Развитие торговли в Европе в XI—XIII вв.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: создать условия для понимания процесса становления и развития торговли в Европе в раннее средневековье. Задачи: • раскрыть сущность товарного хозяйства и главные социально-экономические последствия разделения труда между городом и деревней; • показать связь между расширением торговых связей и ростом городов; • охарактеризовать важнейшие центры, районы и пути международной торговли; • закреплять и развивать умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы; Основные понятия: город как центр ремесла и торговли, ярмарка, специализация торговых районов, ростовщики, натуральное хозяйство, товарное хозяйство. Тип урока: комбинированный Оборудование: карта "Развитие ремесла и торговли в Европе XIV в.", учебник Агибаловой Е.В., Донского Г.М. "История средних веков" для учащихся 6 класса, Е.А.Крючкова "Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М.Донского "История средних веков". 6 класс.
Иконка файла материала Развитие торговли в Европе в XI—XIII вв.doc
Развитие торговли в Европе в XI—XIII вв. Цель: создать условия для понимания процесса становления и развития торговли в Европе в раннее средневековье. Задачи:     раскрыть сущность товарного хозяйства и главные социально­экономические последствия разделения труда  между городом и деревней; показать связь между расширением торговых связей и ростом городов; охарактеризовать важнейшие центры, районы и пути международной торговли; закреплять и развивать умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом  преобразовании Европы; Основные понятия: город как центр ремесла и торговли, ярмарка, специализация торговых районов, ростовщики,  натуральное хозяйство, товарное хозяйство. Тип урока: комбинированный Оборудование: карта "Развитие ремесла и торговли в Европе XIV в.", учебник Агибаловой Е.В., Донского Г.М. "История  средних веков" для учащихся 6 класса, Е.А.Крючкова "Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М.Донского  "История средних веков". 6 класс. Повторение изученного. Понятийный диктант. (5­7 мин.). Ход урока Союзы мастеров одной специальности; (цехи)   Хранилища больших сумм денег, впоследствии финансовые учреждения, предоставляющие кредиты и займы;  (банки)       товар, выражающий стоимость всех других товаров; (деньги) денежная единица данной страны; (валюта) изделие, производимое на заказ или для продажи; (товар) к чему привела борьба городов с сеньорами; (к самоуправлению) чем являлись города в средневековой Европе; (центрами ремесла и торговли) перечислить состав городского населения (купцы, ремесленники, подмастерья, горожане, бедняки, нищие). Изучение нового материала. Постановка проблемы. ­ В первые столетия Средневековья происходит множество изменений в хозяйстве, с которыми связаны важнейшие  изменения в жизни и культуры европейских народов. Мы уже изучили, какие произошли изменения в технике, и как это  сказалось на развитии хозяйства в средневековой Европе. (По ходу урока учащиеся в тетрадях и на доске составляют схему). ­ К чему привело развитие хозяйства в средневековой Европе? (Развитие хозяйства привело к отделению ремесла от сельского хозяйства). ­ Где ремесленники и крестьяне могли бы произвести обмен своими товарами? (И крестьяне, и ремесленники могли обменять свои товары на нужные им только в городе на ярмарке). Орудия труда в сельском хозяйстве и введение трехполья Технические изобретенияПовышение уржая Появление излишков продуктов сельского хозяйства Улучшение условий труда Отделение ремесла от сельского  хозяйства ­ И так, рынок в городе был единственным местом, где можно было приобрести необходимый товар, как для крестьянина,  так и для ремесленника. Все это привело к развитию торговли в Европе. ­ Как вы думаете, к чему привело развитие торговли? (Ответ на этот вопрос мы и будем искать сегодня на уроке). В средние века занятие торговлей было очень опасным делом. ­ Как вы думаете, почему? Чтение учебника ­ ? 13, п.7. ­ В каких условиях приходилось купцам вести торговлю? (Плохой транспорт, плохие дороги, плохие карты, высокие пошлины, набеги разбойников ­ рыцарей и нападение  пиратов). ­ Какой вид транспорта был самым дешевым? (Перевозка по воде была дешевле сухопутного пути, несмотря на большое количество застав по берегам рек (в 14 в.  на Луаре ­ 74 заставы, на Гаронне ­ 70 застав, на Роне­ 60 застав). Работа с картой и учебником. (У доски и на местах). ­ Чтение учебника ­ ? 13, п.8. ­ Какие условия помогали развитию и становлению торговли в Европе? А) между городом и деревней; Б) между городами и странами; В) создание купеческих гильдий; Создание международных центров торговли ­ Все изменения, которые произошли в торговле, привели к формированию двух крупных районов торговли в Европе. Международные центры торговли ЮЖНЫЙ СЕВЕРНЫЙ Со странами Востока по Средиземному  морю. Со странами, расположенными у берегов Северного и  Балтийского морей. Обмен предметов роскоши на  драгоценные металлы Обмен нужными в хозяйстве товарами Центры: Венеция и Генуя Центры: Брюгге, Лондон, города Ганзы. Центрами международной торговли в средневековой Европе стали ярмарки. ­ Назовите самые крупные ярмарки в Европе. (В Шампани ­ 6 раз в год по 48 дней каждая). ­ К XIV веку ярмарка в Шампани пришла в упадок, так как итальянские купцы стали плавать через Гибралтарский пролив  вдоль европейского берега. ­ Что везли на ярмарки? (работа с картой в учебниках и у доски). (Из Италии ­ восточные товары; из Франции ­ сукно и вина; из Фландрии ­ сукно; из Англии ­ шерсть, олово, свиней; их Германии ­ меха, изделия из металла). ­ К чему привело развитие торговли и появление ярмарок?(Развитие торговли и ярмарок привели к развитию денежного дела, к накоплению богатств в руках менял,  ростовщиков, банкиров). ­ Чем начинают интересоваться банкиры, ростовщики? (Накоплением богатств, возможности увеличить прибыль). ­ Как можно развивать дальше торговлю? (Увеличить количество продаваемого товара). ­ Натуральное хозяйство может с этим справиться? (Нет. Так как при натуральном хозяйстве товары производятся не для продажи, а для внутреннего потребления). ­ Какое хозяйство приходит на смену натуральному хозяйству? (Товарное хозяйство). ­ Какое хозяйство называют товарным? (Товарное хозяйство ­ это хозяйство, при котором товары производятся для обмена посредством денег). Обобщение. ­ Итак, сделайте вывод: "К чему привело развитие хозяйства и торговли в Европе?" (Натуральное хозяйство постепенно начинает рушиться и ему на смену приходит товарное хозяйство, при котором  продукты труда производились для продажи на рынке за деньги). Домашнее задание. ? 13, вопросы 6,7,8,11 после ?, задание 5 (стр. 44­45) или задание 6 (стр. 45) в рабочей тетради, или написать рассказ купца о его путешествии на ярмарку (по выбору).

Посмотрите также