Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—4 кл
09.01.2019
В статье раскрыты следующие элементы организации навыка письма у младших школьников с речевой патологией: мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция. Показано влияние различных видов дисграфии на показатели внимания. Даны методические рекомендации педагогам коррекционных школ по развитию внимания у младших школьников с дисграфией.
РАЗВ-ИЕ ВНИМ-ИЯ.docx
Развитие внимания у младших школьников с
нарушениями письменной речи. Повышение мотивации
к логопедическим занятиям у младших школьников
Дети, обучающиеся в коррекционной школе, отличаются, как правило,
неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением
интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие,
необходимость постоянного стимулирования своей активности.
Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии внимательно
слушать на занятии? С помощью каких средств зажечь интерес в его глазах?
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные
положительными эмоциями не становятся полезными это « мертвый» груз.
Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится
видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы, взрослые должны быть
помощниками детям в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в
детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
посильная нагрузка на каждого ребенка,
Основой любых достижений является системный подход во всех
начинаниях,
учет его
психофизического состояния и положительная мотивация. Оцениваю
деятельность ребенка не только по конечному результату, но и по процессу
его достижения. Очень трудно научить ребенка чемуто, что не вызывает у
него интерес.
Игра влияет на «формирование всех психических процессов, от самых
элементарных до самых сложных», в том числе и на формирование
правильной речи, вызывает неподдельный интерес.
Широки возможности использования дидактических игр, как фабричного
изготовления, так и самодельных.
Это игры на развитие связной речи: «Расскажи о животном» ( составление
рассказа по плану), « Рисуем картинку» ( составление рассказа по опорным
словам). Игры на формирование лексики и словарного запаса: «Варим щи»,
«Магазин», «Гномики», «Вывески города», «Поиграем в профессию». Игры
на формирование звуковой культуры речи: «Паровозики», «Рыбалка», «Кот
наоборот». Игры на развитие орфографической зоркости: « Письмо с
ошибками», « Исправь ошибку». Подобные игры не только повышают
грамотность младших школьников, но и оживляют логопедические занятия,
делают их веселыми и интересными, вносят определенный соревновательный
элемент, что повышает мотивацию к занятиям с логопедом.
Наиболее эффективной формой развития и поддержания интереса
можно считать кукольный театр, его различные виды. Применение кукольного
театра в логопедической работе усиливает наглядность и тем самым
повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, яркость
кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь, благоприятно влияет на познавательную деятельность и
обогащает чувственную основу. Однако в области коррекционного обучения
театральная деятельность детей наименее разработанное направление, тогда
как эффективность его очевидна, о чем свидетельствуют многочисленные и
психологопедагогические исследования.
Стопроцентный коррекционный эффект от занятия как говорилось
выше, можно получить только на положительном эмоциональном фоне.
В речевой работе важно отрабатывать не только чистоту произношения, но и
интонационную выразительность речи.
Загадки особый, веселый, интересный и загадочный мир. В древне
русском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор
детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки
развивают и обогащают речь, стимулируют процессы анализа и синтеза,
сравнения, сопоставления. У детей развивается достаточно быстрая
актуализация лексического материала из долговременной памяти
Актуальной проблемой в работе с учащимися, имеющими речевые
нарушения, является развитие связной речи. Наличие этой коммуникативной
функции способствует формированию полноценной личности, школьной
мотивации, усвоению учебной программы, психологической комфортности в
коллективе. В классической логопедической литературе процесс развития
связной речи основывается на репродуктивной деятельности учащихся.
Многократное воспроизведение информации способствует запоминанию
речевого высказывания и формирует навык связного словесного общения, но
не стимулирует познавательной активности и развития целенаправленной
речевой деятельности. Поэтому остро встает проблема применения приемов,
стимулирующих речевую активность.
Одним из таких приемов, создающих ситуацию, которая стимулирует
потребность ребенка в речевых высказываниях, является упражнение «
составь целое из частей».
Без тесного сотрудничества с родителями, без их заинтересованности в
результатах логопедической работы трудно добиться положительной
мотивации к обучению и у детей. Поэтому взаимодействие с родителями,
считаю одним из важнейших направлений в коррекционной работе.
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями
письменной речи.
Письменная речь — особая форма коммуникации с помощью системы
определенных графических знаков. Звуковая структура слов устной
речи,временная последовательность звуков переводятся в пространственную
последовательность графических изображений, т.е. букв. В понятие письменная
речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письмо — вид психической деятельности. Его усвоение и реализация
требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память,
внимание (особенно произвольное), мышление, которые обеспечивают умственные
действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. К ведущим
элементам организации навыка письма относятся мотивация, волевое усилие и
произвольная саморегуляция.
Сформированность перечисленных психических процессов в соответствии с
возрастным этапом развития ребенка, их полноценное взаимодействие и
регуляция необходимы для овладения всеми школьными навыками, в том
числе и навыком письма.
Нарушение или недоразвитие сенсомоторной стороны речи, навыков
языкового анализа, грамматического строя речи, словообразовательных
процессов, понимания логикограмматических отношений и связной речи [7]
может привести к нарушениям формирования навыков письменной речи,
особенно у детей с ОНР.
Неполноценная речевая деятельность сильно влияет на формирование у детей
сенсорной, интеллектуальной и аффективноволевой сферы. У детей с ОНР
отмечаются отклонения в развитии восприятия, разных модальностей,
наблюдаются недостаточная устойчивость внимания,
ограниченные
возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой,
логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает
продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими
сторонами психического развития обусловливает специфические особенности
мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения
мыслительными операциями, доступными возрасту, дети отстают в развитии
словеснологического мышления. Без специального обучения с трудом
овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
К недостаткам письма у детей с ОНР относятся замедленность процесса
письма, неточность (пропуски, искажения) написания букв, безграмотность
(нарушение правил орфографии), неразборчивость (неточность написания
букв).
Психологическая основа формирования письма — построение обучения с
учетом трех блоков деятельности: мотивационного, операционного и
контрольного, в каждом из которых особую роль играет внимание.
По словам П.Я. Гальперина, «...внимание нигде не выступает как
самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдателю оно
открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой
психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство
этой деятельности. Внимание не имеет своего отдельного, специфического
продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к
которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей
функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен). У
внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки
внимания как отдельной формы психической деятельности».
Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста
с ОНР используютя следующие методики: корректурная проба, методика
Пьерона — Рузера, таблицы Шульте, красночерный квадрат, таблица Горбова
— Шульте, методики «Расстановка чисел» и «Запомни и расставь точки», на
правленные на исследование устойчивости, продуктивности, распределения,
переключения, концентрации. Изучается также параметр произвольности
внимания на основании наблюдения за выполнением заданий.
Можно отметить, что вид дисграфии оказывает определенное влияние на
показатели внимания. Наиболее сохранны такие характеристики внимания,
как продуктивность и переключаемость, наименее устойчивость и
концентрация.
Использование коэффициента корреляции Спирмена показало корреляцию
между степенью развития внимания и состоянием письменной речи —
значимо на 0,05%ном уровне (р = 0,48). Наличие дисграфии ухудшает показа
тели внимания.
Методические рекомендации по развитию внимания у младших
школьников с дисграфией, обусловленной ОНР.
Успешность коррекционнологопедической работы обеспечивается
реализацией следующих принципов:
— системностью коррекционных и развивающих задач;
— единством диагностики и коррекции;
— деятельностному принципу коррекции;
— учету возрастнопсихологических и индивидуальных особенностей
ребенка;
— комплексностью методов коррекционнопедагогического воздействия.
Перечисленные принципы позволяют наметить основные направления
коррекционнологопедической работы по развитию внимания у
младших школьников с дисграфией:
— развитие способности длительно удерживать интенсивное внимание на
одном и том же объекте или на одной и той же задаче;
— быстро переключать внимание с одного объекта на другой, переходить с
одного вида деятельности на другой;
— подчинять свое внимание сознательно поставленной цели и требованиям
деятельности;
— подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные
особенности; — коррекция и развитие письменной речи (активизация и обогащение
словарного запаса, совершенствование грамматического и синтаксического
строя речи).
Можно выделить несколько этапов коррекционнологопедической работы.
На первом этапе используется непроизвольное внимание детей, которое
зависит от силы, неожиданности, новизны раздражителя, контрастности
предмета или явления, а также внутреннего состояния.
На втором этапе произвольное внимание развивается через привлечение
непроизвольного в такой последовательности:
1) формирование ориентировочной основы произвольного внимания. Дети
знакомятся с основными этапами, входящими в состав той или иной дея
тельности: целью, способами ее достижения, последовательностью действий.
Им предлагается ответить на вопрос: «Что нужно выполнить и как это можно
выполнить?» Данный этап работы предполагает совместное осуществление
деятельности логопедом и учащимися. Контролирует деятельность логопед;
2) формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности с
опорой на наглядный материал и предварительным проговариванием
программы деятельности, логопед контролирует ее;
3) формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности с
опорой на наглядный материал, но без предварительного проговаривания
программы деятельности. На этом этапе включаются элементы самоконтроля
или контроля над результатом деятельности других учащихся;
4) формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности с
предварительным проговариванием программы деятельности без опоры на
наглядный материал;
5) формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности без
предварительного проговаривания программы деятельности без опоры на
наглядный материал.
На третьем этапе постепенно осуществляется переход от произвольного
внимания к непроизвольному в учебной деятельности. Для этого логопед в
процессе коррекционного обучения опирается на непосредственный интерес
детей к учебному материалу, формирует интересы учащихся, воспитывает в
школьниках осознание значимости логопедических занятий.
Для развития внимания используется ряд приемов: контроль деятельности
(пошаговый предваряющий, текущий и результирующий), формирование
мотивов деятельности, смена различных ее видов.
Особый акцент необходимо сделать на развитие способности к
распределению внимания, для чего используются две группы заданий.
1. Предъявление стимулов в одной модальности (зрительной, слуховой,
тактильной).
Для этого предлагается послушать несколько слуховых стимулов, звучащих
одновременно и указать каждый из них (звуки барабана и звучащего колокольчика; несколько слов, сказанных товарищами одновременно и
находящихся с одной стороны или с разных сторон от ребенка). Задание
усложняется за счет увеличения количества предъявляемых стимулов.
2.
Предъявление стимулов в нескольких модальностях (зрительной и
слуховой, слуховой и тактильной, зрительной и тактильной). Детям нужно
запомнить картинки (написанные буквы, слова) и одновременно прослушать
вопрос логопеда, затем ответить на вопрос, а через некоторое время
припомнить картинки, буквы или слова и воспроизвести их (назвать или
записать).
Для эффективного развития устойчивости и концентрации внимания
выполняются задания:
— игра «Будь внимательным»: учащиеся выполняют команды логопеда
(поднять правую руку, наклонить голову вправо, подпрыгнуть и др.). Но есть
одно ограничение: если логопед добавит к инструкции слово пожалуйста,
дети не должны ничего делать. Задание выполняется как с открытыми, так и с
закрытыми глазами;
— запомнить и воспроизвести последовательность движений. Задание
выполняется как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Усложняя
упражнения, логопед предлагает учащимся прослушать и воспроизвести
последовательность движений, но с одним ограничением — не выполнять те
команды, к которым логопед добавит слово пожалуйста. Задание также
выполняется как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
Для коррекции соответствующего вида дисграфии используются
специфические упражнения.
По мнению известного психолога П.Я. Гальперина [1], внимание
необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями:
памятью, мышлением, воображением, восприятием и развитием речи.
Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде,
поскольку оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его
результат — улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
Именно поэтому в первую очередь работу по развитию внимания необходимо
вести в этом направлении. Да и сами развивающие упражнения зачастую
обеспечивают развитие других психических процессов. Следовательно, работа
над развитием произвольного внимания проводится в процессе учебной
деятельности в тесной связи с развитием речи и других психических функций.
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.