Развивающее воспитательное пространство является неотъемлемой частью дополнительного образования и представляет собой педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности и удовлетворение им своих познавательных интересов. В связи с этим воспитательное пространство центра детского творчества имеет свою специфику, которая включает такие важные компоненты, как воспитательный, образовательный и культурно-досуговый. С учетом этих компонентов и осуществляется основная педагогическая деятельность педагогов, направленная на творческо-познавательную деятельность детей и их воспитание. Вопросу развития детей в центре детского творчества уделяется самое пристальное внимание, в связи с чем здесь решаются различные задачи, в частности, и такие, как создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей и обращение к личностным проблемам каждого ребенка, формирование его нравственных качеств, творческой и социальной активности
«Развитие воспитательного потенциала
образовательного процесса»
Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение
условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении является одной
из ведущих задач реформирования структуры и содержания общего образования.
Необходимость мер направленных на усиление воспитательного потенциала
системы общего образования обусловлена, с одной стороны, интенсивностью позитивных
тенденций интеграции России в мировое сообщество, развития диалога культур,
демократических процессов в различных сферах общественной жизни, что повышает
социальный запрос на творческую, деятельную, развивающуюся личность; с другой стороны,
нарастанием негативных явлений в подростковой среде, вызванных усилением
националистических, сектантских, криминальных, сексуальных, наркотических влияний на
подростков.
Совершенствование структуры и содержания общего образования направлено на
преодоление ряда деструктивных тенденций, в их числе: устранение школы от реализации
воспитательных функций, организации воспитательного процесса во внеурочное время,
свертывание деятельности органов детского самоуправления, детских общественных
организаций в результате крайностей деидеологизации и деполизации школы, что привело к
ценностной дезориентации учащихся,
открыло доступ в подростковую среду
националистических, религиозносектантских и других антигуманных идеалов, сужению
педагогически организованного пространства социализации личности.
Организация работы, направленной на повышение воспитательного потенциала
образовательного процесса соответствует приоритетам современной государственной
политики в области образования, основу которой составляют, в соответствии с Программой
развития воспитания в системе образования об “определении конкретных целей и задач
воспитания,
моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации: взаимодействие семьи
и педагогического коллектива образовательного учреждения”.
Реформирование системы общего образования нацелено на формирование нового
воспитательнообразовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно
нравственного становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному
самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценностей
свободы, добра, справедливости, экологического благополучия, семьи, здоровья, Родины,
образования, труда, творчества, красоты и других общечеловеческих ценностей.
Система мер, направленных на повышение воспитательного потенциала
образовательного процесса разработана на основе представлений о том, что:
современная общеобразовательная школа остается ведущим институтом воспитания
подрастающего поколения в российском обществе;
воспитательная функция является одной из основных социальных функций школы
наряду с образованием:
воспитание представляет собой двусторонний процесс взаимодействия педагога и
воспитанника, направленный на духовнонравственное становление личности, ее
ценностное самоопределение; стимулирование самовоспитания;
воспитательный процесс является одним из важнейших звеньев целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом;
содержание современных образовательных программ обладает значительным
воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной,
продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий
детей и взрослых, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время;
определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов
воспитания имеет гуманистическая идеология,
обуславливающая общую
направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности
достижение ею гармонии, как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим
социоприродным пространством, развитие способности применить всеобщий принцип
творческой деятельности в собственной сфере труда.
В целях повышения воспитательного потенциала образовательного процесса
необходимо:
При сохранении и развитии многообразия содержательного и методического аспектов
воспитательной деятельности в образовательном учреждении формирование ценностно
идеологической общности участников образовательного процесса, основанной на
гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и идей государственности,
державности, народности, коллективизма, взаимопомощи, духовности, нравственности,
характерных для российской культуры;
преодоление декларативности
общечеловеческих ценностей и обеспечение поэтапного освоения их детьми от
привития им любви к своей малой Родине до формирования планетарного сознания,
чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.
Развитие демократических процессов, а системе образования, вариативности
содержания воспитательных программ и моделей воспитательных систем,
способствующего развитию интеллектуальной,
эмоциональночувственной и
деятельностной сфер личности, отказа от жестких авторитарных схем, связанных с
манипулированием учащимися и установкой лишь на запоминание готовых знаний.
Создание нового образовательновоспитательного пространства, обеспечивающего
реализацию на практике принципа свободы, предоставление детям реальной
возможности самостоятельного выбора форм е видов деятельности, сочетающееся с
воспитанием у них чувства ответственности за результаты своей деятельности.
Наряду с реализацией личностноориентированного подхода к организации
образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения и
воспитания, расширение использования воспитательного потенциала детского
коллектива как пространства социализации личности, развития коммуникативных
способностей школьников, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
развитие лидерских качеств,
Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в учебной, так и
возрождение детских общественных организаций
внеурочной деятельности,
обеспечивающих школьникам возможность
гуманистической ориентации,
самореализации,
навыков самоорганизации и
сотрудничества, формирование нравственной, гражданской позиции личности.
Создание новых организационных форм учебной деятельности школьников, новых
способов коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения
предоставляемых учащимся возможностей реализации собственной социально
нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической
социально и личностно значимой деятельности. Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ, которая
использование дидактических технологий,
достигается при условии:
решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами
обучения и развития личности школьника;
целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего
ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности,
гуманизма;
обеспечивающих проявление
школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его
социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе
обучения;
организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности
учащихся на уроке н соответствующего пространства реализации полученных .знаний,
умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во
внеурочное время.
Каждая из образовательных областей имеет свой специфический воспитательный
потенциал.
Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовнонравственном
воспитании личности, развитии ее моральных качеств, формировании мировоззрения,
гражданского сознания, коммуникативные способностей, эмоциональноценностного
отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе формирования у
школьников системы теоретиколитературных понятий, языковых и речевых умений и
навыков, представлений об основах анализа литературных произведений, их родовой и
жанровой специфике,
историколитературном процессе необходима реализация
воспитательного потенциала содержания произведений национальной и мировой классики в
формировании гуманистического мировоззрения школьников, готовности к межличностному
и межкультурному диалогу, этической культуры, предоставление школьникам образцов
нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение позитивного
социального опыта детей и подростков, в том числе во внеурочное время в результате
включения их в деятельность литературных объединений, дискуссионных клубов, творческих
мастерских, журналистских студий и т.д.
В процессе усвоения школьниками основных понятий и терминов общественных
наук, развития навыков работы с источниками, противоречивой исторической, социальной,
географической информацией, знаний о человеке, основных этапах в истории человечества,
истории России, обществе, географической среде, основных областях общественной жизни,
необходимо обеспечение личностноэмоционального осмысления школьниками опыта
взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формирование у них ценностей
демократического общества, толерантности, гражданской позиции, патриотизма, а также в
обеспечении социальной адаптации учащихся, их социальной мобильности в быстро
меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими и
процессе обучения социальных ролей, в том числе во внеурочное время в результате
включения детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления,
проигрывания моделей социальноэкономического взаимодействия людей, предоставления
им опыта политических дискуссий, реализации собственной гражданской позиции, личного
участия в социально значимой деятельности школьных историкокраеведческих объединений, школьных музеев национальной культуры, взаимодействия с общественными объединениями
гуманистической направленности,
государственными
учреждениями
социальными институтами,
Одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования является
усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного
потенциала содержания учебных программ. В процессе формирования у школьников
физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, освоения
учащимися естественнонаучного метола познания необходим акцент на воспитании
эмоциональноценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие
биосферы, экологическое благополучие планеты, развитие эстетического отношения к
объектам природной среды, расширение опыта практической экологически значимой
деятельности, в том числе во внеурочное время в результате включения учащихся в работу
школьных лесничеств,
игровые экологически
ориентированные программы детских общественных объединений и т.д.
детских экологических центров,
Совершенствование технологий воспитания в соответствии с возрастными
особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, преемственности
между различными ступенями образования и содержанием учебных программ; развитие
игровых методик, технологий, обеспечивающих расширение позитивного социокультурного
опыта школьников как основы, формирования у них готовности к жизненному
самоопределению.
Подготовка педагогических кадров к организации воспитательного процесса,
направленная на формирование у педагогов позиции воспитателя, внутренней
психологической установки на решение воспитательных задач:
представлений о педагогическом профессионализме,
связанных с
воспитывающим влиянием собственной личности на социальнонравственное
становление ученика;
знаний о сущности, содержании, критериях эффективности воспитательного
процесса, методах воспитания и навыках практической реализации
воспитательных технологий;
осуществление мониторинга воспитательного процесса,
культурных
ценностей разных групп детей и молодежи, влияния воспитательных
воздействий на интеллектуальное, эмоциональночувственное, деятельностное
развитие личности, ее духовнонравственное становление.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.