Развитие творческих способностей школьников на примере кружка "Умелые ручки"

  • Научные работы
  • doc
  • 05.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятия призваны способствовать развитию у школьников художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует так же у них ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на их характере. Занимаясь в кружке “Город Мастеров” учащиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам – физике (работа выжигательного аппарата), ИЗО (цветовая композиция), химии (свойства синтетических волокон), экономике (экономические расчеты) и т.д.
Иконка файла материала Развитие творческих способностей школьников на примере.doc
Развитие творческих способностей школьников на примере  работы кружка “Город мастеров” Фаттахова И.З. Одна из задач образования – помочь школьнику открыть самого себя. Показать, что  мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть  прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломке, травинке, кусочке ткани. . .  Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства являет­ ся  творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации  личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в  разнообразных жизненных практиках. В педагогике и педагогической психологии  существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования  творческих способностей: это развивающее обучение, проблемное обучение, творческая  педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития, теории  воспитания творческих способностей учителя и др.  Б.М. Теплов рассматривает способности, прежде всего, как индивидуально­  психологические различия между людьми. Давая определение способностей, ученый  считает, что оно должно включать в себя три признака : во­первых, под способностями  подразумеваются индивидуально­психологические особенности, отличающие одного  человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о  свойствах, в отношении которых все люди равны; во­вторых, способностями называют не  вообще индивидуальные особенности, а лишь та­ кие, которые имеют отношение к  успешности выполнения какой­либо деятельности или многих деятельностей; в­третьих,  понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже  выработаны у данного человека.  По мнению Б.М. Теплова, способности создаются в деятельности. Эта мысль идет  от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в  деятельности. В этой связи он пишет: “Не в том дело, что способности проявляются в  деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности”. Способности существуют в развитии, они – это не неизменное свойство человека, их развитие возможно только в  деятельности.  Для всей проблемы способностей особый интерес и значимость имеет то, что “по  мере того, как человек на материале определенной системы знания по­настоящему  осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются  определенные умения, но формируются определенные способности” .  В современной школе существуют различные направления и формы для вовлечения  школьников в творческую деятельность. Большой потенциал в этом направлении имеют  внеклассные занятия  Они обладают широкими возможностями развития творческих  способностей учащихся: во­первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует  более разностороннему раскрытию индивидуальных творческих способностей, которые не  всегда удается рассмотреть на уроке; во­вторых, включение в различные виды  деятельности обогащает личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности,  помогает приобретать необходимые практические умения и навыки; в­третьих,  разнообразные внеклассные занятия способствуют развитию интереса к раз­ личным видам  деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом  деятельности; в­четвертых, в различных формах внеклассных занятий не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.  Причем каж­ дый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной,трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в  определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект  Содержание внеурочной деятельности школьников МБОУ СОШ №1 с. Ермолаево  Рес­ публики Башкортостан складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с  социальными партнерами: Дом детского творчества, Спортивная школа, Художественная  школа, Музыкальная школа. Внеурочная деятельность школьников представлена такими  видами деятельности, как:  1) игровая деятельность;  2) познавательная деятельность;  3) досугово­развлекательная деятельность (досуговое общение);  4) художественное творчество;  5) фестивали наук; 6) трудовая деятельность;  7) спортивно­оздоровительная деятельность;  8) туристско­краеведческая деятельность.  Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием  школьников, в части создания условий для развития творческих интересов и включения их  в художественную, техническую, эколого­биологическую, спортивную и другую  деятельность.  Одной из основных форм внеклассных занятий по технологии являются – кружки.  Они отличаются друг от друга содержанием занятий и учебно­воспитательными задачами.  Предлагаемый нами кружок “Город Мастеров” носит интегрированный характер.  Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира,  объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах  реализации человеческой деятельности, целью которой является воспитание творческой,  активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству  и готовой применить все свои знания и умения на практике, совершенствование умений и  навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих  способностей учащихся.  В связи с этим вытекают следующие задачи кружка:  – развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли,  любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно­ логического мышления, речи) и особенно творческих способностей детей (основ  творческой деятельности целом и элементов технологического и конструкторского  мышления в частности);  – формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека,  о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;  – воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам,  способность детей “чувствовать материал”, умение видеть положительные и отрицательныестороны технического прогресса, уважения к людям труда и результатам трудовой  деятельности предшествующих поколений;  – овладение школьниками элементарными обобщенными технико­ технологическими, организационно­экономическими знаниями; – расширение и обогащение личного жизненного практического опыта учащихся, их представления о  профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в  жизни человека.  Занятия призваны способствовать развитию у школьников художественного вкуса  как составной части материальной и духовной культуры. Творческое развитие школьников  осуществляется через знакомство с произведениями декоративно­прикладного искусства,  образцами дизайнерских разработок. Творчески активная деятельность в процессе  обучения формирует так же у них ряд качеств, которые в конечном итоге положительно  скажутся на их характере.  Это можно увидеть на примере кружка “Город мастеров”, где итогом  преобразовательной деятельности школьников являются творческие проекты, которые  позволяют вы­ являть и развивать творческие возможности и способности школьников,  учить решать новые нетиповые задачи. Так учащейся 8 класса МБОУ СОШ с. Ермолаево,  Кинзябулатовой Гульназ, было предложено несколько вариантов выполнение изделий в  технике выжигания по ткани: украшение быта, картина, панно, сувенир. Изучив все  варианты предложенные руководителем кружка, она выбрала панно в технике  гильоширования. С разработанным творческим проектом “Без особых хлопот” в этой  технике она приняла участие в 2014 году в конкурсе творческих проектов школьников  среди учащихся 8­11 классов городских и сельских общеобразовательных учреждений на  базе естественнона­ учного факультета Стерлитамакского филиала Башкирского  государственного университета, проводимым кафедрой технологии и общетехнических  дисциплин.  Занимаясь в кружке “Город Мастеров” учащиеся на практике применяют знания и  развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам – физике (работа выжигательного аппарата), ИЗО (цветовая композиция), химии (свойства синтетических волокон), экономике  (экономические расчеты) и т.д.  Весь процесс обучения имеет творческий воспитательный характер, определённую  художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эс­ тетическим требованиям, является общественно полезным.  Библиографический список  1. Теплов Б.М. Способности и одаренность: Избр. психол. труды. — М:  Просвещение, 2004. — Т.1. — 328 с.  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.  3. Харламов И.Ф. Психология. — М.: Гардарики, 2007. — 520 с. Секция  “Психолого­педагогические проблемы образования”Ломоносовские чтения на Алтае 2213  4. Широкова С.Ю. Теория и методика обучения технологии: Текст лекций для  студен­ тов, обучающихся по специальности 050502.65 “Технология и  предпринимательство”. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. — 82 с. 5.Ясинский А.В. Организация кружковых занятий: Пособие для учителей. — М.: Про­  свещение, 2004. — 192 с.

Посмотрите также