Развитие связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР в контексте реализации казачьего
компонента регионального содержания образования детей.
учительлогопед МБДОУ детского сада №32 «Березка»
Подготовила: Пилюгина О.Л.,"Связная речь, — подчеркивал Ф.А. Сохин, —
это не просто последовательность связанных друг с
другом мыслей, которые выражены точными словами в
правильно построенных предложениях... Связная речь
как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладе
нии родным языком, в освоении его звуковой стороны,
словарного запаса и грамматического строя".
Актуальность выбранной темы:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного
возраста является развитие речи, речевого общения.
В содержании Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования уделяется особое внимание речевому
развитию как средству развития общения и культуры. Формирование связной
речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших
задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для
наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для
подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня
овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение
текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы,
самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия
(монологической
требуют достаточного уровня развития связной
и диалогической) речи.
Так же, одним из важных показателей готовности детей к школьному
обучению является уровень сформированности
обуславливает актуальность построения наиболее эффективной коррекционной
работы по развитию связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного
связной речи. Это
возраста.
Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М.
Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выгостким, А. А. Леонтьевым и др.Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение
в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко,
Н. С. Жуковой и др.
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором
у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается
позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты
произношения и фонемообразования, что указывает на системное нарушение
всех компонентов речевой деятельности.
Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми
особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно
связанных с речевой деятельностью, а именно:
нарушены внимание и память;
нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
недостаточно сформировано словеснологическое мышление.
У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована
недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование
одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и
стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети
ограничиваются лишь перечислением действий.
На фоне относительно развернутой речи у детей с общим недоразвитием
наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном
словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов,
обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение
пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании
вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов,
образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они
заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово
другим, сходным по значению.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные
предложения, почти не употребляются сложные конструкции.Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с
существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и
сложных предлогов.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к
норме.
особенности связной речи детей с ОНР:
нарушение связности и последовательности изложения;
низкая информативность;
бедность и стереотипность лексикограмматических средств языка;
пропуски смысловых звеньев и ошибки;
повторы слов, паузы по тексту;
незаконченность смыслового выражения мысли;
трудности в языковой реализации замысла;
необходимость в стимулирующей помощи.
Поэтому, учитывая вышеизложенные особенности детей с ОНР,
приоритетной формой своей работы я выбрала специальные занятия, которые
способствуют более углубленному и качественному усвоению вариативной
части программного материала
Одна из основных целей работы ДОУ формирование начал
этнографической культуры дошкольников и реализуется в рамках вариативной
части образовательной программы ДОУ. Ребенок находится большее время
в ДОУ вместе со сверстниками и педагогами, и нужно создать такую ситуацию,
проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло.
Для развития связной речи я использую упражнения, задания, игры
и виды деятельности, заложенные в содержание основной части образовательной
программы ДОУ, а для реализации вариативной части программы пользуюсь
разработанным и составленным творческой группой ДОУ, в которую так же
вхожу и я, методическим пособием «Приключение Пыхти и его друзей»,познавательный материал которого представлен игровыми заданиями и является
дополнением к программе «Донской подсолнушек».
Основной особенностью нашего пособия является форма, в
которой оно написано – форма сказки. Это форма, которую дети воспринимают
лучше остальных. Так же пособие носит игровой характер, познавательно
речевое развитие в нем проходит через игру.
Содержание нашего пособия
программы «Донской подсолнушек»:
соответствует направлениям
История донского казачества
Животный и растительный мир Дона
Творчество донских казаков
Здоровьесбережение
Развитие познавательного интереса
Развитие речи
Пособие состоит из 9 глависторий:
Глава 1. История первая, в которой Паша и Даша знакомятся с хомячком
Пыхтей
Глава 2. История вторая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с животными
Дона.
Глава 3. История третья, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с растениями
Дона.
Глава 4. История четвертая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с
народными приметами.
Глава 5. История пятая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с реками Дона.
Глава 6. История шестая, в которой Даша и Паша играю в казачьи игры.
Глава 7. История седьмая, в которой Даша и Паша знакомятся с одеждой
казаков.
Глава 8. История восьмая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с дедом
Щукарем.Глава 9. История девятая, в которой дед Щукарь знакомит детей с жизнью и
бытом казаков.
В соответствие с этими направлениями определилась структура
пособия.
Основой каждой главы является история, в которую попадают герои.
По содержанию истории они выполняют коррекционные упражнения,
направленные на развитие дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей
моторики. В каждой главе имеются задания, направленные на
совершенствование познавательного и речевого развития.
В содержание пособия включены различные виды работ по связной речи:
— определять и называть предметы и их характерные признаки
(качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы);
— сравнивать предметы между собой и составлять простые и
сложные предложения по опорным картинкам;
— составлять последовательный пересказ небольшого авторского
текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в
произвольном порядке. Это задание позволяет ребенку по следам
прочитанного рассказа правильно расположить картинки серии и
пересказать его, активизируя полученные навыки связной речи;
— составлять рассказыописания и рассказысравнения предметов
по последовательному картинному плану;
— правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о
различных предметах по опорным карточкам и самостоятельно составлять
аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям.
Коррекционные упражнения как способы активизации связной речи,
являются здоровьесберегающим технологиям и играют важную роль в
развитии связной речи дошкольника.К примеру, физкультурные минутки – снимают напряжение, вызванное
негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга; развивают
речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
Дыхательная гимнастика стимулирует работу сердца, головного мозга и
нервной системы, избавляет от многих болезней, укрепляет защитные силы
организма.
правильным звукопроизношением,
Артикуляционные упражнения помогают своевременно овладеть
подготовить артикуляционные органы к
постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно освоить не может.
Упражнения на развитие мелкой моторики усиливают согласованную
деятельность речевых зон и способствуют лучшему развитию памяти и
воображения ребенка, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и
ловкость.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее
развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи
детей дошкольного возраста.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,
формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Коррекционные упражнения представлены в стихотворной форме.
Многие из них являются моими авторскими материалами.
Результаты:
•
•
дети ознакомились и закрепили знания о казачьем быте;
научились правильно использовать понятия о предметах казачьей
жизни, их признаках и назначении;
•
пополнили словарный запас через игру.
По материалам данного пособия были проведены занятия:
«В гостях у тетушки Аксиньи» (ЛТ «Посуда»)
«Нет ближе дружка, чем родная матушка» (городской конкурс)
«Как дети ходили к Пыхте за кормом для птиц» (ЛТ «Зимующие
птицы», ГМО)Перечисленные выше способы активизации связной речи относятся к
здоровьесберегающим технологиям и играют важную роль в развитии
связной речи дошкольника.
К примеру, физкультурные минутки – необходимая составляющая любой
непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста
детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры,
динамические паузы, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические
упражнения, ходьба по ребристым дорожкам.
Физминутки выполняют
следующие функции:
1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными
эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их
сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление –
возникшие психологические процессы
7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и
другие проблемы ребенка.
8. Профилактическую – предупреждают появления психологических
заболеваний
9. Лечебную – способствовать выздоровлению.
Дыхательная гимнастика стимулирует работу сердца, головного мозга и
нервной системы, избавляет от многих болезней, укрепляет защитные силы
организма, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и
усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Польза артикуляционной гимнастики: благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию
речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и
правильно, без помощи логопеда;
дети со сложными нарушениями произношения оказываются лучше
подготовлены к занятиям с логопедом;
артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но
вялым произношением (о таких говорят "каша во рту");
занятия артикуляционной гимнастикой помогают и детям, и взрослым
говорить правильно и красиво
Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых
зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а
его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее
развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи
детей дошкольного возраста. Разгадывание загадок развивает способность к
анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,
умозаключения.
В стихотворной части содержания пособия использованы мои авторские
материалы. Это гимнастики для развития мелкой моторики, дыхания,
артикуляционные паузы, физкультурные минутки, частично авторские
загадки.