Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе музыкально – игровой деятельности.
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
музыка
Взрослым
23.04.2017
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы воображением. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не смогли бы усваивать школьную программу. Воображение является необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развитияТворческое воображение, как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное творчество.
Некоторые педагоги считают, что творческое воображение изначально присуще ребёнку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности. Если подобрать соответствующие методы обучения, дети создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники.
Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека.
Развитие творческого воображения у младших школьников в музыкально - игровой деятельности.doc
Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе
музыкально – игровой деятельности.
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов
путем переработки предшествующего опыта. Ценность воображения состоит в том, что
оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации, даже при
отсутствии нужной полноты знаний.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы воображением. Мы лишились бы
почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не смогли бы усваивать
школьную программу. Воображение является необходимейшей способностью
человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане
развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в
этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое
снижение активности этой функции. Обедняется личность, снижаются возможности
творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Творческое воображение, как основа всякой творческой деятельности одинаково
проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное
творчество.
Некоторые педагоги считают, что творческое воображение изначально присуще
ребёнку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика
показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу
к созиданию, и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности.
Если подобрать соответствующие методы обучения, дети создают произведения
гораздо более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники.
Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический
процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности
человека.
Исследования психологов доказывают возможность и необходимость развития у детей
воображения, не является исключением и возможность развития у детей музыкальных
способностей. Что же такое музыкальность? Специалисты определяют ее как комплекс
способностей, позволяющих ребенку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном
творчестве. В основе детского музыкального творчества лежит игра, она рождает у
ребенка воображаемую ситуацию.
Развивая творческое воображение средствами музыкальной игры, мы, прежде всего,
должны раскрыть перед ребёнком образную сторону музыкального искусства, и он сам,
включаясь в непосредственную музыкальную деятельность, усваивает доступные ему
способы воплощения музыкальных образов. Всё это происходит в процессе выполнения
детьми специальных творческих заданий.
Выделим условия, способствующие развитию музыкально – творческого воображения
и выполнению творческих заданий:
*Необычность задания и ситуации, в которой оно выполняется;
*Синтезирование различных видов художественной деятельности;
*Сочетание способов действий, усвоенных самостоятельно и воспроизводимых по
подражанию. Подражание взрослому стимулирует творческие способности ребёнка.
Мой педагогический опыт показал, что развитию творческого воображения в
музыкально игровой деятельности свойственны следующие этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Способность воспроизвести по образцу художественный образ в движении, звуке,
рисунке;
3. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, звуковых, двигательных,
словесных проявлениях: двигательная, интонационная, ритмическая импровизации.
Я сгруппировала приёмы работы по развитию творческого воображения в процессе
музыкально игровой деятельности в четыре блока:
1. Сочинение сказок с тембровошумовыми импровизациями на детских музыкальных
инструментах.
Прежде чем заниматься творчеством в игре на музыкальных инструментах, нужно
предварительно познакомить детей с ними. Как они называются, как звучат, какой
может быть звук. На что похожи звуки того или иного инструмента. Что можно
изобразить с его помощью. Сочиняем сказку, которую изображают звуки детских
музыкальных инструментов. Сказка «Остров сокровищ».
Мы плывём на корабле к необитаемому острову, где зарыт клад. Свистульки
изображают пение птиц. Начались порывы ветра маракасы покачиваем из стороны в
сторону и увеличиваем силу звука с тихого до громкого. Звук постепенно уходит на
убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов. Издалека
слышны раскаты грома (барабан). После первых раскатов грома падают редкие капли
дождя (треугольники), вот они зачастили и превратились в ливень. Сверкает молния
(трещотки). После кульминации гроза идёт на убыль и постепенно затихает. Мы идём
по острову. Скрип мокрого песка (мешочек с крахмалом), открываем старый сундук
(провести по струне гитары), звон монет. С найденными сокровищами возвращаемся на
корабль. Скрип песка, шум моря, пение птиц
Чтобы сказка не превратилась в хаотический шум, я дирижирую, показывая вступление
каждого участника, изменение темпа и динамики.
Можно придумать сказки «Осенний лес», «Таинственная пещера» и т.д.
2 .Интонационно речевые и вокальные импровизации.
* «Солнышко проснулось».
Как можно произнести фразу «солнышко проснулось». Отыскиваем с детьми как
можно больше вариантов интонаций.
*«Закончи мелодию»
Я пою песню, которая исполняется не до конца, прошу ребёнка пропеть последнюю
строчку:
У пчелы полно хлопот,
Добывать ей надо мёд.
Над цветком она кружит,
Про дела свои жужжит:
«Жу жу жу, жу жу жу»
3 .Рисование под музыку.
Я считаю, что предлагаемые мной задания призваны связать воедино зрительное и
слуховое образное воображение, развивают фантазию и художественное восприятие.
*«Три краски» Предлагаю детям взять три краски и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок?
А теперь нужно придумать как можно больше названий к рисунку.
4. Импровизация движений под музыку.
*Занятие я начинаю с ролевой гимнастики, т.к. элементы пантомимы используются в
танцах, играх драматизациях, в выразительном пении.
Предлагаю детям нахмуриться, как: человек, скрывающий улыбку.
Улыбнуться, как: ребёнок своей маме;
Для этих заданий я подбираю музыкальное сопровождение, в котором ярко выражена
нужная эмоция. Например, Д. Кабалевский «Упрямый братишка»,
Р. Щедрин «Озорные частушки» и др.
«Зеркало»
*Игра исполняется в парах, где один ребёнок зеркало, повторяющее все движения
другого ребёнка. Затем меняются ролями. Музыка: Д. Кабалевский «Клоуны».
«Игра с платком»
Развивает выразительность движения. Предлагаю с помощью платка, движений, мимики
изобразить:
фокусника (Т. Назарова «Звездная ночь»)
бабушку (Ю.Левитин «Осень»)
больного с зубной болью (П. Чайковский «Болезнь куклы»)
Творческие задания на уроках музыки
У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у
способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к
творчеству. На уроках используются различные творческие задания, развивающие
непосредственные музыкальные навыки (как было показано в предыдущей главе), а
также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизационного
исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания
для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой
интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально
игровой деятельности.
Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к
занятиям и гарантирует высокую результативность.
Я использую упражнения на любом этапе занятия. Они будут интересны и
эффективны для детей, как младшего, так и среднего школьного возраста, являясь,
таким образом, «универсальными» и предлагаются здесь в порядке усложнения. Творчество в движениях, пантомиме и театральноигровой деятельности
«Новая кукла»
При повторном прослушивании пьесы П.И. Чайковского можно предложить
(с учетом их эмоциональных особенностей) изобразить следующую ситуацию.
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем
желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.
Музыкальный материал — пьеса П.И. Чайковского «Новая кукла» из «Детского
альбома».
Игровые задания для развития пластической выразительности при создании
образа
Приведенные ниже задания показывают путь, по которому можно искать и
закреплять выразительные приемы создания игрового образ. Важно, чтобы дети сами
подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения,
мимику.
1. Детям необходимо пройти по камешкам через ручей (от лица любого персонажа
сказки, рассказа, мультфильма по их выбору).
2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему
зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя
вели себя и действовали поразному.
Творческие упражнения при восприятии музыки
«Какую линию выбрать?»
Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе
бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные — под медленную и
спокойную. Прямые ,изогнутые линии начертить— под решительную; прерывные —
под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению
ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента. Творческие задания на развитие воображения
«Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения. В качестве музыкального
материала может быть использована музыка к балету П. И. Чайковского «Спящая
красавица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи
Карабос детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того как они в тетради
сделают два совершенно одинаковых контура, им дается задание дорисовать эти
фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно
прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве домашнего задания можно
предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая»
волшебница и как ее победила «добрая». Целесообразно сделать выставку детских
рисунков и отметить старание учеников.
Упражнениеигра «Музыка»
Упражнение активизирует фантазию ребенка, связывает воедино зрительное и
слуховое образное воображение ребенка в школьном возрасте, вырабатывает умения
слушать.
Детям предлагается пьеса П. И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из
«Времен года». После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски: красная,
зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих
красок и озаглавить рисунок. По окончании работы можно провести конкурс
полученных рисунков и заглавий к ним.
Творческие задания, развивающие нагляднообразное мышление
«Свободное представление друг другу»
Участвуют два ребенка. Каждый по очереди на своей половине клавиатуры играет
что хочет. Наибольший эффект достигается, если играющие — дети с затруднениями в
общении, так как упражнение вырабатывает навыки коммуникативных умений.
«Времена года в цвете и звуке»
Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения.
Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника,
озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», затем акварелью закрасить каждый
прямоугольник одним цветом или сочетанием цветов, подходящими к данному времени
года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна. Теперь,
глядя на свое творение, ребенок, проявил фантазию. Он должен спеть «зимний», «летний», «весенний » и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без
слов, — при этом можно аккомпанировать себе на чем угодно (барабанить, щелкать
пальцами, хлопать в ладоши и т. д.).
Творческие задания на развитие целостного восприятия
образа произведений искусств
«Пойми образ»
Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями
различной тематики для каждого (в данном случае используются стихи А. С. Пушкина).
Звучит музыка вступления к опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. По
окончании прослушивания учащимся предлагается вскрыть конверты и прочитать
выразительно вслух те стихотворения, которые созвучны по образу, прозвучавшему
музыкальному произведению.
«Передай литературный образ»
На доске написаны два стихотворения А. С. Пушкина: «Буря мглою небо кроет…»
и «Унылая пора, очей очарованье…».
Учащимся предлагается прочитать самостоятельно каждое из стихотворений,
прочувствовать их эмоциональнообразный строй и, сделав выбор по собственному
усмотрению, передать этот образ в рисунке.
По окончании работы с изображением в цвете литературного произведения
предлагается по желанию сымпровизировать свой рисунок на фортепиано, передавая
свои ощущения, чувства, полученные от прочтения пушкинского стиха, в музыке.
Под звуковую импровизацию учитель читает исходное стихотворение и
иллюстрирует его рисунком, чтобы показать образное слияние уже трех видов ис
кусства.
Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе музыкально – игровой деятельности.
Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе музыкально – игровой деятельности.
Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе музыкально – игровой деятельности.
Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе музыкально – игровой деятельности.
Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе музыкально – игровой деятельности.
Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе музыкально – игровой деятельности.
Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе музыкально – игровой деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.