Развитие речи учащихся – это, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания. В настоящее время основной задачей преподавания русского языка является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.В настоящее время основной задачей преподавания русского языка является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Развитие связной речи младших школьников
В настоящее время основной задачей преподавания русского языка
является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс
создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых
средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
В данной статье мы уделим внимание развитию связной речи, т.к. дети
приходят в первый класс и испытывают трудности в общении, потому что
связная речь выполняет функцию коммуникации (диалог и монолог).
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое,
включающее связанные между собой и тематически объединенные,
законченные отрезки.
Говоря о развитии именно связной речи у младших школьников, обычно
выделяют 3 аспекта:
1. Лексический (обогащение, уточнение и активизация словарного
запаса детей);
2. Синтаксический (работа над словосочетанием и предложением:
упражнения на основе образца, конструктивные упражнения, творческие
упражнения);
3. Работа над построением связной речи (пересказ чужого или
составления собственного текста).
Рассмотрим поэтапно все три аспекта:
Лексический
Большую роль в развитие связной речи играет обогащение и
активизация словарного запаса детей. Эта работа строится по направлениям:
узнавание учениками значений новых слов, что приведет к
увеличению словарного запаса;
изучение понятий уже известных слов и выражений, их антонимов
или синонимов, и их различий;
переход слов из пассивного словаря в активный;
устранение словпаразитов, нелитературных слов, исправление
ошибок в произношении и ударении.
Повышать лексический уровень детей помогут следующие виды работ:
1.
Демонстрация с помощью компьютерной презентации толкования
новых слов.
2.
Интерактивные упражнения и игры на подбор синонимов и
антонимов, постановка ударения в слове.
3.
Использование видео роликов с пояснением значения слов.
Синтаксический
Любое занятие у младших школьников по развитию связной речи
включает работу над словосочетаниями и предложениями.
Типы упражнений со словосочетаниями:
1. Постановка вопросов к зависимым словам в предложении, выяснение
связей между словами, схематическое изображение этих связей.
2. Составление словосочетаний в связи с изучением словпредметов,
словдействий, словпризнаков.
3. Вставка нужных предлогов в словосочетания.
Практическая работа над предложением проводится в каждом классе.
Дети должны научиться конструировать различные типы предложений,
включая и сложные.
Самые простые и в то же время необходимые формы работы над
предложением – это знакомство с образцами предложений, отработка
интонации (повествование, вопрос, восклицание) и использование других
средств выразительности, выяснение смысла предложения, запоминаниепредложений. Заучивание поможет ученику в дальнейшем составлять
собственные предложения по аналогии с образцом.
Упражнения с предложениями бывают аналитическими и
синтетическими.
Аналитические – такие, которые предусматривают работу с уже
готовыми предложениями. Синтетические направлены на самостоятельное
построение предложений.
В зависимости от степени самостоятельности и познавательной
активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы
1. Упражнения на основе образца.
2. Конструктивные упражнения предполагают построение или
перестройку предложений.
включаются восстановление
деформированных предложений, нахождение границ предложений в тексте,
Сюда
написанном без точек и заглавных букв, соединение двухтрёх предложений в
одно сложное, составление предложений по данной синтаксической схеме,
выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения.
3. Творческие упражнения с предложениями предполагают отсутствие
какихлибо образцов или конструктивных заданий, школьники составляют
предложения свободно – по теме, картинке, опорным словам, данным
словосочетаниям, распространяют грамматическую основу и т.д.
Работа над построением связной речи
По степени самостоятельности учащихся, их творческой активности
упражнения в связной речи делятся на три группы:
1. Работы на основе образца. Сюда включаются пересказы и изложения,
близкие к тексту. В данном тексте ученик ничего не меняет, а его задача –
запомнить и передать его во всех подробностях.2. Конструктивные работы включают перестройку текста или его
сжатие. В эту группу включаются сжатые пересказы, изложения (поскольку
они всегда короче пересказов), восстановление деформированного текста.
3. Творческие работы – такие, в ходе выполнения которых ученик
выбирает оригинальный способ решения поставленной задачи, проявляя
максимальную активность и самостоятельность. Сюда относятся творческие
пересказы и изложения, творческое расширение данного текста, устные
рассказы по наблюдениям, по началу или концу, по данному плану, по
картине, рисункам, по теме, импровизация и драматизация сказок, словесное
рисование, письменные сочинения различных типов.
Развитие речи учащихся – это, безусловно, важнейшая задача школы,
ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь
служит также средством познания.