Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
13.11.2018
Цель моей педагогической деятельности – создание благоприятных условий для сформированности личностных и метапредметных универсальных учебных действий у каждого ребенка, делая опору на его личностный потенциал.
Этими условиями являются:
- целенаправленность и систематичность;
-творческая среда;
- психологический комфорт;
- личность учителя;
- учет возрастных особенностей.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
-формирование адекватной самооценки, мотивации к учению, веры в свои собственные силы;
-развитие познавательных процессов;
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- развитие творческого воображения;
-развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
-воспитание коммуникативной культуры и навыков эффективного сотрудничества.
Эффективность использования технологии развития творческих способностей учащихся начальной школы.doc
«Эффективность использования технологии развития творческих
способностей учащихся на уроках начальной школы.»
«Самое короткое выражение смысла жизни
такое: мир движется, совершенствуется,
задача человека – участвовать в этом
движении, подчиняясь и содействуя тому.
Л.Н.Толстой.
Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт
нам, учителям, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск –
это то, что позволяет ребёнку стать учеником, настоящим учеником, умеющим не
зазубривать, а делать открытия, радоваться этим открытиям и стремиться к новым.
В настоящее время происходит увеличение объема знаний человека в структуре
мышления, но продуктивность мыслительной деятельности школьников, гибкость
мышления, развитие творческого воображения, к сожалению, остается далеко позади
от их возможностей.
Творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку
творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и
реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей.
И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме
средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в
младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда
ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные
ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной
деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов
и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся
и позволили бы мыслить более гибко, при этом не утратив у ребенка интереса к
учебной деятельности.
Понятно, что решить данные проблемы , опираясь на традиционную классно – урочную
систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов
обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к
получению знаний.
Опираясь на учение Выготского, что «… ведущей деятельностью младшего школьника
становится учебная деятельность, но и игровая деятельность остается актуальной, так
как именно в ней развиваются такие важные новообразования , как произвольность
психических процессов и способность к самоорганизации».[2, с.87]
1.Цель и задачи работы. Цель моей педагогической деятельности – создание благоприятных условий для
сформированности личностных и метапредметных универсальных учебных действий у
каждого ребенка, делая опору на его личностный потенциал.
Этими условиями являются:
целенаправленность и систематичность;
творческая среда;
психологический комфорт;
личность учителя;
учет возрастных особенностей.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
формирование адекватной самооценки, мотивации к учению, веры в свои собственные
силы;
развитие познавательных процессов;
активизация мыслительной деятельности учащихся;
развитие творческого воображения;
развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
воспитание коммуникативной культуры и навыков эффективного сотрудничества.
2.Актуальность и новизна.
Да, нужно найти такие технологии, которые помогут в решении данных вопросов и
помогут решить поставленные задачи. Самой актуальной на данный момент для меня стала технология развития творческих способностей на уроках чтения и письма,
математики и технологии, которую я в данный момент успешно применяю третий год
на уроках в начальной школе.
Суть технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду,
покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». А эта концепция отражает
требования современного образования, а именно учит ребенка «самого добывать и
готовить себе пищу», прививает вкус к учебной деятельности.
Модель технологии подразумевает вовлечение младших школьников в игру, что
соответствует ведущей деятельности младшего школьника и развивает «один из самых
важных процессов младшего школьного творческое воображение».
Начиная работать с технологией развития критического мышления, мною была
выдвинута гипотеза:
используя приемы и методы ТРКМ,
деятельность учащихся, развить креативность, гибкость мышления, творческое
можно активизировать мыслительную
воображение.
Но нельзя, на мой взгляд, использовать что – то новое, не пропустив через свой ум,
душу, не наложив элементы новизны.
То есть, прежде всего, начиная работать поновому, учитель должен работать
над собой, стать более гибким. От этого зависит успех освоения новых технологий.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей
духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем
школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А
значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его
творческих возможностей.
Термин “способный” или “способность” значит:
1) природная одарённость;
2) умение, а значит возможность производить какиенибудь действия
Творчество это высшая форма психической активности, самостоятельности,
способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование
творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический
смысл.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится
непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение
нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому
необходима целенаправленная работа.
Жизнь становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует
подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению
больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с
творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую
“изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов.
Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от
количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем
вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто
сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и –
обязательно! инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход
к любому делу.
Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие одна из
важнейших и основных задач воспитания и развития.
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностями развиваться, и каждый
ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Мною
были разработаны установки для учителя при работе с новыми технологиями:
1.Положительное внимание.
Проявляя интерес, уважение к учащемуся, учитель подчеркивает достоинства ответа, а
не ошибки.
2.Рискуйте.
Стремясь к трудностям, сознательно допуская риск, мы показываем детям на своем
примере, что только таким путем – можно получить новые знания. Не столь важен сам
провал, сколько важен урок, который мы из него вынесем. 3.Будьте терпимы к неопределенности.
Психологи знают, что одним из самых сильных факторов стресса является ощущение
неопределенности. Оказавшись в непривычной ситуации, мы теряем старые ориентиры.
Терпимость к неопределенности помогает найти в дальнейшем педагогу и ребенку
выход из затруднительного положения.
Ускорение научнотехнического прогресса будет зависеть от количества и качества,
творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки,
техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального
потенциала народа.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в
большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных?
Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….
3.Теоретическое обоснование темы.
«…Слово – самый тонкий и самый острый
инструмент, которым мы, учителя,
должны умело прикасаться
к сердцам наших питомцев».
В.А.Сухомлинский
Одним из показателей уровня культуры человека, его мышления,
интеллекта является его речь. Считается, что речь – это канал развития
интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как сделать родной язык интересным, занимательным и любимым
предметом для ребёнка? Как научить читать всех одновременно так, чтобы
читающим ученикам было не скучно, а начинающим – не стыдно, как увлечь
раскрытием основных языковых понятий: звуки речи и их обозначение на
письме, состав слова и правописание морфем, предложение и текст, как
сделать так, чтобы ребята выражали свои мысли логично, точно,
выразительно, правильно и ясно, какими способами добиться красивого
произношения; хорошей дикции, отчётливого выговаривания звуков, умению
соблюдать правила литературного языка, научить говорить и читать
выразительно, достаточно громко, уметь владеть интонациями, паузами,
логическими ударениями?
Очень многие вопросы волнуют меня как учителя начальных классов в
период обучения грамоте и при дальнейшем обучении чтению, говорению,
письму, пересказу, сочинительству… Работая с ребятами начальных
классов, всегда задаю себе вопросы: содержательна ли речь моих учеников?
Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка?
Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки
зрения грамматики, орфографии, орфоэпии?
Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми
умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребёнок только
тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть
потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь проводить на
высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького
человека.
Как же этого достичь? Совсем нелегко. Тот, кто работал с учениками
начальных классов, хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво, возникает много трудностей с
дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и
методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать
в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да.
Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в
мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества.
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот
задача первоначального обучения.» Это слова прославленного
К.Д.Ушинского. я полностью согласна с педагогом. Когда я раньше
набирала первоклассников, я была уверена, что готова к встрече с ними. Но
ошибалась, работала много, уставала, однако не получала морального
удовлетворения.
Бывали педагогические тупики, когда в голове мелькала мысль:
«Откажусь, брошу, уйду». Я учила первоклассников, а они преподносили
мне свои уроки, требуя к себе иных подходов, иного отношения.
Постепенно научилась не бояться быть доброй, нежной, ласковой,
отказалась от употребления постоянных частичек «не»; не бегай, не
прыгай,не вертись, не разговаривай! Стала задавать себе вопрос: а не
слишком ли я строга и авторитарна? Держу дисциплину любой ценой, не
анализирую причину кажущегося непослушания детей, повышаю голос, дети
замыкаются, боятся и не работают так, как хочется учителю. Размышляя,
анализируя своё поведение, я поняла, что можно попытаться как можно
веселее, не повышая голоса, перехитрить этих упрямцев с помощью ласки,
уместной шутки, сказки, не пресекать, а заинтересовать ребятишек, увлечь
учебным процессом. Учились мои дети, учились и я: понимать и прощать, сочувствовать их
маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать и винить
во всех промахах себя: не успела, не смогла, не научила. Поняла, что надо
сдвоить уроки с учётом психологических и физиологических особенностей
первоклассников. У ребят повышенная утомляемость, поэтому, я стала
менять виды деятельности, стала разнообразить задания. У учащихся
начальной школы – неустойчивое внимание, поэтому смело стала вводить в
урок игры и игровые ситуации. Дети всегда помнят лучше то, что интересно.
Стала собирать интересный игровой материал, наблюдала, как
воспринимают его учащиеся. Дети начали меняться на глазах: стали
спокойнее, дисциплинированнее, старательнее.
Изменения стиля с детьми, твёрдая ориентация на игру как способ
обучения и форму организации деятельности первоклассников помогли
сделать мой труд радостным. Нельзя забывать, что важное место в жизни
младшего школьника занимают игры, опирающие на воображение.
Воображение это источник творчества.
Много применяю игровых приемов при обучении чтению., Игра на
уроке – прежде всего обучающая, она должна приковать неустойчивое
внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его
напряженно мыслить, развивать воображение, учить выдержке,
настойчивости, воспитывать чувство коллективизма. Очень часто вместе с
детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует
кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают
работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.Без
моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует
поучиться. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для
жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво
говорить на своём языке. Развитию речи учащихся на своих уроках уделяю
большую часть времени. Важную роль в процессе развития речи играет такой
вид работы, как творческие изложения, онито и показывают высокий
уровень сформированности коммуникативноречевых умений у младших
школьников. Детям нравится этот вид работы, так как они могут вступить с
автором в диалог, что повышает заинтересованность школьников в
выполнении этого вида заданий. С первого класса учу своих ребятишек
писать изложение, сочинение, сказки и стихи. В результате дети учатся
излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного
языка, обогащают свой словарный запас, всё это содействует развитию
логического мышления, расширению кругозора. В результате повышается
уровень самостоятельности учащихся, активизируется их творческий
потенциал. Провожу наблюдения над словом, предложением, текстом как
единицами речи и языка, их функциями в общении. Обобщаю на уроках
развития речи элементы лингвистических знаний. У детей развивается
внимание к устной и письменной речи, формируется умение организовать
свою познавательную деятельность.
Сочинения в 1м классе провожу как обучающие упражнения,
предлагаю детям темы, близкие или по их жизненному опыту, а также для
работы над сочинением по картине. Они проводятся с предварительной
коллективной подготовкой. При подготовке к сочинению использую систему
упражнений, основанную на принципе наращивания трудностей:
составление предложений, объединенных одной темой;
восстановление деформированного текста; устные ответы на вопросы, объединенные темой;
составление предложений по сюжетным картинкам;
составление небольших рассказов по сюжетным картинкам;
устные рассказы по прочитанному;
сочини сказку.
Не вижу пользы от уроков развития речи без уроков поэзии. Для чего
они ученикам? Я считаю, что они нужны, чтобы пробудить и взрастить в
ребёнке чувство прекрасного , научить их сопереживать и размышлять. Эти
уроки учат слышать музыку стиха, видеть отличия между обычной
разговорной и поэтической речью. Мои ученики сами любят сочинять стихи
и у них получаются искренние, добрые и светлые поэтические строки.
Любят мои дети и уроки – сказки. Сказка сопровождает человека всю
жизнь: учит добру, мудрости, вере в человека, учит удивляться и
наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нём. Нынешние
первоклассники полюбили читать для них – поход в библиотеку это
праздник, поэтому я серьёзно подхожу к проведению урока – сказки. Работа
со сказкой пробуждает читательскую активность, заинтересованность,
сказка дает ответы на вопросы, которые волнуют каждого ребёнка:
Кто я и откуда произошёл?
Что такое счастье и несчастье?
Что есть добро, и почему рядом с ним живёт зло?
Чем человек расплачивается за счастье?
Что такое ум?
Можно ли избежать страданий?
Почему любовь может победить смерть?
Почему сказка – «добрым молодцам урок»? В чём смысл жизни?
Считаю, что уроки развития речи это уроки обучения искусству чтения,
поэтому нередко в урок включаются грамзаписи с художественным чтением
сказок мастерами слова, чтобы ребёнок понял смысл сказки, чтобы в его
душе пробудились самые добрые чувства, я умело организовываю чтение
сказки (выборочное, «по цепочке», по ролям, инсценирование). Любят
ребята и сочинять сказки, что помогает детям развивать фантазию,уметь
придумывать свой сюжет. Уметь оценивать поступки героев. Уметь
грамотно делать выводы, пользоваться фразеологизмами. Поговорками и
пословицами. Моим детям это удается.Успешность обучения в школе
определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в
школу, что является исходным фоном на старте обучения. Дети приходят в
первый класс с желанием учиться, а к концу первого года обучения
большинство детей начинают говорить о своём нежелании ходить в школу.
Для меня – цель работы учителя – развитие устойчивого интереса к «стране
знаний». И здоровье моих учеников играет здесь на последнюю роль.
Стараюсь правильно организовать учебную деятельность:
Строго соблюдать режим школьных занятий;
Интересно строить уроки с учётом работоспособности детей;
Исключать переутомление учащихся;
Проводить физминутки;
Включать игровые ситуации в урок.
« Учись играя»
«Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным –
вот задача первоначального обучения» К. Д. Ушинский.
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.