РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 12.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рынок труда профессионально истощился (средний возраст рабочего на производственно-промышленном предприятии приблизился к 55 годам). Наблюдаются снижение престижа рабочих профессий среди молодежи, потеря преемственности в работе в силу старения кадров. Социальные проблемы учащихся, стратегии включения выпускников вузов в профессиональную деятельность традиционно были в центре внимания как западных ученых (Р. Майер, К. Манн-гейм - Германия, Э. Гидденс, Н. Смелзер - США), так и отечественных научных школ и исследователей: И.В. Бестужева-Лады, Д.Л. Константиновского Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина и др. Данной проблеме профессиональных стратегий посвящены труды известных российских ученых в области социологии культуры, образования, молодежи и социализации личности (А.И. Артемьев, Ю.С. Борцов, Т.И.Власова, А.Н. Ганичева, З.Т. Голенкова, Г.С. Денисова, Т.Н. Заславская, Л.Г. Ионин, И.С. Камынин, Н.И. Лапин, В.Т. Лисовский, Т.А. Марченко, М.С. Ме-щековский, М.Р. Радовель, О.М. Штомпель и др.)
Иконка файла материала Статья_1.doc
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  Одним из просчетов проводимых в нашей стране реформ явился отказ большинства   работодателей   от   заботы   о   сохранении   и   развитии   трудовых ресурсов, а также ослабление государственного контроля над этим процессом.  Рынок труда профессионально истощился (средний возраст рабочего на производственно­промышленном   предприятии   приблизился   к   55   годам). Наблюдаются снижение престижа рабочих профессий среди молодежи, потеря преемственности в работе в силу старения кадров.  Социальные   проблемы   учащихся,   стратегии   включения   выпускников вузов в профессиональную деятельность традиционно были в центре внимания как западных  ученых  (Р. Майер,  К. Манн­гейм  ­  Германия, Э.  Гидденс, Н. Смелзер ­ США), так и отечественных научных школ и исследователей: И.В. Бестужева­Лады, Д.Л. Константиновского Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина и др. Данной   проблеме   профессиональных   стратегий   посвящены   труды известных российских ученых в области социологии культуры, образования, молодежи   и   социализации   личности   (А.И.   Артемьев,   Ю.С.   Борцов, Т.И.Власова, А.Н. Ганичева, З.Т. Голенкова, Г.С. Денисова, Т.Н. Заславская, Л.Г. Ионин, И.С. Камынин, Н.И. Лапин, В.Т. Лисовский, Т.А. Марченко, М.С. Ме­щековский, М.Р. Радовель, О.М. Штомпель и др.) При анализе психолого­педагогических исследований можно выделить три основных подхода к анализу структуры и содержания профессиональной мобильности,   дифференцируемых   на   основе   ценностной   ориентации   ее компонентов:   личностно­ ориентированные   компоненты;   адаптационные   компоненты.   Обобщая   социально­ориентированные   компоненты; результаты теоретических и экспериментальных исследований можно сделать вывод   о   том,   что профессиональная   мобильность –   это   интегративноекачество, объединяющее в себе: сформированную внутреннюю потребность личности   в  переменах,  развитые   когнитивные  способности   и  определенные личностные качества, а также знания и умения, определяющие готовность к принятию   решений   при   изменениях   в   профессиональной   деятельности. Профессиональная   мобильность   включает   в   себя   две   диалектически связанные стороны ­ готовность и способность к проявлению активности при смене профессиональных функций в связи с реализацией производственной необходимости. Необходимые   теоретические   профессиональные   знания   студент,   как правило,   получает   в   процессе   профессиональной   подготовки   и   повышения квалификации. Однако, как хорошо известно, преобразование теоретических психологических   знаний   в   знания   «практические»,   т.е.   непосредственно используемые   в   реальных   жизненных   ситуациях,   ­   процесс   сложный многоступенчатый.   Определяющим   этапом   этого   процесса   является формирование на уровне профессионального сознания студента определенных категориальных   структур,   опосредующих   восприятие   и   осознание   им различных   содержательных   аспектов   профессиональной   мобильности.   В данном случае речь идет о системе психологических критериев, лежащей в основе анализа развития профессиональной мобильности студентов средне­ специальных учебных заведений технического профиля (далее ССУЗов)  Развитие профессиональной мобильности студента средне­специальных учебных заведений технического профиля,   зависит от программно­целевой направленности   подготовки   и   переподготовки,   системной   взаимосвязи взаимообусловленности   таких   компонентов   теоретической   модели профессиональной   мобильности,   как   гуманистическая   направленность личности;   совокупность   знаний,   умений   и   навыков;   личностных   качеств; профессиональная «Я­ концепция» Учитывая последние достижения в области педагогической психологии (теория деятельности (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) и ее современныенаправления,   связанные   с   изучением   феноменов   профессионализма   в парадигме   акмеологии  (Ананьев   Б.Г.,  Бодалев  А.А., Деркач  А.А., Зазыкин В.Г.,   Климов   Е.А.,   Кузьмина   Н.В.,   Маркова   А.К.,   Яблокова   Е.А.)   [5,4], заслуживает   внимания   концепция   развития   профессиональной   мобильности студентов   средне­специальных   учебных   заведений   политехнического профиля, ориентируясь на конкретные специальные дисциплины.  В   качестве   «системной   единицы»   при   построении   структуры педагогической   модели   может   быть   взята   отдельная   учебная   дисциплина, отражающая специфику процесса обучения. В модели, создаваемой на основе системного   подхода,   важным   компонентом   которого   является   управление учебной деятельностью студентов, выделяем такие составляющие как субъект и   объект   управления,   принципы,   функции   и   методы   управления,   а   также факторы, определяющие деятельность субъекта управления. Развитие предполагает условий для формирования профессиональной мобильности   специалистов   технического   профиля   средствами профессионально­специальных   дисциплин   на   основе   системно­ синергетического подхода к управлению учебной деятельностью студентов. Система   формирования   профессиональной   мобильности   студентов технического   профиля   строится   на   основе   компетентностной   модели специалиста   технического   профиля   и   структурных   составляющих профессиональной   мобильности   –   готовности   и   мобильности, психологической основой которой является адаптивность.       Обоснование   понятия   «система   формирования   профессиональной мобильности»   возможно   только   в   рамках   системного   подхода   как направления методологии специально­научного познания и практики, в основе которого лежит исследование явлений, процессов, объектов как систем.  Конкретно­научный   уровень   методологии   представлен   в   работе контекстным   подходом,   который   придает   направленность   выбору   методовформирования готовности и адаптивности студентов – будущих специалистов технического профиля. Опора на определение термина «подход» в части методологического обеспечения   научного   исследования   позволяет   выстроить   цепочку взаимосвязанных   педагогических   действий, исследования и формирования компонентов профессиональной   раскрывающих   логику мобильности студентов: методологическое обеспечение исследования – педагогическая   деятельность   –   стратегия   деятельности   преподавателя   – деятельность студентов. В этом процессе происходит развитие и становление инвариантных, мотивационно­ценностных, операциональных и рефлексивных компетенций и личностных характеристик студентов как целостности и как системного образования. Применение   системного   подхода   к  формированию   профессиональной мобильности определено также тем, что он связан с понятием структурности, а   «профессиональная   мобильность»   обладает   собственной   структурой, поэтому   её   можно   считать   системным   образованием.   Системный   подход необходим   также   для   создания   системы   (подсистемы)   формирования профессиональной   мобильности   в   системе   подготовки   специалистов   для технического   профиля   к   профессиональной   деятельности, функционирования   этой   системы.   В   качестве   опорных   методологических принципов системного подхода выделяем: принцип органической целостности объективного  и   субъективного,  принцип   структурности   системы,  динамизм системы. Объективными   являются:   цель   (формирование   профессиональной мобильности);   задачи   (обоснование   содержания   и   методов   формирования профессиональных компетенций); знания,   воплотившиеся   в   создании   системы   формирования профессиональной мобильности.Субъективное – это субъекты образования, субъекты взаимодействия в   являющиеся   и   субъектами целостном   педагогическом   процессе, взаимодействия   с   технической   средой   и   с   людьми,   её   осваивающими. Определяющими   являются   педагогическая   и   методическая   квалификация преподавателя, конструктивной,   обеспечивающая   возможности   для   реализации   гностической   организаторской,   коммуникативной, деятельности. Так как наряду с формированием знаний, умений и навыков главной стратегической   задачей   будущего   специалиста   становится   формирование личности,   способной   в   рамках   своей   профессиональной   деятельности эффективно   решать   задачи   самого   различного   характера,   вопрос   о профессиональной   компетентности   преподавателей   остается   одним   из наиболее острых.  Систематизация   идей   о   содержании   и   средствах,   методах   и   формах развития   профессиональной   мобильности   специалистов   технического профиля потребовала разработки системы формирования профессиональной мобильности   студентов   технического   профиля   средствами   специальных дисциплин.   В   основу   построения   педагогической   модели   положены достижения   современной   педагогики,   её   метопринципы,   виды,   методы, средства и формы обучения.  Особенно   важны   в   модели   развития   профессиональной   мобильности методологические  подходы,  дающие  возможность  осмысливать  предметы и явления   окружающей   действительности,   осознавать   закономерности   их функционирования, связи между ними и на этой основе строить стратегию и тактику образования, обучения, воспитания и развития. В качестве основного направления   оптимизации   учебного   процесса   выбран   личностно­   позволяющий   учитывать   индивидуальные ориентированный   подход, личностные   качества   и   способности   каждого   студента,   что   требует организации систематического мониторинга как личностных характеристик,так и уровня сформированности профессиональных компетенций студентов. Возможности   реализации   активной   обратной   связи,   а   следовательно,   и системно­синергетического   подхода   значительно   увеличиваются   за   счет организации   управления   учебным   процессом   со   стороны   преподавателя   и самоуправления студента, знающего свои возможности и недостатки. Модель   системы   формирования   профессиональной   мобильности ориентирована на результат её реализации – модель специалиста технического профиля,   представляющую   собой   взаимосвязанный   комплекс   функций, требований   к   специалисту,   а   также   набор   инвариантных   и   специальных (мотивационно­ценностных, технологических, рефлексивных) компетенций и личностных характеристик. Управленческий аспект в системе формирования профессиональной   мобильности   представляется   функциями   участников образовательного процесса. Формирование   профессиональной   мобильности   специалистов технического   профиля   потребовало   пересмотра   традиционного   подхода   к обучению   и   организации   методических   разработок   для   решения   задач   по формированию профессиональной   мобильности   специалистов   технического   профиля средствами специальных дисциплин с помощью «Я­концепции».  На   основе   методологических   рекомендаций   может   быть   разработана техника   мониторинга   уровня   знаний   и   развития   профессиональных компетенций и личностных характеристик. Изучение преподавателями основ системного   подхода,   принципов,   функций   и   методов   управления   учебной деятельностью   студентов   в   процессе   обучения   нацелено   на совершенствование   их   профессионального   мастерства,   выработку   умений определять   оперативные   и   тактические   цели   занятия.   Оно   позволяет планировать, результаты обучения.   систематизировать   учебный   материал;   контролироватьНа   сегодняшний   день   для   концептуального   подхода   к   проблеме становления профессиональной мобильности студентов средне­специальных учебных заведений технического профиля необходимо переработать рабочие программы   и   создать   учебно­методические   комплексы   специальных дисциплин   в   соответствии   с   целями   и   задачами   формирования профессиональной мобильности студентов технического профиля.  Важную роль в управлении учебным процессом и организации обратной связи   с   помощью   «Я­концепции»   играет   текущий   контроль   знаний   и компетенций студентов. Вместе с коммуникативным, диалоговым характером процесса изучения специальных дисциплин, текущий контроль и тестирование студентов   помогают   преподавателю   создавать   прочные   положительные субъект­субъектные   отношения   со   студентами,   что   в   значительной   мере способствует   развитию   мотивационно­ценностных   и   рефлексивных компетенций, а также ряда адаптивно важных качеств. С   научно­обоснованным   подходом   сформулируем   новое   научное понятие   ­   профессиональную   мобильность,   понимаемую   как   совокупность знаний,   опыта   самопознания   и   познания   студента,   а   также   способность особым   образом   структурировать   эти   знания   в   профессиональной деятельности. Предлагаемая   теоретическая   модель   профессиональной   мобильности включает   динамические   и   структурно­содержательные   характеристики. Динамическими характеристиками модели являются: процессуальная основа каждого   компонента   и   системная   совокупность   взаимосвязанных, взаимообусловленных   психических   явлений.   Структурно­содержательными характеристиками   теоретической   модели   профессиональной   мобильности являются:   гуманистическая   направленность;   профессиональная   «Я   ­ концепция» ­ относительно устойчивая система развития профессиональной мобильности.Кроме того, определены основные психолого­акмеологические условия и   факторы   развития   профессиональной   мобильности   студентов:   общие   систематичность, (целенаправленность, возраст, опыт работы), субъективные, личностные предпосылки: творческое   избирательность,   целостность, мышление, коммуникативная культура, а также разработан психологический тренинг, направленный на развитие профессиональной мобильности студентов средне­специальных учебных заведений технического профиля. Отметим, что готовность к проявлению профессиональной мобильности определяется наличием в деятельности студента определенных компетенций, а   субъективным   элементом   является   акт   проявления   профессиональной мобильности.   Основными   структурными   компонентами   готовности   к проявлению   студентом   профессиональной   мобильности   являются: психологическая   готовность,   гностическая   (функциональная)   готовность, практическая   готовность.   Данные   компоненты   определяют   стадии   (этапы) становления   готовности   к   проявлению   студентом   профессиональной мобильности. Развитие   профессиональной   мобильности   студентов   среднего профессионального образования проходит в три этапа: 1) Организационно­проектировочный   этап   (1   –   2курс)   направлен   на: проектирование деятельности студентов и преподавателей. 2) На   организационно­деятельностном   этапе   (2   –   3курс) осуществляется организация квазипрофессиональной,  профессиональной   и социальной   деятельности   студентов   в   форме   профессионального   и социального   проектирования,     профессиональной   и   социальной   практики, способствующих   овладению   профессиональным   и   социальным   опытом, профессиональными   и   социальными   ролями   (студент–практикант–  специалист).            3) Оценочно­корректирующий этап (3курс) заключается в: контроле над   динамикой   развития   профессиональной   мобильности   студентов;ошибок   в   организации   их выявлении   возможных   затруднений, профессиональной   деятельности;   коррекции   образовательного   процесса; выяснении причин ошибок и определении подходов к их устранению. Важную   роль   в   развитии   профессиональной   мобильности   студентов является   интеграция   деятельности   социальных   институтов,   организация социального   партнерства:   экскурсии   на   предприятия,   производственные практики,   стажировки,   специализации.   Во   время   экскурсий   закрепляются профессиональные знания, умения, повышается профессиональная мотивация, формируется   стремление   к   совершенствованию   в   социально­ профессиональной   сфере   и   др.,   студенты   примеряют   на   себя   роль практиканта, специалиста.              На основе анализа педагогической литературы, теоретических работ различных авторов (В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Г.К. Селевко, Н.Н. эффективно   Суртаевой, Т.И. Шамовой и др.) [5, С.21], опытно­экспериментальной работы отобраны современные образовательные технологии обучения, позволяющие   развития профессиональной конкурентоспособности,   реализации   «Я   ­   концепции»,   мотивации   к профессиональному росту и мобильности студентов. влиять   на   уровень Таким   образом,   основными   регулирующими   факторами   развития профессиональной   мобильности   студентов   средне­специальных   учебных заведений   являются   профессиональные   стратегии   в   жизненных   планах учащихся,   а   также   факторы,     способствующие   или   препятствующие   их формированию,   на   включение   индивидов   в   социальную   практику   и профессиональную деятельность. Новые   профессиональные   стратегии   определяются   расширением содержания   образовательных   услуг,   предлагаемых   в   средне­специальных учебных заведений технического профиля, х технического профиля, которыенаходятся   в   динамическом   равновесии   с   потребностями   производства   и изменяющимся социальным заказом.  На     [2,3] и акмеологического подходов   используется описательная модель готовности использования компетентностного   основе студента   средне­специальных   учебных   заведений   к   проявлению профессиональной мобильности и критериальная модель ее оценки.            Основная   цель     профессионального   образования   ­   подготовка квалифицированного   работника   соответствующего   уровня   и   профиля, конкурентоспособного   на   рынке   труда,   компетентного,   ответственного, свободно   владеющего   своей   профессией   и   ориентированного   в   смежных областях  деятельности,  способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,   готового к постоянному профессиональному росту,   социальной   и   профессиональной   мобильности;   удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Основные методы работы, направленные на развитие профессиональной мобильности студентов средне­специальных учебных заведений технического профиля,  основаны  на  активности   студента,  его   мотивации,  побуждении   к самореализации,   а   также   современных   технологиях   обучения,   которые   отдельных   показателей   профессиональной направлены   на   развитие   мобильности   студентов   (активность,   креативность,   самостоятельность, коммуникативность, мотивация к профессиональной деятельности и др.).  С учетом обозначенных критериев используется модель оценки уровня готовности студентов средне­специальных учебных заведений к проявлению профессиональной мобильности: допороговый, пороговый, повышенный. Данная модель выполняет функцию дополнения в реализации методов развития   профессиональной   мобильности   студентов   средне­специального учебного заведения. Развитие   профессиональной   мобильности   студентов   среднего профессионального   образования   может   осуществляться   при   реализациисовокупности   условий.   Случайные,   разрозненные   условия   не   могут эффективно решить данную проблему. Совокупность   социально­педагогических   условий   объединенных мотивационно   целевой   установкой   представлена   в   модели   (рис.1)   и предполагает   изменение   содержательной   и   процессуальной   составляющих профессиональной   подготовки   студентов;   интеграцию   деятельности социальных   институтов;   подбор   адекватно   целевой,   содержательной   и процессуальной составляющих диагностического инструментария.  Модель повышения уровня профессиональной мобильности состоит из следующих   блоков:   мотивационно­целевой   (цель,   задачи),   содержательный   работа),   процессуальный   (современные (учебная   и   методическая   образовательные   технологии   обучения;   методы,   средства,   формы)   и диагностико­результативный   (совокупность   диагностик   для   оценки показателей уровня  развития профессиональной мобильности студентов). Цель   модели   –   повышение   уровня   профессиональной   мобильности студентов среднего профессионального образования. Развитие   профессиональной   мобильности   осуществляется     при реализации в   образовательном   процессе   личностно­ориентированного   и средового подходов. Личностно­ориентированный  подход предполагает опору в образовании на   индивидуальные   особенности   и   субъективный   опыт   обучающегося,   на естественный   процесс   саморазвития   задатков   и   творческого   потенциала личности,   укрепление   профессионального   «Я»,   поддержание   адекватной самооценки.  Использование   данного   подхода     позволяет   каждому   студенту проявлять   инициативу,   самостоятельность,   избирательность   в   способах работы,   создает   обстановку   для   естественного   его   самовыражения, способствует   повышению   уровня  готовности   студентов   к  развитию профессиональной мобильности от допорогового к повышенному.Организация   образовательного   процесса   на   основе   оценки   объема подготовки   предполагает   зависимость   между   многопрофильностью   и многофункциональностью самого средне­специального учебного заведения. Подводя итоги данной статьи, отметим следующие тезисы и выводы. В настоящее время перед молодыми людьми ставятся новые задачи в плане   поддержания   собственной   конкурентоспособности   и   мобильности   в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для   реализации   своих   профессиональных   планов   выпускникам   средне­ специальных учебных заведений необходимо обладать знаниями и умениями, которые   помогли   бы   им   быстро   переориентироваться   в   случаях   изменения ситуации на рынке труда или потери работы.  Используя   предлагаемую   модель   системы   формирования профессиональной   мобильности   студентов   средне­специальных   учебных заведений технического профиля трактуют компетентность как внутренний динамичный   ресурс   личности,   характеризующейся   активным   знанием   и умением   успешно   решать   проблемы   и   обладающей   опытом   эффективной деятельности  благодаря  своему стремлению  к развитию,  восприятию всего нового и личностному росту в процессе непрерывного образования.  При этом следует ориентироваться на современные теории обучения, использование современных педагогических технологий. Новые   требования   к   профессиональному   развитию   подрастающего поколения   привели   к   переосмыслению   деятельности   по   профессиональной мобильности студентов средне­специальных учебных заведений Они должны не просто   помогать   молодым   людям   самореализовываться,   а   научить самостоятельно   «выстраивать»   профессиональную   карьеру,   принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.Список литературы 1. Ананьев   Б.Г.   Психология   педагогической   оценки.   В   кн.:   Избранные психологические   труды   /Под.   ред.   А.А.   Бодалева,   Б.Ф.   Ломова,   Н.В. Кузьминой/ М.: Педагогика, 2000, Т.2,с.128­267. Ананьев Б.Г. Сенсорно­перцептивные характеристики индивидуального 2. развития человека. //Вопросы психологии//, 2008, №2, с.3­11. 3. 4. Берне Р. Развитие Я­концепции и воспитание. М., 2006, с. 27. Бетчер   В.В.   Психологический   анализ   способностей.   //Способность   и деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. ­Ярославль, ЯГПИ им. К.Д. Ушинского,2009,с. 14­23. 5. 6. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. М., 2004. Горюнова,   Л.В.   Профессиональная   мобильность   специалиста   как проблема развивающегося образования России [Текст]: дис. ... док. пед. наук / Л.В. Горюнова. ­ Ростов­на­Дону, 2006. – 427 с. Деркач   А.А.,   Психолого­   акмеологическое 7. консультирование управленческих кадров. М., 2006.   Марасанов   Г.И. 8. Деркач   А.А.,   Орбан   Л.С.   Акмеологические   основы   становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., РАГС при През. Р.Ф., 2005, 206с.  9. Кэмпбелл   Д.   Модели   экспериментов   в   социально­психологических   и прикладных исследованиях. М., Прогресс, 2000, 341с. 10. Новиков П.Н.. Опережающее профессионапьное образование. М.. 2003.