«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»
Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология +1
Взрослым
22.05.2018
Эта статья будет полезна для учителей , работающих со слепыми и слабовидящими детьми. Многие дети с ОВЗ по зрению, поступающие в школу, имеют низкий уровень осязательной чувствительности. В данной статье даны практические рекомендации по развитию тактильно-двигательных ощущений(игры, пальчиковая гимнастика и т. д.)
Назарова Е.А..docx
«Развитие тактильнодвигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»
Учитель начальных классов: Назарова Е.А.
Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
предусматривает создание для них специальной коррекционноразвивающей
среды.
Поэтому в основе обучения таких детей лежат коррекционно
развивающие технологии, т. к. они максимально помогают добиться желаемого
результата.
В 14 классах специальной (коррекционной) школы предусмотрены
коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков тактильно
двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей, которое лежит в
основе любого познания.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не
может сложиться без тактильнодвигательного восприятия, так как именно оно
лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) —
осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого
комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством
прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в
результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и
дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость,
тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильнодвигательного восприятия складываются первые
впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве,
качестве использованных материалов.
Тактильное восприятие играет
исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и
везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных
действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на
тактильнодвигательную чувствительность.
Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны
быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.
Данные занятия направлены на исправление нарушений
недостатков психофизического развития и формирование у них относительно
сложных видов психической деятельности.
Для овладения обучающимися чтения, счетом, письмом требуется
сформированность таких психических процессов, как зрительно
пространственный гноиз, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно
моторная, слухомоторная координация, графомоторные функции, тактильное,
зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.
Совершенствование работы всех видов анализаторов, зрительного, слухового,
тактильнодвигательного, обонятельного, вкусового, осязательного и развития
1 сл.
2 сл.
3 сл
4 сл. сенсорного восприятия является необходимой предпосылкой развития
познавательной деятельности детей с ОВЗ.
В свою очередь, развитие сенсорной системы тесно связано с развитием
моторики, поэтому задачи направлены на совершенствование координации
движений, преодоление моторной неловкости, а так же создание оптимальных
условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных
свойств, качеств, признаков.
Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного
многогранного представления об окружающей действительности,
а психологическое развитие ребенка способствует эффективной социализации
его в обществе.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно
способствующие развитию тактильнодвигательных ощущений:
— лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— конструирование из бумаги (оригами);
— макраме (плетение из ниток, веревок);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим,
пластмассовым, кнопочным);
— собирание пазлов;
— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки,
фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об
использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также
способствует повышению тактильной чувствительности.
Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие
тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и
объектах окружающей действительности.
На уроках,я как учитель, использую следующие коррекционно
развивающие технологии и различные дидактические тренажеры, игры,
пособия:
1.Хороший эффект дает использование массажных мячейваликов. Разные по
форме, упругости, фактуре поверхности мячивалики обеспечивают широкий
спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими
предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то
время как специалист делает ими легкий массаж.
2.Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную
5 сл.
6 сл. 7 сл.
разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера.
«Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые
тактильные ощущения.
3.«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с
помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой,
но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона,
мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по
дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного
восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия.
Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в
тонких носках.
4.Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности
«Поймай киску»
«Чудесный мешочек»
«Определи на ощупь»
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в
данном случае определение типа ткани)
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
«Узнай фигуру»
«Узнай предмет по контуру»
«Догадайся, что за предмет»
«Найди пару»
«Найди ящичек»
«Что в мешочке»
«Отгадай цифру» (букву)
«Что это?»
«Собери матрешку»
«Прочитай»
«Золушка»
«Угадай, что внутри»
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от
обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к
самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами.
По аналогии возможно использование разных букв алфавита.
Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным
без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих
различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук,
точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных
действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.
А также я использую различные формы организации урока: урок
8 сл. путешествие, уроксказка, уроквикторина. Игровые технологии для нас очень
важны, т. к. занятия проходит во второй половине дня. На каждом занятии
расширяем активный словарь учащихся. Такая система организации занятия
позволяет повысить качество обучения.
9 сл.
Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей
с ОВЗ проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется
постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного
отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
Перечислим основные из них:
— ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в
дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям
(поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение
отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков
предмета;
— нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию
свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2
предметов, а затем из 3—5 предметов);
— нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4
предметов);
— определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого
предмета;
предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Таким образом, через многократное последовательное использование
практических упражнений достигается повышение у детей с ОВЗ тактильной
чувствительности.
Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные
представления у них возникают при включенности восприятия в практическую
деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в
дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно
обучение детей планомерному обследованию.
— нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких
10 сл.
11 сл.
12 сл.
Сенсорная коррекция основа умственного развития ребенка.
Занятия по Развитию сенсорных процессов способствуют формированию
эталонных представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах
различных предметов и материалов, их положении в пространстве и
др., развивают все виды восприятия, тем самым
способствуют развитию умственной деятельности.
«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»
«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»
«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»
«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»
«Развитие тактильно-двигательного восприятия у слепых и слабовидящих детей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.