Развивающее обучение на уроках истории. "Древнегреческий театр"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Древнегреческий театр». Цели урока: • Образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театра, его возникновением и развитием. • Развивающая: развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. • Воспитательная: современный театр и древнегреческий театр – школа воспитания, формирование нравственно-воспитанной личности, высоких гражданских чувств. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: • мультимедиааппаратура; • компьютерная презентация (приложение 1 – можно получить по запросу у автора статьи); • видеопостановка «Миф о начале Троянской войны» (приложение 2 – можно получить по запросу у автора статьи); • картина Г.Праксейна «Греческий театр»; • цветовая палитра настроения; • конверты с опорными словами; • трагическая и комическая маски; • древнегреческие театральные билеты; • план древнегреческого театра.
Иконка файла материала Развивающее обучение на уроках истории.doc
Развивающее обучение на уроках истории. "Древнегреческий театр" Тема: «Древнегреческий театр». Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театра, его возникновением и развитием.  Развивающая: развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять  устойчивые причинно­следственные связи.  Воспитательная: современный театр и древнегреческий театр – школа воспитания, формирование нравственно­ воспитанной личности, высоких гражданских чувств. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование:          мультимедиааппаратура; компьютерная презентация (приложение 1 – можно получить по запросу у автора статьи); видеопостановка «Миф о начале Троянской войны» (приложение 2 – можно получить по запросу у автора  статьи); картина Г.Праксейна «Греческий театр»; цветовая палитра настроения; конверты с опорными словами; трагическая и комическая маски; древнегреческие театральные билеты; план древнегреческого театра. Вводно­мотивационная часть Ход урока Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний. Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе на уроке. Через палитру настроения (ученики выбирают  соответствующий для себя цвет) покажите своё самочувствие, готовность к работе. Я вижу, что большинство готовы к познанию нового. Учитель: вспомните, с историей какой цивилизации мы знакомились на прошлых уроках? Древняя Греция одна из первых европейских цивилизаций. Греция подарила нам множество изобретений, которыми мы  пользуемся по сей день. Мы облекаем мысли в греческие слова: философия, риторика, политика, география, биология.  Обращаясь, друг к другу произносим имена греческого происхождения, и все мы пользуемся буквами алфавита,  пришедшего к нам из Греции. На сегодняшним уроке мы с вами узнаем ещё об одном греческом изобретении. Но об этом  позже. Задание на повторение №1: Перед вами конверты с опорными словами по древним цивилизациям. Отберите те из них,  которые помогут вам рассказать о греческой цивилизации. Учащиеся работают в парах. Содержание конвертов ­ карточки со словами: горы, Сидон, Тир, Библ, торговля, ремесло,  лес, пурпур, стекло, пираты, рабы, колонии, Карфаген, Азия, алфавит, Африка, иероглифы, Нил, папирус, земледелие,  пустыня, Красное море, кораблестроение, Тигр, Вавилон, шумеры, глина, тростник, Хаммурапи, Инд, Ганг, ил, Хуанхэ,  Янцзы, Европа, снег, Мемфис, фараон, пирамиды, клинопись, Евфрат, финиковая пальма, персидский залив, Средиземное  море, мореплаватели.Задание на повторение № 2: посмотрите иллюстрации и сделайте вывод, каким занятиям благоприятствовали природные условия Греции? (Приложение №1, слайды 1­11) Ответ: Греция с трудом обеспечивала себя хлебом, в тоже время природные условия благоприятствовали развитию  ремёсел, мореплаванию, рыбной ловле. Задание дополнительное: Какие свои опорные слова по древнегреческой цивилизации вы бы предложили и почему?  (демократия, оливы, виноград и т.д.) Учитель: ещё одно опорное слово ­ театр. Кто из вас был хоть один раз в театре? Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. А само слово «театр» греческого  происхождения и означает «место для зрелищ». Тема нашего урока: «Древнегреческий театр». (Приложение №1, слайд 12) Наша задача ­ познакомиться с древнегреческим театром и с историей его возникновения. Проблемное задание: в чём отличие древнегреческого театра от современного. Возникновение театра Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. Греки верили во многих  богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис. (Приложение №1 слайд 13) Вопрос: Почему? Как вера в Диониса связана с хозяйством греков? Весной, перед началом работ на виноградниках и в декабре, когда поспевало молодое вино, греки отмечали весёлые  праздники в честь бога виноделия Диониса. В венке из винограда и в сопровождении шумной свиты сатиров бродит  Дионис из страны в страну и повсюду учит людей разводить виноград и делать из него вино. Греки не пили вино чистым, а  разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали. (Приложение №1 слайд 14) В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окружённый толпой сатиров. Когда под звуки  флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают  цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие  Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев,  раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и  останавливалось где­нибудь на площади. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, и были первыми театральными  зрелищами: запевала и ряженые являлись актёрами, а зрителями – всё население города. Для ежегодных представлений  стали отводить площадку, обычно у подножия холма. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за  представлением. Вопрос: Повторите, как возникли театральные представления? Обобщая ответы, учитель подчёркивает, что древние греки могли посмотреть спектакли только на праздниках в честь  Диониса. Здание театра и театральные представления Учитель: в греческих городах с конца VI в. до н.э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в  каждом городе был свой театр, а иногда и несколько. Задание: задумайтесь, нет ли противоречия. Древние театры вмещали несколько тысяч зрителей. Например, афинский  театр имел 17 тыс. мест. Жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры часто были  больших размеров, чем в наши дни. Предположите, чем можно объяснить такие большие размеры греческого театра.  (Вспомните, каким было отношение греков к театральным представлениям. Как часто они устраивались?) Ответ: театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник, но эти празднества  устраивались несколько раз в году. Задание: в театрах Древней Греции представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца:  ставили подряд несколько спектаклей. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос.Чем объяснить, что театральные постановки не устраивались вечером, как это принято сейчас? Подтверждает ли ваш  ответ рисунок? Ответ: не было хорошего искусственного освещения, и массовые зрелища можно было проводить только при свете  солнца. Учитель: за вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нём буквой (А. Б, Г)  указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами. В указанном на билете «клине» можно было занять  любое место, начиная со второго ряда. (Приложение №1 слайд 15) Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью. Задание: подумайте, какую ошибку допустил художник Праксейн в картине «Греческий театр»? Ответ: театр редко бывал полупустым. Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почётных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх). (Приложение №1 слайд 16) Описать устройство греческого театра учащиеся смогут, выполнив следующие задание: Рассмотрите план древнегреческого театра. Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Используя текст  учебника стр.186 1­2 абзац ответьте на вопросы. Как назывались эти части? Каково назначение каждой из трёх частей? Что обозначено на плане цифрой 4? Ответы запишите. 1. 2. 3. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________4. _____________________________________________________________ Ответы: 1.Скене ­ постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации. 2. Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине. 3. Места для зрителей. 4. Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья. Учитель: Если бросить монету в центре орхестры, звон её будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело  форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала звуки, человеческий голос. Решение проблемной задачи урока Учитель: представьте, что ваши одноклассники (два мальчика заранее получают задание от учителя) оказались в Древнем  мире. Они были схвачены пиратами и проданы на рынке рабов в греческий театр. О своей работе в театре Диониса они нам сейчас расскажут. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос:какие особенности древнегреческого театра можно  выделить из их рассказа? (Проблемное задание урока на доске) Рассказ очевидцев. Греческие театры располагаются под открытым небом на склонах холмов и вмещают тысячи зрителей.  Театральные представления ­ любимые зрелища греков. Они начинаются ранним утром и продолжаются до захода солнца:  ставят подряд несколько спектаклей. Обычно в каждом представлении участвовало не более трёх актёров. Актёрами  могут быть только мужчины. Мы играли все роли в спектакле, в том числе и женские. А чтобы зрителям было понятно,  кого мы играем, надевали специальные маски. (Приложение №1 слайд 17) Большие и ярко раскрашенные, они были  хорошо видны и с верхних рядов театра. Маски закрывали не только лицо, но и голову. При взгляде на нас становилось  ясно, кого мы изображаем. У стариков белые волосы, худые впалые щёки. Если герой помоложе, волосы и борода  делаются полуседыми, юношей изображали безбородыми. Чтобы казаться выше, мы надевали на ноги специальные  сандалии с очень толстыми подошвами. (Приложение №1 слайд 18) В конце дня зрители должны были выбрать лучшую  постановку. Её автор награждался лавровым венком и подарками. Если зрители недовольны, они свистят и стучат  сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравиться, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами,  даже камнями. Ответ:  Участниками представления были только мужчины.  Актёры использовали маски, обувь на толстой подошве.  Один человек играл несколько ролей в каждом спектакле.  Представления происходили несколько раз в год в особом здании под открытым небом.  Греки не устраивали вечерних представлений, так как не было хорошего искусственного освещения. Трагедии и комедии. Этап закрепления Учитель: в Древней Греции было два главных вида представлений – трагедия и комедия. Вопрос: как вы считаете, в чём разница между этими видами преставлений? Ответ: трагедиями назывались пьесы серьёзного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. Комедии –  весёлые, насмешливые представления, в которых выставлялись в смешном виде и критиковались какие­то поступки. Учитель: Представьте, что вы находитесь в древнегреческом театре под открытым небом. Сейчас вы увидите отрывок из  «Илиады» ­ миф о начале троянской войны. Смотрите внимательно! После просмотра вам предстоит определить вид представления и указать, какие ошибки  допущены в постановке. (Приложение №2) Текст постановки. Устроили однажды греческие боги и богини роскошный пир. На этом пиру подавали вкусные кушанья  и вина. Все веселились, пели, слушали игру на музыкальных инструментах. Всех богов позвали на пир, кроме богини ссор и раздоров. Эта богиня решила отомстить пирующим. Она незаметно подбросила на стол золотое яблоко с надписью:  «Прекраснейшей». Заспорили из­за яблока три богини – Гера, Афина и Афродита. Каждая считала, что яблоко должно  достаться ей. Гера: «Яблоко должно принадлежать мне. Я, Гера, старшая из богинь». Афина: «Достойнее меня не существует. Яблоко должно быть моё. Я, Афина, богиня мудрости и справедливой войны». Афродита: «Яблоко должно достаться мне! Я, Афродита, богиня красоты и любви» Гера: «Пусть Зевс рассудит нас!» Зевс: «Я отказываюсь быть судьёй, ведь Гера моя жена, а Афина и Афродита – дочери. Обратитесь к троянскому царевичу Парису. Пусть он решит, кому отдать золотое яблоко. Гера: « Отдай яблоко мне, и я сделаю тебя владыкой Азии!»Афина: «А я сделаю тебя непобедимым воином!» Афродита: «А я отдам тебе в жёны прекраснейшую из смертных женщин!» Парис: «Неплохо стать властелином всей Азии, быть непобедимым воином, но лучше всего получить в жёны самую  красивую женщину в мире! Я отдаю яблоко Афродите». Самой красивой в мире считалась Елена Прекрасная, жена Менелая, одного из ахейских царей. С помощью богини  Афродиты Парис похитил Елену Прекрасную и увёз её в Трою. Так началась Троянская война. Роль театра. Подведение итогов Задание: На ваш взгляд, какова роль театра в Древней Греции и в наши дни? Аристофан (автор греческих комедий), так писал о роли театра: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже  взрослых – поэты». (Приложение №1 слайд 19) Греческий театр имел народный характер. Зрители оценивали поступки героев. Безнравственных и подлых героев  осуждали. Благородным мыслям аплодировали. Театр – школа жизни. Спектакли учили, что добро обязательно побеждает  зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Театр просвещал и воспитывал в  гражданах честность, доброту, любовь к родине. Не случайно в Афинах так заботились о том, чтобы все граждане могли  посещать театр, что беднякам даже выдавали деньги на театральные билеты. Дополнительный вопрос: когда в Курске впервые появился государственный театр? (1792 год) Итак, сегодня мы познакомились с древнегреческим театром, его возникновением и развитием. Что вам особенно понравилось на сегодняшнем уроке?