– Определите на слух, сколько предложений я прочитала.
Котята за капустой
Ходили в огород.
Там у капустных грядок
Им повстречался крот.
(И. Токмакова)
– Как вы определили, что я прочитала два предложения? (Говорится о котятах и о кроте.)
– А теперь посмотрите на запись.
На слайде (доске) – фрагмент текста.
– Сколько здесь строк? (4.) А почему не четыре предложения? (В первой строке не ясно, что делают котята, во второй непонятно без первой, кто ходит.)
– Что же обязательно должно быть в предложении, без чего предложения не бывает? (Без грамматической основы.)
Русский язык
СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Урок 53 (41).
Тема: Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.
Цель:
– дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
– развитие умений находить в предложении действующее лицо и различать слова, отвечающие на один и тот же вопрос,
но выполняющие в предложении разные функции – действующего лица и объекта.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 1
1. Проверка домашнего задания
– Какие слова из упр. 95 с вопросами выписали?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
© ООО «Баласс», 2012
1– На какие группы можно разделить слова, которые написаны с большой
буквы?
– Чем отличается слово носик от слова нос в разборе, который вы делали
дома?
2. Словарная работа.
– Дополните предложения словами из словаря, написание которых вы уже
знаете.
| (как?) снуют (кто?). | Они (как?) чирикают. | Скоро у них появятся
(кто?).
(Весело снуют воробьи. Они громко чирикают. Скоро у них появятся
птенцы.)
Работа над словом весело в Орфографической тетради на с. 4.
– Запишите 1е и 2е предложения. В словах из словаря обозначьте
опасные места.
1 3 3
– Определите на слух, сколько предложений я прочитала.
Котята за капустой
Ходили в огород.
Там у капустных грядок
Им повстречался крот.
(И. Токмакова)
– Как вы определили, что я прочитала два предложения? (Говорится о
котятах и о кроте.)
– А теперь посмотрите на запись.
На слайде (доске) – фрагмент текста.
– Сколько здесь строк? (4.) А почему не четыре предложения? (В первой
строке не ясно, что делают котята, во второй непонятно без первой, кто
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
© ООО «Баласс», 2012
2познавательную и личностную
рефлексию.
ходит.)
– Что же обязательно должно быть в предложении, без чего предложения
не бывает? (Без грамматической основы.)
Вопроспровокация.
– В первом предложении есть слово огород. Я к нему задаю вопрос что? и
говорю, что это главное слово, которое входит в грамматическую основу.
Права ли я? (Нет, к этому слову нельзя задать такой вопрос, вопрос нужно
задавать от слова ходили: ходили (куда?) в огород.)
– С каким главным словом связано слово ходили? (Котята.)
– Вспомните действияподсказки (я / нашла / гриб): надо сначала понять,
кто производит действие. Его ещё называют действующее лицо (оно
может быть и неодушевлённым).
Запись на доске сочетания – действующее лицо.
Эти слова будут ключевыми на уроке.
– Какое действующее лицо для действия ходили в нашем предложении?
(Котята.)
– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Сегодня мы будем
учиться отличать действующее лицо от других предметов.)
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Учиться отличать действующее лицо от предмета.
2. Учиться подбирать нужные действия.
3. Составлять предложения по схемам и картинкам.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
© ООО «Баласс», 2012
3ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 5 3 1 4
Работа в учебнике.
Упр. 96 – развивается умение отличать действующее лицо от
предмета с опорой на рисунки. Коллективно под руководством учителя
дети разбирают первую пару примеров.
– Какое действие названо в первом примере? (Пишет.)
– Составьте предложение по рисунку. (Девочка пишет письмо.)
– Кто пишет, производит действие? (Девочка.) Значит, она является
действующим лицом. Обозначьте стрелочками связь между словами,
называющими действие и лицо.
Девочка пишет (что?) письмо.
– Задайте вопрос к другому слову – письмо. Покажите эту связь стрелкой.
А от слова письмо можно задать вопрос к слову пишет?
(Нет, получится бессмыслица.) Обратите внимание, стрелка направлена
только в одну сторону.
Работа с примером из другого столбика.
– Какое действие названо в этом примере? (Вырвался.)
– Кто его производит? (Шарик.) Значит, шарик является действующим
лицом.
– Запишите предложение по картинке. (Из рук девочки вырвался шарик.)
– Покажите связь между действием и действующим лицом.
– Как называются эти слова в предложении? (Грамматической основой,
главными словами.)
– Задайте вопрос(ы) к другим словам. Покажите связь стрелкой.
Далее дети работают самостоятельно, проверяют в парах.
Упр. 97 – развивается умение подбирать нужные действия с опорой на
рисунки и графически обозначать связь между словами.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
4Учащиеся могут выполнять эти задания в группах. Записывают
предложения в тетрадях (Зайчик прячется под деревом. В небе
сверкает молния. Кузнечик стрекотал в траве.) Затем от каждой
группы читают предложения, задают вопросы к словам.
П. Возможно дополнить задание: на доске изобразить схемы со
стрелками:
|_____ _______ __ _______.
Зайчик прячется под деревом.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно?
– Ты сделал задание сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил
свою работу.
ТОУУ
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Откройте Рабочую тетрадь. Прочитайте предложение в задании № 4,
тема 7–8.
– Какой вариант схемы к нему вы выбрали?
– Здесь есть два слова, которые отвечают на вопрос что? 4 4
– Какое из них является действующим лицом? (Ветер.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
© ООО «Баласс», 2012
5V. Домашнее
задание.
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Упр. 81 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
– Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
– Группировать слова по вопросам.
– Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
© ООО «Баласс», 2012
6