Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.
Оценка 4.9

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
Междисциплинарный 3
Детсад
27.04.2018
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.
Развитие связной речи у детей с ОНР в контексте реализации регионального компонента.docx
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей. учитель­логопед МБДОУ детского сада №32 «Березка»  Подготовила: Пилюгина О.Л., "Связная   речь,   —   подчеркивал   Ф.А.   Сохин,   — это   не   просто   последовательность   связанных   друг   с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно   построенных   предложениях...   Связная   речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладе­ нии родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя". Актуальность выбранной темы:          Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.             В содержании Федерального государственного образовательного стандарта   дошкольного   образования   уделяется   особое   внимание   речевому развитию как средству развития общения и культуры. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач   логопедической   работы   с   дошкольниками.   Это   необходимо   как   для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.                Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения  ими   связной   речью.   Адекватное   восприятие   и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия (монологической требуют   достаточного   уровня   развития   связной   и диалогической) речи.      Так же, одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению   является  уровень   сформированности  обуславливает актуальность построения наиболее эффективной коррекционной работы   по   развитию   связной   речи   у   детей   с   ОНР   старшего   дошкольного связной   речи.   Это возраста. Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выгостким, А. А. Леонтьевым и др. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее   начало   развития   речи,   скудный   запас   слов,   аграмматизм,   дефекты произношения   и   фонемообразования,   что   указывает   на   системное   нарушение всех компонентов речевой деятельности.  Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: ­ нарушены внимание и память; ­ нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; ­ недостаточно сформировано словесно­логическое мышление. У   детей   с   общим   недоразвитием   речи   связная   речь   сформирована недостаточно.   Ограниченный   словарный   запас,   многократное   использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной.   Правильно   понимая   логическую   взаимосвязь   событий,     дети ограничиваются лишь перечислением действий. На фоне относительно развернутой речи у детей с общим недоразвитием наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре   преобладают   существительные   и   глаголы.   Недостаточно   слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов   слов,   детям   не   всегда   удается   подбор   однокоренных   слов, образование   новых   слов   с   помощью   суффиксов   и   приставок.   Нередко   они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В   свободных   высказываниях   преобладают   простые   распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечаются   аграмматизмы:   ошибки   в   согласовании   числительных   с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме.  особенности связной речи детей с ОНР: ­ нарушение связности и последовательности изложения; ­ низкая информативность; ­ бедность и стереотипность лексико­грамматических средств языка; ­ пропуски смысловых звеньев и ошибки; ­ повторы слов, паузы по тексту; ­ незаконченность смыслового выражения мысли; ­ трудности в языковой реализации замысла; ­ необходимость в стимулирующей помощи.           Поэтому, учитывая вышеизложенные особенности  детей с ОНР, приоритетной формой своей работы я выбрала специальные занятия, которые способствуют   более   углубленному   и   качественному   усвоению   вариативной части программного материала                    Одна из основных целей работы   ДОУ ­ формирование начал этнографической культуры дошкольников и реализуется в рамках  вариативной части   образовательной   программы     ДОУ.  Ребенок   находится   большее   время в ДОУ вместе со сверстниками и педагогами, и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло.            Для развития связной речи я использую упражнения, задания, игры и виды деятельности, заложенные в содержание основной части образовательной программы   ДОУ,  а   для   реализации   вариативной   части   программы   пользуюсь разработанным  и  составленным   творческой  группой  ДОУ,  в  которую  так  же вхожу   и   я,   методическим   пособием  «Приключение   Пыхти   и   его   друзей», познавательный материал которого представлен игровыми заданиями и является дополнением к программе «Донской подсолнушек».                  Основной особенностью нашего пособия является   форма, в которой оно написано – форма сказки. Это форма, которую дети воспринимают лучше   остальных.  Так   же  пособие   носит   игровой   характер,   познавательно­ речевое развитие  в нем проходит через игру.           Содержание   нашего   пособия  программы  «Донской подсолнушек»: соответствует   направлениям  История донского казачества  Животный и растительный мир Дона     Творчество донских казаков  Здоровьесбережение Развитие познавательного интереса Развитие речи      Пособие состоит из 9 глав­историй: Глава   1.   История   первая,   в   которой   Паша   и   Даша   знакомятся  с   хомячком Пыхтей Глава 2. История вторая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с животными Дона. Глава 3. История третья, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с растениями Дона. Глава   4.  История   четвертая,   в   которой   Пыхтя   знакомит   Дашу   и     Пашу   с народными приметами. Глава 5. История пятая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с реками Дона. Глава 6. История шестая, в которой Даша и Паша играю в казачьи игры.  Глава   7.  История   седьмая,   в   которой   Даша   и   Паша   знакомятся   с   одеждой казаков. Глава 8.  История восьмая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу   с дедом Щукарем. Глава 9.  История девятая,  в которой дед Щукарь знакомит детей с жизнью и бытом казаков.           В   соответствие   с   этими   направлениями   определилась  структура пособия.        Основой каждой главы является история, в которую попадают герои. По   содержанию   истории   они   выполняют   коррекционные   упражнения, направленные  на развитие дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики.   В   каждой   главе   имеются   задания,   направленные   на совершенствование познавательного и речевого развития.       В содержание пособия включены различные виды работ по связной речи: —   определять   и   называть   предметы   и   их   характерные   признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы); — сравнивать   предметы   между   собой   и   составлять   простые   и сложные предложения по опорным картинкам; — составлять   последовательный   пересказ   небольшого   авторского текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в произвольном   порядке.   Это   задание   позволяет   ребенку   по   следам прочитанного   рассказа   правильно   расположить   картинки   серии   и пересказать его, активизируя полученные навыки связной речи; — составлять рассказы­описания и рассказы­сравнения предметов по последовательному картинному плану; — правильно   «читать»   и   отгадывать   загадки   сказочных   героев   о различных предметах по опорным карточкам и самостоятельно составлять аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям.          Коррекционные упражнения как способы активизации связной речи, являются   здоровьесберегающим   технологиям   и   играют   важную   роль   в развитии связной речи дошкольника. К примеру, физкультурные минутки – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга; развивают речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы         Дыхательная гимнастика стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной   системы,   избавляет   от   многих   болезней,   укрепляет   защитные   силы организма.   правильным   звукопроизношением,           Артикуляционные   упражнения   ­  помогают   своевременно   овладеть  подготовить   артикуляционные   органы   к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно освоить не может.        Упражнения на развитие мелкой моторики ­  усиливают согласованную деятельность   речевых   зон   и способствуют   лучшему   развитию памяти   и воображения   ребенка,   а   его пальцы и   кисти   рук   приобретают   гибкость   и ловкость.      Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие  речи  детей. Загадки  способствуют   формированию  образности речи детей дошкольного возраста.            Разгадывание   загадок   развивает   способность   к   анализу,   обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.           Коррекционные   упражнения   представлены   в   стихотворной   форме. Многие из них являются моими авторскими материалами. Результаты: • • дети ознакомились и закрепили знания о казачьем быте; научились   правильно   использовать   понятия   о   предметах   казачьей жизни, их признаках и назначении; • пополнили словарный запас через игру. По материалам данного пособия были проведены занятия:  «В гостях у тетушки Аксиньи» (ЛТ «Посуда»)  «Нет ближе дружка, чем родная матушка» (городской конкурс)  «Как дети ходили к Пыхте за кормом для птиц» (ЛТ «Зимующие птицы», ГМО) Перечисленные выше способы активизации связной речи относятся к здоровьесберегающим   технологиям   и   играют   важную   роль   в   развитии связной  речи дошкольника.      К примеру, физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, динамические   паузы,   массаж   лица,   кистей   рук,   пальцев,   ритмические упражнения,   ходьба   по   ребристым   дорожкам.   Физминутки выполняют следующие функции: 1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу; 2.   Релаксационную   –   снимают   напряжение,   вызванное   негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга; 3.   Коммуникативную   –   объединяет   детей   в   группы,   способствует   их сотрудничеству, взаимодействию межу собой; 4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества 5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их 6. Развивающую   –   развивает   речь,   внимание,   память,   мышление   – возникшие психологические процессы 7.   Коррекционную   – «исправлять» эмоциональные,   поведенческие   и другие проблемы ребенка. 8.   Профилактическую   –   предупреждают   появления   психологических заболеваний 9. Лечебную – способствовать выздоровлению.         Дыхательная гимнастика  стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной   системы,   избавляет   от   многих   болезней,   укрепляет   защитные   силы организма,   улучшает   пищеварение   (прежде   чем   пища   будет   переварена   и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).      Польза артикуляционной гимнастики: ­ благодаря артикуляционной  гимнастике и упражнениям по развитию речевого   слуха   некоторые   дети   сами   могут   научиться   говорить   чисто   и правильно, без помощи логопеда; ­   дети   со   сложными   нарушениями   произношения   оказываются   лучше подготовлены к занятиям с логопедом; ­  артикуляционная   гимнастика   очень  полезна  детям   с  правильным,  но вялым произношением (о таких говорят "каша во рту"); ­ занятия артикуляционной гимнастикой помогают и детям, и взрослым говорить правильно и красиво       Пальчиковая гимнастика  усиливает согласованную деятельность речевых зон   и способствует   лучшему   развитию памяти   и   воображения   малыша,   а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.      Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие  речи  детей. Загадки  способствуют  формированию  образности речи детей дошкольного возраста.  Разгадывание загадок развивает способность к анализу,   обобщению,   формирует   умение   самостоятельно   делать   выводы, умозаключения.       В стихотворной части содержания пособия использованы мои авторские материалы.   Это   гимнастики   для   развития   мелкой   моторики,   дыхания, артикуляционные   паузы,   физкультурные   минутки,   частично   авторские загадки.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.
Скачать файл