Развитие у старшеклассников интереса к самопознанию (На примере работы молодежного психологического клуба «Школа жизни»)
Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
16.04.2019
В статье идет описание работы по самопознанию в молодежном психологическом клубе. Цель работы– помочь старшекласснику стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и как следствие целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках здоровье сберегающих технологий. Цель конкретизируется в задачах, одной из самых важных которых является задача: Диагностики и коррекции личностных качеств и умений.
для БрГУ.doc
С.В.Ткаченко
МАУ ДО «ДДЮТ им Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
Развитие у старшеклассников интереса к самопознанию (На примере работы
молодежного психологического клуба «Школа жизни»)
В обществе, где не прививают здоровый образ жизни. а только лечат
больных, всегда будет нехватка врачей. В культуре, где душой человека
занимаются только тогда, когда она болит, всегда будет нехватка
психотерапевтов и инспекторов по делам несовершеннолетних.
Полагаться в решении этой проблемы на семью недостаточно. И
недопустимо, если нормальными юношами и девушками ими, их душой и
проблемами, никто не занимается. Заниматься душой можно по разному.
Можно развивать память, внимание, мышление – это важно, но мыслитель
с хорошей памятью может долго вспоминать, как был беспомощен перед
лицом бытового хамства. Важнее готовить человека к разнообразию
житейских ситуаций: умению быть разным, гибким, ориентированным и
сильным.
Ученые утверждают, что психология необходима и как предмет
общего образования. Г И. .Челпанов задавал резонный вопрос: «Если мы
считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений и
животных, то отчего же в такой мере не необходимо для них знание
внутреннего мира? Отчего научное знание того , что такое память,
внимание, воображение ,темперамент и т.д. не столь же ценно, сколько
является ценным знание внешних явлений.?» А между тем дети имеют
слабое представление о содержании внутреннего мира. Слова о
«богатстве внутреннего мира» воcпринимаются ими как красивая
метафора, не имеющая отношения к ним и к окружающим людям. Все
знают, что физическая травма опаcна и что надо учить как избегать травм
и как оказывать первую помощь. Неумение понять личностные проблемы,
отсутствие представлений о способах их разрешения нарушают
позитивное отношение ребенка к себе и другим, деформируют образ
жизни в целом нередко толкая на правонарушения. Подраcтающему
человеку все время говорят, что надо уметь управлять своим поведением,
но не говорят как этому научиться. Интерес к самопознанию превышает
их возможности познать себя , так как они не располагают сведениями о
психологических особенностях человека.
жизни» имеет практичеcкую и прикладную направленность с одной
Учебный курс клуба «Школа стороны, овладение психологическими знаниями способствует
личностному росту, а с другой – достигается конструктивность в решении
жизненно важных и реально существующих у растущего человека
проблем.
Этот учебный курс вводится в один из критических периодов
развития личности – поздний подростковый и ранний юный, когда
старшеклассников беспокоит полоса неопределенности, начинающаяся за
школьным порогом. Если необходимые умения не приобретаются на
пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед
трудностями, стрессовыми ситуациями, часто терпит неудачу в
неформальных отношениях, оказывается коммуникативно
некомпетентным и личностно зависимым.
Часто это происходит изза того, что, испытывая затруднения, он
боится обратиться к окружающим за помощью, т.к. просто не умеет
общаться, а на занятиях по данной программе каждый подросток,
окруженный вниманием, проявляет искреннюю заинтересованность к
людям, помогает им и раccчитывает на их помощь. Он может активно
экспериментировать различные стили общения, усваивать и отрабатывать
совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и
навыки, ощущая психологический комфорт и защищенность.
Цель курса– помочь старшекласснику стать более творческим, более
социально адаптированным, более защищенным и как следствие
целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и
стабильности в рамках здоровье сберегающих технологий. Цель
конкретизируется в задачах, одной из самых важных которых является
задача: Диагностики и коррекции личностных качеств и умений
Вопрос использования психодиагностических методов в
обучении заслуживает особого внимания. Все применяемые методики
по целевому назначению можно разделить на три группы
1.Входная диагностика. Предполагает использование
достаточно простых методик, таких как :Анкетирование, взаимное
интервьюирование, сочинение на заданную тему.(Кто я в этом мире?)
2. Диагностика внутри предмета. Включается в структуру
занятия и позволяет проиллюстрировать теоретический материал и
получить знания о себе .От конкретной методики можно оттолкнуться во
введении к теме , использовать как прием в проблемном обучении, а
также показать, каким образом психологическое знание реально работает
на практике. Для этого наиболее подходят известные и популярные методики, например использую такие: на определение Личностных
качеств: Агрессивность А.Басс и А.Дарки; Готовность к сотрудничеству
и компромиссу К.Томас: Тип темперамента Г.Айзенк
Акцентуация характера А.С.Прутченков и А.А.Сиялов
Творческие способности П.Торренс и др
Диагностика внутригрупповых отношений
Атмосфера в группе А.Н.Лутошкин
Профдиагностика
Классификация Е.А.Климова ДДОм, «Карта интересов»и т.д.
Методики незаконченных предложений, рисуночные методики,
проективные интервью, сочинение сказок.
Информация, полученная участниками в ходе таких занятий
способствует развитию у них интереса к интроспективному анализу,
формированию рефлексии. Пониманию психологических особенностей
отдельных людей и механизмов человеческого поведения; что дает
возможность увидеть действительное разнообразие людей.
3.Диагностика усвоения знаний.
Предполагает использование методик, позволяющих выявить объём
усвоенных знаний. Диапазон и качество их применения. Использую
ассоциативную методику «пятиминутка», сочинения на психологическую
тему(«Психологические умения которых мне не хватает», «Кого любить
труднее своего соседа или все человечество.?» и т.д.) Собранная
диагностическая информация используется для профессиональной
ориентации, а также для помощи выпускнику в прогнозировании будущей
жизненной перспективы. Дальнейшая судьба учащихся, прошедших курс,
отслеживается больше 10 лет. Наблюдения подтверждают, что у этих
молодых людей выше адаптивные способности, они более конструктивны
и эмоционально устойчивы в случае жизненных неудач.
Учреждения дополнительного образования это гибкая, открытая
система, имеющая возможность обеспечит индивидуализацию и
одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии
детей. Литература:
1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2013 352 с.
2. Психология Я и защитные механизмы, Фрейд А., СПб.: Питер,
2018
3. Что есть хорошего во мне? Позитивная психология для
счастливой жизни. Функе ХЙ. Вастерманн Ю. Гуманитарный
центр, Харьков 2017. 144с.
Развитие у старшеклассников интереса к самопознанию (На примере работы молодежного психологического клуба «Школа жизни»)
Развитие у старшеклассников интереса к самопознанию (На примере работы молодежного психологического клуба «Школа жизни»)
Развитие у старшеклассников интереса к самопознанию (На примере работы молодежного психологического клуба «Школа жизни»)
Развитие у старшеклассников интереса к самопознанию (На примере работы молодежного психологического клуба «Школа жизни»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.