Развитие творческих способностей у детей на уроках сольфеджио
Оценка 4.7
Лекции
docx
музыка +1
Взрослым
19.11.2018
На уроках сольфеджио в музыкальной школе большую роль играет музыкальная грамота. Этот предмет для детей является самым трудным,поэтому цель учителя заинтересовать и вовлечь детей в игровой форме к изучению программы и научить самим сочинять мелодии. творческие задания могут быть как школьными. так и домашними.Дети в младшем возрасте легче вовлекаются в творческий процесс, так как они раскрепощены, обладают большим воображением.
развитие тв способн.docx
Преподаватель
теоретического отделения
КГКП ДМШ №3
Рахимжанова Г. Т.
Доклад
На тему: «Развитие творческих способностей
учащихся на уроках теоретического цикла»
г. Караганда 2016 Преподавание сольфеджио имеет более чем тысячелетнюю
историю. За это время задачи предмета не изменялись, а
расширялись и усложнялись. Кроме чтения нот и умения
правильно интонировать мелодию, постепенно сольфеджио
взяло на себя функции по развитию чувства ритма,
гармонического слуха. На сегодняшний день можно смело
говорить о том,
что именно сольфеджио является
единственной дисциплиной, развивающей все элементы
музыкальных способностей.
Современное сольфеджио
пытается решить важную задачу – сформировать и развить
музыкальное мышление,
без которого невозможно
полноценная музыкальная деятельность : ни слушание музыки,
ни исполнение, ни сочинение. Живой интерес к предмету
может вызвать только творческое общение с музыкой,
познание предмета через развитие творческих навыков
учащихся.
На уроке сольфеджио творческая работа
выстраивается в логическую систему упражнений, которые
связаны с каждым разделом курса, служат закреплению
теоретических знаний учащихся, умению читать с листа и
писать диктант. Творческие методы и приемы помогают
наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности
каждого ученика, а также повышают мотивацию и интерес к
предмету. Знания, полученные на уроке, будут прочнее, если
их грамотно применить на практике в творческих заданиях. В
этом случае развивается самостоятельность мышления, умение
сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Еще в прошлом веке исследователи, ученые, внесшие
большой вклад в развитие психологии и методики
музыкального обучения и воспитания, такие как Б.Астафьев,
Б.Теплов, в своих работах поднимали проблему развития
творческих способностей учащихся. Важно предоставить
ребенку возможность раскрыть свои задатки и развить.
Предмет «Сольфеджио» является практической
дисциплиной, где вырабатывается определенная система
знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Опыт работы в школе и
наблюдение за детьми показали, что творческие задания в
процессе обучения играют огромную роль. Наряду с
традиционными разделами учебной программы (вокально-
интонационная, сольфеджирование, музыкальный диктант,
воспитание чувства метро-ритма, слуховой анализ) все большее
внимание уделяется развитию творческих навыков. Творчество
вызывает интерес к предмету, но сольфеджио, где большую
роль играет музыкальная грамота, получила среди музыкантов
славу дисциплины, отпугивающей учеников, слишком многое
требует кропотливого труда, который ребенка утомляет.
Поэтому за время обучения в школе многие учащиеся не
раскрывают своих творческих возможностей и способностей, не
умеют подбирать по слуху, музицировать и импровизировать.
Не все дети обладают яркими музыкальными способностями.
Один ученик, например, может плохо интонировать, но хорошо
слышать, другой может плохо запоминать мелодию, зато
идеально слышать аккорды,
третий может хорошо
фиксировать высоту нот, но ошибаться в ритме. В момент
творческой работы ребенок психологически раскрепощается,
становится смелее, начинает аналитически мыслить. На уроке
создается атмосфера творческой увлеченности. Это вызывает
интерес, положительные эмоции – все это способствует
лучшему запоминанию материала, влияет на развитие
музыкального слуха, памяти, воображения.
В творческий процесс должны быть вовлечены все ученики
без исключения, независимо от уровня способностей.
Творческие задания могут быть как классными, так и
домашними. Задания даются в игровой форме. Это создает на
уроке атмосферу непринужденности. Любое, даже самое
сложное задание можно превратить в увлекательную игру.
Игровая форма урока будет только способствовать развитию
индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
Игра сплачивает, воспитывает ответственность, адаптирует и
психологически раскрепощает ребенка с первых дней пребывания его в мире музыки. Но творческую работу
необходимо начинать лишь после того, как у детей накопиться
хотя бы небольшой запас музыкальных впечатлений и знаний.
Начать заниматься творчеством целесообразно как можно
раньше. Давно замечено, что малыши гораздо лучше
включаются в творческий процесс, чем учащиеся средних и
старших классов, и эту особенность активности возраста нужно
всецело поощрять и развивать.
Воспитание творческих навыков должно начинаться сдо
нотного периода и основываться на опыте, приобретенном
детьми в процессе общения с музыкой. У детей младшего
возраста очень богатое воображение, меньше развито чувство
самокритичности и поэтому, они охотно откликаются на любое
задание, даже если их сочинение является не совсем удачным.
Малыши проявляют творчество в любом деле, если создать им
все условия для самовыражения. Поистине фантазиям ребенка
нет границ. Чувствуя поддержку преподавателя даже самый
малоактивный ребенок не останется в стороне и включается в
творческий процесс. Слушание музыки и ее обсуждение
развивает творческую фантазию, помогает понять, какими
средствами музыкальной выразительности композитор создает
соответствующий образ или настроение. Дети не только
рассказывают о музыке, но и передают в рисунках свои
впечатления. Они проявляют творчество не только в рисовании,
пении, но и в сочинении небольших вариаций на знакомые
песни.
Полезно показать детям разные средства варьирования
мелодии. После прослушивания вариаций выяснить, что
изменилось в мелодии. Показать, как меняется ритмический
рисунок, как можно изменить мелодию (опевание звуков,
вспомогательные и проходящие звуки). Нужно рассказать, что
в мелодии можно изменить размер, лад, темп, регистр и т.д.
Средства варьирования могут применяться как в отдельности,
так и в различных сочетаниях. При работе с учеником важно бережно относиться к
результатам детского творчества. Развитие творческих
навыков на уроках сольфеджио активизируют слуховое
внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха
( ладо- интонационный, гармонический, чувства метроритма,
музыкальную память), а также
развивают вкус и
наблюдательность. Творческие методы и приемы помогаю
наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности
каждого ученика, а также повышают мотивацию и интерес к
предмету. Знания, полученные на уроке, будут прочнее, если
их грамотно применить на практике в творческих заданиях.
В самых младших группах дети еще не в состоянии записать и
грамотно оформить сочиненную песенку. Поэтому акцент
можно сделать на устное творчество: дети охотно допевают
ответные фразы на предложенные слова,
сочиняют
музыкальные диалоги. Непосредственно, подготовительным
этапом к сочинению музыки может являться двигательная
импровизация под музыку. Подготовительным упражнением к
такой импровизации может быть слушание музыкального
отрывка, а затем обсуждение услышанного. Можно предложить
детям импровизировать под музыку, представляя
себя
множество и дети их с
деревом, птицей. Вариантов
удовольствием придумают. Совместные импровизации учат
слушать не только музыку, но и друг друга. Буквально на
первых уроках первоклашки знакомятся с понятиями
«регистр», «темп», «динамика», «штрихи». Основным видом
творчества у детей является импровизация. Это может быть
:допевание отдельной фразы, импровизация на данный
ритмический рисунок, мелодизация данного или собственного
текста, а также ритмическая, а затем и мелодическая
импровизация на простейших музыкальных инструментах
(барабаны, бубны, металлофоны и т.д.). Могут быть и другие
упражнения: импровизация ритмического аккомпанемента к
песне, к мелодии, сочинение мелодий коллективно (цепочкой) в
определенном жанре, характере (песня, марш, танец). Лучше давать задания с текстом , т.к. эти повышается интерес
учащихся. «Досочинение» недостающих звуков, тактов лучше
делать так: первые 2-3 такта дети записывают как диктант или
списывают с доски, остальное досочинят самостоятельно
каждый. Позже можно давать примеры для письменной
импровизации и без текста. Мелодия должна заканчиваться на
тонике. Если песня дается с текстом, то самим ученикам нужно
определить высоту, ритмическое строение будущей мелодии.
Импровизировать следует начинать тогда, когда дети станут
различать длительности ( восьмые, четверти, половинные);
будут иметь представление о диезах и бемолях. На первых
порах мелодии очень короткие, два-три слова. В самом начале
можно начать с короткихпопевок. Можно организовать
«музыкальные разговоры», перекличку. Например: один
ребенок может вызвать другого напевая: «Лена, ты где?.- Я
здесь!» Для начала это делает педагог и вопрос, и ответ. Затем
ребята охотно втягиваются в игру – пение. Вопросы- ответы
постепенно усложняются. Объем текста увеличивается. Со
временем можно предложить детям прохлопать ритм своих
импровизаций, подобрать их на инструменте. Еще один яркий
пример импровизации на фортепиано связан с темой
«Интервалы». При изучении темы очень важно сосредоточить
внимание учащихся на акустической окраске каждого
интервала, их индивидуальной неповторимости. Темы задания
для
соответственно
выразительным возможностям каждого интервала.
В
импровизациях, сочинениях учитель получает возможность
контролировать процесс усвоения тех или иных теоретических
сведений, следить за развитием ученика, выявлять степень его
музыкальности, рост творческих возможностей. Импровизация
позволяет не только творить, но и уже в процессе учебы
пользоваться полученными навыками и знаниями, тем самым,
закрепляя их. Одним из начальных этапов сочинительства
является сочинение мелодии на 2-3 ступенях на стих, в
результате чего получается множество вариантов, которые
пропеваются вместе с учителем. На этом простом задании дети
импровизации
подбираются учатся понимать выразительное значение мелодии и характер
ритма. Следует познакомить детей с правилами композиции,
которые следует соблюдать при сочинении мелодии:
- минимум средств – максимум выразительности(т.е. звуков как
можно меньше, а красоты и смысла – как можно больше);
- единство ритма;
- единство интонации;
- повторность музыкальных построений: мотивы, фразы,
предложения, из которых состоит тема, повторяются либо без
всяких изменений ( остинатность), либо с изменениями
высотного или ритмического характера.
В начале творческие задания лучше проводить на уроке.
Каждое задание педагог подробно объясняет, показывает свои
примеры. Предложенные детям мелодии анализируются.
Коллективное обсуждение очень полезно. Все обсуждения
сочинений должны проходить в доброжелательной обстановке.
Главное вовремя похвалить ребенка за удачную находку, а
слабые работы оценивать осторожно и тактично. Одним из
главных факторов развития творческих способностей на уроках
должна быть систематическая и целенаправленная работа, а
результат не заставит себя ждать.
В старших классах полезно обратиться к заданиям на
сочинение без текстовых мелодий, с применением более
сложных ритмов ( пунктиры, синкопы, залигованные ноты). Уже
во 2 классе при изучении параллельных тональностей дети
знакомятся с изменением лада, тональности. Слух учащихся
подготавливается для освоения понятия модуляция. Такие
явления как смена лада, переход в другую тональность чутко
улавливается детьми. По мере усложнения учебного материала
в сочинениях используются модуляции.
Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио является
неотъемлемой частью педагогического процесса. Творческая инициатива учащихся в процессе обучения играет огромную
роль. Она способствует более эмоциональному и вместе с тем
осмысленному отношению к музыке. Вызывает интерес к
предмету,
обеспечивая успешность его освоения и
использования теоретических знаний в исполнительской
практике. Все, что познал ребенок на уроках теории, должен
научиться использовать на практике. Известный психолог Б.М.
Теплов отмечал: « Ранее включение детей в творческую
деятельность очень полезно для художественного развития,
вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его
потребностям и возможностям»
Главная цель творческих заданий – пробудить интерес к
глубокому и разностороннему изучению музыки и всего
искусства в целом, сформировать устойчивую и безусловную
потребность в развитии своих дарований. Это будет
способствовать развитию в детях музыкальной, творческой
индивидуальности, способной создавать и по достоинству
ценить художественные образцы мирового музыкального
искусства.
Развитие творческих способностей у детей на уроках сольфеджио
Развитие творческих способностей у детей на уроках сольфеджио
Развитие творческих способностей у детей на уроках сольфеджио
Развитие творческих способностей у детей на уроках сольфеджио
Развитие творческих способностей у детей на уроках сольфеджио
Развитие творческих способностей у детей на уроках сольфеджио
Развитие творческих способностей у детей на уроках сольфеджио
Развитие творческих способностей у детей на уроках сольфеджио
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.