Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Оценка 5

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
13.11.2018
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что позволяет ребёнку стать учеником, настоящим учеником, умеющим не зазубривать, а делать открытия, радоваться этим открытиям и стремиться к новым. В настоящее время происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления, но продуктивность мыслительной деятельности школьников, гибкость мышления, развитие творческого воображения, к сожалению, остается далеко позади от их возможностей.
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы .doc
Развитие творческих способностей  учащихся начальной школы на уроках  литературного чтения, русского языка,  математики и технологии Автор: Лукина Елена Алексеевна  Учитель начальных классов  Тема: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках  литературного чтения, русского языка, математики и технологии»  Я считаю, что творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой  деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой  индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования.  Творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку  творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и  реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И  если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме  средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в  младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда  ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные  ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной  деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала.  Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой  учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо  управлять, придерживаясь следующих требований:  внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности  детей;  стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя;     всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи.  Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников  необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в  решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают  совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем  человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и  формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.  Содержание математического образования ориентировано на формирование  самостоятельности и культуры мышления младших школьников, обще учебных умений,  которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном  диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя  пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления  соответствия своих действий намеченному плану.  Изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных  понятий самое важное ­ помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно  действенного мышления к отвлеченно – понятийному.  Следовательно процесс обучения должен подойти к формуле:  ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ,      которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации. Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по  желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют  формированию положительного отношения к заданиям проблемно ­ поискового характера,  критичности мышления и умению проводить мини­исследования; содействуют проявлению  более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений;  приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в  предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении  уверенности в себе.  Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И  каждое дело – задача, то более, то менее трудная.  При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто  новое. Вот здесь­то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность,  умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости­все то, что в  совокупности и составляет творческие способности.  Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.  Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной  детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что  те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных,  талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях  выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это,  значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип  выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.  «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».  Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через  приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1­го класса.  Кому нужны творческие способности?  Ускорение научно­технического прогресса будет зависеть от количества и качества,  творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники  и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала  народа. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в  большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….  Значение периода детства для развития творческих способностей Любые задатки, прежде  чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы  жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать  их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.  Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка  разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним  просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего.  Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!  Когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить, процесс познания мира в это время  идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда­либо, вынужден  заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.  Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного  овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы  жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия  между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.  Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни –  самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.  Развитие интереса к творчеству Детские творческие игры – явление многообразное. Их  содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью  творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно­ образовательной  работе с детьми.  Детское творчество особенно ярко проявляется в играх­драматизациях.  Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра  учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни  в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность,  самостоятельность.  Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются  определенные трудности.  Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы,  личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм,  необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы,  рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.  Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой  показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить  игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей,  снятия у них напряжения. Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:  1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;  2. Функция формирования творческих способностей;  3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.  Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.  Можно выделить следующие основные условия проведения игр:  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.  2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание  слушать, участвовать в игре.  3. Необходимость включение педагога в игру.  4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.  5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания,  доверия и сопереживания.  6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.  Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и  творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.  Очень многие вопросы волнуют меня как учителя начальных классов в период обучения  грамоте и при дальнейшем обучении чтению, говорению, письму, пересказу,  сочинительству… Работая с ребятами начальных классов, всегда задаю себе вопросы:  содержательна ли речь моих учеников? Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и  других средств языка? Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с  точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии?  Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками,  необходим огромный труд учителя. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает  свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь  проводить на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького  человека.  Как же этого достичь? Совсем нелегко. Тот, кто работал с учениками начальных классов,  хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание  неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли,  надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да.  Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в мир красок,  звуков, фантазии, света, сказки, творчества.  Часто использую на уроках дидактические игры. Игра – это органическая форма  деятельности младшего школьника. Она способствует созданию у учеников  эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе,  улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие  способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и  быстрее?», особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и  закрепления.  Вот несколько игр, используемых мною: «Отгадайте, кого я называю?». Цель этой игры ­  развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.  Я предлагаю встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков я  сделаю. Например, хлопаю 3 раза, после чего должны встать дети, чьи имена состоят из 3  слогов. Например: Се – рё ­ жа, Ма –ри – на, На – та – ша и др.  Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её ­ развитие умения  правильно соотносить названия предметов и действий.  У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром,  солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут,  падает, метёт, гремит, печёт и др.  Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово,  обозначающее действие. Выигрывает тот ученик, кто первым составит пары слов.  Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения,  нестандартные уроки, например : урок КВН, урок – путешествие, урок ­ праздник, урок –  игра, урок ­ исследование.  Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды, сочиняют четверостишия,  пишут сочинения. Всё это оформляется в книжки­малышки: «Мои сказки», «Загадки»,  «Кроссворды»  Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно  творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить  и на этом основании сделать вывод, например: чей план из написанных на доске более  удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться,  следуя сказанному в этом вопросе? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по  первоначальному чтению тексте открыть что­то новое для себя, ранее ими не замеченное,  сосредоточить внимание на главном. Так, знакомясь с содержанием отрывка из сказки С.  Маршака "Двенадцать месяцев”, дети первый раз и не заметили, какой из братьев – месяцев оказался самым строгим к Падчерице. Затем, глядя на её поведение и трудолюбие, и этот  братец стал снисходительным и добрым к ней. А почему? Дети нашли в тексте слова,  характеризующие каждого героя, а затем сделали вывод. А когда инсценировали эту  сказку, дети старались голосом и жестами показать характер каждого героя и его  отношение к другим персонажам. Дети очень любят минутки поэзии. Звучат на уроке стихи Пушкина, Есенина и других мастеров слова. Дети читают и стихи собственного сочинения.

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018