Определение темы и цели урока. 3
– Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
– Повторите правила переноса.
– Как вы думаете, какая у нас тема урока?
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Деление слов на слоги.
2. Деление слов для переноса.
3. Деление слов для переноса с буквой [й].
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
Русский язык
Урок 8.
Тема: Развитие умения переносить слова.
Цель:
– развитие умения переносить слова со строки на строку, писать имена людей с большой буквы;
– развитие умения делить слова на слоги.
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Повторение.
– Откройте рабочую тетрадь на с. 10.
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова «Классная работа».
– С какого этапа мы начинаем урок русского языка?
Чистописание. 1 3 4 3
1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию
в виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
1– Рассмотрите рисунки цветов в тетради на с. 10. Как они называются?
– Закрасьте их.
– А сами попробуйте нарисовать цветок из четырёх лепестков.
– Как вы предлагаете это сделать? (Можно рисовать каждый лепесток
отдельно, а можно восьмёрками с разным наклоном так, чтобы они
пересекались между собой в середине.)
2. Прописывание букв и сочетаний.
– Посмотрите на буквы и их сочетания на второй строке.
– Что объединяет строчные буквы у, з, д? (Линия с петлёй.)
Учитель предупреждает о возможных ошибках в написании или
анализирует варианты этих букв в детских работах.
Затем ученики пишут буквы и сочетания.
3. Чтение и запись слов.
Чтение слов по слогам. Вопросы после чтения:
– Какие соединения в этих словах? (Верхние и нижние.) Каких больше?
Запись слов, проверка написанного.
4. Игра «Найди слово».
а) – Найдите среди слов, которые вы записали, слово, которое пришло из
румынского языка и означает «золотая тишина». Разделите это слово на
слоги. (Кукуруза.)
б) – Найдите слова, которые нельзя переносить. Подчеркните их. (Здесь,
яд.)
в) – Найдите слово, в котором живёт белка. Поставьте в нём ударение.
г) – Какое слово у вас осталось без ударения? Сформулируйте задание
сами.
5. Упражнение для самоконтроля.
Розу соединяют с лучшими буквами «з», гвоздику с лучшими буквами
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
2«д», а одуванчик с буквами «у». Каких букв больше у цветка, тот и
победил.
Учитель говорит, что все цветы прекрасны и дети должны научиться
хорошо писать.
– Что мы сейчас делали?
– Чему научились?
II. Развитие
умений.
I. Определение темы и цели урока. 3
– Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
– Повторите правила переноса.
– Как вы думаете, какая у нас тема урока?
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Деление слов на слоги.
2. Деление слов для переноса.
3. Деление слов для переноса с буквой [й].
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
II. Развитие умений. 2 6 5 2
1. Словарная работа.
Упр. 21, с. 21.
Выполняют на доске два ученика: один выписывает двусложные слова,
другой – трёхсложные. Обозначают буквы гласных, ставят ударение,
подчёркивают ударные слоги.
– Разделите эти слова для переноса. Какие правила надо помнить?
Проверка с самооценкой по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать
и понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
32. Работа по рисунку, с. 21.
– Такое же задание получили наши игрушки.
– Какие предметы изображены на кубиках слева? Справа?
– Почему так разложили кубики? По какому принципу? (По количеству
слогов.)
– Нет ли ошибки? (Есть. В левом столбике трёхсложные слова: клубника,
малина, а слово голубика – лишнее, так как состоит из 4 слогов. Во втором
столбике – двусложные слова, лишнее – бананы, но если оно будет стоять в
единственном числе, то ошибки нет.)
– Обезьянка и котик держат кубики. В какой столбик их надо поставить?
Почему?
– Запишите эти слова, разделив их для переноса. (Чай–ник, по–ми–дор,
огу–рец.)
3. Фронтальная работа. 2
– Как надо переносить слова с одной строки на другую?
– Что надо помнить при переносе слов?
Игра «Помогите Незнайке!»
Учитель читает:
Перенёс слова Незнайка:
За–йка, ле–йка, ча–йник, ма–йка,
У–ши, ше–я, ло–б, гла–за,
О–вцы, ут–ки, ко–нь, ко–за.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
Слова, которые переносил Незнайка, записаны на доске.
На доске и в тетрадях ученики записывают и делят для переноса слова,
ТОУУ
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
4в которых Незнайка допустил ошибки.
4. Самостоятельная работа.
Упр. 20, с. 20. 2 6 5
Ученики самостоятельно выписывают трёхсложные слова.
Выполняют все задания.
Образец записи: Хо|ро|ша, А|нну|шка, ба|бу|шка.
Записывают имена, делят на слоги и для переноса:
А|ня, А|ню|та, Аню–та, Ню|ра, Ню–ра, А|не|чка, Ане–чка.
Проверка с самооценкой.
5. Работа по рисунку, с. 20.
– Какое задание получила Эля? (Записать своё имя и как её можно звать.)
– Прочитайте, как её зовут по имени и отчеству.
– Спишите остальные имена в алфавитном порядке, разделите слова на
слоги и для переноса.
Коллективная проверка. Запись в тетради:
Эле–чка, Эл–ла, Эль–вира, Эльви–ра, Эля.
6. Фронтальная работа.
а) Запись предложения на доске. При записи слова делятся для переноса.
Буйно цветёт над водой водяная кашка. (И. СоколовМикитов.)
б) – Прочитайте про себя вывод в тетради.
– Напишите имена людей, которые нельзя переносить. (Илья, Оля, Зоя.)
в) – Найдите однокоренные слова.
– Выделите корень в однокоренных словах.
– Назовите его.
– Как вы находили корень?
ТОУУ
5– Какие умения сегодня развивали? 4 4
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙI . Итог.
Ι
– Для чего надо знать правила переноса слов?
– Расскажите правила переноса слов с одной строки на другую. Приведите
примеры.
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
ТОУУ
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
1. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.
* Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы и предложения.
2. Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению.
3. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно записывали упражнения в тетрадь.
6