Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет
Оценка 4.6

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
25.03.2019
Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет.docx
Тема: «Сенсорное развитие детей 2­3 лет через дидактические игры» Введение: Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде  всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для  сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование  умственных способностей ребенка. Этот период важен для  совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений  об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,  положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного  развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот  возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов  чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование,  развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,  представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других  свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.  Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью,  скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного  воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение  происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых,  оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь­то приходит  на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное  ознакомление ребенка с сенсорной культурой. Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» Б. Г. Ананьев. Разные ученые по­разному определяют, что такое сенсорное воспитание.  Например: по Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное  совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений,  восприятий, представлений). Венгер Л.А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное,  планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким  образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что  сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и  планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов  (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с  сенсорной культурой человека. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является  залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в  значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от  того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и  систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в  процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является  приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует  пристального внимания. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей  является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность  дошкольников. «Для детей дошкольного возраста игры имеют  исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра  для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ  познания окружающего», — говорила Н. К. Крупская. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные  эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности,  принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2­3 лет  через дидактические игры» Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и  компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: — расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста. — обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и  приобретение новых игр при участии родителей) — образование родителей по данной теме подготовка консультаций:  «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через  дидактические игры», проведение бесед, родительского собрания  «Путешествие в страну Сенсорику». Актуальность: Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания  взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.  Познавательная активность ребенка 2­3 лет выражается, прежде всего, в  развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация  позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной  активности. Работа в данном направлении поможет мне: — научить детей различать основные цвета; — познакомить детей с величиной и формой предметов; — сформировать навыки самостоятельной деятельности; — повысить самооценку детей, их уверенность в себе; — развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; — сплотить детский коллектив. — развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; — совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: * произвольное внимание; * логическое мышление; * зрительное и слуховое восприятие; * память; * речь детей. Ожидаемые результаты: — Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2­ 3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и  индивидуальными возможностями. — Сформированные сенсорные представления путём выделения формы,  цвета, и величины предметов. — Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и  основных приемах игры на них. — Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития  сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет. — Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей. — У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились  создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Выход темы: — консультация для родителей — консультация для педагогов — родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику» — картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего  возраста Формы работы с родителями и детьми: — Родители: — сотрудничество через консультации, — родительские собрания, — беседы, — совместное изготовление и приобретение дидактического материала. — Дети: — специальные занятия по сенсорному воспитанию — сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию — Дидактические игры на развитие тактильных ощущений — Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. — Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. — Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую  литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному  воспитанию дошкольников. В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр: — Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений: — Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: — Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. — Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом: 1 этап – информационно­аналитический и методическая работа. На  данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по  данной проблеме 2 этап – проектировочный. 3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие  сенсорных навыков. 4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление  картотеки. Методическая работа Формы работы Сроки Фома отчета Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической  литературой. Сентябрь 2018г. Список использованной литературы. создание предметно­развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. В течение года. Наличие игр по сенсорному развитию. Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей  у детей раннего возраста через дидактические игры» Январь 2019г. Конспект консультации. Подготовка анкет к анкетированию родителей. Март 2019 Анкета. Подготовка и проведение родительского собрания. Апрель 2019 Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии. Работа с детьми Формы работы Сроки Фома отчета специальные занятия по сенсорному воспитанию В течение года занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со  специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные  палочки) В течение года сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию,  (использование нетрадиционных техник рисования) В течение года Работы детей, фотоотчет Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: — «Чудесный мешочек» — «Определи на ощупь» — «Узнай фигуру» — «Найди пару» Сентябрь – ноябрь 2018г. картотека Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. — «Найди предмет указанной формы» — «Найди предмет такой же формы» — «Какая фигура лишняя?» Декабрь 2019г. картотека Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. — «Сравни предметы по высоте» — «Самая длинная, самая короткая» — «Разноцветные кружки» — «В какую коробку?» — «Дальше – ближе» Январь — Февраль 2019 г. картотека Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: — «Какого цвета не стало?» — «Какого цвета предмет?» — «Собери  гирлянду» — «Какие цвета использованы?» — «Уточним цвет» Март 2019г. картотека Анкетирование родителей Апрель 2019г. Анкета Отчет по самообразованию Май 2019г. Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия  родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и  упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»,  консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего  возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования  предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания  детей», родительские собрания.) Были оформлены папки — передвижки  (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2­4 лет», а также  родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического  материала.) Работа с родителями Формы работы Сроки Форма отчета Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала. В течение года Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями. В течение года Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных  способностей у детей раннего возраста через дидактические игры». Март 2019г. консультация Анкетирование родителей. Март 2019г. Анкета Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику» Апрель 2019г. Протокол собрания Отчет по самообразованию за 2018 — 2019 учебный год по теме: Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей  уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному  развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными  эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось  умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания  дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры  и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными,  усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения. Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое  сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую  роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра. Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у  детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую  игру в свободной деятельности детей. Список использованной литература: 1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая  группа. – Москва, 2010. 2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгр «Воспитание сенсорной культуры  ребенка» — М.: «Просвещение», 1988; 3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М.: «Мозаика­ Синтез», 2003; 4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой  младшей группе детского сада. – М.: Мозаика­Синтез, 2008. 5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч,  2012г 6. Дидактические игры­занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое  пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор­составитель Е. Н.  Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. . 7. «Развивающие игры с малышами до 3­х лет» — Ярославль «Академия  развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова 8. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011. 9. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера.  2005. 10. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 — 3 лет» ТЦ М. 2011. 11. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие  восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996. 12. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва,  Мозаика – Синтез, 2011.

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019