«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»
Оценка 4.6

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»

Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология +1
Взрослым
22.05.2018
«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»
Эта статья будет полезна для учителей , работающих со слепыми и слабовидящими детьми. Многие дети с ОВЗ по зрению, поступающие в школу, имеют низкий уровень осязательной чувствительности. В данной статье даны практические рекомендации по развитию тактильно-двигательных ощущений(игры, пальчиковая гимнастика и т. д.)
Назарова Е.А..docx
«Развитие тактильно­двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей» Учитель начальных классов: Назарова Е.А. Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них специальной коррекционно­развивающей  среды.  Поэтому в основе обучения таких детей  лежат коррекционно ­  развивающие технологии, т. к. они максимально помогают добиться желаемого  результата. В 1­4 классах специальной (коррекционной) школы   предусмотрены  коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков   тактильно­ двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей, которое лежит в  основе любого познания.       Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно­двигательного восприятия, так как именно оно лежит   в   основе   чувственного   познания.   «Тактильный»   (от   лат.   tactilis)   — осязательный.             Тактильные   образы   объектов   представляют   собой   отражение   целого комплекса   качеств   объектов,   воспринимаемых   человеком   посредством прикосновения,   ощущения   давления,   температуры,   боли.   Они   возникают   в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.             С   помощью   тактильно­двигательного   восприятия   складываются   первые впечатления   о   форме,   величине   предметов,   расположении   в   пространстве, качестве   использованных   материалов.   Тактильное   восприятие   играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий  человек   зачастую   почти   не  использует   зрение,  целиком   опираясь  на тактильно­двигательную чувствительность. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. Данные занятия направлены на исправление нарушений  недостатков психофизического развития и формирование у них относительно  сложных видов психической деятельности.  Для овладения обучающимися чтения, счетом, письмом требуется  сформированность таких психических процессов, как зрительно­ пространственный гноиз, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно­ моторная, слухомоторная координация, графомоторные функции, тактильное,  зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция. Совершенствование работы всех видов анализаторов, зрительного, слухового,  тактильно­двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного и развития  1 сл. 2 сл. 3 сл 4 сл. сенсорного восприятия является необходимой предпосылкой развития  познавательной деятельности детей с  ОВЗ. В свою очередь, развитие сенсорной системы тесно связано с развитием  моторики, поэтому  задачи направлены на  совершенствование координации  движений, преодоление моторной неловкости, а так же  создание оптимальных  условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных  свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного  многогранного представления об окружающей действительности,  а психологическое развитие ребенка способствует эффективной социализации  его в обществе.  С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно­двигательных ощущений:       — лепка из глины, пластилина, теста;       — аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);       — аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);       — конструирование из бумаги (оригами);       — макраме (плетение из ниток, веревок);       — рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;            — игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);       — собирание пазлов;            — сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.             Не   следует   забывать   и   о   традиционной   пальчиковой   гимнастике,   об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.               Полноценно  организованная   тактильная  среда   позволяет   через   развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.        На уроках,я как учитель, использую следующие коррекционно­ развивающие технологии и различные дидактические тренажеры, игры,  пособия:       1.Хороший эффект дает использование массажных мячей­валиков. Разные по форме,   упругости,   фактуре   поверхности   мячи­валики   обеспечивают   широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись  на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.            2.Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную 5 сл. 6 сл. 7 сл. разноцветными   пластмассовыми   шариками   одинакового   или   разного   размера. «Купаясь»   в   таких   ваннах   или   опуская   в   них   руки,   дети   получают   новые тактильные ощущения.        3.«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие   камушки,   горох   и   др.).   Разнообразие   ощущений   делает   хождение   по дорожке   увлекательным.   Такая   ходьба   полезна   для   развития   тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.       4.Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.           Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности        «Поймай киску»       «Чудесный мешочек»       «Определи на ощупь»            «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)       «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»       «Узнай фигуру»       «Узнай предмет по контуру»       «Догадайся, что за предмет»       «Найди пару»             «Найди ящичек»          «Что в мешочке»       «Отгадай цифру» (букву)       «Что это?»       «Собери матрешку»       «Прочитай»       «Золушка»       «Угадай, что внутри» Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения   ощупывающим   действиям   под   руководством   педагога   к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.        Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без   движений   рук   и   глаз,   в   известной   последовательности   обследующих различные   участки   предмета.   От   синхронности   движений   пальцев   обеих   рук, точности   и   целенаправленности   движений,   последовательности   перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.         А также я использую различные формы организации урока: урок­ 8 сл. путешествие, урок­сказка, урок­викторина. Игровые технологии для нас очень  важны, т. к. занятия проходит во второй половине дня. На каждом занятии  расширяем активный словарь учащихся. Такая система организации занятия  позволяет повысить качество обучения. 9 сл.       Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с  ОВЗ     проводится   в   несколько   этапов,   каждый   из   которых   характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.        Перечислим основные из них:       — ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем   с   закрытыми;   обучение   специальным   обследующим   движениям (поглаживание,   разминание,   постукивание,   сжимание   и   др.),   обозначение отдельными   словами   свойств   и   качеств   используемых   материалов,   признаков предмета;            — нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств  и качеств  материала, из которого  он  изготовлен  (выбор сначала  из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);             —   нахождение   контура   предложенного   предмета   из   нескольких   (3—4 предметов);            — определение  по  контуру  с  закрытыми  (завязанными) глазами  самого предмета;   предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.             Таким   образом,   через   многократное   последовательное   использование практических упражнений достигается повышение у детей   с ОВЗ тактильной чувствительности.    Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные  представления у них возникают при включенности восприятия в практическую  деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в  дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно  обучение детей планомерному обследованию.           —   нахождение   двух   одинаковых   контуров   предмета   из   нескольких 10 сл. 11 сл. 12 сл. Сенсорная   коррекция ­ основа умственного развития ребенка. Занятия по Развитию сенсорных процессов способствуют формированию  эталонных представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах  различных предметов и материалов, их положении в пространстве и  др., развивают все виды восприятия, тем самым   способствуют развитию умственной деятельности.

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2018