Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Оценка 4.8
Особые потребности +1
doc
дефектология +1
Взрослым
04.03.2018
Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ
В данной работе представлен материал из опыта работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта (ДЦП в сочетании с умственной отсталостью, нарушением эмоционально-волевой сферы). Рассказано как в работе применять такие технологии, как куклотерапия, песочная терапия, элементы кинезитерапии, ароматерапию. А так же даны разработки занятий в группе детей с ДЦП.
рАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.doc
Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются  одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.  К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно  увеличивается.  Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно­двигательного  аппарата и нарушением интеллекта разной степени выраженности. Нарушения проявляются в виде различных двигательных, познавательных, речевых  отклонений, расстройствах эмоционально­волевой сферы, поведения и  личности в целом, а так же могут сочетаться с нарушением функций других  анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности),  судорожными припадками.  Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему  коррекционно­развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на  ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского  мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации  нарушенных функций. Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально­ личностные и психологические особенности детей необходимость  комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями  побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной  работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого  ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние  заболевания на психическое и физическое состояние детей. Создание  благоприятных условий будет способствовать включению ребенка с  ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволит привлечь и удержать его внимание, создать положительный эмоциональный  настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему. В коррекционную работу с детьми, имеющими сложную структуру дефекта  (ДЦП в сочетании с умственной отсталостью, нарушением эмоционально­ волевой сферы), мы включаем элементы куклотерапии, так как успешность  познавательного развития зависит от эмоционального благополучия ребенка в  процессе обучения. Куклотерапия предполагает комплексное воздействие на  детей с помощью кукол, театральных приемов: этюдов, игр, специально  заданных ситуаций. Выбор куклы и действия с ней, зависят от эмоционального состояния, возможностей детей, темы, коррекционной направленности. Она  помогает объединить две центральные линии психического развития детей:  познавательного и эмоционального. Мы используем разные виды кукол. Это куклы из реальной жизни (кукольное семейство), животные, театральные  куклы, сенсорные куклы. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.  Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем  мире. Для детей с ограниченными возможностями необходимо стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью.  Поэтому вместе с элементами куклотерапии в коррекционную работу мы  включаем методику М. Монтессори, сенсорные игры Л.А. Венгер, Э.Г.  Пилюгиной, дидактические игры А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой.  Для реализации данной работы в группе создана предметно­ развивающая  среда. Она организована таким образом, чтобы обеспечивать разнообразные  виды детской деятельности и способствовать включению детей в процесс  активного познания мира. Один раз в неделю мы “отправляемся” с детьми в увлекательное путешествие  по стране Песочных игр (песочная терапия). Регулярно проводим игры с  водой, с сухим бассейном. Для сухого бассейна можно использовать любой  вид крупы, пуговицы, бумагу, цветные шарики и т.д. Данная серия игр  направлена на творческое самовыражение ребенка и на ослабление  негативных эмоций, а также способствует развитию кинестетических  ощущений, мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта.  В коррекционную работу с детьми, имеющими менее выраженные нарушения  опорно­двигательного аппарата и интеллекта, мы включаем элементы  кинезитерапии. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через  движение. Развитие межполушарного взаимодействия является основой  развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий  (правое – гуманитарное, образное, левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических  функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи  информации искажает познавательную деятельность детей. Межполушарное  взаимодействие развивается при помощи комплекса специальных упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих  психических процессов. Учеными доказано влияние манипуляций рук на  функции высшей нервной деятельности, а также на развитие речевой  деятельности. Развивающая работа должна быть направлена от движения к  мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения  пальцев ­ говорящие дети. Занятия гармонизируют работу головного мозга,  расширяют границы его возможностей. Эти упражнения можно выполнять на  различных этапах занятия.  Особо хочется остановиться на музыкальном оформлении занятий. Музыка  способствует развитию и обогащению слухового восприятия, активизации  зрительных образов, нормализации физического и психического состояния  ребенка (“Звуки леса”, “Морской прибой”; классические музыкальные произведения). Подбор музыкальных произведений осуществляется совместно с музыкальным руководителем. В свою работу, под руководством медиков, мы включаем ароматерапию. Это  наука о применении натуральных эфирных масел. Аромат позволяет  использовать возможности природы, обогатить чувственный опыт, сделать  нашу жизнь более радостной, здоровой. Запахи способны управлять  настроением и работоспособностью.  Результаты диагностики, проводимые в течение года, в каждой возрастной  группе доказали эффективность использования данных технологий в  коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями. Конспект занятия в специальной группе (2 этап обучения). (Дети с ДЦП в сочетании с умственной отсталостью) Учитель­дефектолог: Никифорова С.Ю. Тема: “Путешествие колобка”.  Цели:  развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;  активизировать и обогащать словарный запас; закреплять навыки общения;  развивать зрительное, слуховое, тактильно­двигательное восприятие;  развивать внимание, память, мышление, речь; развивать общую и мелкую  моторику, мимику лица, силу воздушной струи;  воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.  Оборудование:  Дорога (разной поверхности), домик из гимнастических модулей.  Кукольный театр (бабка, дед), 2 колобка (большой и маленький мяч).  “Музыка ветра”, елки, солнышко, прищепки, музыкальная кассета со звуками  природы.  Цветы, жук, песок, зайчик, стол, хвойное масло.  Ход занятия ­ Сегодня мы отправимся в путешествие со сказочным героем. Пойдем по  необычной дорожке. Идти нужно медленно, чтобы почувствовать поверхность дороги (дорога состоит из разноцветных камней, меха).  ­ Опишите, что вы чувствуете, когда стоите на камнях, на меховой дорожке.  Перед нами домик. Расскажите, какого он цвета, из каких геометрических  фигур состоит. Проходите в домик. Здесь живет наш сказочный герой.  Появляется дед и бабка (кукольный театр). Здороваются с детьми.  Спрашивают, узнали ли их дети. Предлагают послушать сказку: “Жили – были дед и баба. Говорит дед:  ­ Испеки колобок… (По тексту сказки). Испекла колобок, положила на окно”. ­ Какой получился у бабки колобок? Подержите его. Как у бабки получился  круглый колобок (катающие движения руками).  ­ Лежал колобок и думал, как хорошо бы стать большим и сильным. В это время мимо пролетал волшебный ветерок. Звучит “музыка ветра”. Он  услышал, о чем мечтал колобок и решил помочь ему. Но сил волшебных у  него мало. Дети предлагают свою помощь. Дуют на ветерок. Слушаем, как  воет ветер? Чувствуем, как он дует? Становится все громче и сильнее.  (Работает вентилятор).  ­ Смотрите, что случилось с колобком? (Незаметно меняем колобки). Он стал  большим и сильным. Покажите, маленький колобок, большой колобок  (движение). ­ Обрадовался колобок, спрыгнул и покатился. Посмотрим, куда  покатился колобок. Почему думаете, что в лес? Ароматерапия. В лесу очень  хорошо. Подышим чистым, лесным воздухом (вдох и выдох носом). Почему в  лесу воздух чистый? Как называются деревья? Елки. Потрогайте их. Елки,  какие? Покажите высокие – низкие елки.  ­ Колобок посмотрел наверх и что­то увидел. Что увидел колобок? Грустное  солнышко. Изобразите грусть на лице (мимика). Спросите, почему солнышко  грустное? Оно утром потеряло свои лучики. Поможем найти лучи. Выбрать  только желтые прищепки. Солнышко обрадовалось. Как изобразить радость?  Улыбнитесь солнышку. Стихотворение А. Барто “Солнышко” с движением.  Смотрит солнышко в  окошко.  Светит в нашу комнату,  Мы захлопаем в ладоши,  Очень рады солнышку.  Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук.  Хлопать в ладоши. ­ Солнышко светит ярко. Колобок зажмурил глаза. Как он зажмурил глаза (2­3 раза)?  Тут колобок почувствовал, что он устал. Решил отдохнуть на полянке. Мы  тоже отдохнем. Закрыл глаза и слушал пение птиц (музыкальная запись). Но вдруг он  услышал, кто­то громко жужжит около него. Колобок открыл глаза и  увидел… Кого увидел колобок? Большого черного жука. Почему так грустно  жужжишь? ­ спросил колобок. Жук ответил, что утром налетел ветерок и  собрал все серединки у цветов и засыпал их песком. Колобок и дети  предлагают свою помощь.  Дети подходят к песку, кладут руки на него. Рассказывают о том, что они  чувствуют. Раскапывают и находят серединки цветов. Соотносят цвет цветка  и серединки. Закручивают пробки. Жук благодарит всех и улетает. Дети  изображают летающего жука.  Колобок покатился дальше. Навстречу ему зайчик, он говорит, что съест  колобка. Колобок просит: “Не ешь меня, я тебе песенку спою”. Песня  колобка из сказки (поют все). Колобок прощается с детьми и зайчиком.  Зайчик предлагает погладить его, говорит, какой он хороший, добрый, любит  детей. Предлагает обнять его, сказать добрые слова, показать, как дети любят зайчика. Дети превращаются в зайчиков, изображают его. Зайчик прощается и  уходит.  ­ Нам пора вернуться в группу.  Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, слушают музыку. Звучит тихая  спокойная музыка.  Итог. Конспект занятия в средней группе. (Дети с нарушением опорно­двигательного аппарата). Учитель­дефектолог: Казакова Л.И. Тема: “На зеленой травке, на лесной полянке”.  Цели:  Закрепить знания детей о лете, цветах, ягодах, грибах.  Активизировать словарь по данной теме, навыки количественного счета в  пределах пяти.  Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с  существительными, в образовании уменьшительно – ласкательной формы  существительных, формы Р.п. мн.ч. существительных.  Развивать мимическую мускулатуру, синхронизировать работу полушарий  головного мозга.  Развивать память, внимание, мышление, воспитание самоконтроля за речью и  бережного отношения к природе.  Оборудование:  Зеленый ковер 2х3м с цветными пуговицами.  Цветы (ромашка, василек, колокольчик) ­ 15шт. грибы ­ 5штук, ягоды ­5 штук  из ткани, картонная корзина с прорезями для цветов, одуванчики.  Гимнастические модули (“мостик”), фонарик, мяч.  Ход занятия 1. Организационный момент:  приветствие друг друга и гостей;  игра “Назови ласково по имени” (в кругу).  игра “К чему относится”.  ­ Какое сейчас время года?  ­ Какое время года было? Если это бывает весной, то хлопаете в ладоши. Если это бывает зимой, то вы топаете ногами. Сильный мороз, тает снег, бегут ручьи, катаются на санках, появляются  подснежники, лепят снеговика. Загорают на солнышке. ­ Когда это бывает? Мы с вами сегодня отправимся в лето.  2. Координация речи с движением.  Мы идем дорожками,  Мы идем тропинками, Мы идем с лукошками,  Мы идем с корзинками.  Ручеек по мостику перешли И полянку светлую нашли.  ­ Вот и полянка! 3. “Утро в лесу” (музыкальное сопровождение “Птичьи голоса”) ­  горизонтальный пластический балет.  4. Отгадывание загадок. Развитие мелкой моторики.  ­ Какая травка на полянке?  ­ Что еще растет на полянке, вы узнаете из загадок.  Прячется в колосьях синий огонек, это расцветает в поле…(Василек).  Стоят в поле сестрички ­ желтые глазки, белые реснички. (Ромашка). Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб).  Похож на музыкальный инструмент, но звука музыкального в нем нет.  (Колокольчик).  Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко. (Ягода).  Какого цвета цветок (гриб, ягода), такая и пуговица.  (Дети “пристегивают” цветы, грибы, ягоды на полянку).  На полянке растут…цветы, ягода, грибы. 5. Физ. минутка. Игра “Дотронься до… красного, синего, коричневого,  зеленого, белого, голубого”. Вокруг себя повернитесь, в бабочки превратитесь. 6. Игра “Веселый счет” (прослеживание взглядом за “огоньком”). 7. Ароматерапия. Дыхательная гимнастика. Кинезиологические упражнения. “Колечко”. Поочередно, соединяя в кольцо с большим пальцем  последовательно указательный палец, средний и т.д. в прямом и обратном  порядке. “Кулак – ребро – ладонь”. Ребенку показывают три положения руки на  плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на  плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола,  распрямленная ладонь на плоскости стола. Сначала правой рукой, потом ­  левой, затем – двумя руками. Дышать только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую). 8. Развитие координации речи с движением.  “Наши красные цветы распускают лепестки…” 9. Выполнение простых речевых инструкций. Развитие направленной  воздушной струи. Алена, сорви белую ромашку и положи ее в корзину. И т. д.  Алена, что ты сорвала? И т.д.  У меня для вас в корзине одуванчики. Возьмем их и подуем на них, не  раздувая щек. 10. Психогимнастика. Нам пора возвращаться обратно. Покажите, как вам грустно. А теперь вспомните, как вы лежали на травке и грелись на солнышке.  Покажите, как вам было приятно.  Мы идем в группу (имя отчество воспитателя) и несем ей полную корзину  цветов. Она будет очень рада! Покажите, как она вам улыбнется.  Мы идем дорожками,  Мы идем тропинками,  Мы идем с лукошками,  Мы идем с корзинками. Ручеек по мостику перешли И к (имя отчество воспитателя) мы пришли. 11. Подведение итога.

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018