Развитие связной речи младших школьников

  • Научные работы
  • doc
  • 12.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие речи учащихся – это, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания. В настоящее время основной задачей преподавания русского языка является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.В настоящее время основной задачей преподавания русского языка является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Иконка файла материала развитие связной речи.doc
Развитие связной речи младших школьников В   настоящее   время   основной   задачей   преподавания   русского   языка является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся. Речевая   деятельность  –   это   активный,   целенаправленный   процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. В данной статье мы уделим внимание развитию связной речи, т.к. дети приходят в первый класс и испытывают трудности в общении, потому что связная речь выполняет функцию коммуникации (диалог и монолог). Связная   речь  –   это   единое   смысловое   и   структурное   целое, включающее   связанные   между   собой   и   тематически   объединенные, законченные отрезки. Говоря о развитии именно связной речи у младших школьников, обычно выделяют 3 аспекта: 1.   Лексический   (обогащение,   уточнение   и   активизация   словарного запаса детей); 2.   Синтаксический   (работа   над   словосочетанием   и   предложением: упражнения   на   основе   образца,   конструктивные   упражнения,   творческие упражнения); 3.   Работа   над   построением   связной   речи   (пересказ   чужого   или составления собственного текста).  Рассмотрим поэтапно все три аспекта: Лексический  Большую   роль   в   развитие   связной   речи   играет   обогащение   и активизация словарного запаса детей. Эта работа строится по направлениям:  узнавание   учениками   значений   новых   слов,   что   приведет   к увеличению словарного запаса; изучение понятий уже известных слов и выражений, их антонимов или синонимов, и их различий;   переход слов из пассивного словаря в активный; устранение   слов­паразитов,   нелитературных   слов,   исправление ошибок в произношении и ударении. Повышать лексический уровень детей помогут следующие виды работ: 1. Демонстрация с помощью компьютерной презентации толкования новых слов. 2. Интерактивные   упражнения   и   игры   на   подбор   синонимов   и антонимов, постановка ударения в слове. 3. Использование видео роликов с пояснением значения слов. Синтаксический   Любое   занятие   у   младших   школьников   по   развитию   связной   речи включает работу над словосочетаниями и предложениями. Типы упражнений со словосочетаниями: 1. Постановка вопросов к зависимым словам в предложении, выяснение связей между словами, схематическое изображение этих связей. 2.   Составление   словосочетаний   в   связи   с   изучением   слов­предметов, слов­действий, слов­признаков. 3. Вставка нужных предлогов в словосочетания. Практическая работа над предложением проводится в каждом классе. Дети   должны   научиться   конструировать   различные   типы   предложений, включая и сложные. Самые   простые   и   в   то   же   время   необходимые   формы   работы   над предложением   –   это   знакомство   с   образцами   предложений,   отработка интонации   (повествование,   вопрос,   восклицание)   и   использование   других средств   выразительности,   выяснение   смысла   предложения,   запоминаниепредложений.   Заучивание   поможет   ученику   в   дальнейшем   составлять собственные предложения по аналогии с образцом. Упражнения   с   предложениями   бывают   аналитическими   и синтетическими. Аналитические  –   такие,   которые   предусматривают   работу   с   уже готовыми   предложениями.  Синтетические  направлены   на   самостоятельное построение предложений.  В   зависимости   от   степени   самостоятельности   и   познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы  1. Упражнения на основе образца.  2.   Конструктивные   упражнения   предполагают   построение   или перестройку   предложений.   включаются   восстановление деформированных предложений, нахождение границ предложений в тексте,   Сюда написанном без точек и заглавных букв, соединение двух­трёх предложений в одно   сложное,  составление   предложений   по   данной   синтаксической   схеме, выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения. 3. Творческие упражнения с предложениями предполагают отсутствие каких­либо   образцов   или   конструктивных   заданий,   школьники   составляют предложения   свободно   –   по   теме,   картинке,   опорным   словам,   данным словосочетаниям, распространяют грамматическую основу и т.д. Работа над построением связной речи По   степени   самостоятельности   учащихся,   их   творческой   активности упражнения в связной речи делятся на три группы: 1. Работы на основе образца. Сюда включаются пересказы и изложения, близкие к тексту. В данном тексте ученик ничего не меняет, а его задача – запомнить и передать его во всех подробностях.2.   Конструктивные   работы   включают   перестройку   текста   или   его сжатие. В эту группу включаются сжатые пересказы, изложения (поскольку они всегда короче пересказов), восстановление деформированного текста. 3.   Творческие   работы   –   такие,   в   ходе   выполнения   которых   ученик выбирает   оригинальный   способ   решения   поставленной   задачи,   проявляя максимальную активность и самостоятельность. Сюда относятся творческие пересказы   и   изложения,   творческое   расширение   данного   текста,   устные рассказы   по   наблюдениям,   по   началу   или   концу,   по   данному   плану,   по картине, рисункам, по теме, импровизация и драматизация сказок, словесное рисование, письменные сочинения различных типов. Развитие речи учащихся – это, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания.