Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
13.11.2018
Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что позволяет ребёнку стать учеником, настоящим учеником, умеющим не зазубривать, а делать открытия, радоваться этим открытиям и стремиться к новым.
В настоящее время происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления, но продуктивность мыслительной деятельности школьников, гибкость мышления, развитие творческого воображения, к сожалению, остается далеко позади от их возможностей.
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы .doc
Развитие творческих способностей
учащихся начальной школы на уроках
литературного чтения, русского языка,
математики и технологии
Автор: Лукина Елена Алексеевна
Учитель начальных классов
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках
литературного чтения, русского языка, математики и технологии»
Я считаю, что творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой
деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой
индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования.
Творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку
творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и
реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И
если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме
средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в
младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда
ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные
ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной
деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала.
Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой
учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо
управлять, придерживаясь следующих требований:
внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности
детей;
стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя;
всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои
креативные идеи.
Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников
необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в
решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают
совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем
человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и
формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.
Содержание математического образования ориентировано на формирование
самостоятельности и культуры мышления младших школьников, обще учебных умений,
которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном
диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя
пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления
соответствия своих действий намеченному плану.
Изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных
понятий самое важное помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно
действенного мышления к отвлеченно – понятийному.
Следовательно процесс обучения должен подойти к формуле:
ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ,
которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.
Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по
желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют
формированию положительного отношения к заданиям проблемно поискового характера,
критичности мышления и умению проводить миниисследования; содействуют проявлению
более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений;
приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в
предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении
уверенности в себе.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И
каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто
новое. Вот здесьто и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность,
умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимостивсе то, что в
совокупности и составляет творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной
детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что
те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных,
талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях
выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это,
значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип
выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают
в труде и гибнут в бездействие».
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через
приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1го класса.
Кому нужны творческие способности?
Ускорение научнотехнического прогресса будет зависеть от количества и качества,
творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники
и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала
народа. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в
большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа,
все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….
Значение периода детства для развития творческих способностей Любые задатки, прежде
чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы
жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать
их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка
разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним
просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего.
Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!
Когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить, процесс познания мира в это время
идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когдалибо, вынужден
заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.
Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного
овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы
жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия
между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.
Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни –
самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды,
которые останутся на всю жизнь.
Развитие интереса к творчеству Детские творческие игры – явление многообразное. Их
содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью
творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно образовательной
работе с детьми.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играхдраматизациях.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра
учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни
в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность,
самостоятельность.
Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются
определенные трудности.
Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы,
личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм,
необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы,
рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.
Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой
показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить
игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей,
снятия у них напряжения. Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
2. Функция формирования творческих способностей;
3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.
Можно выделить следующие основные условия проведения игр:
1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.
2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание
слушать, участвовать в игре.
3. Необходимость включение педагога в игру.
4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания,
доверия и сопереживания.
6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и
творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Очень многие вопросы волнуют меня как учителя начальных классов в период обучения
грамоте и при дальнейшем обучении чтению, говорению, письму, пересказу,
сочинительству… Работая с ребятами начальных классов, всегда задаю себе вопросы:
содержательна ли речь моих учеников? Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и
других средств языка? Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с
точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии?
Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками,
необходим огромный труд учителя. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает
свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь
проводить на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького
человека.
Как же этого достичь? Совсем нелегко. Тот, кто работал с учениками начальных классов,
хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание
неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с
помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли,
надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да.
Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в мир красок,
звуков, фантазии, света, сказки, творчества.
Часто использую на уроках дидактические игры. Игра – это органическая форма
деятельности младшего школьника. Она способствует созданию у учеников
эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе,
улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие
способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и
быстрее?», особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и
закрепления.
Вот несколько игр, используемых мною: «Отгадайте, кого я называю?». Цель этой игры
развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Я предлагаю встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков я
сделаю. Например, хлопаю 3 раза, после чего должны встать дети, чьи имена состоят из 3
слогов. Например: Се – рё жа, Ма –ри – на, На – та – ша и др.
Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её развитие умения
правильно соотносить названия предметов и действий.
У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром,
солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут,
падает, метёт, гремит, печёт и др.
Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово,
обозначающее действие. Выигрывает тот ученик, кто первым составит пары слов.
Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения,
нестандартные уроки, например : урок КВН, урок – путешествие, урок праздник, урок –
игра, урок исследование.
Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды, сочиняют четверостишия,
пишут сочинения. Всё это оформляется в книжкималышки: «Мои сказки», «Загадки»,
«Кроссворды»
Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно
творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить
и на этом основании сделать вывод, например: чей план из написанных на доске более
удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться,
следуя сказанному в этом вопросе? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по
первоначальному чтению тексте открыть чтото новое для себя, ранее ими не замеченное,
сосредоточить внимание на главном. Так, знакомясь с содержанием отрывка из сказки С.
Маршака "Двенадцать месяцев”, дети первый раз и не заметили, какой из братьев – месяцев
оказался самым строгим к Падчерице. Затем, глядя на её поведение и трудолюбие, и этот
братец стал снисходительным и добрым к ней. А почему? Дети нашли в тексте слова,
характеризующие каждого героя, а затем сделали вывод. А когда инсценировали эту
сказку, дети старались голосом и жестами показать характер каждого героя и его
отношение к другим персонажам. Дети очень любят минутки поэзии. Звучат на уроке стихи
Пушкина, Есенина и других мастеров слова. Дети читают и стихи собственного сочинения.
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.