Решение задач воспроизводства культуры, и, прежде всего, ее демократических ценностей и традиций, предполагает подготовку социализированных и компетентных участников коллективной жизни, обладающих правовой культурой, т.е. соблюдающих установленные нормы, правила и законы, и участвующих в их постоянном совершенствовании и развитии.
Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческой составляющих.
Формирование интеллектуальной составляющей правовой культуры осуществляется на основе:
Освоения знаний о системе действующего права, а также правильного понимания смысла правовых предписаний, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
Овладения умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
Освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
Развитие правовой культуры современного школьника
Решение задач воспроизводства культуры, и, прежде всего, ее демократических ценностей и традиций, предполагает
подготовку социализированных и компетентных участников коллективной жизни, обладающих правовой культурой, т.е.
соблюдающих установленные нормы, правила и законы, и участвующих в их постоянном совершенствовании и развитии.
Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоциональнопсихологической и
поведенческой составляющих.
Формирование интеллектуальной составляющей правовой культуры осуществляется на основе:
Освоения знаний о системе действующего права, а также правильного понимания смысла правовых предписаний,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
Овладения умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные;
Освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства;
Формирования интеллектуальной базы для последующего изучения правовых дисциплин в учреждениях системы среднего
и высшего профессионального образования или самообразования.
Формирование эмоциональнопсихологической составляющей правовой культуры осуществляется на основе развития
правового самосознания, глубокого внутреннего уважения к праву, установки на правомерное поведение и отрицательного
отношения к совершению любых нарушений правовых норм, превращение накопленной информации и правовых знаний в
правовые убеждения, привычки правомерного поведения.
Важную роль в развитии правовой культуры школьников играет поведенческая составляющая, т.е.
Формирование опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений;
Гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере;
Соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
Содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе, готовности действовать,
руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно в соответствии с законом: использовать
свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.
В программе воспитания гимназистов предусмотрено овладения этими составляющими через организацию ценностно
ориентированной деятельности учащихся.
Наиболее проблемным является решение задачи формирования поведенческой составляющей правовой культуры, что
непосредственно связано с созданием правового пространства в гимназии и микрорайоне, позволяющего школьникам
практиковаться в действиях, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями.
В этом мы убедились, проведя диагностическую процедуру в 5–11х классах “Измерение температуры соблюдения прав
человека в гимназии”. Учащимся были предложены 9 высказываний, которые они должны были применить к оценке
коллектива гимназии.
Содержание понятия "правовое пространство гимназии" соответствует понятию "правовое государство" как некое
идеальное состояние, к которому стремится общество.
Создание правового пространства в гимназии предполагает:
а) совершенствование школьной нормативноправовой базы в целях обеспечения реализации прав и обязанностей
учащихся и других участников образовательного процесса;
б) привлечение всех участников образовательного процесса к созданию, совершенствованию и побуждению к исполнению
правовых норм в гимназии;
в) создание возможностей для реального участия членов школьного коллектива в подготовке, принятии и реализации
управленческих решений по вопросам, затрагивающим их интересы.
Участие в управлении гимназией, самоорганизация, самоопределение дают возможность естественного вхождения в
систему правовых отношений в школе и обществе. В то же время здесь недопустимы давление и навязывание
демократических форм управления. Попытки организовать самоуправление “сверху”, без учета “зоны ближайшегоразвития демократии”, часто наталкиваются на неподготовленность и незаинтересованность учащихся, их нежелание
использовать свои права и возлагать на себя реальную ответственность за то, что происходит в гимназии и обществе.
г) создание системы информирования школьников по актуальным вопросам школьной жизни и, прежде всего, по тем,
которые непосредственно затрагивают их интересы, что является обязательным условием вовлечения их в принятие
соответствующих управленческих решений, реализации их прав и обязанностей.
д) разработка и реализация учащимися инновационных социальных проектов, получения ими позитивного опыта
коллективного решения реальных социальных проблем в школе и сообществе.
е) обеспечение реальной безопасности участников образовательного процесса и недопущение правового “беспредела” в
гимназии.
Проведенные нами опросы в рамках исследования проблем толерантности и предотвращения насилия в школе и обществе
показали, что 87 % учащиеся гимназии выступят против дискриминационных, унизительных действий и высказываний.
98% старшеклассников и 78 % процентов учащихся основной школы уверены, что коллектив нашей гимназии охотно
примет учащихся, преподавателей, персонал – представителей разных национальных культур. На вопрос “обеспечены ли
учащимся в гимназии безопасность и личная неприкосновенность” 92% учащихся 56х классов ответили утвердительно.
Вместе с тем число учащихся 1011х классов сказавших “да” лишь 86%.
Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не изза того, что это записано в неких документах, и потому
должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою
работу на основе ценностей прав человека. В гимназии еще в 1998 году Советом гимназии была разработана “Декларация
прав гимназиста”, утвержденная на общешкольной конференции.
Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и
родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в
которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои
позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление
– необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.
В гимназии действует общественная организация, объединяющая в своих рядах учащихся 1–11х классов “Союз
гимназистов”. Есть свой герб, гимн, традиции. Управление осуществляется Советом гимназии и Советами,
координирующими одно из направлений работы:
Совет гимназии: входит председатель Совета класса + председатели каждого Совета гимназии + председатель
малого совета гимназии, сформированного из учащихся 5–7х классов
Совет дела: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Досуг”
Совет физкультуры и здоровья: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Спорт”
Совет школьного музея и патриотической работы: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Забота”
Прессцентр: входят 2 представителя от класса, главный редактор классной газеты и (или) фотокорреспондент,
журналист, оформитель
Совет научного общества учащихся “Эврика”: входит ученик, возглавляющий учебный сектор
Совет правопорядка: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Порядок”
Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой
социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и
действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Усвоение правовых знаний становится
эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности,
особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений,
как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и
пользоваться ею, а это, значит, мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные
проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельному и автономному существованию после школы.
Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, мы обращаем внимание на практическую направленность
проводимых мероприятий. Наибольший интерес в этом году вызвали такие формы работы как:
1. Беседы в начальных классах: “Конвенция ООН о правах ребенка. Что я о ней знаю”, подготовленные учащимися 5–7х
классов
2. Конкурс рисунков учащихся 1 – 4х классов “Иллюстрируем Конвенцию ООН о правах ребенка”
3. Заочная викторина “Права человека, что я о них знаю”4. Составление “Альманаха родительских наставлений и учительских нотаций” 56 классы
5. Акция “Ребенок – тоже человек!”. Мнения учащихся по различным правовым ситуациям
6. Социологическое исследование “Измерение температуры” соблюдение прав человека в гимназии”
7. Проект: “Создаем иллюстрированную книгу “Мы и наши права” 8 класс
8. “Родители! Наше будущее – в ваших руках!” изготовление листовок, призывающих взрослых принять участие в выборах
2 декабря 6 классы. Распространение лучших листовок среди взрослых.
9. Юридическая консультация “Спросите у знатоков”. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и социальным
педагогом.
10. Выступление агитбригады “Помощники ГИБДД” учащиеся 3 А класса на празднике 1х и 3х классов
11. Турнир правоведов “Создаем детскую республику!”, 7 классы
12. Организационнодеятельностная игра: “Национальные механизмы защиты прав человека” 10–11 классы.
Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные
возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о
различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия.
Под правовым воспитанием в гимназии мы понимает систему воспитательных и обучающих действий, направленных на
формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные
правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций,
достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; практического опыта деятельности в социальноправовой
сфере.
Система образовательных компонентов предполагает:
изучение основ правовых знаний с раннего возраста
тренинг социальных навыков обучающихся основной школы
изучение курса “Право и экономика” в старшей школе
тренинг личностного роста и профессионального самоопределения в 911х классах
факультативный курс “Основы потребительских знаний”
интеграцию базового и дополнительного образования
реализацию межпредметных связей.