Развитие регулятивных УУД у обучающихся и использование новых современных технологий как основа качества подготовки выпускников.
Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
история +1
11 кл
26.04.2019
Статья описывает опыт по развитию регулятивных УУД на уроках истории и обществознания на основе применения новых современных технологий. Представлена система опыта, дана характеристика новых образовательных продуктов, применяемых для развития регулятивных УУД. Дана зарактеристика теоретической базы опыта и его результативность и положительные итоги.
Развитие регулятивных УУД у обучающихся и использование новых современных технологий.doc
Марковская Т.В. учитель истории и обществознания
БОУ «Тарская СОШ№4» им. Героя Советского Союза
адмирала флота Н.Г. Кузнецова
Развитие регулятивных УУД у обучающихся и использование
новых современных технологий как основа качества подготовки
выпускников.
Стремительные перемены, происходящие во всех сферах жизни
современного общества, влияют на поведение человека, меняют его
жизненные ориентиры и ценности.
Пришло время смены
педагогических ориентиров,
содержания и технологий
образовательного процесса. С кем можно сравнить путешественника,
отправляющегося в далекие странствия в системе образования? Это
наш выпускник, перед которым открываются двери в большую
взрослую жизнь и на этой ступени он должен уже определиться и быть
готовым к жизни в условиях вызовов 21 века: жизни в цифровую эпоху.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач.
Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с
прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий
непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня.
Помимо этого, если урок – современный, то он целенаправленно ведёт
за собой развитие и обязательно закладывает основу для будущего.
Одной из основных проблем, которую испытывают современные
школьники,
является неумение организовать свою учебную
деятельность на уроке и во внеурочное время. Данная проблема
находит целый ряд проявлений: это неготовность учащихся к
самостоятельному решению учебных задач, низкий темп работы на
уроке, неумение планировать собственную деятельность, ставить перед
собой цели, прогнозировать способы их достижения и т.д. Как итог,
неразвитость у учащихся компетенций самоорганизации,
саморегуляции и самоконтроля,
иначе определяемых как
регулятивные УУД, приводит к предметной неуспеваемости, а значит,
ставит вопрос об эффективности работы педагога и системы
образования в целом. Это заставило заняться переосмыслением
планирования, подготовки и проведения уроков, всей системы
образовательной деятельности по преподаваемым предметам.
В постоянно меняющемся мире, очень важно нацелить ученика
на успех в получении качественного образования, профессионального
самоопределения, а все это невозможно осуществить без осознания
непрерывного образования и самообразования, самопознания личности. Очень важно,
Обучающиеся должны анализировать свои сильные и слабые стороны в
самореализации, должны быть нацелены на работу над собой, чтобы
достичь наивысших успехов, преодолеть то, что мешает в достижении
цели. А самое важное, развивать мотивацию к успеху. Именно
регулятивным УУД отводится важная роль в том, чтобы процесс
обучения превратился во взаимосвязанный алгоритм
понятных,
взаимосвязанных этапов активной деятельности, в которых ученик –
сценарист, архитектор или режиссер, творец, контролер, менеджер,
партнер. Но на каждом этапе он должен быть замотивирован на
позитивный результат, отдавать отчет тому, что он делает и для чего.
Структура современного урока, должна быть динамичной, с
использованием набора разнообразных операций, объединенных в
целесообразную деятельность.
чтобы учитель
поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и
обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей
собственной.
Система опыта включает: уроки, элективные курсы, внеурочную
деятельность, работу с одаренными и слабоуспевающими, с детьми с
ОВЗ, взаимодействие с социальными партнерами. Теоретическая база
ее основу составили работы Кругловой Н.Ф. «Регуляторная
составляющая учебной деятельности» и Паламарчук В. Ф. «Школа
учит мыслить». На основании классификации Паламарчук В. Ф. три
года подряд осуществлялся мониторинг
регулятивных УУД у
обучающихся. Его анализ показал, что в первый год у большей части
обучающихся преобладали низшие типы регулятивных УУД и только
15 % могли переносить компетенции в новые условия. Результат
заставлял продумывать деятельность на каждом уроке так, чтобы у
учащихся отрабатывались алгоритмы выполнения определенных
заданий, нацеливать на возможность применения полученных знаний и
компетенций, ну а высшей формой усвоения являлось перенесение
усвоенного на решение важных практических острых и злободневных
вопросов и проблем, стоящих перед современным обществом.
Постепенно произошли изменения,
улучшилась динамика
формирования компетенций применения и перенесения знаний
(соответственно до 28%и 19%). На основе этих технологий, в
дополнение к ним, разработана таблица самооценки учащегося на
уроке (рефлексивное портфолио), которая заполняется каждым
учащимся в конце каждого урока. Заполнение учащимися
индивидуальной таблицы предполагает самооценку собственных навыков индивидуальной, совместной, групповой работы на
протяжении всего урока (развиваемые УУД: контроль, коррекция,
оценка). Данная таблица может быть вклеена или начерчена в рабочей
тетради ученика и поможет сделать самооценку регулярной и
системной, сформирует алгоритм самооценки. Это в свою очередь
помогает ученикам осознавать свои успехи и недостатки,
«недоработки» в урочной деятельности, видеть пробелы и проблемные
зоны, заставит переосмыслить свою деятельность, активность на уроке,
внести коррективы, заставит работать над своими нереализованными
возможностями. У обучающихся формируется образовательная
самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать
средства для собственного продвижения, развития; образовательная
инициатива—умение выстраивать свою образовательную траекторию,
умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и
адекватно их реализовывать; образовательная ответственность —
умение принимать для себя решения о готовности действовать в
определенных нестандартных ситуациях.
В результате применения приведенных технологий и таблицы
самооценки большинство учащихся демонстрируют повышение уровня
регулятивных компетенций. Улучшилось качество выполнения
домашних заданий,
самостоятельной подготовки учащихся.
Наблюдается 100% задействованность учащихся в работе на уроке,
повысилась активность обучающихся на всех этапах урока. В рамках
урочной деятельности учащиеся демонстрируют успешное решение
учебных и учебно – практических заданий. Увеличилось количество
выставленных оценок за урок и оценивание стало более объективное.
При работе над формированием регулятивных УУД на уроках
истории и обществознания
наиболее эффективными являются
технологии: проблемного и развивающего обучения, кейс технология,
проектная и исследовательская,
критического мышления,
коучинговая, технология активного обучения, имитационного –
моделирования (игровые технологии), информационная, оценивания
учебных достижений, рефлексивная.
Результативность опыта: ученики выбирают предметы история,
обществознание, право для углубленного изучения и поступления в
вузы, принимают самое активное участие в предметных олимпиадах
гуманитарного цикла, проектной и исследовательской деятельности,
различных региональных, муниципальных школьных конкурсах,
из важных форм развития и закрепления
викторинах. Одной метапредметных и
регулятивных УУД является проектная и
исследовательская деятельность. Опыт по развитию регулятивных
УУД помогает обучающимся найти пути решения в преодолении
проблемных зон; формировать высокую мотивацию на успех.
Развитие регулятивных УУД у обучающихся и использование новых современных технологий как основа качества подготовки выпускников.
Развитие регулятивных УУД у обучающихся и использование новых современных технологий как основа качества подготовки выпускников.
Развитие регулятивных УУД у обучающихся и использование новых современных технологий как основа качества подготовки выпускников.
Развитие регулятивных УУД у обучающихся и использование новых современных технологий как основа качества подготовки выпускников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.