Развитие речи учащихся – это, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания. В настоящее время основной задачей преподавания русского языка является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.В настоящее время основной задачей преподавания русского языка является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
развитие связной речи.doc
Развитие связной речи младших школьников
В настоящее время основной задачей преподавания русского языка
является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс
создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых
средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
В данной статье мы уделим внимание развитию связной речи, т.к. дети
приходят в первый класс и испытывают трудности в общении, потому что
связная речь выполняет функцию коммуникации (диалог и монолог).
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое,
включающее связанные между собой и тематически объединенные,
законченные отрезки.
Говоря о развитии именно связной речи у младших школьников, обычно
выделяют 3 аспекта:
1. Лексический (обогащение, уточнение и активизация словарного
запаса детей);
2. Синтаксический (работа над словосочетанием и предложением:
упражнения на основе образца, конструктивные упражнения, творческие
упражнения);
3. Работа над построением связной речи (пересказ чужого или
составления собственного текста).
Рассмотрим поэтапно все три аспекта:
Лексический
Большую роль в развитие связной речи играет обогащение и
активизация словарного запаса детей. Эта работа строится по направлениям:
узнавание учениками значений новых слов, что приведет к
увеличению словарного запаса;
изучение понятий уже известных слов и выражений, их антонимов
или синонимов, и их различий;
переход слов из пассивного словаря в активный;
устранение словпаразитов, нелитературных слов, исправление
ошибок в произношении и ударении.
Повышать лексический уровень детей помогут следующие виды работ:
1.
Демонстрация с помощью компьютерной презентации толкования
новых слов.
2.
Интерактивные упражнения и игры на подбор синонимов и
антонимов, постановка ударения в слове.
3.
Использование видео роликов с пояснением значения слов.
Синтаксический
Любое занятие у младших школьников по развитию связной речи
включает работу над словосочетаниями и предложениями.
Типы упражнений со словосочетаниями:
1. Постановка вопросов к зависимым словам в предложении, выяснение
связей между словами, схематическое изображение этих связей.
2. Составление словосочетаний в связи с изучением словпредметов,
словдействий, словпризнаков.
3. Вставка нужных предлогов в словосочетания.
Практическая работа над предложением проводится в каждом классе.
Дети должны научиться конструировать различные типы предложений,
включая и сложные.
Самые простые и в то же время необходимые формы работы над
предложением – это знакомство с образцами предложений, отработка
интонации (повествование, вопрос, восклицание) и использование других
средств выразительности, выяснение смысла предложения, запоминание предложений. Заучивание поможет ученику в дальнейшем составлять
собственные предложения по аналогии с образцом.
Упражнения с предложениями бывают аналитическими и
синтетическими.
Аналитические – такие, которые предусматривают работу с уже
готовыми предложениями. Синтетические направлены на самостоятельное
построение предложений.
В зависимости от степени самостоятельности и познавательной
активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы
1. Упражнения на основе образца.
2. Конструктивные упражнения предполагают построение или
перестройку предложений.
включаются восстановление
деформированных предложений, нахождение границ предложений в тексте,
Сюда
написанном без точек и заглавных букв, соединение двухтрёх предложений в
одно сложное, составление предложений по данной синтаксической схеме,
выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения.
3. Творческие упражнения с предложениями предполагают отсутствие
какихлибо образцов или конструктивных заданий, школьники составляют
предложения свободно – по теме, картинке, опорным словам, данным
словосочетаниям, распространяют грамматическую основу и т.д.
Работа над построением связной речи
По степени самостоятельности учащихся, их творческой активности
упражнения в связной речи делятся на три группы:
1. Работы на основе образца. Сюда включаются пересказы и изложения,
близкие к тексту. В данном тексте ученик ничего не меняет, а его задача –
запомнить и передать его во всех подробностях. 2. Конструктивные работы включают перестройку текста или его
сжатие. В эту группу включаются сжатые пересказы, изложения (поскольку
они всегда короче пересказов), восстановление деформированного текста.
3. Творческие работы – такие, в ходе выполнения которых ученик
выбирает оригинальный способ решения поставленной задачи, проявляя
максимальную активность и самостоятельность. Сюда относятся творческие
пересказы и изложения, творческое расширение данного текста, устные
рассказы по наблюдениям, по началу или концу, по данному плану, по
картине, рисункам, по теме, импровизация и драматизация сказок, словесное
рисование, письменные сочинения различных типов.
Развитие речи учащихся – это, безусловно, важнейшая задача школы,
ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь
служит также средством познания.
Развитие связной речи младших школьников
Развитие связной речи младших школьников
Развитие связной речи младших школьников
Развитие связной речи младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.