Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества
Оценка 4.7

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
Детсад
27.01.2019
Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества
Актуальность Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии. Речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.
Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества.doc
Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества Актуальность Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна,   т.к.   процент   дошкольников   с   различными   речевыми   нарушениями   остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе,   с   тревогой   сообщается   о   замедленном   темпе   физического   и интеллектуального  развития.  Согласно данным учителей­логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста   и   56   %   первоклассников   имеют   отклонения   в   речевом   развитии.   Речевые нарушения,   как   известно,   приводят   в   дальнейшем   к   школьной   неуспеваемости,   т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации. Проблема современного дошкольника   в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых   компонентов.   Нарушение   звукопроизношения   чаще   всего   сопровождается несформированностью   фонематического   слуха,   лексико­грамматического   строя   речи, связной речи, понимания логико­грамматических конструкций. Фразовая речь ребенка 6 – 7   лет   зачастую   состоит   из   простых   распространенных   предложений,   с   неправильным употреблением окончаний. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны   речи,   которыми   пользуются   современные   дети.   Это   фразы   поп­звезд,   героев боевиков, телевизионной рекламы, мультфильмов и разнообразных реалити ­ шоу.   На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей с нарушением речи  –  один  из  актуальных  вопросов   педагогики.  С  повышением  внимания   к  развитию личности   ребенка   связывается   возможность   обновления   и   качественного   улучшения системы   его   речевого   развития.   Наряду   с   поиском   современных   моделей   воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Мы остановились на одном из   направлений   в   данной   работе   –   это   развитие   речи   детей   дошкольного   возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает   родным   языком,   но   и,   осваивая   его   красоту,   лаконичность,   приобщается   к культуре своего народа, получает первые представления о ней.   Многозначность     народного   искусства   для   развития   личности   раскрыл   К.   Д. Ушинский:  «Не условным звуком только учится ребенок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к языку педагога, который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по   какому­то   недосягаемо   облегченному   методу».   выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели.   В   защиту   детского   фольклора Приобщая детей к устному народному творчеству, решаются многие задачи речевого развития, т.к. фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Работая со старшими дошкольниками над совершенствованием их речи, мы придаем особое значение использованию малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем,   несут   в   себе   важное   для   детей   содержание.   Мы   используем   следующие   виды устного народного творчества: потешки, приговорки, загадки, сказки, пословицы. Загадки существовали во все времена, в том или ином виде, в различных профессиях и ритуалах. Загадка являлась «тайным языком», уберегающим гот злых сил. С ее помощью испытывали   мудрость   находчивость   человека.   Загадки   являлись   уроками   народной мудрости, представлений, позволяющими детям в развлекательной форме усвоить знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.   И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство обучения и воспитания детей. Загадка  – это ожидание сюрприза, это удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки и ожидания награды. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса,   не   окрашенные   положительными   эмоциями,   не   становятся   полезными   –   это «мертвый»  груз.   Отгадывание   загадок   способствует   активному   развитию   речи   детей. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичное значение слов (например «идти» может   не   только   человек,   но   и   часы).   Загадки   расширяют   представления   детей   о возможностях переносного употребления слова. Фольклорная  потешка,   прибаутка  –   небольшое   стихотворение.   Это   красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Они лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем. Потешки и прибаутки очень подходят для речевой работы, поскольку часто состоят из   простых   по   звуко­слоговому   составу   слов,   которые   заменяют   собой   более   сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются   словоформой   с   уменьшительно­ласкательным   значением   слова.   Это обстоятельство имеет большое значение   для произношения данных слов, а также для их усвоения и употребления детьми в своей речи. Сказка   фольклорная —  эпический   жанр   письменного   и   устного   народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.   Из всех жанров устного народного творчества наибольшим потенциалом для развития речи и формирования коммуникативных навыков обладает сказка, представляющая особую ценность   тем,   что   сконцентрировала   в   себе   всю   совокупность   выразительных   средств русского   языка.   Такие   черты   русской   сказки,   как   увлекательность,   образность, эмоциональность,   динамизм,   поучительность,   близки   психологическим   особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир, соответствуют образной структуре их сознания. Слушая   сказки,   ребенок   учится   звукам   родной   речи,   ее   мелодике.   Чем   старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконность русской речи, проникается   ее   поэзией.   Рассказывая   хорошо   известные   сказки,   дети   значительно обогащают свои навыки монологической речи, что необходимо для сочинения собственных сказочных   историй.   Многие   сказки   выстраивают   базу   для   успешного   формирования словообразования, усвоения антонимов и синонимов, создают основу для развития таких мыслительных   операций,   как   сравнение   и   обобщение.   Большинство   сказок   –   готовый дидактический   материал   для   развития   фонематического   слуха   и   формирования правильного звукопроизношения. Пословицы   ­  малая   форма   народного   поэтического   творчества,   облаченная   в краткое,   ритмизованное   изречение,   несущее   обобщённую   мысль,   вывод,   иносказание   с дидактическим уклоном.  Выдающиеся   русские   педагоги   высоко   ценили   воспитательную   роль   пословиц, широко использовали их в работе с детьми. Чаще всего применяли пословицы в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Высоко ценили значение пословиц выдающиеся   представители   русской   педагогики   –   Л.Н.   Толстой,   Н.Ф.   Бунаков,   Д.И. Тихомиров. Н.А. Корф и другие. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц   в   педагогических   целях,   воспитательной   работе.   В   пословицах   отражается «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления». А.М. Леушина совершенно   справедливо   считает   пословицы   одним   из   необходимых   средств, способствующих   развитию   речи   и   логической   мысли.  «Подражая   языку   фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму». Использование пословиц активизирует речь, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует  развитию  речи и развивает  умение ясно формулировать  свою мысль». Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение.  Проблема В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Отсутствие   эпитетов,   сравнений,   образных   выражений   обедняет,   упрощает   речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Но   детство   невозможно   представить   без   потешек,   считалок,   загадок,   словом   без устного народного творчества. Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,   Е.А.   Флерина,   А.П.   Усова   и   др.)   неоднократно   подчеркивали   огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов. Поэтому   необходимость   соединения   современных   требований   к   подготовке дошкольников   с   возможностью   максимального   использования   потенциала   устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной. Цель.  Развитие   речевой   активности   детей   дошкольного   возраста   средствами   устного народного творчества. Задачи.  Закреплять   навык   правильного   звукопроизношения   посредством русских народных загадок, потешек, приговорок, скороговорок.   Познакомить   детей   с   разнообразием   и   особенностями   русского фольклора, развивать интерес к нему.  Обогатить   лексический   запас   детей   новыми   словами,   оборотами, выражениями.  Совершенствовать навык связной речи через разные формы работы над русскими народными сказками.  Формировать   социально­коммуникативные   компетентности   у дошкольников. Участники   ­  дети   с   общим   недоразвитием   речи.   грамматического   строя, звукопроизношения. Дети с ОНР решением ПМПК зачисленные в логопедическую группу проходят обучение и воспитание по коррекционной программе. Планируемые результаты. В результате систематической коррекционно­развивающей работы с использованием устного   народного   творчества   у   детей   значительно   обогатится   словарный   запас качественными,   относительными   и   притяжательными   прилагательными,   дошкольники познакомятся с разнообразием и особенностями русского фольклора. К концу обучения дети   научатся   связно,   последовательно,   выразительно   пересказывать   знакомые   русские народные сказки, по иллюстрациям вспоминать и рассказывать эпизоды сказок, а также будут сформированы сформированы коммуникативные навыки.  Содержание работы. Система работы рассчитана на 2 года – старшая и подготовительная к школе группы в рамках кружковой работы.  Предполагаемые  формы  работы:   занятия,   досуги,   индивидуальная   работа, консультативная работа с родителями. Тематические занятия проводятся еженедельно.  Вся работа состоит из трех этапов: первый – организационно­подготовительный, на котором   решаются   задачи   по   определению   уровня   развития   речи   дошкольников   и воспитанию интереса к таким жанрам устного народного творчества, как загадки, сказки, потешки. Его длительность – один месяц сентябрь.  В ходе  организационно­подготовительного  этапа ведется работа по организации предметно­развивающей   и   речевой   среды,   способствующей   развитию   эстетического восприятия   русского   фольклора   и   раскрытия   творческого   потенциала   личности дошкольников в процессе работы с устным народным творчеством. В группе создается уголок «Русский фольклор», в котором размещаются издания русских народных сказок с яркими иллюстрациями. Подбираются репродукции разных художников, чтобы дети могли сравнить   изображения   героев.   В   детском   саду   создан   музей  «Русская   изба»,  где   дети знакомятся   с   устройством   русской   избы,   обстановкой,   одеждой.   Дети   могут   увидеть русскую   печь,   убранство   в   доме,   вышитые   вручную.   Накапливается   речевой   материал, который включает в себя потешки по определенным звукам, пословицы и поговорки по темам, загадки на заданные звуки и темы. Основной этап Длительность: с октября первого года обучения по апрель второго года обучения.  Предполагает промежуточные диагностики в мае и сентябре. Работа над автоматизацией звуков с использованием загадок, пословиц, поговорок, потешек, скороговорок с учетом индивидуальных особенностей (нарушенный звук, этап автоматизации и т.д.). Использовать   фольклор   для   формирования   правильного   звукопроизношения   мы начинаем с этапа автоматизации звука в словах. Для этих целей мы используем такую форму устного народного творчества, как загадки. Работа   над   загадками   на   этапе   автоматизации   звука   в   слове   происходит   по классической   схеме:   педагог   загадывает   загадку,   а   ребенок   называет   слово­отгадку.   В отгадке содержится автоматизируемый звук. Например: при автоматизации звука [Р] можно использовать следующие загадки: Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)  Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)  Для   детей,   испытывающих   затруднения   при   отгадывании   загадок,   мы   используем наглядный материал – предметные картинки, из которых ребенок может выбрать нужную, что облегчает ему задачу.   Помимо того, что загадки подразделяются нами по автоматизируемым звукам, они еще очень четко делятся по лексическим темам, что позволяет нам поддерживать связь с логопедом и закреплять те лексические представления, которые дети узнали на занятиях. Например, загадки о диких и домашних животных, об инструментах, о растениях и т.д. После   автоматизации   звуков   в   словах   мы   переходим   к   его   автоматизации   в предложении.   Для   этих   целей   в   устном   народном   творчестве   существуют   такие замечательные произведения, как пословицы, поговорки и скороговорки.  Народные   пословицы   содержат   мораль,   выработанную   многими   поколениями: «Кончил дело – гуляй смело» «Нет друга – ищи, а нашел – береги». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица легко запоминается, поскольку народ облек наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части. Работа   над   пословицами     начинается   с   объяснения   их   смысла.   Сначала     педагог произносит   пословицу   и   спрашивает   у   ребенка,   как   тот   ее   понимает.   Если   ребенок затрудняется  ответить или  неверно понимает  смысл,  педагог помогает  ему с помощью картинного материала, проблемных ситуаций. Затем ребенок за взрослым проговаривает пословицу, например, с различным настроением (грустно, весело, строго, печально), четко произнося   автоматизируемый   звук.   После   нескольких   раз   повторения,   ребенок самостоятельно воспроизводит  пословицы и поговорки, использованные на занятии.   Скороговорки являются просто отличным речевым материалом, созданным народом. Они содержат однокоренные или созвучные слова,   наполненные   определенным звуком: “На   дворе   –   трава,   на   траве   –   дрова;   Кукушка   кукушонку   купила   капюшон”…     Их использование позволяет не только закрепить правильное произношение, но и развивает голосовой аппарат (темп, ритм, силу голоса). Работа над скороговорками протекает по той же схеме, что и работа с пословицами. Но   поскольку   в   самом   названии   данной   фольклорной   формы   указывается   на   то,   что произносится   она   скоро,   после   прочного   усвоения   ребенком   текста,   ему   предлагается проговорить скороговорку с ускорением, несколько раз, постоянно увеличивая темп. Включая   пословицы,   и   скороговорки   в   домашние   рекомендации,   мы   всегда предлагаем ребенку нарисовать картинку по ним, тем самым у ребенка закрепляется не только словесный, но и зрительный образ, плюс развивается воображение. После автоматизации звука в предложении мы переходим на уровень текста. Для этой цели используются такие формы устного народного творчества, как потешки. Потешки   построены   на   множестве   повторов.   Повторяются   отдельные   слова, словосочетания, предложения и даже четворостишия. Это также способствует активному запоминанию и употреблению слов и выражений.  Приемы работы с русской народной сказкой.  Педагог русскую народную сказку не читает, а рассказывает. У детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство со сказкой не только   заинтересовало   детей,   но   и   нашло   отражение   в   их   чувствах   и   эмоциях,   нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи как таковой. Особенно доступна им выразительность интонации. обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения. Педагог   обращает   внимание   на   приемы   композиционного   оформления   сказочного повествования – традиционные зачины («жили­были старик со старухой», «в некотором царстве,   в   некотором   государстве…»),  концовки   («и   стали   они   жить­поживать,   добра наживать»,   «тут   и   сказке   конец,   а   кто   слушал   молодец»),  связующие   повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда – не знаю куда»), их функции в сказке. Для    усвоения   имен   существительных   с   уменьшительно­ласкательными   и увеличительными оттенками дошкольникам предлагается: найти в сказке ласковые слова, слова,   обозначающие   маленький   предмет,   изменить   слово   так,   чтобы   оно   имело ласкательную или увеличительную форму. Например, в сказке «Заяц­хваста» ­ «Как заяц называл   свои   усы,   лапы,   зубы?»   (усищи,   зубищи,   лапищи),  «А   как   можно   их   назвать ласково?». Для   расширения   глагольного   словаря  дошкольники   перечисляют   действия   героев сказки (коза из сказки «Волк и семеро козлят» – жила­была, ходила, наказывала, пела; заяц из сказки «Заяц­хваста» ­ жил­был, хвастался, боялся, бежал; герои из сказки «Заюшкина избушка»:  жили­были,   попросилась   переночевать,   выгнала,   собака   забрехала,   медведь зарычал, бык заревел, петух лапками затопал, крыльями забил и т.д. ) Для формирования навыка употребления в речи  относительных и притяжательных прилагательных проводится игра  «Дорисуй».   Дорисованные части дети проговаривают: «ледяная крыша, петушиный гребень, лисий хвост, волчье туловище, заячьи уши и т.д.». При работе над сказкой  «Гуси ­ лебеди»  выполняется упражнение  «Из чего – какой?»: молочная   речка,   кисельные   берега,   ржаной   и   пшеничный   пироги,   лесные   и   садовые яблочки. При   обучении  классификационным   умениям  используется   прием   группировки   по заданному   признаку:   как   можно   назвать   персонажей   сказки  «Колобок»,   «Лисичка­ сестричка   и   серый   волк»   (дикие   животные),   назови   предметы,   которые   использовала Машенька в сказке «Три медведя» (посуда, мебель) и т.д. Для  расширения   словарного   запаса  успешно   используются   приемы   подбора   слов­ признаков к характеристикам героев сказок: Аленушка в сказке  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ­  нежная, заботливая, добрая, ведьма ­ злая, хитрая, медведь в сказке «Машенька и медведь» ­  неуклюжий, большой, мохнатый, косолапый, Колобок – круглый, румяный,   веселый.   Аналогично   подбираются   прилагательные   к   предметам:   избушка   – лубяная, деревянная, теплая, прочная, ледяная, холодная, снежная, прозрачная; репка – желтая,   большая,   сладкая;   теремок   –   деревянный,   большой,   высокий.   При   выполнении таких   упражнений   также   формируется  умение   согласовывать   прилагательные   с существительными в роде. Во многих сказках встречаются слова и выражения, которым детям не знакомы, и они никогда не слышали их в повседневной речи. Например, сусеки, амбар, лубяная избушка, прядет   кудель,  слово­омоним  коса.  Поэтому   ведется   работа   и   в   этом   направлении: объяснение значений слов и выражений, рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, экскурсия в музей «Русский фольклор». На   втором   году  обучения   навыки,   приобретенные   ранее,   совершенствуются. Проводится углубленная работа, направленная на развитие у детей самостоятельности в словесно­творческих проявлениях: продумывание собственного замысла сказки, обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения. Вначале детей знакомят со схемой развития сюжета сказки, которую можно составить к любому сказочному сюжету. Эту схему дети наполняют любым содержанием. В процессе работы над уяснением функций сказочных героев мы задаем детям примерно следующие вопросы: 1) жил­был… Кто? Какой он был? Чем занимался?; 2) пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?; 3)  встретил   какого   злого   персонажа?   Какое   зло   этот   отрицательный   герой   всем причинял?; 4)  был у нашего героя друг. Кто это? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?; 5) где наши друзья стали жить? Что они стали делать?  Прием   словесного   рисования   характеров   героев,   обстановки,      сказки. Детям   предлагается   вообразить   себя   художниками­иллюстраторами,   подумать   и рассказать, какие  картинки они хотели бы нарисовать  к той или  иной сказке. Дети не только используют слова и выражения из художественного текста, но и придумывают свои.   Развитие   умения   сравнивать   и   понимать   сравнение.   Пересказывая   уже   знакомые детям   сказки,   провести   аналогию   между   ними   и   малыми   фольклорными   формами (пословицами   и   поговорками).   Например,  с   целью   употребления   в   речи   антонимов, предложить детям вспомнить пословицы с противоположным значением. К сказке «Маша и медведь» дети вспоминают пословицу «Глупый киснет, а умный — мыслит»; «Две козы» —  «  интерьера  » «Глупые   ссорятся,   а   умные   договариваются»;   «Иван­царевич   и   серый   волк»   —   «Сам пропадай,   а   товарища   выручай»;   «Заяц­хваста»   —   «Знай   больше,   а   говори   меньше»; «Бычок — смоляной бочок» — «Чужого не надо, а своего не отдам»; «Заюшкина избушка» — «Кошке — смех, а мышке — слезы»; «Репка» — «Мала капля, а большое дело делает»; «Лиса и журавль» — «Нет друга — ищи, а нашел — береги» и др. Один   из   базовых   приемов   составления   сказок   —  изменение   сюжета   знакомой истории,   что   дает   возможность   показать   дошкольникам   вариативность   и   изменяемость сказок,   а   также   действий   с   отдельными   ее   героями.   Чтобы   нарушить   привычные стереотипы и продемонстрировать возможность трансформации сказок, мы проводим игру «Путаем сказки». «Жили­были дед и баба. И была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, ржаного пирожка, а я пойду на молочную речку с кисельными берегами рыбку половлю”.  Пошла  баба в теремок,  наскребла  две  горсти  муки и  испекла  Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Бычок — смоляной бочок. Вот он и говорит: “Не садись на пенек, не ешь пирожок!”. А Репка ему отвечает: “Пусти меня лучше в сине море: я тебе сама пригожусь”. И покатилась Репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей семеро козлят: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. А Репка им отвечает: “Сивка­ Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!”. Расступились козлята и покатилась   Репка   дальше.   Катится,   катится,   а   навстречу   ей   Лисичка   со   скалочкой: “Выгляни   в   окошко   —   дам   тебе   горошку”.   А   Репка   ей   отвечает:   “Ложись­ка   спать­ почивать: утро вечера мудренее!” Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!»  Детям предлагают  «распутать»  этот   сказочный   клубок.   После   нескольких   занятий,   когда дошкольники   без   затруднений   справляются   с   этими   заданиями,   им   самим   предлагают придумать сказку­путаницу. При   использовании  приема   продолжения   знакомой   сказки  задача  «сказочника» состоит в придумывании необычного поворота сюжета и его словесном оформлении. В начале занятия уточняются представления о содержании и композиционном построении сказки. После этого дошкольников попросили представить, что сказка не заканчивается так,   как   написано.   После   коллективного   составления   плана   новой   сказки   дети придумывают свой вариант продолжения истории. Еще один вариант работы над преобразованием традиционных сказок — составление сказочного сюжета с участием известных героев. Примеры трех вариантов замен: с заменой героев, но сохранением сюжета; с заменой сюжета, но сохранением героев произведения; с сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действия. Подобные изменения   в   сказке   вызывают   необходимость   в   подробном   анализе   поступков   героев, творческом   фантазировании,   и   дети   с   интересом   разбираются   в   цепочке   причинно­ следственных связей.  Придумывание нового названия к сказкам из подходящих по содержанию пословиц и поговорок и объяснить свой выбор. Например: «Кот, петух и лиса» — «Друг познается в беде»;   «Сестрица   Аленушка   и   братец   Иванушка»   —   «Мир   не   без   добрых   людей»; «Теремок» — «В тесноте, да не в обиде»;  «Лисичка со скалочкой» — «На всякого мудреца довольно простоты»; «Морозко» — «По труду и награда»; «Репка» — «Один за всех и все за одного»;  «Колобок» ­ «Доверяй, но проверяй». После того как дети научатся связно, последовательно и выразительно излагать свои мысли   по   поводу   задумок,   проводится   занятие  «Сочиним   сказку»,  где   дошкольники сочиняли сказку, самостоятельно выбирая темы, персонажей и придумывая  сюжет. Мы использовали   творческое   задание,   которое   позволило   им   усвоить   варианты   действий   и взаимодействий героев; учили их представлять персонаж, входить в образ и составлять про него сказочный текст.  Приемы работы с пословицами. Система работы с пословицей предполагает решение трех основных задач: – различение в пословице прямого и переносного смысла; – формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими словами; – обучение переносу пословиц в различные ситуации ситуацию с тем же отношением объектов. Знакомство с пословицей можно построить таким образом: какой­либо герой просит детей объяснить фразу, пословицу. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться – приготовить удочку, наживку,   подождать,   пока   рыбка   клюнет.   Это   то,   о   чем   говорится   напрямую,   то   есть прямой   смысл.   Предложить   детям   подумать,   когда   еще   надо   применить   усилия,   труд, выдержку,   чтобы   получился   результат.   Педагог   сначала   сам   предлагает   несколько ситуаций, подходящих к той или иной пословице, чтобы дети могли усвоить переносный смысл пословицы. Успех обучения, воспитания и развития дошкольников  во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагога и родителей. Ни одна педагогическая   система   не   может   быть   в   полной   мере   эффективной,   если   в   ней   не задействована семья. Для достижения высоких результатов развития речевой активности детей   родители   становятся   активными   участниками   совместной   деятельности   и помощниками своим детям. В течение всего периода проводится ряд мероприятий для вовлечения родителей в работу с детьми. Заключительный этап Конечные продукты: ­ драматизация русских народных сказок «Репка», «Колобок»; ­ коллективная сказка «Новогодние приключения»; ­  игровые   досуги  «В   мире   сказок»,   «Пословица   недаром   молвится»,   «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»; ­ методические рекомендации для родителей «Пословицы в развитии речи ребенка», «Не скупитесь на слово», «Учим скороговорки». Диагностика Диагностика   проводится   логопедом   в   сентябре   и   мае   первого   года   обучения, сентябре и мае второго года обучения по следующим  параметрам:  звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи, сформированность коммуникативных навыков. Навык   правильного   звукопроизношения   определяется   традиционным   способом: умение четко произносить звук на уровне текстов, предложений, слов (начало, середина, конец).   При   обследовании   словарного   запаса   учитывается     понимание   значений   редко употребляемой, устаревшей лексики. Развитие связной речи определяется умением связно, последовательно,   выразительно   рассказать   сказку,   изменить   начало   или   конец   истории, выполнить   задания   на   творческое   рассказывание.   При   определении   сформированности коммуникативных навыков использовались диагностические задания «Отражение чувств», «Зеркало настроений», «Интервью», «Необитаемый остров», «Помощники». Используемые источники  Алексеева   М.М.   Методика   развития   речи   и   обучения   родному   языку дошкольников М: Центр «Академия», 1997г.  Аникин   В.П.   Русские   народные   пословицы,   поговорки,   загадки   и   детский фольклор. М.: 2007.  Большакова   М.   Фольклор   в   познавательном   развитии   //   Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47­ 49.  Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.,1994.  Компетентностно­ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста:   сборник   науч.­метод.   работ   /   под   ред.   О.В.   Дыбиной   [и   др.].   – Тольятти: ТГУ, 2008. ­ 156 с.  Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду//Под ред. А. В. Орловой. Владимир, 1995.  Санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы.   СанПиН   2.4.1.3049­ 13Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  Струнина Е.И.,   Ушакова О.С. Методика   развития   речи   детей   дошкольного возраста: Учебно­методическое пособие. ­ М. ­ 2004 г.  Струнина Е.М.,   Ушакова О.С.,   Шадрина Л.Г. Развитие   речи   и   творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ­ 2007.  Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. ­ 2001.  Федеральный   закон   от   29.12.2012   N   273­ФЗ   (ред.   от   23.07.2013)   "Об образовании в Российской Федерации"  Чернядьева   Т.   Знакомство   детей   с   малыми   фольклорными   формами   /   Т.  Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65­ 69.    Шорохова О.А. Играем   в   сказку.   Сказкотерапия   и   занятия   по   развитию связной речи дошкольников. – М. ­ 2008.

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества

Развитие речи детей логопедической группы средствами устного народного творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019