политики, предполагающие улучшение
положения обучающихся и педагогов; в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года провозглашена
образовательная инициатива "Наша новая школа", одним из ключевых направлений которой
является система поддержки талантливых детей; Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.03.2007 № 172 утверждена федеральная целевая программа
"Дети России" на 20072010 годы, составной частью которой является подпрограмма
"Одаренные дети".
В Калужской области проводится много мероприятий, направленных на поддержку
талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В
рамках областной целевой программы "Комплексная программа развития системы
образования Калужской области в 20062010 гг.", утвержденной Законом Калужской
области от 27.06.2005 № 91ОЗ, осуществляются мероприятия по выявлению одаренных
детей во время их участия в конкурсах, конференциях, чтениях, олимпиадах и иных
мероприятиях. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты, в деятельности
по поддержке и сопровождению одаренных детей и их наставников остается много
нерешенных задач.
Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение
условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей
реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта
цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую
очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не
затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.
Одаренность далеко не всегда носит достаточно устойчивый характер. И если диагноз
одаренности в случае высоких интеллектуальных способностей не представляет особого
труда, то гораздо хуже дело обстоит с долговременным прогнозом одаренности. Очень
часто блестящий учащийся превращается в заурядного человека, следы одаренности
которого может увидеть разве что специалист.
В.С. Юркевич в своих работах говорит о том, что на ранних этапах развития
способностей, т. е. в дошкольном и младшем школьном возрасте, все зависит от любви к
умственной деятельности или, точнее, от познавательной потребности. Чем ярче она
проявляется в ребенке, тем больше вероятность развития высоких способностей. Кроме
того, причиной снижения одаренности у некоторых одаренных детей оказываются
трудности в развитии самой познавательной потребности.
Чаще всего у одаренного ребенка закрепляется исключительно гедонистический, т.е.
направленный только на удовольствие от познания, характер познавательной потребности.
Именно потому познавательная потребность у ряда одаренных детей носит явно пассивный
характер, когда ребенок много и с огромным удовольствием читает, легко решает
предложенные учителем задачи, но редко стремится сам чтото придумать, чтото
сочинить или написать. Неудивительно, что мышление таких гедонистически ориентированных одаренных детей чаще носит специфически учебный, усваивающий
характер. Творческое же решение появляется в момент резкого познавательного
напряжения, к чему одаренный ребенок не всегда привык. Собственно творческие задачи у
маленьких вундеркиндов иногда вызывают резкое отторжение, даже страх, а у более
старших школьников стремление превратить эту работу в демонстрацию знаний. Все это
приводит к тому, что одаренный ребенок превращается в своего рода склад знаний, причем
очень часто этот склад состоит из одних и тех же предметов – ребенок не хочет и не умеет
даже приобретать знания в той области, которая ему почемулибо трудна или неинтересна.
Таким образом, учителю, работающему с младшими школьниками с признаками
одаренности, в первую очередь следует создавать условия для сохранения позитивного
эмоционального отношения детей к познавательной деятельности и развития их
познавательной потребности, как основного условия развития способностей.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке программы
дополнительного образования, способствующей формированию и развитию познавательной
потребности младших школьников с признаками одаренности.
Целью нашего исследования является изучение влияния обучающих методов
творческого характера на формирование и развитие познавательной потребности младших
школьников с признаками одаренности.
Задачи инновационноисследовательской деятельности
Подготовительный этап:
1.
Разработать локальные нормативные акты, регламентирующие ведение
инновационноисследовательской деятельности в образовательном учреждении.
2. Провести теоретический анализ проблемного поля инновационных разработок.
3.
Разработать программу дополнительного образования, способствующую
формированию и развитию познавательной потребности младших школьников с
признаками одаренности в условиях общеобразовательного учреждения.
4. Определить процедуру выявления признаков одаренности у младших
школьников.
5.
Выявить младших школьников с признаками одаренности в соответствии с
утвержденной процедурой.
Основной исследовательский этап:
1.
Определить процедуру и выбрать инструменты измерения уровня развития
познавательной потребности у младших школьников с признаками одаренности.
2.
Провести серию исходных замеров уровня познавательной потребности у
младших школьников с признаками одаренности.
3.
Реализовать программу дополнительного образования, способствующую
формированию и развитию познавательной потребности младших школьников с
признаками одаренности в условиях общеобразовательного учреждения.
4.
Провести серию итоговых замеров уровня познавательной потребности у
младших школьников с признаками одаренности.
Завершающий этап:
1.
Установить статистическую значимость полученных результатов,
сформулировать выводы исследования.
2.
Составить отчет о результатах инновационноисследовательской работы. 3.
Представить результаты инновационноисследовательской деятельности
педагогической общественности.
Объект исследования: познавательная потребность младших школьников с
признаками одаренности.
Предмет исследования: влияние обучающих методов творческого характера на
формирование и развитие познавательной потребности у младших школьников с
признаками одаренности.
Гипотеза: использование в учебном процессе методов творческого характера будет
способствовать развитию познавательной потребности у младших школьников с
признаками одаренности.
Продукт инновационноисследовательской деятельности представляет собой
авторскую программу, реализация которой позволит организовать творческий учебный
процесс, нацеленный на развитие познавательной потребности детей с признаками
одаренности.
Социально значимые цели данной программы: развитие
высшего уровня
познавательной потребности – уровня целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательная деятельность в этом случае объективно имеет социально полезный
результат, но субъективно она попрежнему должна оставаться радостью и
необходимостью. Познавательная потребность на третьем, высшем уровне приобретает
другой характер. Усложняется ее структура; она уже не стихийноэмоциональная, а
целенаправленная, значительно более зрелая по методам и организации. Так как
познавательная потребность на своем высшем уровне становится более социализированной,
связанной с нуждами общества, то, естественно, увеличивается роль внешних факторов:
понимание важности учения как ценности для себя и для общества, принятие учеником
познания нового как значимого события своей жизни.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.