Развитие творческого потенциала как способ положительной мотивации учения.

  • Семинары
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. И проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Одним из возможных вариантов решения проблемы является построение учебной деятельности с опорой на основы мотивации, влияющей не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельностиВ настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. И проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Одним из возможных вариантов решения проблемы является построение учебной деятельности с опорой на основы мотивации, влияющей не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности
Иконка файла материала Развитие творческого потенциала.docx
Развитие творческого потенциала как способ положительной мотивации учения. ( слайд1) В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. И проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Одним из возможных вариантов решения проблемы является построение учебной деятельности с опорой на основы мотивации, влияющей не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. ( слайд 2) (познавательных, Целью моей работы является: формирование внутренних мотивов учения инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения через развитие творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста. Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. ( слайд 3)Задачи самообразования:  ­активное использование учителем и учащимися  средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; ­развитие   метапредметных   навыков   учащихся:   универсальных   учебных действий (познавательных, коммуникативных); развивать   творческий   потенциал   учащихся   и   создавать   необходимые условия   для   активизации   познавательной   и   речевой   деятельности учащихся; ­повышение   качества   проведения   учебных   и   внеурочных   занятий   в результате применения ИКТ­технологий.  ( слайд 4)   Актуальность   темы определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Эта проблема волнует учёных, методистов, психологов, но в первую очередь каждогоучителя, так как уровень мотивации влияет на качество знаний, а, следовательно, на результативность учебной деятельности. Новое время ставит перед нами новые задачи. Мы сегодня должны выпускать ученика не с определенным багажом знаний, а ученика, который должен уметь в деятельности добывать эти знания, анализировать их и применять, самостоятельно быть коммуникабельным. критически мыслить, А школа должна создавать условия для формирования такой ЛИЧНОСТИ. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него познавательных функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Ребёнку необходимо творить. Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.Творческое развитие доступно каждому ребёнку. ( слайд 5) Каковы же условия этого развития? 1) Свободная атмосфера в школе и классе. 2) Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя.  3) Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые  методики учителя, решение творческих задач при изучении различных тем. 4) Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, здоровью, к его  способностям, 5) Атмосфера общей культуры в школе. Учитель достигает желаемого  результата лишь в том случае, если он сам, как личность, не чужд творчеству,  созиданию, постоянному поиску.   Наиболее ярко раскрываются творческие способности учащихся в проектной  деятельности , которая носит поисковый характер. В основе метода проектов  лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся: умение  конструировать свои знания, развитие творческого мышления, создание  собственного продукта проектной деятельности, ориентация в  информационном пространстве .               Наиболее   интересными   на   мой   взгляд,   можно   назвать   следующие   проекты учащихся: «Сочиняем сказки» ( слайд 6,7,8,9 ),  «Здравствуй, Новый год!» . (   слайды   10,11,12,13,14,15   ).В   рамках   Декады   «Безопасность жизнедеятельности»,мы   создали   проект   «Правила   безопасного   поведения». ( слайды 16,17,18).В  своей работе   применяю активные формы проведения урока. К активным формам урока с учётом психолого­педагогических особенностей   развития учащихся   относятся   ролевые   игры,   уроки­конкурсы,   уроки­викторины, разработка и защита проектов по теме, уроки­спектакли, урок­смотр знаний и другие.       На   уроках   литературного   чтения   веду   диалог   с   учащимися,   своё подталкивая   их   к   размышлению.   Дети   не   боятся   высказывать   собственное   мнение,   так   как   ни   одно   из   них   не   называю   ошибочным.  Все детские   версии   обсуждаю   не   в   жёсткой   оценочной   ситуации   (правильно   – неправильно),   а   в   равноправном   диалоге.   В   этих   условиях   все   ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме.                                                                                           На   уроках   окружающего   мира   ученики   наиболее   раскованны   и   активны, стремятся   поделиться   своими   наблюдениями   и   с   увлечением   подбирают дополнительный   материал   из   разных   источников     (из   энциклопедии,   сети   наблюдений   и   с   помощью Интернета).   По   результатам   собственных   дополнительной   литературы   дети   составляют   проекты,   пишут   сообщения, рисуют рисунки. Ученики 1 класса  с помощью родителей составили проект « Мой класс и моя школа» ( слайды 19, 20, 21, 22, 23,24, 25).       Развитию   творческой   индивидуальности   учащихся   способствуют   уроки технологии,   которые   проходят   в   атмосфере   свободного   общения.   Дети увлечённо   работают   над   созданием   поделок,   применяют   свои   творческие способности на практике, помогают товарищам справляться с трудностями. ( слайды 26,27,28,29,30,31,32,33,34) На   развитие   творческих   способностей   учащихся   направлена   внеклассная работа.   С   первоклассниками   провели   мероприятие   «   Праздник   числа». ( слайды 35,36,37,38,39,40).      В своей работе придерживаюсь условий проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся: 1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей. 3.   Ошибка   ученика   должна   использоваться   как   возможность   нового, неожиданного взгляда на что­то привычное.4.   Непременным   условием   проведения   урока   является   положительная поддержка личности каждого ребёнка. 5.   Во   время   урока   (занятия)   исключаю   всякую   критику   личности   и деятельности детей. 6. Стараюсь использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.   Обязательным   условием   творческой   деятельности   на   уроке   является благоприятный   психологический   климат.   Существует   ряд   специальных приёмов,   направленных   на   создание   атмосферы   доброжелательности   и доверия   на   уроке.   Прием   «снятия   страха»   заключается   в   декларировании учителем права для каждого ребёнка быть «глупым». Подчёркивается, что лучше   высказать   свои   предположения   по   поводу   решения   проблемы,  даже неверные,   чем   промолчать,   боясь   показаться   смешным   и   глупым.   Перед выполнением   творческого   задания   можно   напомнить,   что   всегда   можно исправить допущенные ошибки, творчество не терпит жёстких рамок. «Тихий опрос». Этот приём используется по отношению к неуверенным в своих силах ученикам( «на ушко»). Следует заметить, что длительность использования этого приёма ограничена; развиваясь, ребёнок становится более уверенным в себе, и необходимость в приёме автоматически отпадает. Приёмы «эмоционального поглаживания», «словесной поддержки», способствуют созданию у учащихся мысленного образа предстоящей деятельности и пути её выполнения.     Все приведенные примеры заданий и приёмы способствуют познавательной активности   учащихся,   стимулируют   раскрытие   творческого   потенциала. Систематическое   выполнение   подобных   заданий     способствует   повышениюкачества   усвоения   программного   материала,   что   является   целью   любого учителя, и  формирует стойкую положительную мотивацию к учению. Учение и обучение становится взаимоприятным как для ученика, так и для учителя, так как в процессе развития детей развивается и сам учитель, ученики будят в нём   художника,   творца.   Подлинно   творческий   человек   постоянно мотивирован на достижение успеха. И это установка и для ученика, и для учителя. ( слайд 41) Желаю вам творческих идей! Благодарю за внимание!                 Использованная литература: Белова Е.С.  Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей /Е.С.Белова. ­ М.: Изд­во МПСИ: Флинта, 2004. ­144с. 1. Богоявленская Д.Б Психология творческих способностей: Учебное пособие /Д.Б. Богоявленская. ­ М.:  Академия, 2002.­320с. 2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети /Ю.З. Гильбух. ­ М.: Знание, 1991.­92с. 3. Дерябо   С.Д.  Учителю   о   диагностике   эффективности   образовательной   среды:   Пособие   для учителя /С.Д. Дерябо. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 222с. 4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. – СПб.: «Питер», 2000. – 368с.