Формулирование темы и цели урока. 3
Семьи из слов живут на Земле.
По корню поймёшь об их близком родстве.
Не надо их сходства, дружок, нарушать
И корни-близняшки с ошибкой писать.
– О каких словах пойдёт речь на уроке? Приведите примеры таких слов.
- Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
- Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
- Составим план урока.
План (примерный)
1. Нахождение в тексте однокоренных слов.
2. Выделение корня.
3. Списывание текста с печатного образца.
Русский язык
Урок 20.
Тема: Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень
Цель:
развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.
развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Повторение.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Откройте рабочую тетрадь на стр. 23.
Найдите точку на верхней строке.
Что мы запишем здесь? (Дату.) Комментированная запись числа.
Какую запись должны сделать дальше?
Напишите слова «Классная работа».
.Ι Чистописание. 1 3 4 3
1. Прописывание элементов букв.
– Перед вами буква Я. Из каких элементов она состоит? Какие ещё
заглавные буквы имеют такие же элементы? (Л, М)
– Напишите элементы, из которых состоят эти буквы в тетради на с. 23.
2. Написание заглавных букв Л, М, Я.
Формирование УУД
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию
в виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
1Учитель показывает на доске последовательность написания букв,
затем дети пишут и сравнивают с образцом.
На строчке ниже ученики записывают первые буквы следующих слов:
Лондон, Марина, ящерица, Яна, Меркурий, лошадь, Лена, медведь, мак,
Ялта, муравей.
3. Чтение и запись предложения.
– Прочитайте предложение. О ком оно? В чём хочет пролететь Яша? Как
вы догадались? (По рисунку). На рисунке ракета не достроена, нет
носовой части. Завершите «сборку» ракеты. Какое название ей вы бы
дали? Заштрихуйте Луну жёлтым цветом.
– Сколько слов в предложении? Какие слова и почему написаны с большой
буквы? Прочитайте про себя все слова по слогам. Запишите предложение.
Прочитайте то, что написали, разделяя слова на слоги.
– В каких словах звуков больше, чем букв? Почему? Обозначьте точками
звуки в этих словах. (Яша, мечтает.)
Что мы сейчас делали?
Чему учились?
Как назывался этот этап урока?
ΙΙ
Семьи из слов живут на Земле.
По корню поймёшь об их близком родстве.
Не надо их сходства, дружок, нарушать
И корниблизняшки с ошибкой писать.
– О каких словах пойдёт речь на уроке? Приведите примеры таких слов.
Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
Составим план урока.
. Формулирование темы и цели урока
. 3
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1)развиваем умение слушать и
понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
2План (примерный)
1. Нахождение в тексте однокоренных слов.
2. Выделение корня.
3. Списывание текста с печатного образца.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
Ι
1
II . Словарная работа.
1. Игра «Почему их так зовут?». На доске записаны слова. Ученики
подбирают однокоренные слова и объясняют, почему эти предметы так
называются.
Команда (ряд) записывает то слово, которое она объясняла. Дети
выделяют корень, ставят ударение.
Подберёзовик малиновка подосиновик
четверг среда сапожник
2. Устное составление предложений с данными словами.
. Развитие
ΙΙ
умений –
применение
знания
1. Упр. 45, с. 39. 5 2
Выполняется по заданию. Выборочное списывание.
Образец записи: Гуси, гусак, гусыня, гуськом, гусята, гусёнок, гусиные.
– Наверное, если бы мы могли понимать язык гусей, то услышали бы:
– Гагага! – гогочет гусь, –
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4)умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям;
выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
3числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
– Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню.
Всё гляжу – не нагляжусь.
(Н. Костарев)
– Научитесь произносить правильно все слова в стихотворении. Какой
звук повторяется много раз?
– Какие однокоренные слова встретились?
2. Упр. 46, с. 40. 1 3
а) До чтения.
– Рассмотрите иллюстрацию в верху с. 40. Чья это семья? Чем они
заняты?
– О ком мы будем читать? (Предположения детей.)
б) Чтение текста про себя.
в) Вопросы после чтения.
– О ком этот текст? Чем занята воробьиха? А воробей? Какую пользу
приносят воробьи?
г) Чтение текста вслух. Ученики называют однокоренные слова.
д) Затем дети списывают текст и выполняют все остальные задания.
3. Упр. 47, с. 41. 2
Это упражнение можно предложить для самостоятельной работы.
После выполнения дети отвечают устно, что слова: лис, лиса, лисичка,
лисица, лисята, лисьи, лисёнок являются однокоренными.
4. Работа по рисунку с. 40–41. 1
Карандаш и Указка решили познакомить своих учеников с правописанием
слов. Каких? (Морковь, картофель.)
Проговорите эти слова по слогам. Запишите их, поставьте ударение,
выделите букву безударного гласного, написание которой надо запомнить.
4– Какое слово предлагает записать обезьянка? (Кокос.)
– Запишите его, запомните написание.
5. Игра «Найди лишнее слово». 3
Учитель читает, ученики называют лишнее слово.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный и песок.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙΙI. Итог урока.
– Что вы знаете о корне слова?
– Прочитайте слова в тетради на зелёной полосе. Поставьте ударение. Это
однокоренные слова?
– Что вы знаете о написании корня в однокоренных словах? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
Кто сегодня получил отметку в дневник?
За что?
ТООУ
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι
. Актуализация знаний
1. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.
5* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали предложения.
* Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы .
* Отметить учеников, которые правильно написали словарные слова.
2. Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению.
* Отметить учеников, которые правильно списывали текст и выполнили все задания.
6