Занятия призваны способствовать развитию у школьников художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует так же у них ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на их характере.
Занимаясь в кружке “Город Мастеров” учащиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам – физике (работа выжигательного аппарата), ИЗО (цветовая композиция), химии (свойства синтетических волокон), экономике (экономические расчеты) и т.д.
Развитие творческих способностей школьников на примере
работы кружка “Город мастеров” Фаттахова И.З.
Одна из задач образования – помочь школьнику открыть самого себя. Показать, что
мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть
прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломке, травинке, кусочке ткани. . .
Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства являет ся
творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации
личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в
разнообразных жизненных практиках. В педагогике и педагогической психологии
существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования
творческих способностей: это развивающее обучение, проблемное обучение, творческая
педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития, теории
воспитания творческих способностей учителя и др.
Б.М. Теплов рассматривает способности, прежде всего, как индивидуально
психологические различия между людьми. Давая определение способностей, ученый
считает, что оно должно включать в себя три признака : вопервых, под способностями
подразумеваются индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного
человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о
свойствах, в отношении которых все люди равны; вовторых, способностями называют не
вообще индивидуальные особенности, а лишь та кие, которые имеют отношение к
успешности выполнения какойлибо деятельности или многих деятельностей; втретьих,
понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже
выработаны у данного человека.
По мнению Б.М. Теплова, способности создаются в деятельности. Эта мысль идет
от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в
деятельности. В этой связи он пишет: “Не в том дело, что способности проявляются в
деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности”. Способности существуют в
развитии, они – это не неизменное свойство человека, их развитие возможно только в
деятельности.
Для всей проблемы способностей особый интерес и значимость имеет то, что “по
мере того, как человек на материале определенной системы знания понастоящему
осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются
определенные умения, но формируются определенные способности” .
В современной школе существуют различные направления и формы для вовлечения
школьников в творческую деятельность. Большой потенциал в этом направлении имеют
внеклассные занятия Они обладают широкими возможностями развития творческих
способностей учащихся: вопервых, разнообразная внеучебная деятельность способствует
более разностороннему раскрытию индивидуальных творческих способностей, которые не
всегда удается рассмотреть на уроке; вовторых, включение в различные виды
деятельности обогащает личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности,
помогает приобретать необходимые практические умения и навыки; втретьих,
разнообразные внеклассные занятия способствуют развитию интереса к раз личным видам
деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности; вчетвертых, в различных формах внеклассных занятий не только проявляют
свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с
другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Причем каж дый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной,трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в
определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект
Содержание внеурочной деятельности школьников МБОУ СОШ №1 с. Ермолаево
Рес публики Башкортостан складывается из совокупности направлений развития личности
и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с
социальными партнерами: Дом детского творчества, Спортивная школа, Художественная
школа, Музыкальная школа. Внеурочная деятельность школьников представлена такими
видами деятельности, как:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение);
4) художественное творчество;
5) фестивали наук; 6) трудовая деятельность;
7) спортивнооздоровительная деятельность;
8) туристскокраеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
школьников, в части создания условий для развития творческих интересов и включения их
в художественную, техническую, экологобиологическую, спортивную и другую
деятельность.
Одной из основных форм внеклассных занятий по технологии являются – кружки.
Они отличаются друг от друга содержанием занятий и учебновоспитательными задачами.
Предлагаемый нами кружок “Город Мастеров” носит интегрированный характер.
Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира,
объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах
реализации человеческой деятельности, целью которой является воспитание творческой,
активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству
и готовой применить все свои знания и умения на практике, совершенствование умений и
навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих
способностей учащихся.
В связи с этим вытекают следующие задачи кружка:
– развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли,
любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно
логического мышления, речи) и особенно творческих способностей детей (основ
творческой деятельности целом и элементов технологического и конструкторского
мышления в частности);
– формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека,
о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но
и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
– воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам,
способность детей “чувствовать материал”, умение видеть положительные и отрицательныестороны технического прогресса, уважения к людям труда и результатам трудовой
деятельности предшествующих поколений;
– овладение школьниками элементарными обобщенными технико
технологическими, организационноэкономическими знаниями; – расширение и обогащение
личного жизненного практического опыта учащихся, их представления о
профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в
жизни человека.
Занятия призваны способствовать развитию у школьников художественного вкуса
как составной части материальной и духовной культуры. Творческое развитие школьников
осуществляется через знакомство с произведениями декоративноприкладного искусства,
образцами дизайнерских разработок. Творчески активная деятельность в процессе
обучения формирует так же у них ряд качеств, которые в конечном итоге положительно
скажутся на их характере.
Это можно увидеть на примере кружка “Город мастеров”, где итогом
преобразовательной деятельности школьников являются творческие проекты, которые
позволяют вы являть и развивать творческие возможности и способности школьников,
учить решать новые нетиповые задачи. Так учащейся 8 класса МБОУ СОШ с. Ермолаево,
Кинзябулатовой Гульназ, было предложено несколько вариантов выполнение изделий в
технике выжигания по ткани: украшение быта, картина, панно, сувенир. Изучив все
варианты предложенные руководителем кружка, она выбрала панно в технике
гильоширования. С разработанным творческим проектом “Без особых хлопот” в этой
технике она приняла участие в 2014 году в конкурсе творческих проектов школьников
среди учащихся 811 классов городских и сельских общеобразовательных учреждений на
базе естественнона учного факультета Стерлитамакского филиала Башкирского
государственного университета, проводимым кафедрой технологии и общетехнических
дисциплин.
Занимаясь в кружке “Город Мастеров” учащиеся на практике применяют знания и
развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по
другим школьным учебным дисциплинам – физике (работа выжигательного аппарата), ИЗО
(цветовая композиция), химии (свойства синтетических волокон), экономике
(экономические расчеты) и т.д.
Весь процесс обучения имеет творческий воспитательный характер, определённую
художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эс
тетическим требованиям, является общественно полезным.
Библиографический список
1. Теплов Б.М. Способности и одаренность: Избр. психол. труды. — М:
Просвещение, 2004. — Т.1. — 328 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
3. Харламов И.Ф. Психология. — М.: Гардарики, 2007. — 520 с. Секция
“Психологопедагогические проблемы образования”Ломоносовские чтения на Алтае 2213
4. Широкова С.Ю. Теория и методика обучения технологии: Текст лекций для
студен тов, обучающихся по специальности 050502.65 “Технология и
предпринимательство”. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. — 82 с. 5.Ясинский А.В. Организация кружковых занятий: Пособие для учителей. — М.: Про
свещение, 2004. — 192 с.