Курс «Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитан на четыре года обучения.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.Презентация к выступлению
Развитие познавательных
Развитие познавательных
процессов учащихся младших
процессов учащихся младших
классов
классов
на занятиях курса
на занятиях курса
«Юные умники и умницы»
«Юные умники и умницы»
МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А.Рябова»
МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А.Рябова»
Педагогпсихолог Савельева Е.В.
Педагогпсихолог Савельева Е.В.
Цель данного курса: развитие познавательных
Цель данного курса: развитие познавательных
способностей учащихся на основе системы
способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
развивающих занятий.
Основные задачи курса:
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов
развитие мышления в процессе формирования основных приемов
мыслительной деятельности;
мыслительной деятельности;
развитие психических познавательных процессов: различных видов
развитие психических познавательных процессов: различных видов
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения
формирование навыков творческого мышления и развитие умения
решать нестандартные задачи;
решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной
развитие познавательной активности и самостоятельной
мыслительной деятельности учащихся;
мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений;
формирование и развитие коммуникативных умений;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в
формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической
процессе изучения школьных дисциплин и в практической
деятельности.
деятельности.
Особенности организации учебного
Особенности организации учебного
процесса:
процесса:
- - материал каждого занятия рассчитан на 3540
материал каждого занятия рассчитан на 3540
минут;
минут;
отсутствие отметок;
отсутствие отметок;
применяются занимательные и доступные для
применяются занимательные и доступные для
понимания задания и упражнения;
понимания задания и упражнения;
используются задачи разной сложности;
используются задачи разной сложности;
ребенок сам оценивает свои успехи;
ребенок сам оценивает свои успехи;
один вид деятельности сменяется другим;
один вид деятельности сменяется другим;
реализован принцип «спирали» .
реализован принцип «спирали» .
Для проведения занятий разработан
Для проведения занятий разработан
учебнометодический комплект:
учебнометодический комплект:
аа) двух рабочих тетрадей
) двух рабочих тетрадей
для учащихся на печатной
для учащихся на печатной
основе;
основе;
б) методического
б) методического
руководства
руководства
для учителя;
для учителя;
В) программы курса РПС.
В) программы курса РПС.
Модель занятия в 1 классе такова:
Модель занятия в 1 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (12
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (12
минуты);
минуты);
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ
КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут).
КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут).
РАЗМИНКА (3 минуты);
РАЗМИНКА (3 минуты);
тренировка и развитие психических
тренировка и развитие психических
механизмов, лежащих в основе
механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, памяти,
познавательных способностей, памяти,
внимания, воображения, мышления (15
внимания, воображения, мышления (15
минут);
минут);
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (35 минут);
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (35 минут);
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ГЛАЗ (12 минут)
ДЛЯ ГЛАЗ (12 минут)
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (12 мин).
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (12 мин).
Качания головой (упражнение стимулирует
(упражнение стимулирует
Качания головой
мыслительные процессы);
мыслительные процессы);
«Ленивые восьмёрки» (упражнение
(упражнение
«Ленивые восьмёрки»
активизирует структуры мозга,
активизирует структуры мозга,
обеспечивающие запоминание, повышает
обеспечивающие запоминание, повышает
устойчивость внимания);
устойчивость внимания);
«Шапка для размышлений» (улучшает
(улучшает
«Шапка для размышлений»
внимание, ясность восприятия и речь);
внимание, ясность восприятия и речь);
Моргания (полезно при всех видах нарушения
(полезно при всех видах нарушения
Моргания
зрения);
зрения);
«Вижу палец!»
«Вижу палец!»
РАЗМИНКА (3 минуты).
РАЗМИНКА (3 минуты).
Тренировка и развитие психических механизмов,
Тренировка и развитие психических механизмов,
лежащих в основе познавательных способностей,
лежащих в основе познавательных способностей,
памяти, внимания, воображения, мышления (15
памяти, внимания, воображения, мышления (15
минут);
минут);
- - задания на развитие внимания;
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование
задания на совершенствование
воображения;
воображения;
задания на развитие логического
задания на развитие логического
мышления.
мышления.
Задания на развитие внимания.
Задания на развитие внимания.
Задания на развитие внимания.
Задания на развитие внимания.
Задания на развитие внимания.
Задания на развитие внимания.
Задания на развитие внимания.
Задания на развитие внимания.
Задания на развитие памяти.
Задания на развитие памяти.
Задания на развитие и совершенствование
Задания на развитие и совершенствование
воображения.
воображения.
Задания на развитие и совершенствование
Задания на развитие и совершенствование
воображения.
воображения.
Задания на развитие и совершенствование
Задания на развитие и совершенствование
воображения.
воображения.
Задания, развивающие мышление.
Задания, развивающие мышление.
Задания, развивающие мышление.
Задания, развивающие мышление.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (35 минут)
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (35 минут)
Динамическая пауза, проводимая на
Динамическая пауза, проводимая на
данных занятиях, будет не только
данных занятиях, будет не только
развивать двигательную сферу ребенка,
развивать двигательную сферу ребенка,
но и способствовать развитию умения
но и способствовать развитию умения
выполнять несколько различных
выполнять несколько различных
заданий одновременно.
заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ
КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ
КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
Основные принципы распределения
Основные принципы распределения
материала:
материала:
1) системность: задания располагаются в
1) системность: задания располагаются в
определенном порядке;
определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий
задания повторяются;
задания повторяются;
3)принцип «от простого к сложному»: задания
3)принцип «от простого к сложному»: задания
постепенно усложняются;
постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
6) смена разных видов деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса
Личностные, метапредметные и
Личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения
предметные результаты освоения
курса
курса
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!