Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)
Оценка 4.6

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
09.11.2018
Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)
Даанный урок редставляет возможность изучения руских народных росписей для кчащихся художественных школ и школ искусств. Мне захотелось не просто дать детям сухие каноны извесных промыслов России, но и научить их подходить творчески и креативно к любому заданию. За основу для росписи был выбран скворечник. Результат превзашл все ожидания. Дети с удовольствием рописывали объмные изделия, которые в последствии можноисползовать ро назначению.
Открытый урок СКВОРЕЧНИК.doc
План­конспект урока «СКВОРЕЧНИК КАК АРТ­ОБЪЕКТ» Тема:  «Развитие пространственно­образного мышления учащихся на уроках декоративной композиции через формирование навыков росписи»   Тип урока: комбинированный Вид урока: урок творчества Цель: формирование  у учащихся навыков декорирования  и представлений  о приемах работы  в росписи  (при изготовлении  скворечника).         Задачи:   ознакомление с основными правилами  работы в росписи, с разными  техниками декорирования орнаментом;  развитие конструктивного, пространственного и образного  мышления учащихся;  воспитание усидчивости и аккуратности                                     Структура урока: ­ организационный момент 1 мин.; ­ введение: сообщение темы и цели урока 3 мин; ­ объяснение нового материала 3 мин; ­ практическое выполнение задания 78 мин; ­ просмотр работ 3 мин; ­ подведение итогов урока 2 мин. Содержание урока: ­ организационный момент; ­ проверка готовности учащихся к уроку; ­ введение по теме урока; ­ объяснение нового материала: знакомство с методами нанесения орнамента; ­ проверка знаний по теме орнамент и виды росписи; ­ инструктаж по выполнению практического задания; ­ практическое выполнение задания: роспись скворечника; ­ подведение итогов урока. Методы и приемы: ­ наглядно­зрительный, ­ словесный,  ­ практический; ­ сравнения,  ­ дедуктивный,  ­ индуктивный,  ­ поисковый.  Оборудование преподавателя:, наглядные пособия ­ образцы народных  орнаментов, фотографии арт­объектов. Оборудование ученика: деревянный скворечник, акриловые краски, кисти № № 1, 2, 3,4, 5, палитра  Ход урока №  этап а 1 Деятельность и  прямая речь учителя Деятельность и прямая речь ученика   Здравствуйте ребята!   Наш   урок называется «Развитие пространственно­ образного   мышления учащихся   на   уроках декоративной композиции   через формирование навыков   росписи» Давайте   вспомним, какие виды орнамента вы знаете, какие   национальные росписи вы использовали   для своей работы.       Сегодня мы заканчиваем   наши скворечники, но арт­ объектом они станут только весной, когда мы   повесим   их   на дерево. Рассказывают   про   свои   скворечники.   У   кого какая   роспись,   история возникновения.   её   название,  Мирончук Полина:   Письменное упоминание о   скворечниках   имеется   в   «Книге   для охотников» 1774 года Василия Левшина: «А в Крыму,   Малороссии   и   во   многих   местах России   водятся   скворцы   по   дворам   под застреками,  иные  хозяева   делают   для  них   из бересты нарочные свертки, где им гнезды вить. Таковые дворовые скворцы приятным свистом увеселяют слух человеческий». По­видимому,   первые   массовые   попытки человека   соорудить   и   предоставить   птицам жилье   были   предприняты   гораздо   раньше, скорее всего в прошлом тысячелетии в Индии. Индусы   издавна   гуманно   относятся   ко   всем животным.   Индийскому   скворцу   майне   и сейчас   развешивают   для   гнезд   сухие бутылочные тыквы.  Профессор Г. П. Дементьев нашел в старинном трактате «О птицах Олины», напечатанном в Риме   в   1622   году,   изображения   скворца   и глиняного скворечника рядом. Еще раньше новгородцы, заселившие северные Традиционно на Руси народные   умельцы украшали и расписывали предметы мебель игрушки. быта, ,стены,     А мы с вами решили расписать скворечник. А что же такое   скворечник   и откуда он взялся? Мы с вами создадим не   просто   дом   для птиц,   а   украсим   его нашими национальными росписями.   .Какие виды росписи вы использовали? Мы   с   вами   взяли самые известные народные   росписи: гжель, хохлому, северо­двинские росписи. Расскажите, кто   какую   роспись использовал для украшения скворечника, особенности историю возникновения.   её и         земли   до   самого   Белого   моря,   привлекали   в долбленых   колодах   уток­гоголей.   В   природе они гнездятся в дуплах. Расставляли дуплянки по берегам рек, а когда заканчивалась кладка яиц, объезжали на лодке дуплянки и собирали яйца. Вторую кладку уже не трогали.  Ну   а   собственно   скворечник   —   деревянный птичий домик из досок — впервые появился тоже на Руси. В старину скворечники бывали настоящими   произведениями   искусства.   На отрезке бревна с полостью в центре вырезали фигуры   людей,   раскрашивали   их.   Из   досок сооружали   подобие   теремка   с   двускатной крышей,   балконом,   украшенным   резьбой. Птицам   это   было   не   нужно,   зато   людям приятно.   Интересные   старинные   скворечники хранятся в коллекциях Исторического музея в Москве и Музея игрушки в Загорске. Уже сама трудоемкость изготовления говорила о том, с какой любовью люди относились к этому делу и обитателям домиков — скворцам. В наше время этот славный русский обычай не только   не   забыт,   но   распространился   и   на города.  В районах  тольяттинских  новостроек множество скворечников на деревьях, а где их нет — на балконах. Это новоселы «на счастье» приглашают скворцов поселиться рядом. Немецкий   ученый   Хеннике   в   большом «Наставлении по привлечению птиц» 1912 года издания «изобретение» скворечника   немецкому   же   зоологу   Г.   Ч. Глогеру.  Уместно  по   этому   поводу   привести несколько   строк   из   протокола   заседания Комитета по акклиматизации животных от 14 февраля 1857 года в России. Ученый секретарь комитета  А.  П.  Богданов   выслал  из  Берлина «шесть   искусственных   гнезд,   придуманных знаменитым   Г.   Ч.   Глогером».   Что   же   это   за искусственные   гнезда   были   изобретены?   В «Отчете   о   действиях»   того   же   Комитета говорится: «Он (Глогер) придумал устраивать искусственные   гнезда   для   этих   птиц,   нечто вроде наших скворечников». Из этих записей приписывает видно, что в это время скворечники не были у нас новинкой, а гнезда Глогера были устроены подобно   им.   В   чем   же   заслуга   ученого?   Во­ первых, в том, что Глогер первым предложил делать гнездовья   разных   размеров, рассчитанных   не   только   на   скворца,  но   и   на других птиц, а во­вторых, и это главное, в том, что   привлекать   птиц   предлагалось,   прежде всего   с   хозяйственными   целями   для   защиты растений от насекомых. В   1898   году   вышла   книга   барона   Ганса   фон Берлепша   «Всеобщая   защита   птиц»,   которая была   переведена   почти   на   все   европейские языки.   В   своем   имении   «Зесбах»   Берлепш испытывал   модели   сверленых   дуплянок   для птиц разных размеров. Фабрика фирмы Шейде начала массовое производство этих гнездовий. Книга   переиздавалась   много   раз,   ее   роль   в пропаганде   птиц   и   их   привлечении   была огромной. Косс Катя:   Пермогорская роспись Рождение росписи. Село Пермогорье  Красноборского района на Северной Двине Особенность росписи. Сюжетные композиции  на народные темы, окруженные мелким  растительным узором на белом фоне  Масягина Маша: Борецкая роспись Рождение росписи. Центр росписи находился в селе Борк Особенность росписи. Орнамент заполняет поверхность изделия, декор его индивидуальный и подчинен форме предмета Пучужская росписьРождение росписи. Село Пучуга . От пристани Борок выше по Северной Двине Особенность росписи .Геометрические элементы переходящие в кудрявую листву. Морозова Настя: Ракульская роспись Особенность росписи. Колорит ракульской росписи строг и спокоен, в его сдержанной гамме- цветовая гармония. Соблюдается равномерность, единый ритм, объединяющийся в линии и фоны Абдулина Лиза: Мезенская роспись Рождение росписи. Село Палощелье Архангельской области в селе Мезень Особенность росписи. Строго соблюдаемая традиция расположения элементов. Сдержанная цветовая гамма и в основном геометрические знаки Баранников Влад:  Хохломаа — старинный  русский народный промысел, родившийся в  XVII веке в округе Нижнего Новгорода.  Хохлома представляет собой декоративную  роспись деревянной посуды и мебели,  выполненную красным, зеленым и чёрным  тонами по золотистому фону. На дерево при  выполнении росписи наносится не золотой, а  серебристо­ оловянный порошок. После этого  изделие покрывается специальным составом и  три­четыре раза обрабатывается в печи, чем  достигается медово­золотистый цвет,  придающий лёгкой деревянной посуде эффект  массивности. Городецкая роспись ­ это один из  традиционных декоративных промыслов и  стоит в ряду самых высоких достижений  народного искусства России. Никогда ни с чем  не спутаешь радостных красок городецкой  росписи, ее вороных коней с поджатой  крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки.  Кони всегда изображаются в профиль, а люди  — только анфас. И все это ­ в окружении  роскошных цветочных гирлянд. Тимин Саша:  Гжельская роспись никак не  кажется однотипной и скучной. Синий цвет и  его полутона на контрастном белом фоне  смотрятся оригинально и ярко. Излюбленным  узором гжельской росписи стала роза. Чаще  всего её рисуют крупными широкими мазками,  начиная с центра рисунка. Ещё один  популярный мотив – это птицы. Их  изображают в разных позах: поющими,  летящими, сидящими на ветке. Часто  встречаются сцены из повседневной жизни  людей: охота, праздники, различные битвы и т.  д. Узоры уникальны, ведь каждое изделие  расписывается вручную. Орнамент ­ это узор, состоящий из элементов, построенных на ритмическом чередовании.   Его   применяли   в   украшении   одежды, домашней утвари, убранства жилища.  Переход!   А   теперь мы Все необходимое для   работы   есть   на ваших столах  С чего мы начнем? Или продолжим.. вернее       вам  А теперь … Ребята,   понравилось такие создавать интересные   работы вместе? ­благодаря   нашей коллективной работе весной   мы   украсим дерево   на   нашем школьном   дворе   и будем ждать в гости птиц.   Наш   арт­ объект готов! Характеристика учащихся класса:  Фамилия имя 1 Абдулина Лиза  2 Морозова Настя 3 Масягина Маша 4 Мирончук Полина Уровень  способностей Способная,  очень  активная,  работу  выполняет  быстро Способная,  работу  выполняет с  интересом Очень  талантливая, в  работе  импровизирует Очень  способная и  Возраст 11 11 11 11 5 Баранников Влад 6 Жидков Иван 7 Тимин Саша 8 Косс Катя аккуратная,  работу  выполняет  тщательно Способный, к  работе всегда  подходит  творчески Талантливый и аккуратный,  работает  всегда с  интересом Способный,  немного  медлительный, в работе  уделяет много  внимания  деталям Очень  способная,  чувствует  форму и обьём 11 11 11 11 По ходу урока учащиеся вспоминают назначение орнамента. Узнают новые способы нанесения краски. Узнают новые способы расположения узора. К   концу   урока   учащиеся   закончат   роспись   скворечника.   Организованная преподавателем деятельность учащихся по ходу урока  позволит:  ­сформировать интерес к национальным видам росписи; ­ совершенствовать простейшие технические приемы работы с красками; ­ развивать воображение детей; ­ научить продумывать содержание образа, способы, последовательность его  воплощения; ­ побуждать детей к созданию разнообразных, оригинальных замыслов. Список литературы 1  Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:     Книга для Учителя. – М. 1984. 2 Бема Ю.  Большая книга игр и поделок/пер. с нем.– М. 2001.  3 Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М. 1998.  4 Дворкина И. А., Батик. – М. 2002.  5  Данкевич Е. В., О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и  мальчиков.» М. 2000. 6  Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,  2005. 7  Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М. 1983. 8 Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его  преподавания в начальной школе:– М. 2003.   9 Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно­ прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980. 10  Терещенко Т. Ф. Декоративно­прикладная композиция. – М.: 1987. 11  Хворостов А. С. Декоративно­прикладное искусство в школе. – 22­е  изд., перераб. И доп. – М. 1998. Эскизы скворечников. Тема: «Птичий дом» Масягина Маша 11лет Морзова Настя 11лет Виды скворечников Эскизы росписи скворечников Жидков Иван 11лет Абдулина Лиза 11лет Виды росписи В процессе работы Арт­объекты

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)

Развитие пространствено-образного мышления учащихся на уроках декоративной копозиции серез формирование навыков росписи ( 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2018