Муниципальная стажировочная площадка по направлению:
«Развитие речи детей дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность»
Тема мероприятия: Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность: «Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции речи с детьми с ОНР»
Консультация для педагогов воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
1
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 12
стцы Должанской муниципального
образования Ейский район
Краснодарский край
Воспитатель: Афанасьева Елена Евгеньевна
Муниципальная стажировочная площадка по направлению:
«Развитие речи детей дошкольного возраста через художественно
эстетическую деятельность»
Тема мероприятия: Развитие речи детей дошкольного возраста через
театрализованную деятельность: «Театрализованная деятельность как
средство развития и коррекции речи с детьми с ОНР»
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры,
в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это
активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление,
тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна
из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период
интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя
имеющих
овладели
недоразвитие речи (ОНР) коммуникативная функция речи бывает нарушена.
У детей,
правильной
речью.
общее
Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность. Так
как, она одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в
котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализация это в первую очередь импровизация, оживление предметов
и звуков. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с2
окружающим миром через образы, краски, звуки. Работая над персонажем,
ребёнок подражает его мимике, жестам, голосу. Дети учатся сопереживать и
сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся
менее замкнутыми. В процессе работы над выразительностью реплик
персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка,
совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно
диалог с другим персонажем,
ставит маленького актера перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В своей работе мы
используем театрализованные игры двух основных групп: режиссерские и
игрыдраматизации. В режиссерской игре ребенок сам создает сценарий,
играет роль игрушечного персонажа, а так же данные игры используются нами
на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных
картин. Игрыдраматизации предполагают произвольное воспроизведение
какоголибо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры также
используются при пересказе рассказов и сказок.
Распределяя роль в игредраматизации, следует учитывать речевые
возможности каждого ребенка в определенный период коррекционной работы.
Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой
речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого
дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую
роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему
чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь.
Желание получить роль персонажа мощный стимул для быстрого обучения
говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на
индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела»,
«шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности участие
детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку
коррекционной
группы, но всетаки некоторые дети, достигшие3
определенных успехов в выполнении сценических движений, а также
овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо
справляются с данной им ролью.
Успешности использования театрализованных игр способствует
организация предметноигровой среды – уголок театра,
самостоятельно используют атрибуты для театрализованных игр.
где дети
Дети могут играть в сказку сами, как артисты; каждый ребенок исполняет
что способствует развитию артистизма, выразительности
свою роль,
движений и речи. Играть, как в режиссерской игре: героев изображать с
помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артистыкукловоды.
Также проводя спектакли с использованием настольного театра с объемными
и плоскостными фигурками (так называемые “стендовые” театрализованные
игры), в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают
сказку, рассказ. У детей развивается мелкая моторика рук, что способствует
более успешному и эффективному развитию речи. Играя в пальчиковый театр,
у детей происходит стимулирование кончиков пальцев. Движение кистями
рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр на перчатке оказывает потрясающее терапевтическое воздействие:
помогает бороться с нарушениями речи, неврозами, помогает справиться с
переживаниями, страхами. Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций,
которые испытывают дети. Иногда дети выступают как настоящие артисты
кукловоды, в такой игре обычно используются куклыигрушки бибабо.
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях,
тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с
куклой.
Так же ведём просветительскую работу среди родителей, выпускаем
памятки, буклеты, консультации. Привлекаем родителей к участию4
пополнения театрализованного уголка, они помогают в изготовлении
костюмов, настольных театров, активно посещают детские постановки
сказок. Все это вызывает не только положительные эмоции у детей,
укрепляет в них уверенность в своих силах, но и помогает сделать родителей
нашими союзниками.
Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы, что
театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное
средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря,
развития мышления, воображения, творческих способностей.