«Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса»

  • Документация
  • Научные работы
  • doc
  • 19.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развивающее воспитательное пространство является неотъемлемой частью дополнительного образования и представляет собой педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности и удовлетворение им своих познавательных интересов. В связи с этим воспитательное пространство центра детского творчества имеет свою специфику, которая включает такие важные компоненты, как воспитательный, образовательный и культурно-досуговый. С учетом этих компонентов и осуществляется основная педагогическая деятельность педагогов, направленная на творческо-познавательную деятельность детей и их воспитание. Вопросу развития детей в центре детского творчества уделяется самое пристальное внимание, в связи с чем здесь решаются различные задачи, в частности, и такие, как создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей и обращение к личностным проблемам каждого ребенка, формирование его нравственных качеств, творческой и социальной активности
Иконка файла материала doklad-razvitiie-vospitatiel-nogho-potientsiala-ob.doc
«Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса» Развитие   воспитательного   потенциала   образовательного   процесса   и   обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении является одной из ведущих задач реформирования структуры и содержания общего образования.  Необходимость   мер   направленных   на   усиление   воспитательного   потенциала системы   общего   образования   обусловлена,   с   одной   стороны,   интенсивностью   позитивных тенденций   интеграции   России   в   мировое   сообщество,   развития   диалога   культур, демократических   процессов   в   различных   сферах   общественной   жизни,   что   повышает социальный запрос на творческую, деятельную, развивающуюся личность; с другой стороны, ­ нарастанием   негативных   явлений   в   подростковой   среде,   вызванных   усилением националистических, сектантских,  криминальных, сексуальных, наркотических  влияний  на подростков.  Совершенствование   структуры   и   содержания   общего   образования   направлено   на преодоление ряда деструктивных тенденций, в их числе: устранение школы от реализации воспитательных   функций,   организации   воспитательного   процесса   во   внеурочное   время, свертывание   деятельности   органов   детского   самоуправления,   детских   общественных организаций в результате крайностей деидеологизации и деполизации школы, что привело к ценностной   дезориентации   учащихся,   открыло   доступ   в   подростковую   среду националистических,   религиозно­сектантских   и   других   антигуманных   идеалов,   сужению педагогически организованного пространства социализации личности.  Организация   работы,   направленной   на   повышение   воспитательного   потенциала образовательного   процесса   соответствует   приоритетам   современной   государственной политики в области образования, основу которой составляют, в соответствии с Программой развития   воспитания   в   системе   образования   об   “определении   конкретных   целей   и   задач воспитания,   моделирование   воспитательного   пространства   в   целях   обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации: взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательного учреждения”.  Реформирование системы общего образования нацелено на формирование нового воспитательно­образовательного   пространства,   которое   позволит   обеспечить   духовно­ нравственного   становление   подрастающего   поколения,   его   подготовку   к   жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценностей свободы,   добра,   справедливости,   экологического   благополучия,   семьи,   здоровья,   Родины, образования, труда, творчества, красоты и других общечеловеческих ценностей.  Система   мер,   направленных   на   повышение   воспитательного   потенциала образовательного процесса разработана на основе представлений о том, что:   современная   общеобразовательная   школа   остается   ведущим   институтом   воспитания подрастающего поколения в российском обществе;   воспитательная   функция   является   одной   из   основных   социальных   функций   школы наряду с образованием:   воспитание   представляет   собой   двусторонний   процесс   взаимодействия   педагога   и воспитанника,   направленный   на   духовно­нравственное   становление   личности,   ее ценностное самоопределение; стимулирование самовоспитания;  воспитательный   процесс   является   одним   из   важнейших   звеньев   целостногопедагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом;  содержание   современных   образовательных   программ   обладает   значительным воспитательным   потенциалом,   реализация   которого   зависит   от   специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время;  определяющее   значение   в   разработке   современного   содержания,   целей,   методов воспитания   имеет   гуманистическая   идеология,   обуславливающая   общую направленность   воспитательной   деятельности   на   гармоничное   развитие   личности достижение ею гармонии, как  во  внутреннем  духовном мире, так  и с  окружающим социоприродным пространством, развитие способности применить всеобщий принцип творческой деятельности в собственной сфере труда. В   целях   повышения   воспитательного   потенциала   образовательного   процесса необходимо:   При сохранении и развитии многообразия содержательного и методического аспектов воспитательной деятельности в образовательном учреждении формирование ценностно­ идеологической   общности   участников   образовательного   процесса,   основанной   на гармоничном   сочетании   общечеловеческих   ценностей   и   идей   государственности, державности, народности, коллективизма, взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных   для   российской   культуры;   преодоление   декларативности общечеловеческих   ценностей   и   обеспечение   поэтапного   освоения   их   детьми   ­   от привития им любви к своей малой Родине ­ до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.  Развитие   демократических   процессов,   а   системе   образования,   вариативности содержания   воспитательных   программ   и   моделей   воспитательных   систем, способствующего   развитию   интеллектуальной,   эмоционально­чувственной   и деятельностной  сфер  личности, отказа  от жестких авторитарных схем,  связанных  с манипулированием   учащимися   и   установкой   лишь   на   запоминание   готовых   знаний. Создание   нового   образовательно­воспитательного   пространства,   обеспечивающего реализацию   на   практике   принципа   свободы,   предоставление   детям   реальной возможности самостоятельного выбора форм е видов деятельности, сочетающееся с воспитанием у них чувства ответственности за результаты своей деятельности.  Наряду   с   реализацией   личностно­ориентированного   подхода   к   организации образовательного   процесса,   дифференциации   и   индивидуализации   обучения   и воспитания,   расширение   использования   воспитательного   потенциала   детского коллектива   как   пространства   социализации   личности,   развития   коммуникативных способностей школьников, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.   развитие   лидерских   качеств,  Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в учебной, так и   возрождение   детских   общественных   организаций внеурочной   деятельности,   обеспечивающих   школьникам   возможность гуманистической   ориентации, самореализации,   навыков   самоорганизации   и сотрудничества,   формирование   нравственной,   гражданской   позиции   личности. Создание   новых   организационных   форм   учебной   деятельности   школьников,   новых способов коммуникации  участников образовательного  процесса в целях  расширения предоставляемых   учащимся   возможностей   реализации   собственной   социально­ нравственной   позиции,   выбора   форм   и   видов   учебной,   творческой,   практической социально и личностно значимой деятельности. Реализация   воспитательного   потенциала   содержания   учебных   программ,   которая использование   дидактических   технологий, достигается при условии:  решения   воспитательных   задач   в   ходе   каждого   урока   в   единстве   с   задачами обучения и развития личности школьника;  целенаправленного   отбора   содержания   учебного   материала,   предоставляющего ученикам   образцы   подлинной   нравственности,   духовности,   гражданственности, гуманизма;    обеспечивающих   проявление школьником   собственной   нравственной,   гражданской   позиции,   расширение   его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения;  организации   самостоятельной   творческой   исследовательской   деятельности учащихся на уроке н соответствующего пространства реализации полученных .знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время. Каждая из образовательных областей имеет свой специфический воспитательный потенциал.  Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовно­нравственном воспитании   личности,   развитии   ее   моральных   качеств,   формировании   мировоззрения, гражданского   сознания,   коммуникативные   способностей,   эмоционально­ценностного отношения   к   окружающему   миру,   эстетической   культуры.   В   процессе   формирования   у школьников   системы   теоретико­литературных   понятий,   языковых   и   речевых   умений   и навыков,   представлений   об   основах   анализа   литературных   произведений,   их   родовой   и жанровой   специфике,   историко­литературном   процессе   необходима   реализация воспитательного потенциала содержания произведений национальной и мировой классики в формировании гуманистического мировоззрения школьников, готовности к межличностному и   межкультурному   диалогу,   этической   культуры,   предоставление   школьникам   образцов нравственного   поведения,   духовной   культуры   личности,   расширение   позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе во внеурочное время ­ в результате включения их в деятельность литературных объединений, дискуссионных клубов, творческих мастерских, журналистских студий и т.д.  В процессе  усвоения  школьниками   основных  понятий и  терминов общественных наук, развития навыков работы с источниками, противоречивой исторической, социальной, географической информацией, знаний о человеке, основных этапах в истории человечества, истории России, обществе, географической среде, основных областях общественной жизни, необходимо   обеспечение   личностно­эмоционального   осмысления   школьниками   опыта взаимодействия   людей   в   настоящем   и   прошлом,   формирование   у   них   ценностей демократического общества, толерантности, гражданской позиции, патриотизма, а также в обеспечении   социальной   адаптации   учащихся,   их   социальной   мобильности   в   быстро меняющихся   жизненных   условиях   на   примере   широкого   спектра   проигрываемых   ими   и процессе   обучения   социальных   ролей,   в   том   числе   во   внеурочное   время   ­   в   результате включения   детей   и   подростков   в   деятельность   органов   школьного   самоуправления, проигрывания   моделей   социально­экономического   взаимодействия   людей,   предоставления им опыта политических дискуссий, реализации собственной гражданской позиции, личного участия в социально значимой деятельности школьных историко­краеведческих объединений,школьных музеев национальной культуры, взаимодействия с общественными объединениями гуманистической   направленности,   государственными учреждениями    социальными   институтами, Одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования является усиление   его   общекультурного   значения,   что   способствует   повышению   воспитательного потенциала   содержания   учебных   программ.   В   процессе   формирования   у   школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, освоения учащимися   естественнонаучного   метола   познания   необходим   акцент   на   воспитании эмоционально­ценностного   отношения   к   природе,   чувства   ответственности   за   развитие биосферы,   экологическое   благополучие   планеты,   развитие   эстетического   отношения   к объектам   природной   среды,   расширение   опыта   практической   экологически   значимой деятельности, в том числе во внеурочное время ­ в результате включения учащихся в работу школьных   лесничеств,   игровые   экологически ориентированные программы детских общественных объединений и т.д.    детских   экологических   центров, Совершенствование   технологий   воспитания   в   соответствии   с   возрастными особенностями   учащихся,   задачами   становления   культурного   человека,   преемственности между   различными   ступенями   образования   и   содержанием   учебных   программ;   развитие игровых методик, технологий, обеспечивающих расширение позитивного социокультурного опыта   школьников   как   основы,   формирования   у   них   готовности   к   жизненному самоопределению.  Подготовка   педагогических   кадров   к   организации   воспитательного   процесса, направленная   на   формирование   у   педагогов   позиции   воспитателя,   внутренней психологической установки на решение воспитательных задач:   представлений   о   педагогическом   профессионализме,   связанных   с воспитывающим влиянием собственной личности на социально­нравственное становление ученика;  знаний о сущности, содержании, критериях эффективности воспитательного процесса,   методах   воспитания   и   навыках   практической   реализации воспитательных технологий;  осуществление   мониторинга   воспитательного   процесса,   культурных ценностей   разных   групп   детей   и   молодежи,   влияния   воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально­чувственное, деятельностное развитие личности, ее духовно­нравственное становление.