Развитие ребенка по месяцам

  • Лекции
  • docx
  • 20.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1 месяц. Новорожденный малыш большинство времени проводит в состоянии сна. В процессе просыпания у него могут отмечаться подрагивания ножек и ручек. Если развести ручки и ножки грудничка в стороны, то можно увидеть, как они быстро возвращаются в исходное положение. Когда малыш находится в спокойном состоянии, он совершает активные движения ногами и руками, которые сменяются паузами – отдыхом. В первые несколько дней своего рождения малыш практически всегда лежит с закрытыми глазами и только изредка приоткрывает их. У ребёнка может быть нарушена фокусировка (глазки как будто косят), он видит только близко расположенные объекты (перед лицом на расстоянии 20 – 25 сантиметров). Малыш слышит голоса окружающих, замирает (перестаёт плакать) при подаче интенсивных звучаний. Большинство действий ребёнка являются рефлекторными. Так, например, если грудничок голоден или недоволен чем-то, он автоматически начинает плакать. Новорожденный малыш способен различать знакомые запахи. Конечно же, первым запахом является запах мамы! Основными поведенческими состояниями ребёнка этого возраста являются рефлекторная улыбка, плач, сосредоточенность (активная и спокойная), дремота, поверхностный и глубокий сон.
Иконка файла материала Развитие ребенка по месяцам.docx
Развитие ребенка по месяцам. От 0 до 3 лет.  1 месяц Новорожденный малыш большинство времени проводит в состоянии  сна. В процессе просыпания у него могут отмечаться подрагивания  ножек и ручек. Если развести ручки и ножки грудничка в стороны, то  можно увидеть, как они быстро возвращаются в исходное положение.  Когда малыш находится в спокойном состоянии, он совершает  активные движения ногами и руками, которые сменяются паузами –  отдыхом. В первые несколько дней своего рождения малыш  практически всегда лежит с закрытыми глазами и только изредка  приоткрывает их. У ребёнка может быть нарушена фокусировка  (глазки как будто косят), он видит только близко расположенные  объекты (перед лицом на расстоянии 20 – 25 сантиметров). Малыш  слышит голоса окружающих, замирает (перестаёт плакать) при  подаче интенсивных звучаний. Большинство действий ребёнка  являются рефлекторными. Так, например, если грудничок голоден  или недоволен чем­то, он автоматически начинает плакать.  Новорожденный малыш способен различать знакомые запахи.  Конечно же, первым запахом является запах мамы! Основными  поведенческими состояниями ребёнка этого возраста являются  рефлекторная улыбка, плач, сосредоточенность (активная и  спокойная), дремота, поверхностный и глубокий сон. 2 месяц Ребенок реагирует в виде улыбки на выражение лица и голос мамы. В  состоянии фиксировать взгляд на протяжении до 5 – 10 секунд на  лице взрослого, близко расположенном предмете; следить за  передвижением предмета из одной стороны в другую. Движения  ногами и руками становятся более скоординированными, кулачки  постепенно разжимаются, ладошка становится полностью открытой.  В положении на животике удерживает голову в течение 10 – 20  секунд. Более дифференцированно реагирует на неречевые и речевые звуки: поворачивает голову, фиксирует взгляд. Появляются первые  предречевые вокализации – гуление («агу», «уа»). При этом, улыбка,  крик и плач являются основными средствами общения.3 месяц 4 месяц 5 месяц Ребенок удерживает голову на протяжении 20 – 25 секунд, находясь в положении лежа на животе или опираясь на локотки, а в  вертикальном положении – в течение 10 – 15 секунд. Активно  реагирует на яркие предметы, их передвижение, звуки: смотрит,  поворачивает голову, удерживает взгляд, протягивает ручки,  пытается захватить. Проявляет первые попытки сесть при помощи  взрослого. Активно обследует свое лицо и лицо взрослого. Узнает  близких родственников. Проявляет дифференцированные голосовые  реакции по отношению к знакомым и незнакомым людям, на  удовлетворение и неудовлетворение потребностей. Активно гулит.   Ребенок, лежа на животике, опираясь на локти, высоко поднимает  голову и удерживает ее на протяжении 30 – 40 секунд. Легко  переворачивается со спины на живот и наоборот. Концентрирует  взгляд на лице взрослого и погремушке на протяжении 15 – 20  секунд, следит за двигающимися объектами. При поддержке со  стороны взрослого может сидеть. Реагирует на знакомых и  незнакомых людей. Манипулирует игрушками, находящимися в поле  его зрения и доступа: кусает, облизывает, стучит, ощупывает.  Появляются первые лепетные слова типа «ба­ба­ба», «ма­ма­ма».  Использует жесты, телодвижения, мимику в качестве основных  средств общения. Отдает предпочтение маме в общении. Узнает лицо  и голоса знакомых и незнакомых людей. Реагирует на свое имя.  Предпочитает одни игрушки другим. Малыш лепечет, появляются первые звукоподражания типа «би­би»,  «му­му» и т.д. Захватывает, удерживает, толкает, бросает знакомые и незнакомые предметы. Проявляет настороженность к незнакомым  людям и игрушкам. Активно переворачивается со спины на живот и  обратно, подтягивает туловище с помощью рук, делает первые  самостоятельные попытки сесть. Ребенок может сам первым вступать в контакт со взрослым: улыбается, смеется, тянет к нему ручки. Если потребности и желания не удовлетворяются, начинает хныкать или  плакать. Малыш активно познает собственное тело: ощупывает и  поглаживает его.6 месяц 7 месяц Малыш использует лепетные слова и звукоподражания («мама», «би­ би»). Внимательно прислушивается к тому, что говорит взрослый,  пытается повторить интонацию. Знает, где расположены игрушки и  знакомые предметы, может на них указывать взглядом и рукой.  Активно взаимодействует с игрушками и предметами: удерживает их, бросает, стучит ими, перекладывает с одного места в другое, из  одной руки в другую. Самостоятельно садится и сидит, подползает к  игрушке, расположенной на расстоянии 15 – 35 сантиметров от  вытянутой руки. Делает попытки встать при помощи взрослого или  держась за опору. Реагирует на свое имя, названия окружающих  предметов. Устанавливает элементарные причинно­следственные  связи: толкнул мяч – он покатился, нажал на кнопку – зазвучала  музыка Малыш эмоционально привязан к маме: плачет, когда разлучается с  ней, и радостно смеется при встрече. Понимает значение многих слов: «можно», «нельзя», названия предметов быта, игрушек, действий и  т.д. Самостоятельно садится, сидит, встает, держась за опору,  устойчиво стоит, начинает ползать, кушать с ложки и пить из чашки.  Внимание малыша привлекают яркие и звучащие предметы, которые  он познает: ощупывает, постукивает, облизывает, кусает, нажимает,  разбирает и пытается собрать. Может захватывать предметы,  находясь в любом положении, подтягивать или отталкивать их. В  речи малыша преобладают ярко выраженные лепетные слова и  звукоподражания типа «мя­мя», «ав­ав», «баба» и др. Ориентируется  в окружающем пространстве: знает, где расположены любимые  игрушки и хорошо знакомые предметы, указывает на них взглядом,  рукой или указательным пальцем, поворачивается в нужную сторону.  Любит, когда с ним играют в пальчиковые игры, например, «Сорока­ ворона».   8 месяц Малыш испытывает сильные отрицательные переживания при  расставании с мамой. Проявляет дифференцированные  эмоциональные реакции при виде знакомых и незнакомых взрослых.  Очень боится резких и громких звуков (звонок в дверь или телефона  и т.д.) Понимает и выполняет элементарные просьбы, например, «Дай мяч», «Где кукла?» и др. Самостоятельно садится, сидит, встает и9 месяц 10 месяц передвигается, но пока держась за опору, быстро ползает (на  четвереньках, на попке ножками вперед). Ориентируется в  пространстве: показывает на место расположения людей и предметов. Переходит от манипулятивных к соотносящим действиям с  предметами: снимает и нанизывает кольца пирамидки, соединяет  части матрешки, закрывает крышечками коробочки. Огромную  радость приносят малышу игры и потешки, в которых нужно  выполнять элементарные телодвижения, например, хлопать в ладоши, топать ногой и т.д. Малыш активно экспериментирует со звуками и слогами, произносит  их с разной интонацией, на «своем языке» рассказывает обо всем, что  видит, слышит, чувствует. Ребенок ярко проявляет свое отношение к  тому, что происходит вокруг него и с ним. Так, например, если вы  чистите ему ушки, остригаете ногти, ему это может не нравиться,  поэтому он начинает капризничать, отталкивать ваши руки и  вырываться. Малыш хорошо ориентируется в окружающем его  пространстве, замечает и запоминает места, куда вы положили  игрушки, откуда доставали вкусное печенье. Если его заинтересовал  какой­то предмет, будет добиваться своего: тянуть руки, кряхтеть,  карабкаться, ползти. На этом возрастном этапе ребенок проявляет  интерес к одеванию одежды, застегиванию пуговиц и замков,  умыванию, приему пищи. Пытается совершать эти действия  самостоятельно. Малыш прислушивается и присматривается к окружающим людям,  подражает их действиям, жестам, интонации, вокализирует, активно  лепечет. Проявляет положительные эмоции в процессе игр­забав,  чтения стихотворений, пения песенок и т.д. Предпочитает одни  игрушки и предметы другим, использует их по назначению: катает  машину, толкает мяч, собирает пирамидку, нажимает на звучащие  игрушки, составляет кубики, кушает с ложки, пьет из чашки. При  этом еще не может совершать аналогичные действия в незнакомой  ситуации или с незнакомыми предметами. Внимательно  рассматривает используемые предметы, исследует их с помощью  различных анализаторов. Проявляет заинтересованность другими  людьми, особенно детьми, предпочитая общение с ними общению со11 месяц 12 месяцев взрослыми. Ползает в разных направлениях и темпе, уверенно стоит,  передвигается, но держится за опору. Начинает использовать одни  объекты для получения других, например, ложкой подвигает кусочек  хлеба. К этому возрасту у ребёнка появляются первые слова, которые он  произносит с различной интонацией в зависимости от ситуации.  Например, если ему что­то очень нужно, он не только тянет руки и  ноет, но и может попросить («няня», «дяй»), а если малыш говорит  «ам­ам», это может быть и обозначение какого­либо продукта  питания, и сообщение о том, что он хочет есть. При этом,  главенствующее место занимают лепетные слова и звукоподражания.  Все свои речевые сигналы малыш подкрепляет соответствующими  жестами. Ребенок активно знакомится с новыми предметами быта,  продуктами питания, одеждой, мебелью и т.д. Пытается подражать  действиям окружающих взрослых, выполняет простые поручения,  например, собирает фантики от конфет и бросает их в мусорное  ведро, складывает игрушки. В большинстве случаев дети этого  возраста уверенно стоят, ходят, держась за руку взрослого или  другую опору. Годовалый ребенок проявляет определенную самостоятельность и  желание во всем походить на близких людей: повторяет их действия,  интонацию и т.д. Активный словарь малыша насчитывает 5 – 10 слов,  при превалировании лепетных слов и звукоподражаний. Продолжает  сопровождать собственную речь жестами и телодвижениями. Ребенок адекватно реагирует на запреты и разрешения. Понимает, когда его  ругают, а когда хвалят. Знает, какие действия включают в себя  понятия «кушать», «спать», «одеваться», «гулять» и т.д. Начинает  проявлять свой характер: капризничает, стучит ногами, падает на  пол, если что­то не может получить. Таким образом он манипулирует  взрослыми. Радуется, когда взрослые разрешают самостоятельно  собираться на улицу, чистить зубы, надевать ботинки и т.д. К концу  первого года жизни большинство малышей проявляют первые  попытки в ходьбе, что расширяет их окружающее пространство и  возможность познавать большее количество объектов.1,5 года 2 года Ребенок хорошо ходит, бегает, умеет кружиться, подпрыгивать,  спускаться и пониматься по ступенькам, держась за опору,  забираться на невысокие предметы, подражать некоторым животным  (ежику, коровке, зайчику и др.) С увлечением играет с машинками,  кубиками, мячами, шариками, выдувает мыльные пузыри. Может  длительное время быть занятым каким­либо делом, например,  укладывать куклу спать, снимать и надевать одежду, кормить ее.  Внимательно наблюдает за действиями взрослого и пытается  повторить их, например, танцевальные движения, действия по уборке  квартиры или мытья посуды и других хозяйственно­бытовых дел.  Устанавливает первое игровое взаимодействие со сверстниками.  Продолжается доизобразительный этап в овладении рисованием:  малыш «марает», оставляет хаотичный след от карандаша на листе  бумаги, т.е. рисует первые примитивные «каракули». Отчетливо  произносит 10 – 20 слов, объединяет их в простые предложения. При  этом, лепетные слова все еще занимают главенствующее место Ребенок двухлетнего возраста все еще привязан к маме, но при этом  его можно заболтать, уговорить, увлечь, что позволяет ему  достаточно длительное время проводить с другими родственниками и хорошо знакомыми людьми. Однако, лучшими друзьями малыша все  же являются дети, с которыми он играет в разнообразные игры,  придумывая при этом элементарные правила. Малыш очень хорошо  понимает, когда он поступает хорошо, а когда плохо, когда его  хвалят, а когда ругают, в соответствии с этим он изменяет свое  поведение. Ребенку в этом возрасте становятся понятными и  объяснения взрослых о том, как нужно вести себя в разных  ситуациях, например, почему нельзя драться, зачем нужно спать и т.д. Малыш продолжает знакомиться с миром игрушек и предметов, с  теми действиями, которые с ними можно совершать: строить башенки из строительного материла или домики из песка, подметать пол,  расставлять посуду и др. Речь двухлетнего малыша наполнена  придуманными им словами, которые все чаще становятся понятны не  только маме и папе, но и другим людям. 2, 5 года Ребенок проявляет достаточно высокий уровень самостоятельности:  он сам может умываться, чистить зубы, ходить на горшок, играть,смотреть телевизор, рассматривать фотографии и картинки, вступать в игровое взаимодействие с другими детьми и т.д. В игре малыш  проигрывает те моменты и действия, которые он наблюдал. Так,  девочка чаще всего подражает маме или тете, а мальчик – папе или  дяде. Малыш в состоянии проигрывать не просто односюжетную игру или выполнять одно игровое действие с игрушкой (подбросить мяч,  уложить куклу спать), а целую цепочку последовательных действий.  Например, накормить куклу, вымыть ей руки и рот, раздеть и  уложить спать; подбросить мяч, словить его, прокатить по полу,  ударить ногой и т.д. Малыш отдает предпочтение подвижным играм с простыми правилами, например, догонялки. Речевое Развитие  ребёнка проявляется в увеличении количества слов и  распространенных предложений, но все еще аграмматичных. В три года ребенок овладевает достаточно разнообразным спектром  умений: он бегает, прыгает, играет с различными игрушками,  использует окружающие предметы по назначению, катается на  трехколесном велосипеде; моет лицо и руки, чистит зубы, одевается  и раздевается, разувается и обувается при незначительной помощи со  стороны взрослого; кушает с помощью ложки, а иногда и вилки,  пользуется горшком и др. Ребенок усвоил основные правила  поведения дома, на улице, в гостях. Так, он знает, что ходить обутым  по дому или лежать на кровати в обуви нельзя; что нужно убирать  игрушки, одежду, мыть посуду, вытирать пыль, чтобы дома было  чисто и аккуратно; что на улице нельзя бегать, когда переходишь  дорогу и т.д. Ребенок знает некоторые цвета спектра, форму  предметов, может находить самые большие и самые маленькие  предметы, знает название частей тела, некоторых животных,  растений, предметов мебели, посуды и т.д. В три года ребенок в  состоянии изменять слова по родам, падежам, лицам и времени. Его  словарный запас составляет приблизительно 1200 – 1300 слов.  Ребенок может чисто произносить звуки речи, однако исключения  могут составлять шипящие звуки и звуки [р] и [л]. 3 года