Развитие самостоятельности школьников

  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 16.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья учит необходимости развития самостоятельности у детей. Не надо делать за школьников то, что они могут сами выполнить. Дети должны проявлять инициативу и отвечать за свои поступки. Мы часто сталкиваемся с тем, что «навязываем ребятам свои мысли и взгляды на проблемы: делаем за них доклады и рефераты, выбираем экскурсии и темы сочинений». Дети должны учиться мыслить самостоятельно и стараться воплощать свои творческие задумки в жизнь. Предназначена статья для выступления на секции или методическом объединении классных руководителей.Статья учит необходимости развития самостоятельности у детей. Не надо делать за школьников то, что они могут сами выполнить. Дети должны проявлять инициативу и отвечать за свои поступки. Мы часто сталкиваемся с тем, что «навязываем ребятам свои мысли и взгляды на проблемы: делаем за них доклады и рефераты, выбираем экскурсии и темы сочинений». Дети должны учиться мыслить самостоятельно и стараться воплощать свои творческие задумки в жизнь. Предназначена статья для выступления на секции или методическом объединении классных руководителей.
Иконка файла материала Развитие самостоятельности школьников.docx
МКОУ «Мирновская СШ №34» г. Ефремов Тульская область           Развитие самостоятельности школьников                                                                     Учитель немецкого языка                                                                 Хлустикова Елена Дмитриевна                                                                                                      2017г.Развитие самостоятельности школьников В последнее время стали много говорить о самостоятельности детей. Часто мы слышим справедливые упрёки  в адрес современных молодых  людей: не хотят трудиться, пассивны, ничего не хотят делать без помощи  взрослых. Это происходит из – за того, что дети не приучены к  самостоятельности. Ведь многие учителя и родители, говоря о  самостоятельности и активности ребёнка, мало поручают ему конкретных  трудовых дел. Тогда как же можно говорить о том, чтобы дети были  самостоятельны? Взрослые часто просто не доверяют детям, считая свою работу надёжнее. Мы  порой навязываем ребятам свои мысли и взгляды на проблемы: пишем за них  доклады и рефераты, выбираем экскурсии и темы сочинений, забывая про  воспитательное воздействие. Надо развивать активность и самостоятельность детей, предоставляя им  возможность всё делать самим: анализировать свои ответы и ответ товарища,  характеризовать одноклассника и его действия, учёбу и участие в  общественно полезном труде, отношение к учёбе и качество выполненной  работы. Нужно учить детей высказывать мнение, обосновав его. Тогда будет  воспитываться и авторитет каждого и ответственность за слова перед  товарищами. Дети поймут, что за поступки надо отвечать самому и совершать дела, за которые будет не стыдно в жизни. Школьники не всегда могут выбрать самый лучший путь для становления в  жизни; никто не застрахован от ошибок, тем более люди обладающие  небольшим опытом. Вот тут – то взрослые обязаны предостеречь от ошибок,  высказать своё суждение по вопросу, показать ошибку, доказав правоту.  Любая деятельность невозможна без поиска и ошибок. Не надо бояться, что  дети сделают не так. Каждый, кто ищет, имеет право на ошибку. Ещё Л. Н.  Толстой сказал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,  ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать, и вечно  бороться…»  Убеждения только тогда истинны, когда выстраданы, добыты самостоятельно, преодолевая заблуждения. За молодёжью должно признаваться право на  ошибку и право критики этих ошибок. Нельзя забывать это.Предлагать детям надо конкретные дела, которые полезны и интересны.  Формальная работа сразу видна, и дети не видят необходимости таких дел.  Отсюда идёт пассивность в желание быть в стороне от дел. Потом такое  отношение к жизни становится привычным и никакой самостоятельности уже  не будет. В школе мы привыкли к тому, что общественную работу ведут не все ученики. Отношение к учёбе тоже разное. Это несправедливо: одни трудятся с  перегрузкой, другие ничего не делают. Надо ломать привычку делить класс на «актив»  и «пассив». Каждый должен участвовать в коллективном деле.  Расскажу это на примере праздника «Мама всех дороже!» в честь Дня  Матери. Мы готовили праздничный концерт придуманный самими детьми,  учитывали мнение каждого. Не все согласились принять в нём участие, многие стеснялись, говоря о неумении петь, выразительно читать или танцевать.  Тогда им предложили украсить зал и придумать интересные поздравления,  найти полезные советы девочкам.  Сначала особой активности не было. Потом появилось желание помочь  подготовить праздник у детей, которые никогда не являлись активистами,  ведь их мамы будут на концерте. Постепенно в подготовку вовлекли всех.  Поступило предложение сделать подарки своими руками и вручить их  публично каждой маме. Никто не хотел оставить свою маму без самоделки.  Готовились все и получили отличный праздник. Мамы радовались и  благодарили детей. Некоторые были растроганы до слёз от радости и  внимания, ведь активность и самодеятельность ребят удивила их. К празднику в честь 8 Марта дети уже проявляли некоторую  самостоятельность и активность в предложениях по оформлению помещения  и подготовке праздника, пробовали силы в изготовлении музыкального  поздравления в виде презентации. Сколько задумок и энергии проявили дети!  У самых неактивных ребят фантазия била ключом. Это был настоящий  концерт по заявкам для мам с прекрасным музыкальным оформлением,  которое нашли дети. Подарки дети вручали сопровождая уже каждый своим  поздравлением. Вот и получилась самостоятельность и активность. Конечно,  поощрили всех детей. Добрые слова и поддержка очень нужны для воспитания самостоятельности. Ведь добиться от школьников добросовестного  отношения к учёбе и поручениям сложно. Хвалить надо за малейшее  проявление активности, и успех придёт. В каждом ребёнке естьпознавательная активность и желание действовать самостоятельно. Надо  только постоянно искать способ реализовать эти возможности. Для ребёнка важно, как он выглядит в глазах окружающих, что думают о нём.  Положительное мнение формирует у детей самостоятельность и чувство  ответственности за свои действия, самоконтроль. Классный руководитель и родители – главные люди в воспитательном  процессе. Они должны и могут уделять большое внимание таким качествам  человека, как активность и самостоятельность, привлекая к работе всех  учителей и родных. Пусть наши дети не боятся трудностей, а стараются  искать пути их преодоления.     Литература: Адабашев И.И. Сотворение гармонии Москва «Мысль» 2011 Спутник классного руководителя, сост. Олиференко Москва «Просвещение»  1984 Воспитание школьников №2 1988 Москва «Педагогика»