Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей.

  • Занимательные материалы
  • pptx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие связной речи у детей с ОНР в контексте реализации регионального компонента.pptx
Управление образования Администрации города Новочеркасска Городской методический кабинет Городское августовское педагогическое совещание Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в контексте реализации казачьего компонента регионального содержания образования детей Подготовила: Пилюгина О.Л., учитель-логопед МБДОУ детского сада №49 2016г. г. к Новочеркасс
Актуальность: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: принятых П.2.6. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками…. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи…. П. 2.11.2 • «…Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно…» «…Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: • 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации…»
Уровень сформированности связной речи - один из важных показателей готовности детей к школьному обучению Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи Успешность обучения детей к школе
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР нарушены внимание и память; нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; недостаточно сформировано словесно- логическое мышление. -Ограниченный словарный запас - преобладают существительные и глаголы, -Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. -Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, -детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. -Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме.
Приоритетная форма работы по развитию связной речи: Специальные занятия (индивидуальные и групповые) Способствуют более качественному усвоению вариативной части программного материала Рассматривание сюжетных картин. Составление рассказа по серии картин. Пересказывание художественного произведения Сюжетно-ролевые игры Сказкотерапия
Использование методического пособия для развития речи  носит игровой характер, познавательно-речевое развитие проходит через игру детей Глава 5. История пятая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с реками Дона Глава 1. История первая, в которой Паша и Даша знакомятся с хомячком Пыхтей. Глава 2. История вторая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с животными Дона. Глава 3. История третья, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с растениями Дона Глава 4. История четвертая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с народными приметами Глава 6. История шестая, в которой Даша и Паша играют в казачьи игры. Глава 7. История седьмая, в которой Даша и Паша знакомятся с одеждой казаков. Глава 8. История восьмая, в которой Пыхтя знакомит Дашу и Пашу с дедом Щукарем Глава 9. История девятая, в которой дед Щукарь знакомит детей с жизнью и бытом казаков.
Структура пособия: История (текст главы) Коррекционные упражнения, направленные на развитие дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики Задания, направленные на совершенствование познавательного и речевого развития
Называние предметов и их характерных признаков с опорой на условные обозначения.
Сравнение предметов. Составление предложений по опорным картинкам.
Последовательный пересказ с опорой на серию картин.
Рассказы-описания и рассказы- сравнения.
Чтение и отгадывание загадок. Самостоятельное составление загадок.
Физкультурные минутки  снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;  развивают речь, внимание, память, мышление
Дыхательные упражнения-  стимулируют работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляют от многих болезней, укрепляют защитные силы организма
Артикуляционные упражнения- • помогают своевременно овладеть правильным звукопроизношением, подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно освоить не может
Упражнения на развитие мелкой моторики-  усиливают согласованную деятельность речевых зон и способствуют лучшему развитию памяти и воображения ребенка, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Загадки-  способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.  Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. В небе он парит легко, Смотрит зорко далеко. Если грызуна найдет – В цепких лапах унесет.                                    (Орел) (автор ­ Пилюгина О.Л.) Самостоятельное придумывание детьми загадок Птица серая, большая По степи донской гуляет. Шеей гордо повела Быстроногая …………. (Дрофа) (автор - Пилюгина О.Л.) В ПЕРСПЕКТИ ВЕ
Результаты: • дети ознакомились и закрепили знания о казачьем быте; • научились правильно использовать понятия о предметах казачьей жизни, их признаках и назначении; • пополнили словарный запас через игру. По материалам данного пособия были проведены занятия:  «В гостях у тетушки Аксиньи» (ЛТ «Посуда»)  «Нет ближе дружка, чем родная матушка» (городской конкурс)  «Как дети ходили к Пыхте за кормом для птиц» (ЛТ «Зимующие птицы», ГМО)
Чтобы мы могли красиво говорить Наша речь понятной и связной должна быть. Нужно у ребенка уловить момент – В этом нам поможет казачий компонент.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!