Тема: Развитие творческих способностей учащихся
начальных классов на
уроках литературного чтения как способ
формирования универсальных учебных действий
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Сухомлинский В. А.
В современном обществе возросли требования к уровню
развития
личности. Обществу нужен выпускник, который владеет УУД.
Ведь успешен не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими
знаниями с толком распоряжаться.
Задача педагогов в наше время не только научить детей, но
и сформировать у
них умение применить свои знания в жизни.
Для достижения этой цели учитель должен не только давать
прочные
знания, но и формировать УУД на своих уроках и во
внеурочной деятельности.
Анализируя свой опыт внедрения системы работы по
формированию
творческих способностей на уроках литературного чтения и
во внеурочной
деятельности, я пришла к выводам, что это позволяет с
высокой степенью
эффективности достигать следующих целей:
• формирование универсальных учебных действий;
• развитие познавательной активности;
• формирование устойчивой мотивации к предмету, которая
способствует
активизации творческого потенциала учащихся;
• развитию креативного мышления;
• лучшему усвоению учащимися программного материала и
повышению
качества знаний;
• расширению возможностей для творческого развития
личности ребёнка,
реализации его интересов;
• обогащению словаря и развитию речи учащихся;
• воспитанию нравственных ценностей младших школьников
через любовь
к литературе.Разработанная система работы по развитию творческих
способностей
учащихся с целью формирования универсальных учебных
действий имеет
практико-ориентированную направленность и ориентирована
на учет интересов
и потребностей обучающихся школы, педагогов, родителей.
Актуальность работы определяется потребностью общества в
творческих,
активных людях и недостаточным использованием на уроках
различных
средств, направленных на развитие творческих
способностей.
Внедрение данной системы показало её высокую
эффективность в
развитии творческих способностей и активизации знаний
учащихся,
повышении качества знаний, формировании универсальных
учебных действий,
их применении в нестандартных ситуациях, позволяющих
подготовить
творческую, компетентную, социально-ответственную
личность.
Система технологий, форм, методов и приемов развития
творческих способностей, применяемых на уроках
литературного чтения, занятиях внеклассной работы,
эффективность их применения.
Применение нетрадиционных форм и методов уроков, в
частности урока-
игры, урока – путешествие, урока-дискуссии,
театрализованного
представления, устных журналов и др. – это мощный стимул
в обучении,
разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких
уроков гораздо
активнее и быстрее происходит возбуждение
познавательного интереса, отчастипотому, что человеку по
своей природе нравится играть, другой причинойявляется то,
что мотивов в подобных формах деятельности гораздо
больше, чему обычной учебной. Мотивацией у одних
являются реализовать своиспособности и потенциальные
возможности, не находящие выхода в другихвидах учебной
деятельности, у других – получить высокую оценку, утретьих –показать себя перед коллективом, четвертые
решают свои коммуникативныепроблемы и т. п.
Нетрадиционные же формы уроков, нестандартные методы и
приемы
эмоциональны по своей природе и потому способны даже
самую сухую
информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На
таких уроках
возможно вовлечение каждого в активную работу.
Мною реализуется система работы по развитию творческих
способностей
учащихся на уроках литературного чтения, во внеурочной и
внеклассной
деятельности, которая разработана с учетом творческого и
интеллектуальногопотенциала учащихся с целью
формирования универсальных учебныхдействий, которые
должны быть положены в основу выбора иструктурирования
содержания образования.
Развитие творческих способностей ученика возможно при
наличии следующихусловий:
- свободная атмосфера в школе и в классе (без
авторитарности);
- доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;
- высокий уровень познавательных интересов среди
учащихся, игровые
методики учителя, решение субъективно-творческих задач;
- внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям,
здоровью и
способностям;
- атмосфера общей культуры в школе, так как педагог может
достичь
желаемого результата, если сам имеет склонности к
творчеству и
созиданию.
Реализация данного педагогического опыта способствует
выявлению и
сохранению интереса к учебному материалу, повышению
качества знаний,
созданию благоприятного психологического климата,
условий для
самовыражения, ситуации успеха, формирует учебно-
познавательнуюсамостоятельность обучающихся, способствует
формированию УУД и
творческой, компетентной, социально-ответственной
личности.