Развитие речи у детей с выраженной умственной отсталостью
Оценка 4.9

Развитие речи у детей с выраженной умственной отсталостью

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык +1
Взрослым
30.12.2018
Развитие речи у детей с выраженной  умственной отсталостью
Речь у детей с выраженной умственной отсталостью развивается очень медленно. У многих детей речь появляется к 6-7 летнему возрасту. Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В таких случаях говорят о пустой эхолалической речи. У других детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые «безречевые» дети.
Развитие речи у детей с выраженной умственной отсталостью.doc
Развитие речи у детей с выраженной  умственной отсталостью Речь у детей с выраженной умственной отсталостью развивается очень медленно. У многих детей речь появляется к 6­7 летнему возрасту. Степень поражения   речи   чаще   всего   соответствует   уровню   общего   психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В таких случаях говорят о пустой эхолалической речи. У других детей   речь   не   возникает   и   почти   не   развивается.   Это   так   называемые «безречевые» дети. Ярко выраженный речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную   деятельность   детей   и   резко   снижает   их   познавательные возможности. В младшем школьном возрасте  дети плохо  понимают чужую речь, улавливая только тон, интонации и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями.   Самостоятельная речь   младшего   школьного   возраста   проявляется   преимущественно   в   виде отдельных   слов,   коротких   фраз.   Она   характеризуется   недостаточной модуляцией, аграмматизмами.   нарушением   структуры   слов,   речи   компенсируется   жестами,   грубым   косноязычием,   Отсутствие нечленораздельными   звуками,   своеобразными   словами,   в   которые   они вкладывают   определенный   смысл.   Эти   дети   неспособны   к   диалогической речи.  Устные   инструкции   взрослого,   состоящие   из   нескольких,  следующих друг за другом заданий, воспринимаются с большим трудом.  При всякой задержке речевого развития ребенку необходима помощь. Чаще всего   она  должна  выражаться  в  стимуляции,  в «подталкивании»  тех слабых речевых проявлений, которые у него уже имеются. Надо поощрять произнесение им звуков, поддерживать его лепет, повторять за ним звуки и их лепетные ним. сочетания, говорить       с Говорить с ребенком надо постоянно: когда он ест, одевается, играет, гуляет или купается. Слова и выражения, употребляемые воспитателями в процессе общения   с   ним,   должны   быть   простыми   и   ясными.   Четкое   называние предметов и действий, употребление коротких фраз помогает усвоению речи. При одевании воспитанника, необходимо называть каждый предмет его туалета. Многократно произносить  названия игрушек. Так, например,   при совершении   культурно­гигиенических   процедур   всегда   сопровождаем   все действия   словесной   инструкцией   или   обращаемся   к   ребенку   с   вопросами: «Паша,   что   ты   делаешь?   Чем   чистишь   зубы?   Что   у   тебя   в   руках?   Чем вытираешь т.д.    Очень   важно   стимулировать   речь   самого   ребенка.   Умственно   отсталый лицо?»     и   ребенок   инертен,   у   него   нет   познавательных   интересов,   любознательности, стремления   к   обследованию   окружающего.   Чтобы   ребенок   говорил, необходимо вызвать у него потребность в этом. Нужно ставить его в такие условия,   чтобы   он   обязательно   о   чем­то   спросил   или   сказал.   Если предупреждать каждое самостоятельное действие ребенка, то  тем самым мы лишаем его необходимости обращаться к воспитателю. Дети группы очень любят смотреть детские фильмы и мультфильмы. Чтобы «спровоцировать» желание посмотреть фильм и выразить это словами, кладем диск с любимым фильмом   на   видное   место.   Ребенок   не   просто   хватает   диск   и   бежит   его ставить, а просим, чтобы попросил разрешение, вспомнил название фильма, рассказал, о чем, кто главные герои. Если   ребенок   нигде   не   бывает,   ничего   не   видит,  то   и   условия   для общения с ним остаются весьма ограниченными. Хороший стимул, как для общего, так и для речевого развития ребенка, ­ прогулки в парк, на реку, в лес,   посещение   магазинов   и   т.   д.   Это   дает   возможность   пополнять впечатления ребенка, углублять его знания, расширять запас слов и развивать речь. Рядом с детским домом­интернатом находится ландшафтный парк. Уже стало   традицией   по   выходным   проводить   прогулки   в   парке.   В   парке проводятся и тематические экскурсии, связанные с сезонными изменениями в   природе.   Во   время   прогулок   нужно   привлекать   внимание   ребенка   к   различным объектам: показывать ему деревья, цветы, знакомить с животными птицами и т.д. Полезно показывать ребенку и пояснять в простой форме окружающие его  явления:   пошел  снег,  сверкнула   молния  и  т.  д.  К  тому,  что  он  видел раньше, о чем с ним говорили, необходимо возвращаться, вспоминать  это. Такие   беседы   легче   и   продуктивнее   проводить   с   помощью   конкретного материала: игрушек, картинок, непосредственных впечатлений. Особый   интерес   у   детей   вызывают   экскурсии   в   магазин,   которые проводятся в формате занятий «Социальное развитие» и «Социально­бытовая ориентировка». Занятиям «Ознакомление с окружающим и развитие речи», которые проводит   воспитатель,   отводится особая роль, т.к. успешность обучения и общее   развитие   детей   с   интеллектуальной   недостаточностью   находится   в прямой   зависимости   от   степени   развития   речи.   Поэтому   развитие   речи является приоритетной  задачей коррекционного обучения и воспитания   и осуществляется во всех видах деятельности и на всех занятиях.       интеллектуальной   недостаточностью,   воспитатель   выбрал    Учитывая   особенности   развития   детей   с   глубокой   следующие направления работы на занятиях   «Ознакомление с окружающим и развитие речи»: ­ расширение и уточнение знаний об изучаемых предметах и явлениях (работа   по   расширению   и   уточнению   знаний   и   представлений   о   природе, знаний о явлениях и предметах окружающей жизни, о правилах поведения в быту, природе, обществе.); ­   развитие   психических   функций   (обогащение     чувственного   опыта   развитие   чувственного   познания,   формирование   первичного   детей,   представления об окружающем мире); ­ повышение речевой мотивации детей (повышение интереса детей к речевому высказыванию); ­   развитие   лексической   стороны   речи   (накопление,   расширение активного   словаря,   максимальная   вербализация   пассивного,   понимание смысла и значений слов и понятий, формирование тематических групп слов, синонимических   рядов,   антонимических   пар,   многозначных   слов,   изучение глагольной лексики, качественных прилагательных и их введение в языковое сознание ребенка); ­   воспитание   звуковой   культуры   речи   (исправление,   уточнение произнесения слогов, слов, работа над  правильным звуковым  оформлением лексических единиц, используемых в устной речи на занятиях); ­ развитие грамматического строя речи (работа по усвоению детьми родовой   принадлежности   и   падежных   форм,   по   активизации   предлогов, образованию   форм   единственного   и   множественного   чисел, словообразованию); ­ формирование коммуникативной функции речи (работа по развитию умения строить отдельные предложения и соединять их в текст); Развитие   коммуникативной   функции   речи   в   большей   степени отрабатывается   в   процессе   театрализованных,   сюжетно­ролевых, дидактических  игр. У детей возникает потребность говорить по поводу того, что они делают, желание рассказать о своих намерениях, поделиться новыми впечатлениями. Игра, проводимая воспитателем на занятии  развития речи на заданную   речевую   тему,   позволяет   использовать   готовые   фразы   и представляет   собой  дополнительную  возможность   провести   упражнение   по формированию   умений   составлять   фразу,   текст.   Сюжетно­ролевая, дидактическая,   театрализованная   игра   обеспечивает   мотивационно­ потребностный план речевой деятельности, становится контекстом овладения детьми разнообразными средствами коммуникации. Развитию   речи   умственно   отсталого   способствует   чтение   ему литературных текстов для дошкольников, беседы по картинкам, сообщение простых   и   доступных   его   пониманию   жизненных   фактов.   Если   глубоко умственно   отсталому   ребенку   трудно   воспринимать   книжный   текст, целесообразно   этот   текст   пересказывать   сокращенно,   подбирая   простые выражения и используя знакомые слова. Рассказывание по картинкам также полезно. Следует подбирать книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Вначале   ребенок   будет   только   слушателем,   но   постепенно   сам   начнет принимать   участие   в   беседе:   будет   показывать   картинки,   произносить   отдельные выразительные звуки       или   слова.    Хорошее   средство   для   развития   мышления   и   речи   –   наборы последовательных   картинок,   каждая   из   которых   является   иллюстрацией   к части   сюжетного   рассказа.   Набор   может   состоять   из   двух,   трех   и   более картинок.   Так,   например,   на   одной   картинке   мужчина,   срубающий   в   лесу елку, возле него стоят мальчик и девочка. На другой картинке – все трое везут   санки,   на   которых   лежит   елка.   На   третьей   картинке   –   в   комнате наряженная, освещенная елка, вокруг нее веселится детвора. Ребенок должен эти  три  картинки  положить   по  порядку, в  соответствии   с  развертыванием сюжета. Это требует работы памяти, внимания, мышления. После того как картинки  разложены, ребенок  рассказывает  их  содержание. Для  умственно отсталого   ребенка   это   очень   трудная   задача.   «Рассказывание»   часто ограничивается   односложным   называнием   каждой   картинки   или перечислением одного или нескольких предметов, называнием действий. Эти задания ребенок должен выполнять постоянно, долго. Постепенно количество слов,   коротких   фраз,   которые   он   употребляет,   будет   увеличиваться.    Картинки можно подбирать, рисовать самим, вырезать из детских книжек. Это хорошее дидактическое пособие для развития речи и мышления глубоко умственно   отсталого   ребенка.   В   группе   дети   очень   любят   рисовать   и раскрашивать различные сюжетные картинки. Наиболее удачные рисунки мы собираем   в   альбомы.   Так   получаются   наши   «книжки­малышки»,   которые потом   мы   с   большим   удовольствием   рассматриваем   вместе   с   ребятами, рассказы. обсуждаем   Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни составляем короткие   сюжет,       каждого человека.  Она  необходима для нормального вхождения ребенка в   т.е. общество,   становления   личности,   его   воспитания,   обучения, социокультурной   адаптации.   Пронизывая   все   без   исключения   сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них.   Своевременное   выявление   и   грамотная   интерпретация   речевых возможностей   (достижений)   ребенка   позволяют   эффективно   решать   целый комплекс   образовательных,   развивающих   и   коррекционных   задач,   так   как состояние   речи   является   важным   диагностическим   признаком общепсихического развития ребенка. Нарушения речи умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Формирование   коммуникативной   компетенции   детей   с   умственной отсталостью способствует полноценному речевому общению и их социальной адаптации. Список литературы 1. Александров Ю.И. «Основы психофизиологии» М.: Инфра ­ М, 2004.  2. Годфруа Ж. «Что такое психология» Т ­1, М.: Мир, 2006.  3. Данилова Н.Н. «Психофизиология» М.: Аспект Пресс, 2000. 4. Крутецкий В.А. «Психология» М.: Просвещение, 2005.  5. Немов Р.С. «Психология» М.: Владос, 2006. 6.Маклаков А.Г. «Общая психология» М: Учебник для вузов, 2006. 7.Гамезо М.В. «Общая психология» М: Учебник для студентов, 2005. 8.Рубинштейн С.Я.,Выготский Л.С. «О развитии психики умственно отсталого ребенка//Деффектология» М: 2006. 9.Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. «Физиологические механизмы речи», М: 2005. 10.Выготский Л.С. Книга «Мышление и речь», 2000. 11.Петрова В.Г., Белякова И.В. «Кто они, дети с отклонениями в развитии?»  М: Флинта М.П.С.И., 2006. 12.Эльконина Д.Б. «Развитие речи детей», М: 2006. 13.Еникеева Д.Д. «Популярная психиатрия» М: АРС – ПРЕСС, 2006.

Развитие речи у детей с выраженной умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной  умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной  умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной  умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной  умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной  умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной  умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной умственной отсталостью

Развитие речи у детей с выраженной  умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2018