Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Оценка 5

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
13.11.2018
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Цель моей педагогической деятельности – создание благоприятных условий для сформированности личностных и метапредметных универсальных учебных действий у каждого ребенка, делая опору на его личностный потенциал. Этими условиями являются: - целенаправленность и систематичность; -творческая среда; - психологический комфорт; - личность учителя; - учет возрастных особенностей. Цель работы предполагает решение следующих задач: -формирование адекватной самооценки, мотивации к учению, веры в свои собственные силы; -развитие познавательных процессов; - активизация мыслительной деятельности учащихся; - развитие творческого воображения; -развитие навыков самоконтроля и саморегуляции; -воспитание коммуникативной культуры и навыков эффективного сотрудничества.
Эффективность использования технологии развития творческих способностей учащихся начальной школы.doc
«Эффективность использования технологии развития творческих способностей учащихся на уроках начальной школы.»                                                      «Самое короткое выражение смысла жизни                                                                 такое: мир движется, совершенствуется,                                                        задача человека – участвовать в этом                                                          движении,  подчиняясь и содействуя тому.                                                                                             Л.Н.Толстой. Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это   то,   что   позволяет   ребёнку   стать   учеником,   настоящим   учеником,   умеющим   не зазубривать, а делать открытия, радоваться этим открытиям и стремиться к новым. В   настоящее   время   происходит   увеличение   объема   знаний   человека   в   структуре мышления,   но   продуктивность   мыслительной   деятельности   школьников,   гибкость мышления, развитие творческого воображения, к сожалению, остается далеко позади от их возможностей. Творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку  творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и  реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей.  И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме  средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда  ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные  ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной  деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала.  Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и   позволили   бы   мыслить   более   гибко,   при   этом   не   утратив   у   ребенка   интереса   к учебной деятельности. Понятно, что решить данные проблемы , опираясь на традиционную классно – урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Опираясь на учение Выготского, что «… ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, но и игровая деятельность остается актуальной, так как именно в ней развиваются такие важные новообразования ,   как произвольность психических процессов и способность к самоорганизации».[2, с.87] 1.Цель и задачи работы. Цель   моей   педагогической   деятельности  –   создание   благоприятных   условий   для сформированности личностных и метапредметных универсальных учебных действий у каждого ребенка, делая опору на его личностный потенциал. Этими условиями являются: ­ целенаправленность и систематичность; ­творческая среда; ­ психологический комфорт;  ­ личность учителя; ­ учет возрастных особенностей. Цель работы предполагает решение следующих задач:   ­формирование адекватной самооценки, мотивации к учению, веры в свои собственные силы; ­развитие познавательных процессов; ­ активизация мыслительной деятельности учащихся; ­ развитие творческого воображения; ­развитие навыков самоконтроля и саморегуляции; ­воспитание коммуникативной культуры и навыков эффективного сотрудничества. 2.Актуальность и новизна. Да, нужно найти   такие технологии, которые помогут в решении данных вопросов и помогут решить поставленные задачи. Самой актуальной на данный момент для меня стала   технология   развития   творческих   способностей   на   уроках     чтения   и   письма, математики и технологии,  которую я в данный момент успешно применяю третий год на уроках в начальной школе. Суть технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи   мне   –   я     запомню,   вовлеки   меня   –   я   пойму».   А   эта   концепция   отражает требования   современного   образования,   а   именно   учит   ребенка   «самого   добывать   и готовить себе пищу», прививает вкус к учебной деятельности. Модель   технологии   подразумевает   вовлечение   младших   школьников   в   игру,   что соответствует ведущей деятельности младшего школьника и развивает «один из самых важных процессов младшего школьного  ­ творческое воображение».  Начиная   работать   с   технологией   развития   критического   мышления,     мною   была выдвинута гипотеза: ­  используя   приемы   и   методы   ТРКМ,   деятельность   учащихся,   развить   креативность,   гибкость   мышления,   творческое   можно   активизировать   мыслительную воображение. Но нельзя, на мой взгляд, использовать что – то новое,  не пропустив через свой ум, душу, не наложив элементы новизны. То есть,  прежде всего, начиная работать по­новому, учитель должен работать  над собой, стать более гибким. От этого зависит успех освоения новых технологий. Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей  духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем  школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А  значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его  творческих возможностей.  Термин “способный” или “способность” значит: 1) природная одарённость; 2) умение, а значит возможность производить какие­нибудь действия  Творчество ­ это высшая форма психической активности, самостоятельности,  способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование  творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический  смысл. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится  непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение  нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому  необходима целенаправленная работа. Жизнь становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует  подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению  больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую  “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов. Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от  количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем  вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто  сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и –  обязательно! ­ инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход  к любому делу. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие ­ одна из  важнейших и основных задач воспитания и развития. Природа   щедро   наделила   каждого   ребёнка   возможностями   развиваться,   и   каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.  Мною были разработаны установки для учителя при работе с новыми технологиями: 1.Положительное внимание.   Проявляя интерес, уважение к учащемуся, учитель подчеркивает достоинства ответа, а не ошибки.  2.Рискуйте. Стремясь к трудностям, сознательно допуская риск,   мы показываем детям на своем примере, что только таким  путем – можно получить новые знания. Не столь важен сам провал, сколько важен урок, который мы из него вынесем. 3.Будьте терпимы к неопределенности. Психологи знают, что одним из самых сильных факторов стресса является ощущение неопределенности. Оказавшись в непривычной ситуации, мы теряем старые ориентиры. Терпимость   к   неопределенности   помогает   найти   в   дальнейшем   педагогу   и   ребенку выход из затруднительного положения. Ускорение научно­технического прогресса будет зависеть от количества и качества,  творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки,  техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального  потенциала народа.  Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в  большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных?  Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….  3.Теоретическое обоснование темы. «…Слово – самый тонкий и самый острый  инструмент, которым мы, учителя,  должны умело прикасаться  к сердцам наших питомцев».                    В.А.Сухомлинский Одним из показателей уровня культуры человека, его мышления,  интеллекта является его речь. Считается, что речь – это канал развития  интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как сделать родной язык интересным, занимательным и любимым  предметом для ребёнка? Как научить читать всех одновременно так, чтобы  читающим ученикам было не скучно, а начинающим – не стыдно, как увлечь  раскрытием основных языковых понятий: звуки речи и их обозначение на  письме, состав слова и правописание морфем, предложение и текст, как  сделать так, чтобы ребята выражали свои мысли логично, точно,  выразительно, правильно и ясно, какими способами добиться красивого  произношения; хорошей дикции, отчётливого выговаривания звуков, умению соблюдать правила литературного языка, научить говорить и читать  выразительно, достаточно громко, уметь владеть интонациями, паузами,  логическими ударениями? Очень многие вопросы волнуют меня как учителя  начальных классов в  период обучения грамоте и при дальнейшем обучении чтению, говорению,  письму, пересказу, сочинительству… Работая с ребятами начальных  классов, всегда задаю себе вопросы: содержательна ли речь моих учеников?  Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка?  Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки  зрения грамматики, орфографии, орфоэпии? Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми  умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребёнок только  тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть  потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь проводить на  высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького  человека. Как же этого достичь? Совсем нелегко. Тот, кто работал с учениками  начальных классов, хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво, возникает много трудностей с  дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и  методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать  в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да.  Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в  мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества. «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот  задача первоначального обучения.» Это слова прославленного  К.Д.Ушинского. я полностью согласна с педагогом. Когда я раньше  набирала первоклассников, я была уверена, что готова к встрече с ними. Но  ошибалась, работала много, уставала, однако не получала морального  удовлетворения.  Бывали педагогические тупики, когда в голове мелькала мысль:  «Откажусь, брошу, уйду». Я учила первоклассников, а они преподносили  мне свои уроки, требуя к себе иных подходов, иного отношения. Постепенно научилась не бояться быть доброй, нежной, ласковой,  отказалась от употребления постоянных частичек «не»; не бегай, не  прыгай,не вертись, не разговаривай! Стала задавать себе вопрос: а не  слишком ли я строга и авторитарна? Держу дисциплину любой ценой, не  анализирую причину кажущегося непослушания детей, повышаю голос, дети  замыкаются, боятся и не работают так, как хочется учителю. Размышляя,  анализируя своё поведение, я поняла, что можно попытаться как можно  веселее, не повышая голоса, перехитрить этих упрямцев с помощью ласки,  уместной шутки, сказки, не пресекать, а заинтересовать ребятишек, увлечь  учебным процессом. Учились мои дети, учились и я: понимать и прощать, сочувствовать их  маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать и винить  во всех промахах себя: не успела, не смогла, не научила. Поняла, что надо  сдвоить уроки с учётом психологических и физиологических особенностей  первоклассников. У ребят повышенная утомляемость, поэтому, я стала  менять виды деятельности, стала разнообразить задания. У учащихся  начальной школы – неустойчивое внимание, поэтому смело стала вводить в  урок игры и игровые ситуации. Дети всегда помнят лучше то, что интересно. Стала собирать интересный игровой материал, наблюдала, как  воспринимают его учащиеся. Дети начали меняться на глазах: стали  спокойнее, дисциплинированнее, старательнее. Изменения стиля с детьми, твёрдая ориентация на игру как способ  обучения и форму организации деятельности первоклассников помогли  сделать мой труд радостным. Нельзя забывать, что важное место в жизни  младшего школьника занимают игры, опирающие на воображение.  Воображение ­ это источник творчества.  Много применяю игровых приемов при обучении чтению., Игра на  уроке – прежде всего обучающая, она должна приковать неустойчивое  внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его  напряженно мыслить, развивать воображение, учить выдержке,  настойчивости, воспитывать чувство коллективизма. Очень часто вместе с  детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают  работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.Без  моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует  поучиться. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для  жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво  говорить на своём языке. Развитию речи учащихся на своих уроках уделяю  большую часть времени. Важную роль в процессе развития речи играет такой вид работы, как творческие изложения, они­то и показывают высокий  уровень сформированности  коммуникативно­речевых умений у младших  школьников. Детям нравится этот вид работы, так как они могут вступить с  автором в диалог, что повышает заинтересованность школьников в  выполнении этого вида заданий. С первого класса учу своих ребятишек  писать изложение, сочинение, сказки и стихи. В результате дети учатся  излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного  языка, обогащают свой словарный запас, всё это содействует развитию  логического мышления, расширению кругозора. В результате повышается  уровень самостоятельности учащихся, активизируется их творческий  потенциал. Провожу наблюдения над словом, предложением, текстом как  единицами речи и языка, их функциями в общении. Обобщаю на уроках  развития речи элементы лингвистических знаний. У детей развивается  внимание к устной и письменной речи, формируется умение организовать  свою познавательную деятельность. Сочинения в 1­м классе провожу как обучающие упражнения,  предлагаю детям темы, близкие или по их жизненному опыту, а также для  работы над сочинением по картине. Они проводятся с предварительной  коллективной подготовкой. При подготовке к сочинению использую систему упражнений, основанную на принципе наращивания трудностей:  составление предложений, объединенных одной темой;  восстановление деформированного текста;  устные ответы на вопросы, объединенные темой;  составление предложений по сюжетным картинкам;  составление небольших рассказов по сюжетным картинкам;  устные рассказы по прочитанному;  сочини сказку.            Не вижу пользы от уроков развития речи без уроков поэзии. Для чего  они ученикам? Я считаю, что они нужны, чтобы пробудить и взрастить в  ребёнке чувство прекрасного , научить их сопереживать и размышлять. Эти  уроки учат слышать музыку стиха, видеть отличия между обычной  разговорной и поэтической речью. Мои ученики сами любят сочинять стихи  и у них получаются искренние, добрые и светлые поэтические строки. Любят мои дети и уроки – сказки. Сказка сопровождает человека всю  жизнь: учит добру, мудрости, вере в человека, учит удивляться и  наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нём. Нынешние  первоклассники полюбили читать для них – поход в библиотеку ­ это  праздник, поэтому я серьёзно подхожу к проведению урока – сказки. Работа  со сказкой пробуждает читательскую активность, заинтересованность,  сказка дает ответы на вопросы, которые волнуют каждого ребёнка: ­Кто я и откуда произошёл? ­Что такое счастье и несчастье? ­Что есть добро, и почему рядом с ним живёт зло? ­Чем человек расплачивается за счастье? ­Что такое ум? ­Можно ли избежать страданий? ­Почему любовь может победить смерть? ­Почему сказка – «добрым молодцам урок»? ­В чём смысл жизни? Считаю, что уроки развития речи это уроки обучения искусству чтения,  поэтому нередко в урок включаются грамзаписи с художественным чтением  сказок мастерами слова, чтобы ребёнок понял смысл сказки, чтобы в его  душе пробудились самые добрые чувства, я умело организовываю чтение  сказки (выборочное, «по цепочке», по ролям, инсценирование). Любят  ребята и сочинять сказки, что помогает детям развивать фантазию,уметь  придумывать свой сюжет. Уметь оценивать поступки героев. Уметь  грамотно делать выводы, пользоваться фразеологизмами. Поговорками и  пословицами. Моим детям это удается.Успешность обучения в школе  определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в  школу, что является исходным фоном на старте обучения. Дети приходят в  первый класс с желанием учиться, а к концу первого года обучения  большинство детей начинают говорить о своём нежелании ходить в школу.  Для меня – цель работы учителя – развитие устойчивого интереса к «стране  знаний». И здоровье моих учеников играет здесь на последнюю роль.  Стараюсь правильно организовать учебную деятельность:  Строго соблюдать режим школьных занятий;  Интересно строить уроки с учётом работоспособности детей;  Исключать переутомление учащихся;  Проводить физ­минутки;  Включать игровые ситуации в урок.  « Учись играя» «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –  вот задача первоначального обучения»            К. Д. Ушинский.

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018