Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения как способ формирования универсальных учебных действий

  • Педсоветы
  • docx
  • 06.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения .docx
Тема: Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения как способ формирования универсальных учебных действий «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Сухомлинский В. А. В современном обществе возросли требования к уровню развития личности. Обществу нужен выпускник, который владеет УУД. Ведь успешен не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться. Задача педагогов в наше время не только научить детей, но и сформировать у них умение применить свои знания в жизни. Для достижения этой цели учитель должен не только давать прочные знания, но и формировать УУД на своих уроках и во внеурочной деятельности. Анализируя свой опыт внедрения системы работы по формированию творческих способностей на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности, я пришла к выводам, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать следующих целей: • формирование универсальных учебных действий; • развитие познавательной активности; • формирование устойчивой мотивации к предмету, которая способствует активизации творческого потенциала учащихся; • развитию креативного мышления; • лучшему усвоению учащимися программного материала и повышению качества знаний; • расширению возможностей для творческого развития личности ребёнка, реализации его интересов; • обогащению словаря и развитию речи учащихся; • воспитанию нравственных ценностей младших школьников через любовь к литературе.Разработанная система работы по развитию творческих способностей учащихся с целью формирования универсальных учебных действий имеет практико-ориентированную направленность и ориентирована на учет интересов и потребностей обучающихся школы, педагогов, родителей. Актуальность работы определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках различных средств, направленных на развитие творческих способностей. Внедрение данной системы показало её высокую эффективность в развитии творческих способностей и активизации знаний учащихся, повышении качества знаний, формировании универсальных учебных действий, их применении в нестандартных ситуациях, позволяющих подготовить творческую, компетентную, социально-ответственную личность. Система технологий, форм, методов и приемов развития творческих способностей, применяемых на уроках литературного чтения, занятиях внеклассной работы, эффективность их применения. Применение нетрадиционных форм и методов уроков, в частности урока- игры, урока – путешествие, урока-дискуссии, театрализованного представления, устных журналов и др. – это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчастипотому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причинойявляется то, что мотивов в подобных формах деятельности гораздо больше, чему обычной учебной. Мотивацией у одних являются реализовать своиспособности и потенциальные возможности, не находящие выхода в другихвидах учебной деятельности, у других – получить высокую оценку, утретьих –показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативныепроблемы и т. п. Нетрадиционные же формы уроков, нестандартные методы и приемы эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу. Мною реализуется система работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения, во внеурочной и внеклассной деятельности, которая разработана с учетом творческого и интеллектуальногопотенциала учащихся с целью формирования универсальных учебныхдействий, которые должны быть положены в основу выбора иструктурирования содержания образования. Развитие творческих способностей ученика возможно при наличии следующихусловий: - свободная атмосфера в школе и в классе (без авторитарности); - доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; - высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих задач; - внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью и способностям; - атмосфера общей культуры в школе, так как педагог может достичь желаемого результата, если сам имеет склонности к творчеству и созиданию. Реализация данного педагогического опыта способствует выявлению и сохранению интереса к учебному материалу, повышению качества знаний, созданию благоприятного психологического климата, условий для самовыражения, ситуации успеха, формирует учебно- познавательнуюсамостоятельность обучающихся, способствует формированию УУД и творческой, компетентной, социально-ответственной личности.

Посмотрите также