Развивающие игры
«Танграм»
Цель: развитие мелкой моторики, внимательности, воображения, логического, пространственного и конструктивного мышления, комбинаторные способности, умения действовать по инструкции.
Правила игры: надо сложить фигуры из частей головоломки так, чтобы, были использованы обязательно все части головоломки, и детали не перекрывали друг друга. Фигуры можно как угодно переворачивать, класть любой стороной вверх.
Суть игры: из 7 геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы.
Состав набора: треугольники (их пять) различаются по размеру – больших и малых по два, средний один; параллелограмм; квадрат.
Головоломка «Сфинкс»
Состав набора: разнообразные геометрические фигуры 4 треугольника, 3 четырехугольника с разным соотношением сторон. Из элементов можно собрать силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое воображение.
Суть игры: схемы для построения более двух десятков фигур. Конструктивная схема для сборки фигуры методом наложения, схемы в уменьшенном варианте и схемы для сборки головоломки по теням.
Головоломка «Листик»
Напоминает схематичное изображение человеческого сердца или листа дерева, разделенная на 9 элементов.
Суть игры: построение из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира. Схемы одного объекта представлены тремя вариантами: цветной, контурный и контурный с не полностью прорисованными границами.
«Игра-головоломка - Пентамино»
Игра предназначена для детей с 5 лет. На базе Пентамино была придумана компьютерная игра Тетрис.
Состав набора: 12 разных по форме, но равных по площади элементов. Каждый элемент состоит из пяти равных квадратов.
Суть игры: конструирование на плоскости разнообразных предметных силуэтов. В результате получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Имеется комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Разработаны различные схемы изображений. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы.
Карточки развивающих игр Бориса Никитина.
Игра «Сложи узор»
Состав набора: 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3 х 3 х 3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета.
Суть игры: первое – по узорам–заданиям складывают точно такие же узоры из кубиков. (В начале обучения накладываем кубики на узор с заданием, а затем, глядя на узор с заданием выкладываем узор на столе.);
второе - глядя на кубики нарисовать узор, который они образуют;
третье - придумать новые узоры.
«Сложи квадрат»
Игра (1 уровень сложности).
Состав набора: 12 разноцветных квадратов, один из которых целый и служит образцом-ориентиром, а остальные разрезаны разными способами. Первые несколько квадратов разрезаны на 2 части, следующие – на 3 части.
Основная задача игры - складывание целых квадратов из одноцветных фрагментов различной формы, начиная с самых простых.
Сложность заданий во всех играх Никитиных, увеличивается постепенно. Этот принцип «от простого к сложному» дает детям возможность находить решения самостоятельно, без подсказки взрослого.
«Уникуб»
Игра состоит: 27 деревянных кубиков, окрашенных по-разному в три цвета: красный, желтый и синий, и 60-ти оригинальных заданий. В игре Уникуб, как и в других
Суть игры: Сначала малыш собирает модели, ориентируясь только на их внешнюю расцветку, затем появляются задания, где надо учитывать и то, что «внутри» модели, и наконец, ребёнку приходится ставить каждый кубик, ориентируясь на его окраску со всех 6-ти сторон!
«Дроби»
Игра предназначена для детей от 3 лет.
Игра состоит: комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек».
С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой
«Внимание и Внимание-Угадай-ка»
Игра состоит: из 2-х частей: Внимание и Внимание–Угадай-ка. Игра Внимание состоит из картонных карточек с графическими изображениями фигур (11 серий по 6 рисунков).
Сложность фигур последовательно возрастает. Детям на несколько секунд показывают карточку с графическим изображением (фигурой); затем карточку прячут, а малыш должен нарисовать то, что он увидел. Когда все 6 рисунков последовательно показаны и нарисованы, взрослый вместе с малышом анализирует его работу, сверяя ее с образцом.
«Рамки и вкладыши Монтессори»
Эта игра доступна самым маленьким.
Игра состоит: 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее.
Суть игры: подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.
Карточка развивающих игр Воскобовича.
«Игра-конструктор «Геоконт»
Игра состоит: в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности.
К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.
В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у малышей. «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, развивает у них мелкую моторику рук, помогает изучить цвета, величины и формы.
С помощью данной игры ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить. «Геоконт» также развивает психологические процессы малыша.
Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).
«Квадрат Воскобовича»
Игра-головоломка на трансформацию фигур.
Игра состоит: квадрат из ткани на его основу наклеены квадраты, с одной стороны красные, с другой – зеленые.
Суть игры: квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры.
Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т. п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
«Чудо-крестики»
Представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур.
На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.
Игра способствует: развитию внимания, памяти, воображения, творческих способностей, различению цветов радуги, геометрических фигур, их размера, развивает умени «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.
«Кораблик «Брызг-брызг»
Представляет игрушку кораблик из фанеры, либо игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках — паруса.
Корабль — образ числовой оси (1-я мачта, 2-я мачта, 7-я мачта, 1-самая низ-кая, 2- низкая, 3- ниже средней, 4- средняя, 5- выше средней, 6-высокая, 7-самая высокая.
Флажок: может быть, повернут (налево или направо). Это свойство можем использовать на закрепление направления.
Флажки могут быть расположены: радуга – вертикальные ряды, матрос-ская тельняшка – горизонтальные ряды, лесенка – диагональные ряды, пёстрое одеяло – произвольное расположение.
Кинестетические упражнения
«Колечко»
«Кулак, ладонь, ребро»
«Лезгинка»
«Лягушки»
«Зеркальное рисование»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.