Развитие творческой одаренности через научно – исследовательскую и проектную деятельность.
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
химия +1
Взрослым
31.05.2017
Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в послании Федеральному собранию выдвинул национальную образовательную инициативу
«Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены пять направлений государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки одаренных детей.
Развитие творческой одаренности через научно – исследовательскую и проектную деятельность..docx
Развитие творческой одаренности через научно – исследовательскую и проектную
деятельность.
Палий Лидия Ивановна, учитель химии
МБОУ «Школа № 100 с углубленным изучением отдельных
предметов»
г. Нижний Новгород
Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в послании
Федеральному собранию выдвинул национальную образовательную инициативу
«Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего
образования на ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены
пять направлений государственной поддержки и развития современного школьного
образования, среди них – создание системы поддержки одаренных детей.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализация
их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач
современного общества.
Перед каждой общеобразовательной школой ставится задача: развивать творческую среду
для выявления и поддержки особо одаренных детей, реализации их творческого
потенциала. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному
обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески
решать возникающие проблемы.
Особую актуальность эта задача получила в динамично развивающемся
информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в
огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно
использовать их в своей работе.
Выходом из создавшейся проблемной ситуации является организация учебно
воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Именно
исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а
не пассивными потребителями готовой информации. Тем более, что современная система
образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию
обучения самостоятельной деятельности школьников и доведения её до уровня
исследовательской работы, выходящей за рамки школьной программы. Исследовательская
деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками
для освоения потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Учебный процессвключает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по –
своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.
Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность
процесса развития и воспитания творческой личности.
Я развиваю творческую одаренность учащихся через научноисследовательскую и
проектную деятельность. Проектно – исследовательская деятельность стимулирует
интерес к предмету, развивает потребность в самообразовании школьников, формирует
умения учебного сотрудничества, поддерживает склонность ученика к творческому
восприятию учебного процесса.
Наблюдение за участием в интернетпроектах учащихся показывает, что дети относятся к
делу более ответственно, чем тогда, когда не нужно было показывать свои результаты на
обозрение всему миру.
Учащиеся стали более активными в общественной жизни. Чаще задумываются над тем, как
нужно отразить то или иное событие в проекте (т.е. о создании новой информации).
Некоторые ребята повысили свой социальный статус, благодаря приобретённым умениям
работать над созданием мультимедийных файлов, размещением информации в Интернете,
получением личных сообщений от редакторов и координаторов проектов, а так же диплома
и благодарности. При участии в этих проектах, школьники так же, надеялись найти друзей
сверстников из других регионов нашей необъятной Родины. Для этого они оформили свои
личные странички, т.е. поместили своё фото и информацию о себе, своих увлечениях.
Началась целенаправленная работа по включению в исследовательскую и проектную
деятельность учащихся, имеющих невысокие интеллектуальные и академические учебные
возможности. Это особая группа учащихся.
Такой ребенок вполне может иметь репутацию весьма среднего ученика. Основной его
способностью может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность
использовать это знание. Он вырабатывает способы компенсации своих слабостей,
обращаясь во внешний мир – привлекает, например, других людей, чтобы выполнить то,
что сам не может. Речь идёт о практической одарённости, которая в последние годы
особенно выделилась.
Результатом работы с одаренными детьми является их успешное выступление на
различных конкурсах, конференциях.
Только за последние два года мы выполнили несколько интересных исследовательских
работ и проектов с экологической направленностью.Такие научные работы как «Экологическая обстановка речной системы Нижнего Новгорода», «Загрязнение почв
хозяйствНижнего Новгорода и области», «Свинец и окружающая среда», «Минеральные
удобрения», «Особенности коррозии металлов и способы защиты от нее» были высоко
оценены на муниципальных и региональных конференциях, конкурсах. Их отличительной
чертой была большая практическая часть, выполненная абсолютно самостоятельно на
высоком научном уровне, грамотно оформленная мультимедийная презентация.
Наш социальный проект «Спасем Ржавку» принял участие в областном конкурсе «Ярмарка
экологических проектов». Тезисы этой работы отправлены на VI Всероссийскую
экологическую конференцию, посвященную Всемирным дням Воды и Земли «Вода
источник жизни на Земле». Цель работы заключается в изучении отношения местного
населения к проблемам реки Ржавка. Мы проводили не только социологическое
исследование, но и физикохимический анализ воды, изучали состояние реки на местности
и выполняли визуальную оценку ее состояния. Старшеклассники активно занимались
пропагандой экологически корректного поведения: проводили классные часы,
посвященные теме сохранения природы, выпускали плакаты и стенгазеты с призывами о
сохранении экологии микрорайона. На классных часах демонстрировали и обсуждали
выпуски новостей про состояние реки Ржавки.
Наши социальные проекты «Спасем Ржавку», «Пластик, как экологическая проблема»,
«Мы против наркотиков», «Эко сумка герой» являются составными частями
международного «Проекта Земля» (http://www.projectearth.net/Profiles/%D0%9B
%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%8F%20%D0%9F%D0%B0%D0%BB
%D0%B8%D0%B9). Этот проект дает возможность нашей молодежи объединиться в одно
мировое сообщество со сверстниками других стран. Вебсайт проекта служит инкубатором
идей и решений, которые позволят молодому поколению способствовать тому, чтобы наша
планета устойчиво развивалась в интересах нынешнего и будущих поколений.
Дети нашей школы уже второй год являются участниками общероссийской программы с
международным участием «Зеленые Школы» (http://ecamir.ru/projects/ProgrammaZelenyie
shkolyiRossii.html). Цель программы сформировать сообщество школ России и СНГ,
ориентированных на непрерывное экологическое образование, внедряющих на своей базе
конкретные экологические меры и реализующие экологические проекты и программы в
местном сообществе.
Наша школа зарегистрирована в сети школ SPARE. Это крупнейший международный
проект по климату, энергии и окружающей среде
(http://spareworld.org/rus/userlist/roles/SPARE_SCHOOL?page=4) . За оформление живого уголка в школе, коллектив 11 класса получил диплом I степени на
городском фестивале «Выпускник2011» (победитель конкурса «Когда уйдем со
школьного двора…»).
Кроме экологических проектов, дети под руководством учителя выступили на НОУ с
такими темами как «Специфические особенности воздействия некоторых веществ,
содержащихся в табаке, курительных смесях и кальяне, на организм человека», «Проблемы
детского питания. Майонез», «Получение индикаторов и исследование их кислотно
основных свойств». Также приняли участие в тематических проектах внутри портала
Летописи.ру: 1) «Мы помним», где они смогут рассказать всем о своих родственниках,
героях войны, чьи имена не столь известны, о ком не написано книг, кому не воздвигли
памятников. Но память об этих неизвестных солдатах бережно хранится в семейных
архивах и альбомах, в сердцах их детей и внуков.
2) проект Наша КЛАССНАЯ семьЯ, где учащиеся создаютмобильный сайт класса по
технологииВеб2.0 (http://letopisi.ru/index.php/%D0%93%D0%BB
%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_
%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0).
Участие в Интернет проектахспособствует организации условий для развития творческих
способностей и повышения познавательной активности учащихся, содействует организации
творческого взаимодействия учащихся и педагогов с использованием Интернет
технологий.
В 2012 году мною была разработана программа дополнительного образования учащихся
«Использование сетевых технологий в организации внеурочной деятельности учащихся при
изучении химии», которая была представлена на Всероссийский Конкурс рефератов
«Инновационная школа 2012». Курс предусматривает лекционные занятия, проектную
деятельность, а также самостоятельную работу учащихся по поиску информации в
различных источниках, в том числе в сети Интернет. Школьники знакомятся с
социальными сервисами Веб 2.0 и возможностями использования этих сервисов в учебных
целях, в частности, при изучении химии. Данная программаспособствует развитию
творческих способностей детей, а творчество – самый мощный импульс в развитии
ребенка. Список литературы
1 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
2 Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М.:
Академия, 2007.
3 Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности //Вопросы
психологии. 1989, № 6.
Интернет ресурсы:
1.http://podelise.ru/docs/index24939669.html
2.http://noshisplp.ru/publikacii/stati/impuls/19pedagogicheskoesoprovozhdenieodarennosti
Аннотация
Перед каждой общеобразовательной школой ставится задача: развивать творческую среду
для выявления и поддержки особо одаренных детей, реализации их творческого
потенциала.Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками
творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.Интеграция
урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса
развития и воспитания творческой личности.
Развитие творческой одаренности через научно – исследовательскую и проектную деятельность.
Развитие творческой одаренности через научно – исследовательскую и проектную деятельность.
Развитие творческой одаренности через научно – исследовательскую и проектную деятельность.
Развитие творческой одаренности через научно – исследовательскую и проектную деятельность.
Развитие творческой одаренности через научно – исследовательскую и проектную деятельность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.