Управление образования Администрации города Новочеркасска
Городской методический кабинет
Городское августовское педагогическое совещание
Развитие связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации
казачьего компонента регионального содержания
образования детей
Подготовила: Пилюгина О.Л.,
учитель-логопед МБДОУ детского сада №49
2016г.
г.
к
Новочеркасс
Актуальность:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
принятых
П.2.6. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками….
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи….
П. 2.11.2
•
«…Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может
включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из
числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно…»
«…Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
•
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их
разностороннее
развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации…»
Уровень сформированности
связной речи - один из важных
показателей готовности детей к
школьному обучению
Формирование
связной речи у
детей с общим
недоразвитием речи
Успешность обучения
детей к школе
Особенности развития связной речи у
детей старшего дошкольного возраста с
ОНР
нарушены
внимание и память;
нарушены
пальцевая и
артикуляционная
моторика;
недостаточно
сформировано
словесно-
логическое
мышление.
-Ограниченный словарный запас
- преобладают существительные и глаголы,
-Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки,
состояния предметов и действий.
-Неумение пользоваться способами словообразования создает
трудности в использовании вариантов слов,
-детям не всегда удается подбор однокоренных слов,
образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.
-Понимание обращенной речи значительно развивается и
приближается к норме.
Приоритетная форма работы
по развитию связной речи:
Специальные занятия
(индивидуальные и
групповые)
Способствуют более качественному усвоению вариативной
части программного материала
Рассматривание сюжетных картин.
Составление рассказа по серии картин.
Пересказывание художественного произведения
Сюжетно-ролевые игры
Сказкотерапия
Использование методического
пособия для развития речи
носит игровой характер, познавательно-речевое
развитие проходит через игру
детей
Глава 5.
История пятая, в которой
Пыхтя знакомит Дашу и
Пашу с реками Дона
Глава 1.
История первая, в которой
Паша и Даша знакомятся с
хомячком Пыхтей.
Глава 2.
История вторая, в которой
Пыхтя знакомит Дашу и
Пашу с животными Дона.
Глава 3.
История третья, в которой
Пыхтя знакомит Дашу и
Пашу с растениями Дона
Глава 4.
История четвертая, в
которой Пыхтя знакомит
Дашу и Пашу с народными
приметами
Глава 6.
История шестая, в которой
Даша и Паша играют в
казачьи игры.
Глава 7.
История седьмая, в которой
Даша и Паша знакомятся с
одеждой казаков.
Глава 8.
История восьмая, в которой
Пыхтя знакомит Дашу и
Пашу с дедом Щукарем
Глава 9.
История девятая, в которой
дед Щукарь знакомит детей
с жизнью и бытом казаков.
Структура пособия:
История (текст главы)
Коррекционные упражнения,
направленные на развитие дыхания,
органов артикуляции, мелкой и
общей моторики
Задания, направленные на
совершенствование
познавательного и речевого
развития
Называние предметов и их
характерных признаков с опорой на
условные обозначения.
Сравнение предметов. Составление
предложений по опорным картинкам.
Последовательный пересказ
с опорой на серию картин.
Рассказы-описания
и рассказы-
сравнения.
Чтение и отгадывание загадок.
Самостоятельное составление
загадок.
Физкультурные минутки
снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями,
перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
развивают речь, внимание, память, мышление
Дыхательные упражнения-
стимулируют работу сердца, головного мозга и нервной системы,
избавляют от многих болезней, укрепляют защитные силы организма
Артикуляционные
упражнения-
• помогают своевременно овладеть правильным звукопроизношением,
подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков,
которые ребенок самостоятельно освоить не может
Упражнения на развитие мелкой
моторики-
усиливают согласованную деятельность речевых зон и способствуют
лучшему развитию памяти и воображения ребенка, а его пальцы и
кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Загадки-
способствуют формированию образности речи детей дошкольного
возраста.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,
формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
В небе он парит легко,
Смотрит зорко далеко.
Если грызуна найдет –
В цепких лапах унесет.
(Орел)
(автор Пилюгина О.Л.)
Самостоятельное
придумывание детьми загадок
Птица серая, большая
По степи донской
гуляет.
Шеей гордо повела
Быстроногая ………….
(Дрофа)
(автор - Пилюгина О.Л.)
В
ПЕРСПЕКТИ
ВЕ
Результаты:
• дети ознакомились и закрепили знания о казачьем
быте;
• научились правильно использовать понятия о
предметах казачьей жизни, их признаках и
назначении;
• пополнили словарный запас через игру.
По материалам данного пособия были
проведены занятия:
«В гостях у тетушки Аксиньи» (ЛТ «Посуда»)
«Нет ближе дружка, чем родная матушка»
(городской конкурс)
«Как дети ходили к Пыхте за кормом для птиц»
(ЛТ «Зимующие птицы», ГМО)
Чтобы мы могли красиво говорить
Наша речь понятной и связной
должна быть.
Нужно у ребенка уловить момент –
В этом нам поможет
казачий компонент.