РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
11 кл
12.10.2017
Рынок труда профессионально истощился (средний возраст рабочего на производственно-промышленном предприятии приблизился к 55 годам). Наблюдаются снижение престижа рабочих профессий среди молодежи, потеря преемственности в работе в силу старения кадров.
Социальные проблемы учащихся, стратегии включения выпускников вузов в профессиональную деятельность традиционно были в центре внимания как западных ученых (Р. Майер, К. Манн-гейм - Германия, Э. Гидденс, Н. Смелзер - США), так и отечественных научных школ и исследователей: И.В. Бестужева-Лады, Д.Л. Константиновского Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина и др.
Данной проблеме профессиональных стратегий посвящены труды известных российских ученых в области социологии культуры, образования, молодежи и социализации личности (А.И. Артемьев, Ю.С. Борцов, Т.И.Власова, А.Н. Ганичева, З.Т. Голенкова, Г.С. Денисова, Т.Н. Заславская, Л.Г. Ионин, И.С. Камынин, Н.И. Лапин, В.Т. Лисовский, Т.А. Марченко, М.С. Ме-щековский, М.Р. Радовель, О.М. Штомпель и др.)
Статья_1.doc
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Одним из просчетов проводимых в нашей стране реформ явился отказ
большинства работодателей от заботы о сохранении и развитии трудовых
ресурсов, а также ослабление государственного контроля над этим процессом.
Рынок труда профессионально истощился (средний возраст рабочего на
производственнопромышленном предприятии приблизился к 55 годам).
Наблюдаются снижение престижа рабочих профессий среди молодежи, потеря
преемственности в работе в силу старения кадров.
Социальные проблемы учащихся, стратегии включения выпускников
вузов в профессиональную деятельность традиционно были в центре внимания
как западных ученых (Р. Майер, К. Маннгейм Германия, Э. Гидденс, Н.
Смелзер США), так и отечественных научных школ и исследователей: И.В.
БестужеваЛады, Д.Л. Константиновского Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина и др.
Данной проблеме профессиональных стратегий посвящены труды
известных российских ученых в области социологии культуры, образования,
молодежи и социализации личности (А.И. Артемьев, Ю.С. Борцов,
Т.И.Власова, А.Н. Ганичева, З.Т. Голенкова, Г.С. Денисова, Т.Н. Заславская,
Л.Г. Ионин, И.С. Камынин, Н.И. Лапин, В.Т. Лисовский, Т.А. Марченко, М.С.
Мещековский, М.Р. Радовель, О.М. Штомпель и др.)
При анализе психологопедагогических исследований можно выделить
три основных подхода к анализу структуры и содержания профессиональной
мобильности, дифференцируемых на основе ценностной ориентации ее
компонентов:
личностно
ориентированные компоненты; адаптационные компоненты. Обобщая
социальноориентированные компоненты;
результаты теоретических и экспериментальных исследований можно сделать
вывод о том, что профессиональная мобильность – это интегративное качество, объединяющее в себе: сформированную внутреннюю потребность
личности в переменах, развитые когнитивные способности и определенные
личностные качества, а также знания и умения, определяющие готовность к
принятию решений при изменениях в профессиональной деятельности.
Профессиональная мобильность включает в себя две диалектически
связанные стороны готовность и способность к проявлению активности при
смене профессиональных функций в связи с реализацией производственной
необходимости.
Необходимые теоретические профессиональные знания студент, как
правило, получает в процессе профессиональной подготовки и повышения
квалификации. Однако, как хорошо известно, преобразование теоретических
психологических знаний в знания «практические», т.е. непосредственно
используемые в реальных жизненных ситуациях, процесс сложный
многоступенчатый. Определяющим этапом этого процесса является
формирование на уровне профессионального сознания студента определенных
категориальных структур, опосредующих восприятие и осознание им
различных содержательных аспектов профессиональной мобильности. В
данном случае речь идет о системе психологических критериев, лежащей в
основе анализа развития профессиональной мобильности студентов средне
специальных учебных заведений технического профиля (далее ССУЗов)
Развитие профессиональной мобильности студента среднеспециальных
учебных заведений технического профиля, зависит от программноцелевой
направленности подготовки и переподготовки, системной взаимосвязи
взаимообусловленности таких компонентов теоретической модели
профессиональной мобильности, как гуманистическая направленность
личности; совокупность знаний, умений и навыков; личностных качеств;
профессиональная «Я концепция»
Учитывая последние достижения в области педагогической психологии
(теория деятельности (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) и ее современные направления, связанные с изучением феноменов профессионализма в
парадигме акмеологии (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Деркач А.А., Зазыкин
В.Г., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Яблокова Е.А.) [5,4],
заслуживает внимания концепция развития профессиональной мобильности
студентов среднеспециальных учебных заведений политехнического
профиля, ориентируясь на конкретные специальные дисциплины.
В качестве «системной единицы» при построении структуры
педагогической модели может быть взята отдельная учебная дисциплина,
отражающая специфику процесса обучения. В модели, создаваемой на основе
системного подхода, важным компонентом которого является управление
учебной деятельностью студентов, выделяем такие составляющие как субъект
и объект управления, принципы, функции и методы управления, а также
факторы, определяющие деятельность субъекта управления.
Развитие предполагает условий для формирования профессиональной
мобильности специалистов технического профиля средствами
профессиональноспециальных дисциплин на основе системно
синергетического подхода к управлению учебной деятельностью студентов.
Система формирования профессиональной мобильности студентов
технического профиля строится на основе компетентностной модели
специалиста технического профиля и структурных составляющих
профессиональной мобильности – готовности и мобильности,
психологической основой которой является адаптивность.
Обоснование понятия «система формирования профессиональной
мобильности» возможно только в рамках системного подхода как
направления методологии специальнонаучного познания и практики, в основе
которого лежит исследование явлений, процессов, объектов как систем.
Конкретнонаучный уровень методологии представлен в работе
контекстным подходом, который придает направленность выбору методов формирования готовности и адаптивности студентов – будущих специалистов
технического профиля.
Опора на определение термина «подход» в части методологического
обеспечения научного исследования позволяет выстроить цепочку
взаимосвязанных педагогических действий,
исследования и формирования компонентов профессиональной
раскрывающих логику
мобильности студентов: методологическое обеспечение исследования –
педагогическая деятельность – стратегия деятельности преподавателя –
деятельность студентов. В этом процессе происходит развитие и становление
инвариантных, мотивационноценностных, операциональных и рефлексивных
компетенций и личностных характеристик студентов как целостности и как
системного образования.
Применение системного подхода к формированию профессиональной
мобильности определено также тем, что он связан с понятием структурности,
а «профессиональная мобильность» обладает собственной структурой,
поэтому её можно считать системным образованием. Системный подход
необходим также для создания системы (подсистемы) формирования
профессиональной мобильности в системе подготовки специалистов
для
технического профиля к профессиональной деятельности,
функционирования этой системы. В качестве опорных методологических
принципов системного подхода выделяем: принцип органической целостности
объективного и субъективного, принцип структурности системы, динамизм
системы.
Объективными являются: цель (формирование профессиональной
мобильности); задачи (обоснование содержания и методов формирования
профессиональных компетенций);
знания,
воплотившиеся в создании системы формирования
профессиональной мобильности. Субъективное – это субъекты образования, субъекты взаимодействия в
являющиеся и субъектами
целостном педагогическом процессе,
взаимодействия с технической средой и с людьми, её осваивающими.
Определяющими являются педагогическая и методическая квалификация
преподавателя,
конструктивной,
обеспечивающая возможности для реализации
гностической
организаторской,
коммуникативной,
деятельности.
Так как наряду с формированием знаний, умений и навыков главной
стратегической задачей будущего специалиста становится формирование
личности, способной в рамках своей профессиональной деятельности
эффективно решать задачи самого различного характера, вопрос о
профессиональной компетентности преподавателей остается одним из
наиболее острых.
Систематизация идей о содержании и средствах, методах и формах
развития профессиональной мобильности специалистов технического
профиля потребовала разработки системы формирования профессиональной
мобильности студентов технического профиля средствами специальных
дисциплин. В основу построения педагогической модели положены
достижения современной педагогики, её метопринципы, виды, методы,
средства и формы обучения.
Особенно важны в модели развития профессиональной мобильности
методологические подходы, дающие возможность осмысливать предметы и
явления окружающей действительности, осознавать закономерности их
функционирования, связи между ними и на этой основе строить стратегию и
тактику образования, обучения, воспитания и развития. В качестве основного
направления оптимизации учебного процесса выбран личностно
позволяющий учитывать индивидуальные
ориентированный подход,
личностные качества и способности каждого студента, что требует
организации систематического мониторинга как личностных характеристик, так и уровня сформированности профессиональных компетенций студентов.
Возможности реализации активной обратной связи, а следовательно, и
системносинергетического подхода значительно увеличиваются за счет
организации управления учебным процессом со стороны преподавателя и
самоуправления студента, знающего свои возможности и недостатки.
Модель системы формирования профессиональной мобильности
ориентирована на результат её реализации – модель специалиста технического
профиля, представляющую собой взаимосвязанный комплекс функций,
требований к специалисту, а также набор инвариантных и специальных
(мотивационноценностных, технологических, рефлексивных) компетенций и
личностных характеристик. Управленческий аспект в системе формирования
профессиональной мобильности представляется функциями участников
образовательного процесса.
Формирование профессиональной мобильности специалистов
технического профиля потребовало пересмотра традиционного подхода к
обучению и организации методических разработок для решения задач по
формированию
профессиональной мобильности специалистов технического профиля
средствами специальных дисциплин с помощью «Яконцепции».
На основе методологических рекомендаций может быть разработана
техника мониторинга уровня знаний и развития профессиональных
компетенций и личностных характеристик. Изучение преподавателями основ
системного подхода, принципов, функций и методов управления учебной
деятельностью студентов в процессе обучения нацелено на
совершенствование их профессионального мастерства, выработку умений
определять оперативные и тактические цели занятия. Оно позволяет
планировать,
результаты обучения.
систематизировать учебный материал; контролировать На сегодняшний день для концептуального подхода к проблеме
становления профессиональной мобильности студентов среднеспециальных
учебных заведений технического профиля необходимо переработать рабочие
программы и создать учебнометодические комплексы специальных
дисциплин в соответствии с целями и задачами формирования
профессиональной мобильности студентов технического профиля.
Важную роль в управлении учебным процессом и организации обратной
связи с помощью «Яконцепции» играет текущий контроль знаний и
компетенций студентов. Вместе с коммуникативным, диалоговым характером
процесса изучения специальных дисциплин, текущий контроль и тестирование
студентов помогают преподавателю создавать прочные положительные
субъектсубъектные отношения со студентами, что в значительной мере
способствует развитию мотивационноценностных и рефлексивных
компетенций, а также ряда адаптивно важных качеств.
С научнообоснованным подходом сформулируем новое научное
понятие профессиональную мобильность, понимаемую как совокупность
знаний, опыта самопознания и познания студента, а также способность
особым образом структурировать эти знания в профессиональной
деятельности.
Предлагаемая теоретическая модель профессиональной мобильности
включает динамические и структурносодержательные характеристики.
Динамическими характеристиками модели являются: процессуальная основа
каждого компонента и системная совокупность взаимосвязанных,
взаимообусловленных психических явлений. Структурносодержательными
характеристиками теоретической модели профессиональной мобильности
являются: гуманистическая направленность; профессиональная «Я
концепция» относительно устойчивая система развития профессиональной
мобильности. Кроме того, определены основные психологоакмеологические условия
и факторы развития профессиональной мобильности студентов: общие
систематичность,
(целенаправленность,
возраст, опыт работы), субъективные, личностные предпосылки: творческое
избирательность,
целостность,
мышление, коммуникативная культура, а также разработан психологический
тренинг, направленный на развитие профессиональной мобильности студентов
среднеспециальных учебных заведений технического профиля.
Отметим, что готовность к проявлению профессиональной мобильности
определяется наличием в деятельности студента определенных компетенций,
а субъективным элементом является акт проявления профессиональной
мобильности. Основными структурными компонентами готовности к
проявлению студентом профессиональной мобильности являются:
психологическая готовность, гностическая (функциональная) готовность,
практическая готовность. Данные компоненты определяют стадии (этапы)
становления готовности к проявлению студентом профессиональной
мобильности.
Развитие профессиональной мобильности студентов среднего
профессионального образования проходит в три этапа:
1) Организационнопроектировочный этап (1 – 2курс) направлен на:
проектирование деятельности студентов и преподавателей.
2) На организационнодеятельностном этапе
(2 – 3курс)
осуществляется организация квазипрофессиональной, профессиональной и
социальной деятельности студентов в форме профессионального и
социального проектирования, профессиональной и социальной практики,
способствующих овладению профессиональным и социальным опытом,
профессиональными и социальными ролями
(студент–практикант–
специалист).
3) Оценочнокорректирующий этап (3курс) заключается в: контроле
над динамикой развития профессиональной мобильности студентов; ошибок в организации их
выявлении возможных затруднений,
профессиональной деятельности; коррекции образовательного процесса;
выяснении причин ошибок и определении подходов к их устранению.
Важную роль в развитии профессиональной мобильности студентов
является интеграция деятельности социальных институтов, организация
социального партнерства: экскурсии на предприятия, производственные
практики, стажировки, специализации. Во время экскурсий закрепляются
профессиональные знания, умения, повышается профессиональная мотивация,
формируется стремление к совершенствованию в социально
профессиональной сфере и др., студенты примеряют на себя роль
практиканта, специалиста.
На основе анализа педагогической литературы, теоретических
работ различных авторов (В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Г.К. Селевко, Н.Н.
эффективно
Суртаевой, Т.И. Шамовой и др.) [5, С.21], опытноэкспериментальной работы
отобраны современные образовательные технологии обучения, позволяющие
развития профессиональной
конкурентоспособности, реализации «Я концепции», мотивации к
профессиональному росту и мобильности студентов.
влиять
на
уровень
Таким образом, основными регулирующими факторами развития
профессиональной мобильности студентов среднеспециальных учебных
заведений являются профессиональные стратегии в жизненных планах
учащихся, а также факторы, способствующие или препятствующие их
формированию, на включение индивидов в социальную практику и
профессиональную деятельность.
Новые профессиональные стратегии определяются расширением
содержания образовательных услуг, предлагаемых в среднеспециальных
учебных заведений технического профиля, х технического профиля, которые находятся в динамическом равновесии с потребностями производства и
изменяющимся социальным заказом.
На
[2,3]
и акмеологического подходов используется описательная модель готовности
использования компетентностного
основе
студента среднеспециальных учебных заведений к проявлению
профессиональной мобильности и критериальная модель ее оценки.
Основная цель профессионального образования подготовка
квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля,
конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного,
свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных
областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности
на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному
росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение
потребностей личности в получении соответствующего образования.
Основные методы работы, направленные на развитие профессиональной
мобильности студентов среднеспециальных учебных заведений технического
профиля, основаны на активности студента, его мотивации, побуждении к
самореализации, а также современных технологиях обучения, которые
отдельных показателей профессиональной
направлены на развитие
мобильности студентов (активность, креативность, самостоятельность,
коммуникативность, мотивация к профессиональной деятельности и др.).
С учетом обозначенных критериев используется модель оценки уровня
готовности студентов среднеспециальных учебных заведений к проявлению
профессиональной мобильности: допороговый, пороговый, повышенный.
Данная модель выполняет функцию дополнения в реализации методов
развития профессиональной мобильности студентов среднеспециального
учебного заведения.
Развитие профессиональной мобильности студентов среднего
профессионального образования может осуществляться при реализации совокупности условий. Случайные, разрозненные условия не могут
эффективно решить данную проблему.
Совокупность социальнопедагогических условий объединенных
мотивационно целевой установкой представлена в модели (рис.1) и
предполагает изменение содержательной и процессуальной составляющих
профессиональной подготовки студентов; интеграцию деятельности
социальных институтов; подбор адекватно целевой, содержательной и
процессуальной составляющих диагностического инструментария.
Модель повышения уровня профессиональной мобильности состоит из
следующих блоков: мотивационноцелевой (цель, задачи), содержательный
работа), процессуальный (современные
(учебная и методическая
образовательные технологии обучения; методы, средства, формы) и
диагностикорезультативный (совокупность диагностик для оценки
показателей уровня развития профессиональной мобильности студентов).
Цель модели – повышение уровня профессиональной мобильности
студентов среднего профессионального образования.
Развитие профессиональной мобильности осуществляется
при
реализации в образовательном процессе личностноориентированного и
средового подходов.
Личностноориентированный подход предполагает опору в образовании
на индивидуальные особенности и субъективный опыт обучающегося, на
естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала
личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной
самооценки.
Использование данного подхода
позволяет каждому студенту
проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах
работы, создает обстановку для естественного его самовыражения,
способствует повышению уровня готовности студентов к развитию
профессиональной мобильности от допорогового к повышенному. Организация образовательного процесса на основе оценки объема
подготовки предполагает зависимость между многопрофильностью и
многофункциональностью самого среднеспециального учебного заведения.
Подводя итоги данной статьи, отметим следующие тезисы и выводы.
В настоящее время перед молодыми людьми ставятся новые задачи в
плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в
трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что
для реализации своих профессиональных планов выпускникам средне
специальных учебных заведений необходимо обладать знаниями и умениями,
которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения
ситуации на рынке труда или потери работы.
Используя предлагаемую модель системы формирования
профессиональной мобильности студентов среднеспециальных учебных
заведений технического профиля трактуют компетентность как внутренний
динамичный ресурс личности, характеризующейся активным знанием и
умением успешно решать проблемы и обладающей опытом эффективной
деятельности благодаря своему стремлению к развитию, восприятию всего
нового и личностному росту в процессе непрерывного образования.
При этом следует ориентироваться на современные теории обучения,
использование современных педагогических технологий.
Новые требования к профессиональному развитию подрастающего
поколения привели к переосмыслению деятельности по профессиональной
мобильности студентов среднеспециальных учебных заведений Они должны не
просто помогать молодым людям самореализовываться, а научить
самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимать
ответственные решения в течение всей трудовой жизни. Список литературы
1.
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. В кн.: Избранные
психологические труды /Под. ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В.
Кузьминой/ М.: Педагогика, 2000, Т.2,с.128267.
Ананьев Б.Г. Сенсорноперцептивные характеристики индивидуального
2.
развития человека. //Вопросы психологии//, 2008, №2, с.311.
3.
4.
Берне Р. Развитие Яконцепции и воспитание. М., 2006, с. 27.
Бетчер В.В. Психологический анализ способностей. //Способность и
деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль, ЯГПИ им.
К.Д. Ушинского,2009,с. 1423.
5.
6.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии. М., 2004.
Горюнова, Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как
проблема развивающегося образования России [Текст]: дис. ... док. пед. наук /
Л.В. Горюнова. РостовнаДону, 2006. – 427 с.
Деркач А.А.,
Психолого акмеологическое
7.
консультирование управленческих кадров. М., 2006.
Марасанов Г.И.
8.
Деркач А.А., Орбан Л.С. Акмеологические основы становления
психологической и профессиональной зрелости личности. М., РАГС при През.
Р.Ф., 2005, 206с.
9.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальнопсихологических и
прикладных исследованиях. М., Прогресс, 2000, 341с.
10. Новиков П.Н.. Опережающее профессионапьное образование. М.. 2003.
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОРБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.