«Развитие творческих способностей учащихся через создание школьной газеты»
Оценка 5
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
10 кл
14.09.2017
Школьную газету можно рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания свободной, думающей, толерантной личности ребенка; это и профессиональная ориентация школьника. Журналистика, как школьный предмет позволяет в большом объёме отработать навыки создания собственного текста и получения информации из любых источников, что особенно актуально в современной жизни. Кроме того, курс журналистики помогает ученикам лучше прочувствовать слово, научиться использовать выразительные средства родного языка, реализовать свои творческие и литературные способности.
описание опыта работы.doc
«Развитие творческих способностей учащихся через создание школьной
Описание опыта работы
газеты»
Современный человек живет в постоянном потоке информации. Его
успешность зависит от умения использовать эту информацию, а также добывать
новую. Подобные навыки формируются со школьной парты. Пользоваться
словарями, получать необходимые сведения из учебников, внешкольной
литературы, энциклопедий учатся на протяжении всех 11 лет обучения в школе.
Ученик применяет полученные знания на практике, и результатом его труда
становится какойлибо уникальный продукт сочинение, реферат, доклад,
проект... Один из путей овладения необходимыми навыками элективный курс
журналистики.
Что же такое – школьная газета?
Трибуна для высказывания своей точки зрения?
Эффективный информативный инструмент?
Пространство для сближения поколений? …
Вовсе необязательно,
средство воспитания свободной,
Школьную газету можно рассматривать и как средство создания в школе
настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования
общественного мнения,
думающей,
толерантной личности ребенка; это и профессиональная ориентация школьника.
Профессия журналиста чрезвычайно широко востребована сегодня. Журналист
всегда стремится опережать события и быть в авангарде. Стоит только
заинтересовать учащихся, позволить им приобщиться к этой профессии – и
мотивация к овладению навыками подбора, структурирования и преподнесения
информации значительно повысится.
что все
занимающиеся в школе журналистикой свяжут с ней своё будущее. Но
соприкосновение с этим интереснейшим миром даст свои результаты – опыт
творческого постижения новых граней русского языка.
Ориентируясь на предлагаемые сегодня разработки элективных курсов, я
составила программу «Основы журналистики»,
адаптированную для
обучающихся 10 класса.
Цель курса
«Основы журналистики» – дать понятие о сути журналистской
специализации, психологии журналистского труда и творчества, основное
внимание уделить методике создания журналистского произведения, его
образным компонентам и композиционному построению журналистского
произведения, познакомить обучающихся с методами сбора информации, ее
обработки и распространения.
Основными задачами курса являются:
1. Знакомство с основами профессии журналиста,
2. закрепление навыков грамотности, речевой культуры,
3. умение писать сочинения разных жанров,
9 4. совершенствование умения обучающихся ориентироваться в современном
потоке информации,
5. развитие культуры поведения в процессе коммуникативного общения,
6. содействие воспитанию гражданских, нравственных качеств личности
(ответственность, порядочность, правдивость),
7. формирование начальных представлений о специфике профессиональных
и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой
профессии
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на
формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного
общения.
Новизна курса состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на
уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как
единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела,
побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и
творческие способности.
Курс «Основа журналистики» базируется на концепции профильного обучения,
он повышает речевую и письменную грамотность, формирует социальную
активность учащихся.
Материал курса разбит на 3 блока:
1. Теоретическая часть (лекции, беседы, сообщения):
А. Общее понятие о журналистике (специализация, качества)
Б. Общее понятие о газете (композиция, рубрики, жанры)
2. Практическая часть (деловые и ролевые игры):
а. Подготовка и проведение интервью, репортажа
б. Выполнение заданий, связанных с деятельностью журналиста
(аналитическая работа с газетой, написание статей)
3. Подведение итогов (деловая игра): ежемесячный выпуск школьной газеты.
На занятиях использую следующие виды деятельности учащихся:
1. запись лекционного материала и его воспроизведение;
2. собеседования;
3. устные сообщения с последующей дискуссией;
4. работа с газетножурнальными публикациями;
5. лингвистический анализ текста;
6.
тестирование;
7. анкетирование;
8. ролевые игры;
9. практические работы;
10.творческие работы.
На занятиях курса учащиеся знакомятся с особенностями жанров и стилей
СМИ, овладевают навыками написания статей различных жанров, практикуются
в редактировании текстов, приобретают опыт поиска и отбора материалов,
10 посвященных определенной теме. Важно отметить, что кропотливая и системная
работа с текстами ведет к повышению общей грамотности учащихся, теория
тесно переплетается с практикой.
Как же изо дня в день развить у школьников умение работать с текстом,
которое очень пригодится им в будущем?
Каждое занятие по журналистике начинается с лингвистической разминки. В
нее входят небольшие по объему задания по стилистике, культуре речи,
орфографии, пунктуации. Ребята получают карточки с заданиями. Им
предлагается выбрать из предложенных вариантов один, подходящий к
контексту, либо исправить ошибочное употребление слова, оборота,
согласования. Задания по этой части можно найти в учебниках по стилистике,
культуре речи, журналистике. Материалы проходят строгий отбор, потому что
упражнения должны быть интересны и доступны десятиклассникам. Оживить
эту работу можно, подобрав примеры с забавными нарушениями речевых норм.
Позже подключаются ребята к поиску окказионализмов и журналистских ляпов.
На первых занятиях элективного курса повторили теорию стилей языка,
особое внимание уделили публицистическому, так как именно с ним предстоит
работать юным журналистам. В рамках изучения публицистического стиля
нужно затронуть ораторское искусство. Дается задание выступить с публичной
речью, используя все отмеченные на занятиях признаки публицистического
стиля. Главные критерии – убедительность оратора, грамотность языка,
содержательность и злободневность, достиг ли выступающий цели, которую он
ставил перед собой… Подготовленные участниками курса выступления
наглядная иллюстрация к тому, как важно хорошо продумывать и четко
структурировать публичную речь, в том числе устные доклады, ответы у доски.
Большую часть урока посвящаю теории. Разговор о журналистике начинаю с
любопытных фактов из ее истории, задач и специфике профессии, видов СМИ
В течение курса школьники изучают этапы работы над материалом – от
составления плана до подбора заголовка, узнают, как подготовиться и взять
интервью, сами формулируют главные заповеди журналиста.
С начала существования газеты мы придерживаемся принципов, которые
необходимы для коллективной работы:
o Уважение к читателям и авторам газеты,
o Создание положительного образа педагога, ученика и школы,
o Учитывать, что о каждом ученике читают его родители,
o Газета должна учить и воспитывать,
o Стиль и грамматика материала должны соответствовать научным
стандартам;
o Писать только то, о чём знаешь,
o Не замыкаться в стенах школы,
o Проявлять заинтересованность и проявлять творчество,
o Не оскорблять и не унижать печатным словом.
11 На следующем этапе занятия ребята получают раздаточные газетные
материалы, и начинается работа с готовым печатным текстом: восстановить
план, по которому автор писал статью, найти особенности публицистического
стиля либо конкретного жанра, найти и исправить допущенные нарушения
стилистических норм… После изучения какого либо жанра СМИ, даю ребятам
задание написать материал в этом жанре. В таком случае следующее занятие
посвящаю чтению и разбору принесенных текстов. Творческая часть занятия
может быть посвящена и коллективной разработке структуры статьи
определенного жанра, определенной тематики (Осенний бал, День Святого
Валентина, Новый год и тд.) В такой творческой лаборатории мы попробовали
разработать концепцию издания газеты «Паутинка», коллективная работа очень
интересна и плодотворна. Сегодня от выпускников школы требуются не только
знания, но и активность, инициативность, наблюдательность, способность
принимать решения в трудной ситуации. Все это он может реализовать на
страницах школьной газеты.
«Газета – это история мира за сутки. Это история мира, в котором мы живем
и события которого интересуют нас больше, чем относящиеся к прошлому,
существующему лишь в памяти» (А. Шопенгауэр)
«Паутинка» позволяет подросткам научиться высказывать свои мысли.
Познать себя, открыть мир, исполняет роль посредника между школой и
подростками, подростками и родителями, учителями и детьми, учителями и
родителями, то есть между поколениями. С помощью газеты ребята могут
ощутить себя социально значимыми, быть признанными другими. Попутно
подросток узнает многое из жизни школы, друзей, деятельности учителей.
На занятиях журналистики углубляемся в каждый из жанров, особенно много
времени посвящаем жанру очерка, заметки, репортажу, интервью. На занятиях
более детально знакомимся с композицией журналистского текста, с понятием
«лида», предлагаю работать с черновиком, отрабатывать навык редактирования
текста.
Юные журналисты получают индивидуальные задания: поиск примеров текста
какоголибо жанра, опубликованных в прессе; написание материалов на
заданную тему; переписывание собственных текстов в соответствии с правками,
сделанными в классе; на примере газетного материала проиллюстрировать
особенности языка СМИ; определить тип заголовка; написать статью, используя
повествование, описание, рассуждение…
На протяжении учебного года проводятся небольшие проверочные работы по
теории, написание статей в определенном жанре, используя все его изученные
особенности.
После первого полугодия занятий на элективном курсе «Основы
журналистики» я задала им вопрос, помог ли опыт, приобретенный на занятиях
журналистикой, в школьной жизни. И ответ был положительный! Вопервых,
ребята заметили, что им стало проще писать сочинения, так как каждая статья,
12 как и любое сочинение, всегда начинается с плана. А как известно, этот этап
всегда вызывает у школьников значительные затруднения. Вовторых, стала
более понятна структура любой работы, обязательность таких ее частей, как
вступление и заключение, стало более очевидно их содержание. Ребята
отмечали, что при подготовке докладов им легче собирать информацию и
особенно ценно, ученики могут отредактировать собственную работу, учитывая
нормы стилистики языка. Все это поможет при подготовке и сдаче ЕГЭ по
русскому языку.
Благодаря проделанной работе школьники значительно повысили уровень
владения компьютера, получили большой опыт поиска нужной информации в
интернете, учащиеся стали чаще обращаться в учебной деятельности к
различным словарям, энциклопедиям и справочникам в ходе подготовки
домашних заданий. Работа над текстами помогает глубже понять особенности
различных жанров и через творческую деятельность формировать не только
коммуникативную компетентность, но и интерес предметам.
Кроме того, ребята творчески подошли к заданиям, некоторые из них
написали интересные рассказы, очерки, заметки о прошедших школьных
мероприятиях (вечерах, встречах, открытых уроках, праздниках и тд.),
иллюстрированные фотографиями (например, фотоколлаж «Трудовое лето
2010»).
Результатом работы курса является газета «Паутинка», девиз которой: «Вести
школы осветим – в «Паутинку» поместим». Паутинка – это сплетение новостей
школьной жизни. Ребята распределили обязанности по изданию газеты. У нас
есть главный редактор, фотограф, корреспонденты, корректоры, наборщик
текстов, оформитель. Надеемся в будущем распространить газету среди
населения села, чтобы она стала частью нашей школы, ее визитной карточкой.
30 ноября 2010 года во дворце Детского и Юношеского творчества прошел 6
областной конкурс молодежных СМИ «PROрыв2010», направленный на
повышение уровня информационной культуры молодежи. Наша школа получила
свидетельство, подтверждающее, что газета «Паутинка» входит в Реестр
молодежных средств массовой информации Курганской области в 2011 году,
был вручен диплом за участие и новые блокноты журналиста.
Работа элективного курса продолжается, ребята выпускают очередной номер
газеты «Паутинка», запланированы выезды на интервью с людьми интересных
профессий, беседы с руководителями школьного и сельского музеев, с
работниками ДК, с главой сельской администрации.
В ближайшее время их ждет встреча с профессиональным редактором, а
также поездка в редакцию районной газеты «Сельская новь».
Таким образом, вряд ли кто сможет оспорить важность для школьника
введенного в программу дополнительного образования элективного курса
«Основы журналистики». Тем более только журналистика, как школьный
предмет позволяет в большом объёме отработать навыки создания собственного
13 текста и получения информации из любых источников, что особенно актуально в
современной жизни. Кроме того, курс журналистики помогает ученикам лучше
прочувствовать слово, научиться использовать выразительные средства родного
языка, реализовать свои творческие и литературные способности.
14
«Развитие творческих способностей учащихся через создание школьной газеты»
«Развитие творческих способностей учащихся через создание школьной газеты»
«Развитие творческих способностей учащихся через создание школьной газеты»
«Развитие творческих способностей учащихся через создание школьной газеты»
«Развитие творческих способностей учащихся через создание школьной газеты»
«Развитие творческих способностей учащихся через создание школьной газеты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.