"Развитие творческих способностей обучающихся по профессии "Повар,кондитер"
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
технология
Взрослым
29.01.2018
Важным средством развития творческих способностей обучающихся является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных блюдах и кондитерских изделиях новые аналогии. Чтобы занятия по учебной практике были творческими, следует создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Мало того, для развития творческого роста необходима некоторая база знаний: умение анализировать, комбинировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять аналогичные в других объектах или предметах. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать, сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают: только тогда они с удовольствием пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную задачу.По словам Л.С.Выготского, творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое… Известный советский писатель Василий Белов писал: « Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в
развитиеи творческих доклад.docx
ГАПОУ РХ « Аграрный Техникум»
Доклад
Развитие творческих способностей будущих
специалистов профессии «Повар, кондитер»
Мастер Учебной практики: Мосина Г.Я.
с. Шира 2015г
Проблема развития творческой личности всегда
вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов и конечно педагогов. Сегодня это
проблема особенно актуальна, когда профессиональное образование находится в
напряженном процессе реформирования. Согласно новым ФГОС начальное
профессиональное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации
подростков в процессе обучения, которые, в свою очередь, должны понимать сущность и
социальную значимость своей профессии. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности обучающихся. Ведь
работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально,
эстетично, в ней должен прослеживаться характер её рукотворна. В ходе работы
развивается воображение, происходит более глубокое познание действительности.
Формируются эмоционально – волевые и морально эстетические качества.
По моему мнению, важным средством развития творческих способностей обучающихся
является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных блюдах и
кондитерских изделиях новые аналогии. Чтобы лабораторнопрактические занятия были
творческими, следует создать атмосферу раскованности. Никакая идея, даже самая
плохая, не должна критиковаться. Но только создание этих условий не будет
способствовать благоприятному творческому росту, так как для его развития необходима
некоторая база знаний: анализировать, умение комбинировать, находить в предмете или
объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять аналогичные в других объектах
или предметах и т. д. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать , сделать так,
чтобы обучающимся нравилось то, что они делают :только тогда они с удовольствием
пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную задачу.
На уроках учебной практики у обучающихся есть большие возможности проявить
творчество. Кроме того, они проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для
них приемлемее, предпочтительнее.
В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества. Изучив
литературу по теме, для себя я определила психологопедагогические условия развития
творческих способностей обучающихся:
1. Создание атмосферы доброжелательности. С первых дней в группе надо стараться
создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли.
Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом занятии. Давать такие задания,
с помощью которых обучающиеся научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если
он чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих людей, то его эмоции будут
направлены только на совершаемую им деятельность, а именно творчество. А значит,
работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь
создавать при обучении будущих специалистов .
2. Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение обучающихся.
Только будучи заинтересованными, они начинают эмоционально выражать свое отношение
ко всему окружающему. Я стараюсь выбрать такое содержание занятий, которое
стимулировало бы эмоциональное выражение к происходящему. Например, перед
изучением темы я предлагаю просмотреть подборку сайтов с креативным исполнением и
дать оценку сложности изготовления. Наблюдая мастерство и качество выполнения
обучающиеся стремятся к подражанию, фантазируют, придумывают, эмоционально
выражают свои мысли.
3. Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому занятию, я
выбираю наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы
доступны для освоения и восприятия обучающихся и, конечно, способствовали развитию
творческих способностей .
На основании психологопедагогической методической литературы, наблюдений за
учебной деятельностью своих обучающихся мной были разработаны занятия, в основу
которых были положены следующие средства и принципы:
речь, наглядность,
творчество,
анализ готовых блюд,
элементы моделирования.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном
отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил
позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для
развития, сделать процесс обучения интересным .
В своей практике я использую творческие методы:
МЕТОДЫ УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ (когнитивные):
1.
Метод сравнения.
Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении, например, темы блюда
из круп, обучающиеся сравнивают ассортимент блюд в период эпохи правления царей и
настоящее время, рассматриваются старинные названия изделий, их технология
приготовления.
2.
Метод эвристических вопросов.
Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?
Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ, а именно: для
применения этого метода каждому обучающемуся задается задание для изучения
отдельного блюда, а вопросы являются планом ответа: что представляет собой это блюдо;
кто его впервые приготовил; как и зачем и где применяется; чем интересно.
3.
Метод образного видения.
Результат работы выражается в графической форме (эскиз проекта). Обучающимся
предлагается с помощью программы Microsoft Office PowerPoint создать презентацию по
изучаемым темам, например, пошаговая технология приготовления блюд, ассортимент
блюд по теме, варианты оформления блюда по теме и т.д.
КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:
1.
Метод придумывания (метод эскиза):
Это способ создания неизвестного ранее блюда: его технологии, варианта оформления,
правил и норм отпуска. Обучающийся может предлагать блюда, которые готовят в его
семье по особым рецептам. Но обязательным условием является эскиз блюда, так как это
составная часть любого творческого проекта.
2.
Метод вживания.
Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, вернуться на
несколько веков назад, прочувствовать вкус и аромат блюд, которые готовились в эпоху
Пушкина, Петра Первого, Екатерины Великой.
ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ МЕТОДЫ:
1.
Метод ученического планирования. Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение
творческого проекта, например, составление технологических карт, разработка меню для
мероприятий различного рода направленности, составление калькуляции. Обучающиеся
овладевают умением анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
2.
Метод самоорганизации обучения.
Умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных преподавателем. Обучение строится на работе с
первоисточниками, технологическими картами, приготовлении блюд и кондитерских
изделий, что является основой творчества.
3.
Метод взаимообучения.
Обучающиеся работают в парах, группах, выполняют функции мастера(обучающиеся–
консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов. Принцип работы в
микрогруппах строится на определениях «Научился сам, научи друга», «Мы вместе», «Мы
– команда», так как одним из условий развития творческой личности является умение
работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством ,с посетителями.
При использовании этого метода нужно изучить способности ребят, их темперамент,
физиологические особенности и подбор в группы осуществлять по принципу «сильный
слабый», т.е. в группу подбираются учащиеся с разным уровнем обученности.
4.
Метод рецензии или анализа.
Анализ дается любому творческому проекту, по каждому виду блюд и кондитерских
изделий модуля программы. Обучающиеся учатся давать органолептическую оценку
качества приготовленных блюд и изделий, находить недостатки и методы их устранения,
проводить аналогию, сравнивать, давать объективную оценку.
В своей работе я практикую не только рецензии и анализ обучающихся, но и родителей,
которые позволяют мне установить контакт с семьей, а обучающемуся почувствовать
значимость теоретических и практических навыков, получаемых в процессе обучения по
профессии «Повар, кондитер»
МЕТОДЫ ПРОЕКТОВ:
Одно из ведущих значений я придаю методу проектов, который позволяет развивать и
формировать творческую личность. Метод сложен для обучающихся на первом этапе
обучения, но постепенно подводит нас к итоговому этапу обучения. Согласно новым
ФГОСам итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы
(выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная
работапроект). Под методом проектов понимается способ организации познавательно –
трудовой деятельности обучающихся с целью решения проблем, связанных с
проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда, в
данном случае – блюда и кондитерского изделия).
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся; в
образовательной области технологии приготовления блюд и кондитерских изделий метод
проектов – это комплексный процесс, результатом освоения которого является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам
Джорджа Дьюи, как и обучение через делание, когда обучающийся самым
непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой
информации;
планирует варианты решения проблемы;
делает выводы;
анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая
новый учебный и жизненный опыт [5].
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в
обучении, для которого типичным является пассивность обучающегося и стремление
мастера «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод
проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для
развития целеустремленности и самостоятельности обучающегося в постижении нового,
стимулируя его природную любознательность и тягу к новизне.
Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания обучающихся. Занятия
проходят в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой
энергии обучающихся, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество мастера и
обучающихся заражают друг друга творческий энергией. Занятие создает для каждого
обучающегося возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться.
По словам Л.С.Выготского, творчество существует не только там, где оно создает великие
исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет,
создает чтолибо новое… Известный советский писатель Василий Белов писал: « Каждый
ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу
исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в
каждом?»
Пробудить заложенные в каждом обучающемся творческое начало, научить «ТВОРИТЬ»,
помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой
и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя
свои занятия. Конечно, эту задачу не под силу решить одному мастеру. Но если каждый из
нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши
ребята, наше будущее.
Список литературы
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы
педагогического творчества / В. И. Андреев. – Казань, Издво КГУ, 1988. – 238 с.
2. Астахов А.И. Воспитание творчеством: кн. для учителя /А. И. Астахов. — М.:
Просвещение, 1986 — 157 с.
3. Западные концепции художественного творчества : [учеб. пособие для филос. фак. ун
тов и вузов искусств] / М. Н. Афасижев. 2е изд., перераб. и доп. 1990 4. Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому. труду в сфере
материального производства/ И.И. Бака М.: МГПИ им. Ленина, 1985.134 с.
5. Репкина Н.В. Что такое развивающие обучение?/ Н.В. Репки
"Развитие творческих способностей обучающихся по профессии "Повар,кондитер"
"Развитие творческих способностей обучающихся по профессии "Повар,кондитер"
"Развитие творческих способностей обучающихся по профессии "Повар,кондитер"
"Развитие творческих способностей обучающихся по профессии "Повар,кондитер"
"Развитие творческих способностей обучающихся по профессии "Повар,кондитер"
"Развитие творческих способностей обучающихся по профессии "Повар,кондитер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.