Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Оценка 4.8
Семинары
ppt
психологическая работа +1
Взрослым
21.06.2018
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Сформировать у педагогов представление о способах и приемах профессионально-личностного саморазвития, обеспечить овладение некоторыми из них.Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Сформировать у педагогов представление о способах и приемах профессионально-личностного саморазвития, обеспечить овладение некоторыми из них.
11705____.ppt
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Профессиональная
Профессиональная
компетентность
компетентность
учителя
учителя
Содержание
Структура
Оценка
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Задачи ППШ:
Задачи ППШ:
На основе теоретического анализа проблемы сформировать
у педагогов представления о ППК и ее личностно
деятельностных компонентах;
Способствовать осознанию педагогами школы
необходимости развития качеств, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с учащимися;
Ознакомить с педагогов со способами диагностики
отдельных компонентов собственной ППК и комплексной
диагностикой способности к личностноориентированному
педагогическому взаимодействию;
Сформировать у педагогов представление о способах и
приемах профессиональноличностного саморазвития,
обеспечить овладение некоторыми из них.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая
компетентность педагога
компетентность педагога
(далее ППК)
(далее ППК)
В педагогической науке понятие
психологопедагогическая компетентность
(ППК) определяется как максимально
адекватная, пропорциональная
совокупность профессиональных,
коммуникативных, личностных свойств
педагога, позволяющая достигать
качественных результатов в процессе
обучения и воспитания учащихся.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
В качестве основных
В качестве основных
компонентов ППК
компонентов ППК
рассматриваются три блока:
рассматриваются три блока:
1. Психологопедагогическая
грамотность;
2. Психологопедагогические умения;
3. Профессионально значимые
личностные качества.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Умения, благодаря которым учитель
Умения, благодаря которым учитель
создает и поддерживает контакт с
создает и поддерживает контакт с
воспитанниками:
воспитанниками:
Это умение использовать социальнопсихологические
механизмы операциональных средств профессионального
общения, т.е. способов, с помощью которых учитель
реализует сам процесс общения, достигая тех или иных
целей педагогической деятельности. Их выбор надо
уметь соотнести с личностными качествами – своими и
учащихся.
Основной критерий сформированности профессионально
деятельностного компонента ППК умение учителя
самостоятельно решать педагогические проблемы с точки
зрения того, насколько такое решение способствует
личностному развитию ученика.
1.
2.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Единство профессионального и
Единство профессионального и
личностного компонентов
личностного компонентов
Профессиональное
самосовершен
ствование
Развитие
личности
Профессионально значимые личностные качества
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Межличностные отношения
Межличностные отношения
Академическое
знание
Воплощенное
знание
Личностное
знание
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
ведущие
Психологи выделяют ведущие
Психологи выделяют
аспекты в педагогических
аспекты в педагогических
способностях:
способностях:
Педагогический такт;
Наблюдательность;
Способность и желание работы с детьми;
Заинтересованность в результате своей работы;
Умение исходить из мотивации учащихся при
планировании и организации учебно
воспитательного процесса;
Организаторские способности;
Простота, ясность и убедительность речи;
Управление психическим состоянием учащихся на
учебных занятиях.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Педагогический такт
Педагогический такт
предполагает:
предполагает:
Уважение к школьнику и требовательность к нему;
Развитие самостоятельности учащихся во всех видах
деятельности и твердое педагогическое руководство их
работой;
Внимательность к психическому состоянию школьника,
способность истолковывать и читать его внутреннее
состояние по нюансам поведения, владение средствами
невербального общения (мимика, жесты);
Умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать
состояние другого человека;
Разумность, и последовательность требований к ученику;
Доверие к учащимся и систематическая проверка их
учебной работы;
Педагогически оправданное сочетание делового и
эмоционального характера отношений с учениками и др.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
5 основных стадий профессионального
5 основных стадий профессионального
становления (в таблице стаж работы
становления (в таблице стаж работы
учителя взят условно).
учителя взят условно).
Начинающие педагоги (12 года)
Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила,
образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом;
страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.
Молодые специалисты (25 лет)
Испытывают трудности при разграничении важных характеристик
учебновоспитательного процесса от второстепенных; стремятся
выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую
ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому
анализу.
Опытные учителя (510 лет)
Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно
организовать и спланировать как свою, так и детскую
деятельность. Характерной особенностью является умение
справиться с часто неординарными ситуациями.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
5 основных стадий профессионального
5 основных стадий профессионального
становления (в таблице стаж работы
становления (в таблице стаж работы
учителя взят условно).
учителя взят условно).
Профессионалы (1020 лет)
Период “профессионального мастерства”. Характерно умение
целостно, системно видеть педагогическую реальность,
вычленять наиболее существенные элементы
педагогической практики.
Эксперты (Свыше 20 лет)
Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному
схватыванию сложной, требующей незамедлительного
решения педагогической ситуации, отбрасывая все
несущественное и второстепенное. Могут за внешними
проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на
поверхности причины. Способны структурировать
социальнопсихологические мотивы, определяющие тот или
иной поведенческий акт подопечного.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Компетентный учитель
это специалист, овладевший
профессиональными знаниями и умениями,
способный не только проектировать свою
деятельность, но управлять педагогическим
процессом,
чутко реагируя на любые изменения
образовательного процесса.
Профессионализм педагога – единство
теоретической и практической готовности к
осуществлению педагогической деятельности
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Уровни профессиональной
Уровни профессиональной
компетентности учителя
компетентности учителя
1. Владение основами профессии,
2. Применение известных в науке и практике
приемов;
3. Повседневные решения нестандартных задач
( открытия для себя);
4. Положительная результативность и
эффективность образовательного процесса;
5. Преимущественная ориентация на знания у
обучающихся.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Уровень профессиональной
компетентности «учителя-
Владение лучшими образцами приемов,
мастера»
известных в науке и практике;
Повседневное решение нестандартных
педагогических задач (открытия для себя);
Устойчивая высокая эффективность ОП;
Оптимальность (работа без перегрузок);
Стремление учитывать развитие учащихся;
Передача опыта другим учителям.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Уровень профессиональной
компетентности «учителя-
Поиск и использование оригинальных
приемов или целостных оригинальных
систем обучения и воспитания;
новатора»
Творчество в ОП (открытие для себя);
Эффективность в поисках нового;
Четкая ориентация на развитие учащихся
как главный результат труда;
Индивидуальность образовательного
процесса.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Уровень профессиональной
компетентности «учителя-
исследователя»
Стремление и умение изучать и
оценивать значимость своих
оригинальных идей или новых приемов у
других учителей;
Оценивание эффективности,
оптимальности ОП.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Уровень профессиональной
Уровень профессиональной
компетентности «учителя-
компетентности «учителя-
Учитель профессионал – это «мастер»,
профессионала»
профессионала»
«новатор», «исследователь».
Стремление к саморазвитию;
Все поиски «от ученика» и для ученика;
Новатор, пробующий все новое;
Мастер, владеющий багажом современной
науки;
Учитель, находящий и внедряющий новое,
исследующий результативность, создающий
оптимальную психологическую обстановку на
уроке.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Содержание
Содержание
педагогической
педагогической
компетентности (по В.Т.
компетентности
(по В.Т.
Компоненты:
Чичикину)
Чичикину)
Информационный (теоретический);
Операционный (практический);
Мотивационный (личностный);
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Операционный
Операционный
компонент
компонент
Владение :
профессиональной культурой речи,
общения и педагогическим тактом;
разными технологиями и методами
обучения;
методами диагностики и мониторинга
педагогической деятельности;
владение аудиторией,
профессиональная наблюдательность.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Мотивационный
Мотивационный
компонент
компонент
Любовь к детям;
Требовательность к себе и детям;
Доброжелательность и общительность;
Увлеченность работой, способность
привить интерес к своему предмету;
Постоянное совершенствование
педагогического мастерства.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Пути развития
профессиональной
Работа в методических объединениях,
компетентности педагога:
творческих или проблемных группах (школьного и
муниципального уровней);
Инновационная деятельность педагога;
Участие в конкурсах профессионального
мастерства, мастеркласса, форумах, фестивалях
и т.п.;
Обобщение и распространение собственного
педагогического опыта;
Аттестация педагогов, повышение квалификации
Развитие профессиональной компетентности
через активные формы работы с педагогами.
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Целевые индикаторы
Целевые индикаторы
профессиональной
профессиональной
компетентности (параметры
компетентности (параметры
Профессиональная компетентность учителя
оценивания)
оценивания)
определяется умением:
Строить учебный процесс, направленный на достижение
целей образования – выбирать и предлагать способы
педагогической поддержки;
Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать
разные способы включения ученика в разные виды
деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
Создавать образовательную среду и использовать ее
возможности – информационные ресурсы, ИКТ;
Планировать и осуществлять профессиональное
самообразование – анализ собственной деятельности, выбор
технологий самообразования.
(Компетентностный подход в педагогическом образовании, под ред. В.А.
Козырева и Н.Ф. Родионовой, СПб, 2004, Изво РГПУ им. А.И. Герцена)
Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Спасибо за
Спасибо за
внимание!
внимание!
До новых встреч в
До новых встреч в
новом году !!!
новом году !!!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.