«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»
Оценка 4.9

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
труд +1
Все классы
18.06.2017
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»
Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Данный вид труда тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Аттестационная работа (2).docx
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда» Автор работы :  Литвин Оксана Юрьевна СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................................ Глава   1.   Теоретическое   обоснование   проблемы   развития   творческих способностей   старших   дошкольников   в   процессе   формирования   навыков ручного труда 1.1.   Психолого­педагогические   основы   развития   творческих   способностей дошкольников...................................................................................................... 1.2  Влияние   ручного   труда   на   развитие   творческих   способностей   старших дошкольников................................................................................................ Глава 2. Методика развития творческих способностей старших дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда 2.1.  Анализ   уровня   развития   творческих   способностей   у   старших дошкольников 2.2. Система работы по развитию творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда 2.3. Анализ эффективности проведенной работы Заключение …........................................................................................................ Список   литературы   ............................................................................................... Приложение ....... Введение Актуальность исследования. В   современном   мире   существует   острая   необходимость   в   людях,   у которых на достаточно высоком уровне развиты творческие способности. Это обусловлено   тем,   что   человек   с   такими   способностями   может   находить оригинальные и нестандартные, но эффективные решения различных проблем, способен создавать в духовном и материальном плане значимые продукты, способствует развитию общества в целом. Сегодня   проблема   творческого   развития   и   саморазвития   личности ребенка   дошкольника   приобрела   особую   актуальность.  Стимулирование творческого   развития   в   дошкольном   возрасте   способствует   повышению обучаемости   детей,   активизации   их   готовности   к   обучению   в   школе,   что играет   огромную   роль   в   формировании   всестороннего   развития   личности. Высокий   уровень   интеллектуального   развития,   способности   к   творчеству, умению самостоятельно познавать – все это является основными факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации. Считается, что   творческий   потенциал,   заложенный   до   6   лет,   является   самым действенным, и его трудно превзойти.   Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности   способствует   художественный   ручной   труд,   который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Данный вид труда   тесно   связан   с   познавательным   развитием,   что   помогает   обогащать сознание   детей   новым   содержанием,   систематизировать   накопленную   и полученную информацию, развивать художественно­творческие способности и положительно­эмоциональное восприятие окружающего мира. В связи с этим возникает актуальная необходимость в осуществлении теоретико­экспериментальных   исследований,   направленных   на   разработку инновационных форм, средств, методов обучения дошкольников, которые в значительной степени позволят развить их творческую активность, проявить творческие способности. Несмотря на многочисленные исследования в области развития детских творческих способностей, мало внимание обращается на возможности ручного труда. Хотя значимость этого вида детской деятельности велика. В процессе создания   поделок   дети   могут   осуществлять   свой   замысел,   проявлять творчество.   Источником   замысла   детей   является,   с   одной   стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая   игра,   в   ходе   которой   возникает   необходимость   изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Цель исследования ­ изучение педагогических условий формирования творческих   способностей   детей   дошкольного   возраста   в   процессе формирования навыков ручного труда. Объект   исследования   ­   развитие   творческих   способностей   детей дошкольного возраста. Предметом   исследования   является   процесс   развития   творческих способностей   детей   в   старшем   дошкольном   возрасте   посредством   ручного труда. Гипотеза   исследования   –   это   предположение   о   том,   что   развитие творческих   способностей   старших   дошкольников   будет   эффективно   при соблюдении следующих педагогических условий: 1. апробирование программы по изготовлению подвижных игрушек 2. использование нетрадиционных материалов в ручном труде Задачи исследования : 1.изучить   психолого­педагогическую   литературу   по   проблеме исследования; 2.   определить   уровень   развития   творческих   способностей   детей старшего дошкольного возраста; 3.   разработать   и   апробировать     педагогические   условия   развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков ручного труда. 4. проанализировать эффективность проведённой работы. Методы   исследования:   анализ   психолого­педагогической   литературы, беседы,   наблюдения,   изучение   и   обобщение   педагогического   опыта, педагогическая диагностика, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов. Практическая значимость заключается в том, что разработанные нами педагогические   условия   формирования   творческих   способностей   детей дошкольного   возраста   в   процессе   формирования   навыков   ручного   труда   процесса   в могут   быть   использованы   в   организации   педагогического   дошкольной образовательной организации. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РУЧНОГО ТРУДА 1.1. Психолого­педагогические основы развития творческих способностей дошкольников  Творчество ­ это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Теплов   Б.М. под творческими   способностями понимал   определённые индивидуально­психологические   особенности,   отличающие   одного   человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу   навыков   и   знаний,   а   обуславливают   лёгкость   и   быстроту   их приобретения.[7] Мотков   О.И. под творческими   способностями понимал   способность удивляться   и   познавать,   умение   находить   решения   в   нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.[8] Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической   энциклопедии   определяет   их   как   способности   к   созданию оригинального   продукта,   изделия,   в   процессе   работы   над   которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя   бы   в   минимальном   отступлении   от   образца   индивидуальность, художество. Показателями   способностей   в   процессе   их   развития   могут   служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности. Способности     ребенка     формируются     постепенно   посредством овладения  им в процессе обучения  содержанием  материальной и духовной культуры, техники,   науки, искусства.   Исходной предпосылкой   для этого развития  способностей  служат врожденные задатки. Отечественные   и   зарубежные   психологи   (Л.С.Выготский,   А.Л.Савенков   и   др.) Я.Л.Пономарев, рассматривают   творчество   как   преобразующий   комбинирующий   процесс,   С.Л.Рубинштейн,   К.Роджерс, направленный на качественный переход от известного к новому неизвестному. Выделяя   деятельности   творческого   характера   как   высшую   форму психического   процесса,   ученые   определили   ее   существенные   черты,   среди которых доминируют: опережение предметного воплощения, обеспечиваемого творчески­конструктивной   активностью   сознания;   противопоставление человеческих   стремлений   естественному   сознанию   предметов, проявляющихся   в   «очеловечивании»   природы;   наличие   субъективного   и объективного в творческом процессе. Творчество ребенка естественно отличается от творчества взрослого в   Отечественные   педагоги   и   психологи силу   возрастных   возможностей.   рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового.   Именно   субъективная   новизна   составляет   результат   творческой деятельности   детей   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста.   Рисуя, вырезая   и   наклеивая,   конструируя,   играя,     ребенок   дошкольного   возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его огромна. Если   рассматривать   детскую   деятельность   с   позиций   объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. На этом основании     существовало   целое   направление   в   педагогике   и   психологии, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве. Л.С.Выготский,   Б.М.Теплов,   Н.П.Сакулина     признавали   своеобразие детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но   он   делает   открытия   для   себя,   поэтому   применительно   к   деятельности ребенка целесообразно использовать  термин «детское творчество».  Н.А.Ветлугина  подчеркивала,  что, открывая  новое  для  себя, ребенок одновременно   открывает   взрослым   новое   о   себе   и   поэтому     отношение   к детскому   творчеству   должно   быть   педагогическим.   При   этом   в   оценке детского     творчества     акцентировать   внимание   нужно     не   столько   на результат,   сколько   на   сам   процесс   деятельности.   Именно   поэтому Н.П.Сакулина   рассматривает   как   непременные   составные   творчества формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативу, проявляющиеся в процессе деятельности.  Детское   творчество   –   это   уникальное   явление.   Педагог   В.Н.Шацкая считает,   что   детское   художественное   творчество   –   это   метод   наиболее совершенного   овладения   определенным   видом   искусства   и   формирования эстетически развитой личности. И.Я.Лернер выделил  черты творческой деятельности ребенка: ­ самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; ­ видение новой функции предмета (объекта); ­ видение проблемы в стандартной ситуации; ­ видение структуры объекта; ­ способность к альтернативным решениям; ­ комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. Причем И.Я.Лернер   утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно отличается от обычного. Самостоятельный перенос ранее усвоенных   знаний   в  новую   ситуацию   у   детей   может   проявиться,  если   они научатся   воспринимать   предметы,   объекты   действительности,   научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета. Обучение видению новой функции предмета (объекта) проявляется когда   ребенок   начинает   использовать   предметы­заместители,   например, превращает   нарезанные   узкие   и   широкие   полоски   в   части   предметов   или объектов; играет ложками, представляя что играет в оркестре. Это умение выделять   в   процессе   восприятия   форму,   части,   которое   мы   формируем   у детей, подводит их к видению структуры объекта, овладению способами ее изображения в рисунке, лепке, аппликации.  Детское   творчество,   в   независимости   от   вида   деятельности, характеризуется   искренностью   и   непосредственностью.   Ребенок   должен творить без принуждения, исходя из внутренней потребности, из собственных желаний,   но   для   стимуляции   самостоятельного   проявления   творческих способностей   необходимо   создавать   благоприятную   развивающую   среду   и подбирать методы, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять». (Т.Г.Казакова) Таким   образом,   обращаясь   к   характеристике   детского   творчества, исследователи   характеризуют   ее   как   способность,   проявление   и   развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также,   что   развитие   творческих   способностей,   креативности,   качественно меняет личность человека. 1.2 Влияние ручного труда на развитие творческих способностей старших дошкольников Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного   Развитие   творческих   способностей   –   не   самоцель образования. педагогического   процесса,   а   основное   условие   формирования     личности ребенка.   Педагогу   необходимо   использовать   разнообразные   технологии, помогающие раскрыть творческий  потенциал  дошкольника, создать условия для развития способностей и креативного мышления. Одним из эффективных средств является ручной труд. Художественный   ручной   труд   –   есть   труд   ребенка   с   различными материалами,   с   целью   создания   полезных   и   художественно   эстетически  значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха. В   программе   детского   сада,   ручной   труд   включает   работу   с разнообразными   материалами:   с   бумагой,   природным   материалом,   тканью. Изготовление   детьми   игрушек   и   предметов   из   различных   материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Таким   образом,   есть   все   основания   рассматривать   ручной   труд,   как важный элемент содержательного воспитания детей. Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные   знания   из   области   рисования,   аппликации,   конструирования,   а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду,   у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений. В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и   их свойствах,   о   различных   способах   и   разнообразных   технологиях   создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они   осмысливают   качества   предметов,   запоминают   их   характерные особенности   и   детали,   овладевают   конструктивными,   творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду   с   этим   развиваются   оформительские   способности,   которые проявляются   при   оформлении   открыток,   композиций,   помещений   к празднику;   театральные   способности   ­   обыгрывание   сложных   моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы. Ручной   труд   развивает   у   детей   полезные   практические   навыки   и ориентировки,   формирует   интерес   к   работе,   готовность   взяться   за   неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Кроме   того,   ручной   труд   –   важнейшее   средство   формирования нравственно­волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников). Этот   вид   деятельности   благоприятно   воздействует   на   развитие внимания   и   формирования   памяти:   дети   запоминают   термины,   приемы изготовления   поделок,   а  также   способы   складывания,  по   мере   надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения. Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников,   они   дают   возможность   более   точно   дифференцировать пространственные   связи   и   употреблять   более   конкретные   словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности   в   выполнении   действий,   является   средством   развития   мелкой моторики,   совершенствуя   и   координируя   движения   пальцев   и   кистей   рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц). Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности   и   изобретательности   в   движениях   детской   руки,   тем   тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным   трудом   в   духовную   жизнь   ребенка.   Другими   словами:   чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Непременными   компонентами   деятельности   являются   разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение». Умением называют и самый элементарный уровень   выполнения   действий,   и   мастерство   человека   в   данном   виде деятельности.   Следует   различать   элементарные   умения,   идущие   вслед   за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень   мастерства   в   выполнении   деятельности,   которая   возникает   после выработки навыков. Элементарные умения ­ это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение­мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний [9, с. 138]. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык ­ упрочнившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развёрнутые осознанные действия и движения, интегрируемые в   навыке,   выступающие   несвязанными.   В   основе   любого   навыка   лежат выработка и упрочение условно­рефлекторных связей. Повторение нервного пути   и   его   закрепление   в   результате   постоянного   повторения   действий приводят   к   точной   локализации   процессов   возбуждения   в   определённых нервных структурах [10, с. 139]. В любом виде трудовой деятельности, как и в учении,   успешное   решение   задач   возможно   при   овладении   определённой суммой навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.   Двигательные   навыки   включены   в   самые   различные   виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на   предмет   труда,   упражнение   техническими   процессами,   устная   и письменная   речь,   передвижение   в   пространстве   и   т.п.   [10,   с.   141].   В подготовительной   к   школе   группе   дети   учатся   делать   различные   поделки­ игрушки,   используя   бумагу   в   сочетании   с   другими   материалами.   Так,   с помощью   тонкой   бечёвки   и   картона   изготовляются   игрушки­забавы   с движущимися   частями   (Петрушка   с   балалайкой,   зайчик   с   движущимися лапами),   а   из   коробок,   катушек,   картона   и   бумаги   ­   объёмные   игрушки (автомашины,   подъёмные   краны,   тракторы,   дома).   Из   бумаги,   картона   и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.) можно создать игрушки для   игр   с   водой,   ветром   (лодочки,   кораблики,   вертушки).   Занятия   по изготовлению   игрушек   требуют   предварительной   подготовки.   Воспитатель привлекает  к этой  работе детей. Они  помогают  готовить  материал:  резать бумагу, раскладывать её по форме и т.д., заранее склеивать листы бумаги в трубочки, вырезать аппликации персонажей для игрушек­забав и т.д. Детали игрушек   из   бросового   материала   соединяют   различными   способами: склеиванием,   сшиванием,   связыванием,   переплетением.   Само   соединение может быть использовано для украшения изделия. Таким   образом,   можем   сделать   вывод:   занятия   ручным   трудом оказывают огромное  влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Стремление   к   достижению   цели   ставит   ребенка   перед   необходимостью изучать   свойства   и   качества   материалов,   инструментов,   побуждает   к распознаванию   материалов   и   предметов,   включенных   в   трудовую   развитие деятельность.   Происходит   накопление   систем   знаний, дифференцированного   восприятия,   представлений,   мыслительных   операций (анализа,   сравнения,   обобщения),   речи.   В   процессе   трудовой   деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания   в   практической   деятельности,   к   развитию   сообразительности, смекалки. Достижение   результата   требует   планирования   процесса   труда:   отбора материалов,   инструментов,   определение   ряда   последовательных   операций. Это   способствует   развитию   воображения,   планирующей   деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс. Глава 2. Методика развития творческих способностей старших дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к  сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих  способностей. В процессе организации обучения развитию творческих  способностей большое значение придается общедидактическим принципам: ­ научности; ­ систематичности; ­ последовательности; ­ доступности; ­ наглядности; ­ активности; ­ прочности; ­ индивидуального подхода.  Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для  этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при  всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они  все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими  способностями. 1. Каждая игра представляет собой набор задач. 2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с  разными способами передачи информации. 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут  возбуждать интерес в течение многих лет. 5. Постепенное возрастание трудности задач ­ способствует развитию  творческих способностей. 6. Для эффективности развития творческих способностей у детей  необходимособлюдать условия: ­ развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; ­ задания­ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; ­ творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.  создают атмосферу свободного и радостного творчества. Наряду с принципами используют и методы: Практические, наглядные, словесные. Методы К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения ­ многократное повторение ребенком практических и  умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно­ исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой  деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование ­ это процесс создания моделей и их использования. К  наглядным методам относится наблюдение ­ рассматривание рисунков,  картин, просмотр видео­записей, прослушивание аудио­записей. Словесными  методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все  эти методы должны сочетаться друг с другом. 2.1. Анализ уровня развития творческих способностей у старших дошкольников Ожидаемые результаты работы 1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире; 2. Совершенствована мелкая моторика руки; 3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами; 4. Воспитана аккуратность, самостоятельность  при выполнении творческих заданий.   Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в   условиях   той   или   иной   деятельности   при овладении общественно  C.J1.   Рубинштейн,   М.Н. выработанными   ее   средствами   (Б.Г. Ананьев, Скаткин).   Однако   наилучшим   образом   этому   способствует   практическая деятельность   детей,   в   том   числе занятия ручным   трудом   (Е.Я.   Беляева,  T.B.   Пантелеева,   Д.В. Сергеева и   др.). Н.М. Конышева, Изготовление   поделок   из   различных   материалов   (бумаги,   нитей,   кусочков  JT.B.   Куцакова, кожи   и   ткани,   листьев,   плодов   растений   и   т.д.)   в   полной   мере   отвечает потребностям,   интересам   и   возможностям   детей   старшего   дошкольного возраста.   Такая   работа   благодаря   своей   доступности,   высокой результативности   и   целесообразности   позволяет ребенку непосредственно реализовывать   задуманное,   совершенствовать,   творить   и   видеть   конечный продукт В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико­ синтетического   склада   мышления,   речи,   памяти,   внимания, воображения, совершенствования   познавательных   и   художественно­конструктивных   обеспечивает способностей   детей.   в   свою   очередь,   Это, успешное овладение более   сложным   учебным   материалом.   Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является   первым   этапом   присвоения   социально­культурного   опыта (А.В. Брушлинский, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков), залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер «прогрессивной» действительности (И.Я. Лернер). В процессе занятий  в кружке «Умелые ручки» художественным трудом у   детей   старшего   дошкольного   возраста   формируются   все   психические процессы,   развиваются   творческие   способности   и   положительно   – эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями. При   организации   совместной   деятельности   педагога   с   детьми   и самостоятельной   деятельности   детей   предлагается   форма   организации художественного   труда   в   мини­группах,   что   способствует   приобщению старших   дошкольников   к   художественному   труду,   предоставлению   детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5­7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции   и   желанием   проявить   свою   индивидуальность   и   творческие способности. Продолжительность реализации программы 2 года. Предусматривается  2 этапа работы: 1­й  этап  ­ с детьми 5­6 лет, 2­й этап ­ с детьми 6­7 лет. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в  год) по подгруппам по 6 человек. Дни   занятий   выбираются   в   соответствии   с   расписанием непосредственно   образовательной   деятельности   и   в   соответствии   с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий с каждой мини­группой ­ не более 25 минут –   в   группе   старшего   возраста,   30   минут   ­   в   группе   старшего   возраста   (2 период   обучения).   Гибкая   форма   организации   детского   художественного труда   в   досуговой   деятельности   позволяет   учитывать   индивидуальные особенности   детей,   их   желания,   состояние   здоровья   и   другие   возможные факторы.   Состав   мини­группы   одновременно   работающих   детей   может меняться   в   соответствии   с   вышеуказанными   причинами.   Каждый   ребенок работает   на   своем   уровне   сложности,   начинает   работу   с   того   места,   где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе   занятия,   для   расслабления   мышц,   снятия   напряжения   ­   физминутки. Комплексы   пальчиковой   гимнастики,   физминуток   воспитатель   подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы   проведения   занятий   различны.   Предусмотрены   как теоретические ­ рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,­ так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий,  вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. После   проведения   каждого   этапа   работы   кружка   предполагается выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми   определенными   знаниями,   умением,   навыками,   формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. В конце учебного года дети старшего возраста могут: ­   владеть   элементарными   трудовыми   умениями   при   работе   с   бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по   образцу   крупы,   семена   растений,   ткани   и   простейшими   инструментами (ножницами, иголкой). ­ выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой; ­ планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения  замысла; ­ разрезать бумагу  по нанесенным меткам; ­ работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и  кругового скатывания; ­ вдевать нитку, тесьму в иголку; ­ изготовлять поделки из природного материала; ­ использовать пооперационные карты. Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы ручного  труда. В   конце   учебного   года   дети   старшего   возраста   (2   период   обучения) могут: ­ переводить рисунок на бумагу, картон; ­ участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму); ­ использовать пооперационные карты; ­ эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, ­ использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество; ­ реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали. Владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала; бережное обращение с инструментами; поддержание порядка на рабочем месте; Формы проведения итогов реализации программы: ­ выставки детских работ в детском саду; ­ участие в городской выставке декоративно­прикладного творчества; ­ дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); ­ творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете. Требования к созданию условий для занятий в кружке художественного труда «Умелые ручки» с детьми в ДОУ 1. 2. 3.  Наличие   специально   оборудованного   мобильного   центра художественного творчества в групповом помещении.  Наличие   столов   и   стульев   на   подгруппу   детей   с   учетом антропометрических показателей.  Наличие   различных   художественных   материалов   как   традиционных­ гуашь,   цветные   карандаши,   восковые   мелки,   кисти   разных   размеров, акварель,   фломастеры,   пластилин,   так   и   нетрадиционных   ­   кусочки поролона, разные крупы, семена различных растений, лоскутки ткани разных форм, размеров и фактур, ножницы, клей­карандаш, ПВА – на подгруппу   детей,   цветная   бумага,   белый   и   цветной   картон,   бумага разной фактуры – обойная, креповая, калька, альбомная. 4.  Наличие в помещении умывальника с подводкой воды. 5. 6.   программно­методического   обеспечения:  Наличие методической литературы.   наличие  Наличие   магнитофона,   дисков   с   записью   классической   музыки   и «звуков природы». Результаты диагностики развития творческих способностей у детей старшего Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов  дошкольного возраста эффективности применялась система диагностических методик, содержащая ­ задание на дорисовывание предложенных фигур, задание являлось частью  задуманной программы тренинга реактивности, направленной на развитие  детского изобразительного творчества, и в связи с этим должно было стимулировать творческие способности детей  и дать им возможность  эксплицировать, модифицировать  и трансформировать имеющийся опыт, ­ задание на самостоятельное изготовление ребенком игрушки из бумаги в  подарок игровому персонажу, где ребенку предоставляется широкий выбор  материалов и  необходимых инструментов, возможность самому придумать  игрушку или сделать ее по одному из вариативных образцов, в процессе  выявляется уровень творческой самостоятельности, ручная умелость и  способность реализовывать замысел, владение элементами культуры труда. Обобщая   результаты   первоначальной   диагностики   творческих способностей,   следует   констатировать,   что   у   двоих   детей   творческие способности в ручном труде находятся на низком уровне, у   большей части обследуемых   детей   творческие   способности   в   ручном   труде   находятся   на среднем     Воспитанники (подражательно­исполнительском)   уровне. затрудняются   при   создании   оригинального   продукта,   изделия,   в   процессе работы   над   которыми   предлагалось   самостоятельно   применить   усвоенные знания,   умения, самостоятельность,   не   проявляют   инициативу,   навыки,   выдумку,   в   единичных   случаях   проявляются   хотя   бы   в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С   целью   совершенствования   основных   параметров   творческой самостоятельности   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   на   начальном этапе   была   определена   система   работы   по   созданию   специальных педагогических   условий   для   развития   творческих   способностей дошкольников   посредством   художественного   труда,   в   виде   создания атмосферы креативного взаимодействия   между   детьми   и педагогом, установления   рационального   соотношения   репродуктивной   и   творческой деятельности,   многообразия   и вариативности заданий   и   видов   работ творческого   характера,   используемых   в   системе   интегративного   обучения ручному труду.   В ходе реализации формирующего этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя   бы   в   минимальном   отступлении   от   образца   индивидуальность, художество,   в   проявлениях   детской   фантазии,   в   воображении,   особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность. Организация работы кружка художественного труда «Умелые ручки» с детьми старшего дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей:   выполняемые   детьми   поделки   обогатились   новыми   оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок   из   различных   материалов,  также   способствовала   развитию   ручной   созданию   возможности умелости,   самостоятельности,   усидчивости, использовать   продукты   собственного   творчества   в   игровой,   театральной деятельности в группе. Результаты на контрольном этапе работы свидетельствуют о повышении уровня   развития   творческих   способностей   в   ручном   труде   старших дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно­исполнительские качества деятельности. Общими показателями этого являются: увеличилась беглость   мысли   (количество   производимых   идей), (способность   переключаться   с   одной   идеи   на   другую),   гибкость   мысли   появилась оригинальность   повысилась любознательность,   проявляется   фантастичность   в   созданных   детьми   производить   идеи),   (способность поделках. Следовательно,   проведенная   работа   подтверждает   эффективность процесса   развития   творческих   способностей   детей   посредством художественного труда. В   целом,   подводя   итоги   проделанной   работы,  следует   отметить,   что система   развития   творческих   способностей   детей   старшего   дошкольного возраста   посредством   художественного   труда,   является   исключительной возможностью   развивающих,   творческих   занятий   ручным   трудом   в педагогической работе  с  дошкольниками, позволяет  развивать  способности воспитанников   к   созданию   оригинального   продукта,   изделия,   в   процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки,   проявлять   отступления   от   образца,   проявляя   индивидуальность, художество,  развивать   детскую   фантазию,   воображение,   особое   видение мира, высказывать  свою точку зрения на окружающую действительность. На   начало   1   этапа   работы   кружка   уровень   развития   творческих способностей дошкольников   в группе компенсирующей направленности 5­6 лет   было   выявлено   2   ребенка   (8%)   с   высоким   уровнем,   со   средним показателем   развития   творческих   способностей,   составило   84   %   детей,   с низким уровнем 2 ребенка, что составило  8%. Результаты по окончании  2 этапа работы  кружка ручного труда. На 66% ( 11 детей) снизился средний уровень, на 54% (12 детей) – повысился высокий уровень.     Представленная   система   развития   творчества   в   продуктивной деятельности   старшего   дошкольника   посредством   художественного   труда отражена   в   содержании   программы   кружка   «Умелые   ручки».   Данная программа   реализуется   в   ДОУ   как   бесплатная   дополнительная   услуга   по художественному   труду   для   детей   старшего   дошкольного   возраста,   где решаются   вопросы   развития   творческих   способностей   дошкольников, включает   в   себя   художественно­творческие   задания,   дидактические материалы для организации совместной деятельности на развитие творческих способностей,   оснащение   педагогического   процесса   соответствующими материалами и оборудованием. Таким образом, реализация программы кружка художественного труда «Умелые ручки» способствовала развитию креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, при решении какой­либо проблемы дети не концентрируют   все   свои   усилия   на   нахождение   единственно   правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, склонны образовывать новые комбинации   из   элементов,   которые   большинство   людей   знают   и  используют только определенным образом, формируют связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Экспериментальная   часть   исследования   проводилась   на   базе  МБОУ ДОД ДДТ  Работа проводилась в период с   15.09.14 по 31.05 2015 года. В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте  6­7 лет. Программа   проведения   экспериментальной   работы   предусматривала три взаимосвязанных этапа: I   этап ­ констатирующий эксперимент; II  этап ­ формирующий эксперимент; III  этап ­ контрольный эксперимент.  На   констатирующем   этапе   был   проведен   входной  мониторинг   для определения уровня развития творческих способностей детей. Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента Диаграмма 1. 10% 30% 60% высокий уровень средний уровень низкий уровень Список литературы 1. Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.:  СОЮЗ, 1997, 96 с. 2.Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. ­ М., 1998. 3.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2­е. – М, 1999. 4. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие  дошкольников. ­ М., 2001. 5. Теплов, Б.М. Избранные труды : в 2_х т / Б.М. Теплов. – М. : Педагогика,  1985. – Т. 2. –359 с. 6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А.  Ветлугина. – М. :Просвещение, 1974. – 175 с. 7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие  для студентов высш. Учеб. Заведений.­М.:Изд. Центр “Академия”,2002. 8. Мотков О.И.Психология самопознания личности. Практическое пособие.­ М.: “Треугольник”,1993. 9. Лиштван, З.В. Конструирование[Текст]. – М., 1981. 10. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в  детском саду [Текст]. – М., ­ 1977. Приложение: Цели.    Уяснить принцип действия подвижных игрушек. Собрать по схеме игрушку. Развивать воображение детей, их творческие способности и  познавательный интерес.  Воспитание аккуратности, экономии, трудовой культуры, любви к  природе. Оборудование. Для воспитателя:     образец игрушки в сборе, трафареты деталей, схема соединения деталей, иллюстрации, инструкции по работе с ножницами, шилом, клеем, иглой. Для воспитанников:    цветной картон, бумага, толстая нить, карандаш, клей, кисточка для клея, ножницы, подрезная доска. Ход занятия. 1. Проверка готовности к занятию. ­ Сегодня мы будем делать поделку, для которой нужны будут материалы и  инструменты: цветной картон, бумага, толстая нить, карандаш, клей и  кисточка. Так же пригодятся ножницы и специальная доска. Давайте  проверим, готовы ли вы к занятию. Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают материалы и  инструменты, приготовленные к уроку. Чтоб работа закипела, Приготовьте всё для дела. Будем клеить, мастерить –  Всё должно в порядке быть. Чтобы стол нам сохранить, Клеёнку надо постелить. Ножницы, бумагу, клей Клади на место поскорей. И игла, а также   шило На столе чтоб тоже было. Не забудь про карандаш – Он в труде помощник наш. 2. Работа над правилами работы на занятии.(повторение) 1. Каждый работает за своим рабочим местом. 2. Перед началом работы правильно приготовь рабочее место. 3. Во время работы держи рабочее место в порядке. 4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше. 5. Кончил работу – быстро и аккуратно убери рабочее место. 6. Работать надо дружно. 3. Определение темы и целей занятия. ­ А теперь послушайте и подумайте, о ком идет речь? У этой птицы острые  когти, кривой клюв, она хищник. Увидать её на охоте нелегко – она охотится  ночью. Но услыхать можно – страшно и громко кричит она, далеко разносится её голос. Но не надо пугаться – это голос друга. Так что же это за птица?  (Сова). Показ  иллюстрации. (Приложение№1) ­ Что вы ещё знаете об этой птице? (Дети высказываются) Послушайте очень интересные сведения о совах, которые отыскали ребята. Два воспитанника расказывают приготовленные сообщения из рубрики «Это интересно». В Северной Америке встречается сова, которая вьёт гнёзда в норах грызунов. Если её испугать, она издаёт шипение, очень похожее на то, которое можно услышать   только   от   гремучей   змеи.   Человеку   практически   невозможно отличить эти звуки друг от друга. Исследователи установили, что шипение помогает сове выжить грызуна из норы. Кроме того, враги совы – койоты, куницы, ласки – могут также устрашиться «змеиного» шипения и оставить птицу в покое. А вот рассказ одного мальчика, который называется «Совушка». Однажды к нам в уголок живой природы принесли небольшую ушастую сову. У нас нашлась большая клетка. Сова в ней быстро освоилась, но ничего не ела. Мы знали, что она питается живыми мышами или хомячками. Но не отдавать же ей наших питомцев, которые тоже жили у нас в уголке! Мы изучали, что совы схватывают живой движущийся корм, но где его взять? И   тут   Коля,   один   из   юннатов,   который   что­то   молча   делал   в   сторонке, подходит к клетке, открывает дверку, кладёт перед совой кусочек мяса и немного отходит. И мы видим, что кусочек начинает двигаться. Сова резким движением мгновенно набрасывается на добычу, и мясо исчезает в её широко раскрытом клюве. А Коля быстро обрезает нитку, за которую он тянул это мясо. За первым куском последовал второй, третий… Через   несколько   дней,   когда   сова   окрепла,   поздним   вечером   мы   вынесли клетку   с   совой   на   улицу   и   открыли   дверцу.   Птица   осторожно   вышла, взмахнула крыльями и полетела в сторону леса. ­ Вот эту удивительную птицу мы сегодня будем делать, т.е. подвижную  игрушку­сову. (Воспитатель демонстрирует образец. Приложение№2) Но мы должны не только сделать игрушку, но и создать страничку в наш  творческий журнал для рубрики «Сделай сам». Как вы думаете, что должно быть на этой страничке? Выясняют: рисунок образца, чертежи деталей, рекомендации по выполнению  работы. 4. Анализ конструкции изделия.     Выяснение принципа действия игрушки­дергунчика. Определение размера, цвета. Определение количества деталей. Выяснение принципа соединения. Демонстрация деталей, в том числе и лишних. Ребята должны определить,  какие детали нужны для изготовления совы. Ненужные убираем. (Приложение №3) 5. Обсуждение вопросов технологии. Составление плана работы. ­ Как сэкономить время при изготовлении парных деталей (глаза, отделка на  крыльях, лапках)? (Размечать один раз на сложенном вдвое кусочке бумаги). ­ А теперь составим план работы по изготовлению игрушки, который также  поместим на страничке «Сделай сам». (План записывается воспитателем). План работы. 1. Перенести выкройки основных деталей (туловища и крыльев) на  цветной картон. Дополнительные детали вырезаем из цветной бумаги. 2. 3. 4.      Наклеить глаза (можно их сделать объёмными), нос. Сделать декоративную отделку крыльев, хвоста, туловища. Подвижно соединить крылья с туловищем. Соединить крылья между собой крепкой нитью. Привязать к её середине вертикальную нить, опираясь на схему  (Приложение №4). Проколоть шилом отверстия и вставить в них крепёжные детали. С обратной стороны закрепить кусочками ластика. Подойти творчески к оформлению игрушки. 5. Повторить правила безопасности. (Инструкции по ТБ) 6. Самостоятельная работа по изготовлению совы­дергунчика. Воспитатель в процессе работы осуществляет контроль за соблюдением  правил безопасности, оказывает индивидуальную помощь, консультацию. 7. В итоге занятия: 1. Проводится выставка работ и взаимооценка. Воспитатель корректирует  высказывания детей и обобщает. 2. Проводится творческая работа по составлению загадки о сове для  странички «Сделай сам». Даны рифмованные слова. Придумать начало строк.  На доске: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­летает, ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­добывает, ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­светло, ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­дупло. В результате получается загадка примерно такая: Всю ночь она летает И пищу себе добывает. А как только станет светло, Спать летит к себе в дупло. 3. Принимается решение подарить игрушки детям старшей группы. 8. Дома. Изготовить по желанию любую игрушку­дергунчика. Можно использовать  образец. Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2017