Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Определите на слух, сколько предложений я прочитала. Котята за капустой Ходили в огород. Там у капустных грядок Им повстречался крот. (И. Токмакова) – Как вы определили, что я прочитала два предложения? (Говорится о котятах и о кроте.) – А теперь посмотрите на запись. На слайде (доске) – фрагмент текста. – Сколько здесь строк? (4.) А почему не четыре предложения? (В первой строке не ясно, что делают котята, во второй непонятно без первой, кто ходит.) – Что же обязательно должно быть в предложении, без чего предложения не бывает? (Без грамматической основы.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur53.doc
Русский язык СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок 53 (41). Тема: Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении. Цель:  – дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;  – развитие умений находить в предложении действующее лицо и различать слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но выполняющие в предложении разные функции – действующего лица и объекта. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  1 1. Проверка домашнего задания – Какие слова из упр. 95 с вопросами выписали? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. © ООО «Баласс», 2012 1– На какие группы можно разделить слова, которые написаны с большой буквы? – Чем отличается слово носик от слова нос в разборе, который вы делали дома? 2. Словарная работа. – Дополните предложения словами из словаря, написание которых вы уже знаете. | (как?)  снуют  (кто?). |  Они  (как?)  чирикают. |  Скоро у них появятся (кто?). (Весело снуют воробьи. Они громко чирикают. Скоро у них появятся птенцы.) Работа над словом весело в Орфографической тетради на с. 4. –  Запишите   1­е   и   2­е   предложения.   В   словах   из   словаря   обозначьте опасные места. 1   3   3 – Определите на слух, сколько предложений я прочитала. Котята за капустой Ходили в огород. Там у капустных грядок Им повстречался крот. (И. Токмакова) –  Как вы определили, что я прочитала два предложения? (Говорится о котятах и о кроте.) – А теперь посмотрите на запись. На слайде (доске) – фрагмент текста. – Сколько здесь строк? (4.) А почему не четыре предложения? (В первой строке не ясно, что делают котята, во второй непонятно без первой, кто 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы  в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.  Поиск решения  (открытие  нового знания),  формулирование правила  (определения). © ООО «Баласс», 2012 2познавательную   и   личностную рефлексию. ходит.) – Что же обязательно должно быть в предложении, без чего предложения не бывает? (Без грамматической основы.) Вопрос­провокация. – В первом предложении есть слово огород. Я к нему задаю вопрос что? и говорю, что это главное слово, которое входит в грамматическую основу. Права ли я? (Нет, к этому слову нельзя задать такой вопрос, вопрос нужно задавать от слова ходили: ходили (куда?) в огород.) – С каким главным словом связано слово ходили? (Котята.) – Вспомните действия­подсказки (я / нашла / гриб): надо сначала понять, кто   производит   действие.   Его   ещё   называют  действующее   лицо  (оно может быть и неодушевлённым). Запись на доске сочетания – действующее лицо.  Эти слова будут ключевыми на уроке. –  Какое действующее лицо для действия  ходили  в нашем предложении? (Котята.) – Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Сегодня мы будем учиться отличать действующее лицо от других предметов.) – Составим план урока. План (примерный). 1. Учиться  отличать действующее лицо от предмета. 2. Учиться  подбирать нужные действия. 3. Составлять предложения по схемам и картинкам. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  © ООО «Баласс», 2012 3ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.   1  3  5  3  1  4   Работа в учебнике. Упр.   96  –   развивается   умение   отличать   действующее   лицо   от предмета с опорой на рисунки. Коллективно под руководством учителя дети разбирают первую пару примеров. – Какое действие названо в  первом примере? (Пишет.) – Составьте предложение по рисунку. (Девочка пишет письмо.) –  Кто   пишет,   производит   действие?   (Девочка.)   Значит,   она   является действующим   лицом.   Обозначьте   стрелочками   связь   между   словами, называющими действие и лицо. Девочка пишет (что?) письмо. – Задайте вопрос к другому слову – письмо. Покажите эту связь стрелкой. А от слова письмо можно задать вопрос к слову пишет? (Нет,   получится   бессмыслица.)   Обратите   внимание,   стрелка   направлена только в одну сторону. Работа с примером из другого столбика. – Какое действие названо в этом примере? (Вырвался.) –  Кто его производит? (Шарик.) Значит, шарик является действующим лицом. – Запишите предложение по картинке. (Из рук девочки вырвался шарик.) – Покажите связь между действием и действующим лицом. –  Как называются эти слова в предложении? (Грамматической основой, главными словами.) – Задайте вопрос(ы) к другим словам. Покажите связь стрелкой. Далее дети работают самостоятельно, проверяют в парах. Упр. 97 – развивается умение подбирать нужные действия с опорой на рисунки и графически обозначать связь между словами. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 4Учащиеся   могут   выполнять   эти   задания   в   группах.   Записывают предложения   в   тетрадях   (Зайчик   прячется   под   деревом.   В   небе сверкает   молния.   Кузнечик   стрекотал   в   траве.)   Затем   от   каждой группы читают предложения, задают вопросы к словам. П.  Возможно   дополнить   задание:   на   доске   изобразить   схемы   со стрелками: |_____ _______ __ _______. Зайчик прячется под деревом. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно выполнить задание? – Ты сделал всё правильно? – Ты сделал задание сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. –  Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.  ТОУУ – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. –  Откройте Рабочую тетрадь. Прочитайте предложение в задании № 4, тема 7–8. – Какой вариант схемы к нему вы выбрали? – Здесь есть два слова, которые отвечают на вопрос что?    4   4 – Какое из них является действующим лицом? (Ветер.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? © ООО «Баласс», 2012 5V. Домашнее  задание.  – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? Упр. 81 («Дидактический материал»). Деятельность учеников: – Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. – Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. – Группировать слова по вопросам. – Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также