Развитие правовой культуры современного школьника

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Решение задач воспроизводства культуры, и, прежде всего, ее демократических ценностей и традиций, предполагает подготовку социализированных и компетентных участников коллективной жизни, обладающих правовой культурой, т.е. соблюдающих установленные нормы, правила и законы, и участвующих в их постоянном совершенствовании и развитии. Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческой составляющих. Формирование интеллектуальной составляющей правовой культуры осуществляется на основе: Освоения знаний о системе действующего права, а также правильного понимания смысла правовых предписаний, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; Овладения умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; Освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
Иконка файла материала Развитие правовой культуры современного школьника.doc
Развитие правовой культуры современного школьника Решение задач воспроизводства культуры, и, прежде всего, ее демократических ценностей и традиций, предполагает  подготовку социализированных и компетентных участников коллективной жизни, обладающих правовой культурой, т.е.  соблюдающих установленные нормы, правила и законы, и участвующих в их постоянном совершенствовании и развитии. Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально­психологической и  поведенческой составляющих. Формирование интеллектуальной составляющей правовой культуры осуществляется на основе: Освоения знаний о системе действующего права, а также правильного понимания смысла правовых предписаний,  необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; Овладения умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать  полученные данные; Освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни  гражданского общества и государства; Формирования интеллектуальной базы для последующего изучения правовых дисциплин в учреждениях системы среднего  и высшего профессионального образования или самообразования. Формирование эмоционально­психологической составляющей правовой культуры осуществляется на основе развития  правового самосознания, глубокого внутреннего уважения к праву, установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм, превращение накопленной информации и правовых знаний в  правовые убеждения, привычки правомерного поведения. Важную роль в развитии правовой культуры школьников играет поведенческая составляющая, т.е. Формирование опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений; Гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных  национальностей и вероисповеданий, в семейно­бытовой сфере; Соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; Содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе, готовности действовать,  руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно в соответствии с законом: использовать  свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения. В программе воспитания гимназистов предусмотрено овладения этими составляющими через организацию ценностно­ ориентированной деятельности учащихся. Наиболее проблемным является решение задачи формирования поведенческой составляющей правовой культуры, что  непосредственно связано с созданием правового пространства в гимназии и микрорайоне, позволяющего школьникам  практиковаться в действиях, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями. В этом мы убедились, проведя диагностическую процедуру в 5–11­х классах “Измерение температуры соблюдения прав  человека в гимназии”. Учащимся были предложены 9 высказываний, которые они должны были применить к оценке  коллектива гимназии. Содержание понятия "правовое пространство гимназии" соответствует понятию "правовое государство" ­ как некое  идеальное состояние, к которому стремится общество. Создание правового пространства в гимназии предполагает: а) совершенствование школьной нормативно­правовой базы в целях обеспечения реализации прав и обязанностей  учащихся и других участников образовательного процесса; б) привлечение всех участников образовательного процесса к созданию, совершенствованию и побуждению к исполнению  правовых норм в гимназии; в) создание возможностей для реального участия членов школьного коллектива в подготовке, принятии и реализации  управленческих решений по вопросам, затрагивающим их интересы. Участие в управлении гимназией, самоорганизация, самоопределение дают возможность естественного вхождения в  систему правовых отношений в школе и обществе. В то же время здесь недопустимы давление и навязывание  демократических форм управления. Попытки организовать самоуправление “сверху”, без учета “зоны ближайшегоразвития демократии”, часто наталкиваются на неподготовленность и незаинтересованность учащихся, их нежелание  использовать свои права и возлагать на себя реальную ответственность за то, что происходит в гимназии и обществе. г) создание системы информирования школьников по актуальным вопросам школьной жизни и, прежде всего, по тем,  которые непосредственно затрагивают их интересы, что является обязательным условием вовлечения их в принятие  соответствующих управленческих решений, реализации их прав и обязанностей. д) разработка и реализация учащимися инновационных социальных проектов, получения ими позитивного опыта  коллективного решения реальных социальных проблем в школе и сообществе. е) обеспечение реальной безопасности участников образовательного процесса и недопущение правового “беспредела” в  гимназии. Проведенные нами опросы в рамках исследования проблем толерантности и предотвращения насилия в школе и обществе  показали, что 87 % учащиеся гимназии выступят против дискриминационных, унизительных действий и высказываний.  98% старшеклассников и 78 % процентов учащихся основной школы уверены, что коллектив нашей гимназии охотно  примет учащихся, преподавателей, персонал – представителей разных национальных культур. На вопрос “обеспечены ли  учащимся в гимназии безопасность и личная неприкосновенность” 92% учащихся 5­6­х классов ответили утвердительно.  Вместе с тем число учащихся 10­11­х классов сказавших “да” ­ лишь 86%. Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из­за того, что это записано в неких документах, и потому  должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою  работу на основе ценностей прав человека. В гимназии еще в 1998 году Советом гимназии была разработана “Декларация  прав гимназиста”, утвержденная на общешкольной конференции. Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и  родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в  которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои  позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление  – необходимые слагаемые успеха школы на этом пути. В гимназии действует общественная организация, объединяющая в своих рядах учащихся 1–11­х классов “Союз  гимназистов”. Есть свой герб, гимн, традиции. Управление осуществляется Советом гимназии и Советами,  координирующими одно из направлений работы:     Совет гимназии: входит председатель Совета класса + председатели каждого Совета гимназии + председатель  малого совета гимназии, сформированного из учащихся 5–7­х классов Совет дела: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Досуг” Совет физкультуры и здоровья: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Спорт” Совет школьного музея и патриотической работы: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Забота”  Пресс­центр: входят 2 представителя от класса, главный редактор классной газеты и (или) фотокорреспондент,  журналист, оформитель   Совет научного общества учащихся “Эврика”: входит ученик, возглавляющий учебный сектор Совет правопорядка: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Порядок” Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой  социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и  действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Усвоение правовых знаний становится  эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности,  особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений,  как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и  пользоваться ею, а это, значит, мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные  проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельному и автономному существованию после школы. Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, мы обращаем внимание на практическую направленность  проводимых мероприятий. Наибольший интерес в этом году вызвали такие формы работы как: 1. Беседы в начальных классах: “Конвенция ООН о правах ребенка. Что я о ней знаю”, подготовленные учащимися 5–7­х  классов 2. Конкурс рисунков учащихся 1 – 4­х классов “Иллюстрируем Конвенцию ООН о правах ребенка” 3. Заочная викторина “Права человека, что я о них знаю”4. Составление “Альманаха родительских наставлений и учительских нотаций” ­ 5­6 классы 5. Акция “Ребенок – тоже человек!”. Мнения учащихся по различным правовым ситуациям 6. Социологическое исследование “Измерение температуры” соблюдение прав человека в гимназии” 7. Проект: “Создаем иллюстрированную книгу “Мы и наши права” ­ 8 класс 8. “Родители! Наше будущее – в ваших руках!” изготовление листовок, призывающих взрослых принять участие в выборах  2 декабря ­ 6 классы. Распространение лучших листовок среди взрослых. 9. Юридическая консультация “Спросите у знатоков”. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и социальным педагогом. 10. Выступление агитбригады “Помощники ГИБДД” учащиеся 3 А класса на празднике 1­х и 3­х классов 11. Турнир правоведов “Создаем детскую республику!”, 7 классы 12. Организационно­деятельностная игра: “Национальные механизмы защиты прав человека” ­ 10–11 классы. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные  возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о  различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия.  Под правовым воспитанием в гимназии мы понимает систему воспитательных и обучающих действий, направленных на  формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные  правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций,  достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; практического опыта деятельности в социально­правовой  сфере. Система образовательных компонентов предполагает:     изучение основ правовых знаний с раннего возраста тренинг социальных навыков обучающихся основной школы изучение курса “Право и экономика” в старшей школе тренинг личностного роста и профессионального самоопределения в 9­11­х классах  факультативный курс “Основы потребительских знаний”   интеграцию базового и дополнительного образования реализацию межпредметных связей.