это материал о мозаике. Здесь собрано все, что о ней известно. Представлены определение, рассказ о мозаике, множество интересных фактов. Этот материал будет интересно прочесть всем детям, учителям, родителям и просто тем, кто любит узнавать новые вещи и интересуется искусством и эстетикой.
мозаика.doc
(франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвящённое музам),
изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц
(камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального
искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно
прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики
является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более
сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести,
цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора мозаики: "прямой", при котором
частицы вдавливают в грунт, нанесённый на декорируемую поверхность, и "обратный", когда
частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесённым на них рисунком
(затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа
отделяется).
Древнейшие сохранившиеся мозаики орнаменты из разноцветных глиняных кружков (храмы
в Двуречье, 3е тысячелетие до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита (так
называемый "Штандарт" из Ура, около 2600 до н. э., Британский музей, Лондон). Античная
мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой узоров и изображений к изысканным
многоцветным или чёрнобелым композициям, выполненным способом прямого набора из
кусочков камня и после набора отшлифованным ("Дионис на пантере", IV в. до н. э., Музей,
Пелла). В византийском искусстве исключительные по силе воздействия мозаики (в церкви
СанВитале в Равенне, около 547; в церкви Успения в Дафни, вторая половина XI в.) заняли
господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Наборы из смальт и
камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться особой глубины
и звучности цвета; мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны обогащали и
зрительно расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов (например,
мозаики Софии храма в Константинополе). Высокого расцвета достигло искусство мозаики и
в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии (Мозаики
Гелатского монастыря, XII в.), Древней Руси (Мозаики XIXII вв. в Софийском соборе и
Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы
преимущественное распространение получили орнаментальные мозаики С XIII в. мозаики в
Европе постепенно вытесняются стенными росписями. В XVI в. в Италии возникает так
называемая флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных
камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с XVII в.
чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама
(а также в средневековых Испании и Португалии) с XIIIXIV вв. развивалась орнаментальная,
строго подчинённая архитектурным членениям майоликовая мозаика (среди лучших образцов
полихромная, с преобладанием голубых и синих тонов, с изящными растительным и
эпиграфическим орнаментами облицовка зданий в Самарканде и Бухаре). В России технику
смальтовой мозаики возродил в XVIII в. М. В. Ломоносов, под руководством которого были
созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при
петербургской АХ было основано мозаичное отделение, основной задачей которого стало
изготовление мозаик для Исаакиевского собора. Мастера "модерна" и национально
романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, М. А. Врубель в России и др.)
часто обращались к технике майоликовой мозаики. В современной мозаике преобладают
композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф.
Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём современной мозаики, наметившийся в 30х
гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди произведений
художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А.
А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентийские Г. И. Опрышко; в 6080х гг. яркие образцы
мозаики создавали Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, З. К. Церетели, В. Б. Эльконин и др.
Лазарев, История византийской живописи, т. 12, М., 194748; его же, Древнерусские мозаики
и фрески XIXV вв., М., 1973; А. В. Виннер, Материалы и техника мозаичной живописи, М.,
1953; А. П. Чубова, А. П. Иванова, Античная живопись, (М., 1966); В. Е. Лебедева, Советское
монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; С. С. Валериус, Монументальная
живопись. Современные проблемы, М., 1979; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L, 1947;
Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.;
М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
моз икааа
разновидность монументальной живописи, древнейшая из живописных техник. Изображение
в мозаике выкладывается цветными камешками или кусочками смальты, вдавленными во
влажную штукатурку или цемент. Важнейшим достоинством мозаики является её
долговечность: краски не выцветают от времени, не боятся солнечного света.
10 интересных фактов о мозаике
1. Итал. mosaico, от лат. musivum — посвященное музам.
2. Мозаика считает одним из древнейших видов искусства, где содержаться несколько
культур. Многие сведения о культурах древних стран были найдены именно в
мозаиках.
3. Небольшие кусочки стекла в мозаиках были впервые использовалась египтянами во
время Нового царства (ок. 1550 до 1069 до н. э.). Очень небольшие кусочки тускло
цветного стекла были использованы для изготовления ювелирных изделий, настенной
мозаики и мозаичных камней. Камни были добавлены к стене вместе с кусками породы
и инкрустациями, как правило, очень часто это применялось в погребальном искусстве.
4. В Древнем Риме и Греции, мозаика выполнялась в несколько этапов. Земля
утрамбовывалась, выравнивалась. Затем, на нее выкладывалась сухая галька, камень и
известь толщиной до 25 см. Далее, выкладывался еще один слой, толщиной до 15 см.
Этот слой состоял из битого кирпича и извести. На этом слое рисовался рисунок, и на
него выкладывалось цветное стекло, кубики либо галька. Далее, мозаика заливалась
жидким раствором, состоящим из цемента и песка. Как только все затвердевало, всю
поверхность шлифовали.
5. Самая сложная из всех мозаик флорентийская. Названа она так потому, что мастера
Флоренции первыми стали использовать естественный, природный рисунок камня для
получения готовых картин. К концу XVI века была выработана та особая техника
мозаики, которая за свою историю не претерпела почти никаких изменений.
6. Существует множество легенд о появлении мозаики. Вот одна из них эта легенда из
Китая. Считается, что керамическая мозаика берёт своё начало ещё от времён
появления посуды из керамики. В Древнем Китае даже существовала легенда о
появлении мозаики. Она гласит о том, что когдато в одной из мастерских страны
творил начинающий гончар. Доставая из печи глазурованную чашу неимоверной
красоты, ремесленник поразился её небывалой привлекательностью, загляделся на неё,
и выпустил из рук. Чаша разбилась, и тысячи осколков разлетелись вокруг. По законам
Древнего Китая ученику полагалось строгое наказание за уничтоженную работу.
Поэтому он решил собрать все осколки и уйти в лес. При этом захватил с собой
немного глазури. В лесу на ученика снизошло озарение. Он придумал, как можно
избежать наказания. Выпилил из дерева основание для мозаичного полотна и выложил
вскоре на нём свой шедевр из битой посуды. Вернувшись в мастерскую, он встретил разозлённого пропажей чаши мастера. Однако тот и думать не посмел о наказании
ученика, когда увидел прекрасное мозаичное полотно, выполненное им. Легенда
гласит, что именно так и была создана первая керамическая мозаика, которая позже
нашла распространение в Древнем Китае и во всём мире.
7. В Исаакиевском соборе СанктПетербурга находится 62 мозаики общей площадью
более 600 кв. метров.
8. Крупнейшая мечеть Петербурга, в европейской части России. Это потрясающе
красивый образец самаркандской и каирской архитектурных школ, а мозаичные
фрески, которыми украшено всё здание вплоть до крыши, приведут вас в восторг!
9. Доходный дом герцога Лейхтенбергского в Петербурге по праву считается одним из
10.
самых красивых и необычных образцов петербургского модерна. Неповторимая
особенность здания — широкий мозаичный фриз с индустриальными и природными
пейзажами. Панорамную мозаику создали по заказу герцога еще в 1905 году по эскизам
художника Шелкового.
Мозаичный дворик в Петербурге. На улице Чайковского, неподалеку от Малой
Академии Художеств, спрятался небольшой уютный дворик. Переливающийся всеми
цветами радуги— творческая лаборатория заслуженного художника России Владимира
Лубенко. Мозаичные панно имеют различные сюжетные линии, но чаще всего здесь
встречаются фигуры людей, ангелов и львов.
«Смотря на мозаику тебе хочется сотворить чтото яркое и необычно , но тебе не охота
оторваться от неё , ты можешь часами разглядывать каждый камушек, но ты не сможешь
разгадать тайну того , кто её сотворил» А.М.Бутлеров.
http://www.artkatalog.com/ru/article/285
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2069/%D0%9C%D0%BE
%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0
" мозаика"
" мозаика"
" мозаика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.