Статья учит необходимости развития самостоятельности у детей. Не надо делать за школьников то, что они могут сами выполнить. Дети должны проявлять инициативу и отвечать за свои поступки.
Мы часто сталкиваемся с тем, что «навязываем ребятам свои мысли и взгляды на проблемы: делаем за них доклады и рефераты, выбираем экскурсии и темы сочинений». Дети должны учиться мыслить самостоятельно и стараться воплощать свои творческие задумки в жизнь.
Предназначена статья для выступления на секции или методическом объединении классных руководителей.Статья учит необходимости развития самостоятельности у детей. Не надо делать за школьников то, что они могут сами выполнить. Дети должны проявлять инициативу и отвечать за свои поступки.
Мы часто сталкиваемся с тем, что «навязываем ребятам свои мысли и взгляды на проблемы: делаем за них доклады и рефераты, выбираем экскурсии и темы сочинений». Дети должны учиться мыслить самостоятельно и стараться воплощать свои творческие задумки в жизнь.
Предназначена статья для выступления на секции или методическом объединении классных руководителей.
Развитие самостоятельности школьников.docx
МКОУ «Мирновская СШ №34»
г. Ефремов Тульская область
Развитие самостоятельности школьников
Учитель немецкого языка
Хлустикова Елена Дмитриевна
2017г. Развитие самостоятельности школьников
В последнее время стали много говорить о самостоятельности детей.
Часто мы слышим справедливые упрёки в адрес современных молодых
людей: не хотят трудиться, пассивны, ничего не хотят делать без помощи
взрослых. Это происходит из – за того, что дети не приучены к
самостоятельности. Ведь многие учителя и родители, говоря о
самостоятельности и активности ребёнка, мало поручают ему конкретных
трудовых дел. Тогда как же можно говорить о том, чтобы дети были
самостоятельны?
Взрослые часто просто не доверяют детям, считая свою работу надёжнее. Мы
порой навязываем ребятам свои мысли и взгляды на проблемы: пишем за них
доклады и рефераты, выбираем экскурсии и темы сочинений, забывая про
воспитательное воздействие.
Надо развивать активность и самостоятельность детей, предоставляя им
возможность всё делать самим: анализировать свои ответы и ответ товарища,
характеризовать одноклассника и его действия, учёбу и участие в
общественно полезном труде, отношение к учёбе и качество выполненной
работы. Нужно учить детей высказывать мнение, обосновав его. Тогда будет
воспитываться и авторитет каждого и ответственность за слова перед
товарищами. Дети поймут, что за поступки надо отвечать самому и совершать
дела, за которые будет не стыдно в жизни.
Школьники не всегда могут выбрать самый лучший путь для становления в
жизни; никто не застрахован от ошибок, тем более люди обладающие
небольшим опытом. Вот тут – то взрослые обязаны предостеречь от ошибок,
высказать своё суждение по вопросу, показать ошибку, доказав правоту.
Любая деятельность невозможна без поиска и ошибок. Не надо бояться, что
дети сделают не так. Каждый, кто ищет, имеет право на ошибку. Ещё Л. Н.
Толстой сказал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать, и вечно
бороться…»
Убеждения только тогда истинны, когда выстраданы, добыты самостоятельно,
преодолевая заблуждения. За молодёжью должно признаваться право на
ошибку и право критики этих ошибок. Нельзя забывать это. Предлагать детям надо конкретные дела, которые полезны и интересны.
Формальная работа сразу видна, и дети не видят необходимости таких дел.
Отсюда идёт пассивность в желание быть в стороне от дел. Потом такое
отношение к жизни становится привычным и никакой самостоятельности уже
не будет.
В школе мы привыкли к тому, что общественную работу ведут не все ученики.
Отношение к учёбе тоже разное. Это несправедливо: одни трудятся с
перегрузкой, другие ничего не делают. Надо ломать привычку делить класс на
«актив» и «пассив». Каждый должен участвовать в коллективном деле.
Расскажу это на примере праздника «Мама всех дороже!» в честь Дня
Матери. Мы готовили праздничный концерт придуманный самими детьми,
учитывали мнение каждого. Не все согласились принять в нём участие, многие
стеснялись, говоря о неумении петь, выразительно читать или танцевать.
Тогда им предложили украсить зал и придумать интересные поздравления,
найти полезные советы девочкам.
Сначала особой активности не было. Потом появилось желание помочь
подготовить праздник у детей, которые никогда не являлись активистами,
ведь их мамы будут на концерте. Постепенно в подготовку вовлекли всех.
Поступило предложение сделать подарки своими руками и вручить их
публично каждой маме. Никто не хотел оставить свою маму без самоделки.
Готовились все и получили отличный праздник. Мамы радовались и
благодарили детей. Некоторые были растроганы до слёз от радости и
внимания, ведь активность и самодеятельность ребят удивила их.
К празднику в честь 8 Марта дети уже проявляли некоторую
самостоятельность и активность в предложениях по оформлению помещения
и подготовке праздника, пробовали силы в изготовлении музыкального
поздравления в виде презентации. Сколько задумок и энергии проявили дети!
У самых неактивных ребят фантазия била ключом. Это был настоящий
концерт по заявкам для мам с прекрасным музыкальным оформлением,
которое нашли дети. Подарки дети вручали сопровождая уже каждый своим
поздравлением. Вот и получилась самостоятельность и активность. Конечно,
поощрили всех детей. Добрые слова и поддержка очень нужны для воспитания
самостоятельности. Ведь добиться от школьников добросовестного
отношения к учёбе и поручениям сложно. Хвалить надо за малейшее
проявление активности, и успех придёт. В каждом ребёнке есть познавательная активность и желание действовать самостоятельно. Надо
только постоянно искать способ реализовать эти возможности.
Для ребёнка важно, как он выглядит в глазах окружающих, что думают о нём.
Положительное мнение формирует у детей самостоятельность и чувство
ответственности за свои действия, самоконтроль.
Классный руководитель и родители – главные люди в воспитательном
процессе. Они должны и могут уделять большое внимание таким качествам
человека, как активность и самостоятельность, привлекая к работе всех
учителей и родных. Пусть наши дети не боятся трудностей, а стараются
искать пути их преодоления.
Литература:
Адабашев И.И. Сотворение гармонии Москва «Мысль» 2011
Спутник классного руководителя, сост. Олиференко Москва «Просвещение»
1984
Воспитание школьников №2 1988 Москва «Педагогика»
Развитие самостоятельности школьников
Развитие самостоятельности школьников
Развитие самостоятельности школьников
Развитие самостоятельности школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.