Развивающий курс «Мы и наша культура»
Оценка 4.8

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.08.2018
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Огромный интерес педагогов и организаторов учебного процесса к культурно-познавательному и светскому содержанию обучения и воспитания обусловлен необходимостью оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Следующая причина интереса – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Развивающий курс «Мы и наша культура» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению.
Мы и наша культура.docx
 Фамилия и инициалы автора: Мельникова Н.А.   Должность: учитель начальных классов    Полное название учреждения: МБОУ Наро­Фоминская сош №6 с углубленным изучением отдельных предметов   электронный адрес: n.a.m.212@mail.ru   телефон (мобильный): 8­906­087­67­34  Фотография автора:                                                                                                         Аннотация социальные,   семейные, Огромный   интерес     педагогов   и   организаторов   учебного   процесса   к культурно­познавательному и светскому содержанию обучения и воспитания обусловлен необходимостью оказания подрастающему поколению помощи в социальной   и   психологической   адаптации   в   условиях   глубокого социокультурного   кризиса,   пропаганды   насилия   и   распространения информации,   оказывающей   негативное   воздействие   на   психику   и провоцирующей     и межконфессиональные   конфликты.   Следующая   причина     интереса   –   это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний  в области культуры, истории, словесности, искусства.  Развивающий курс «Мы и наша культура» построен   с   учётом   обозначенных   выше   проблем   современной   российской действительности   и   призван   способствовать   их   решению.   Цель   курса   ­ духовно­нравственное   воспитание   через   приобщение   к   традиционным ценностям   отечественной   культуры.   Потенциальными   пользователями разработки   могут   быть   педагоги   общеобразовательных   учреждений   и дополнительного   образования   при   организации   внеурочной   и   кружковой работы социального и  духовно­нравственного направления.   межнациональные семейные,   межнациональные социальные,                              Пояснительная записка Огромный интерес учителей, педагогов, организаторов учебного процесса к культурно­познавательному и светскому содержанию обучения и воспитания обусловлен необходимостью оказания подрастающему поколению помощи в социальной   и   психологической   адаптации   в   условиях   глубокого социокультурного   кризиса,   пропаганды   насилия   и   распространения информации,   оказывающей   негативное   воздействие   на   психику   и провоцирующей     и межконфессиональные   конфликты.   Восприятие   школьниками,   например, поэтического   и   художественно­изобразительного   языка   всё   более осложняется из­за незнания происхождения и значения духовной, религиозно­ философской,   культурологической   лексики   и   символических   образов. Историко­культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. Следующая причина повышенного интереса – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного   образования,  что   невозможно   без   углубления   и   расширения знаний   в   области   культуры,   истории,   словесности,   искусства.     В   центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы   глобализации   и   сохранения   традиций.   Россияне   требуют   от государства   обеспечения   их   права   на   свою   национальную   культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных     традиций   других   народов.     Развивающий   курс   «Мы   и   наша культура»   построен   с   учётом   обозначенных   выше   проблем   современной российской действительности и призван способствовать их решению. Цель   курса: традиционным ценностям отечественной культуры.  духовно­нравственное   воспитание   через   приобщение   к Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого­адаптационные задачи курса:  изучение православной религиозной традиции;  изучение истории христианства;  ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;  изучение светской этики;  ознакомление с православным календарём;  ознакомление с особенностями церковного искусства;  формирование целостного восприятия мира;  воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;  формирование культуры общения;  предупреждение возможных тупиков личностного развития;  воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; 2  выработка   этических   принципов,   определяющих   качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;  предупреждение   религиозной   эксплуатации   и   конфликтов   на национальной и религиозной почве;  воспитание патриотизма;   приобщение к художественно­эстетическим отечественным традициям;  возрождение православных основ семьи;  пробуждение   интереса   и   формирование   мотивации   к   изучению отечественной культуры и истории;  творческое   развитие   ребёнка   на   основе   знаний   об   отечественной культуре и истории;  формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.                                               Психолого­педагогические принципы:  приоритет   духовных   ценностей   и   уважения   к   внутреннему   миру каждого школьника;  единство образовательного и воспитательного процессов.                         Предпочтительные методы:   небольшой   иллюстрированный   рассказ   с   обсуждением   наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками; комментированное чтение;   инсценировка традиционных русских праздников;  беседа   с   закреплением   материала   в   творческих   работах;   работа   с  картами, составление кроссвордов и т.д.   короткая   иллюстрированная   лекция   с   заданиями   на   закрепление материала;   чтение   фрагментов     соответствующей   литературы   с   последующим обсуждением и творческим заданием;   анализ   поэтического   текста   с   раскрытием   сюжетов   и   образов религиозного содержания;   проведение выставок творческих работ.               СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» ­ 30 часов Блок 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 7 ч. Нерукотворная   красота   природы.  Традиционное   представление   о нерукотворности   природы.   Творец.   Творение.   Необходимость   проявления заботы человека о природном мире.  3 «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 7 ч. Рукотворная   красота   культуры.  Рукотворность   как   особенность   культуры. Человек   –   созидатель   культуры.   Святость.   Творчество.   Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.  Блок 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 7 ч. Музеи   как   хранилища   предметов   культуры.   Знакомство   с   сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.  Государственная   Третьяковская   галерея.   Спас   Нерукотворный.   Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.  Государственный   Русский   музей.  Государственный   Эрмитаж.  Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».  Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение   библиотек   при   храмах   и   монастырях.   Русские   цари   – основатели крупнейших библиотек России. Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России.  Блок 3.   Евангелие.  Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре.  Напрестольное Евангелие.  Иконы.   Назначение   иконы.   Представление   о   ценности   иконы   для православных   верующих  как   святыни.   Историческая   и   художественно­ эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица.  Иверская   икона  Божией  Матери.  Святитель   Николай  Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы.  Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий».   Ценность   храма   как   святыни   для   православных   людей. Представление   о   художественной   и   культурно­исторической   ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее   представление   о  внутреннем   устроении   православного   храма. Иконостас,   алтарь,   престол.   Лампада,   подсвечник.  Крестное   знамение. Распятие.  Блок 4.   Россия   –   наша   Родина.   Россия   –  общая   Родина   всех   её   россиян.   Красота просторов России, её историческое и культурное единство.  Города   России.  Древнейшие   города   России:  Новгород,  Владимир,  Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных,   обязательных   и   красивейших   строениях   на   территории   русских кремлей.     «НАША РОДИНА» – 5 ч. 4 Москва – столица  России. Понятие о столице  как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны.   Московский   Кремль.   Архангельский   собор.   Храм   Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.  Поэты   и   художники   России.  Представление   о   взаимосвязи   культуры   и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.  Народ и культура.  Культура как  совместное  творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.  Народ  как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Традиционное   представление   о   служении   Родине   как   священном   долге православных граждан. Национальные герои России – Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.  Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные   явления   культуры,   передаваемые   от   поколения   к   поколению. Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».  Блок 5. «СЕМЬЯ» – 4 ч. Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное   отношение   к   иконе   в   православных   семьях.     Знакомство   с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.                         Ожидаемые результаты По   окончании   изучения   курса   «Мы   и   наша   культура»   предполагается получение обучающимися:  *историко­культурологических   и   общих   знаний   в   области   религиозно­ философских течений, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение терминологией, знакомство с иконописью, фреской. *   знаний   о     сюжетах   Ветхого   Завета,   об   истории,   значении   и   традиции православных праздников, умений работать с историческими документами, картами,   справочной   литературой,   первоисточниками   для   составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.                                 Оценка результатов Уровень  и   степень  освоения  знаний  контролируются    в  ходе   мероприятий путём     опроса,   обсуждения   темы.   Предполагается   проведение   конкурсов творческих работ.  5 Примерное тематическое планирование курса                                          «Мы и наша культура» Библиотеки – хранилища культуры. Человек ­ хранитель культуры. Блок 1.         Красота в нашем мире. Нерукотворная красота природы. Рукотворная красота природы. Человек – созидатель культуры. Оружейная палата. Государственная Третьяковская галерея. 1. 2. 3.            Блок 2.       Хранилища культуры. 4. 5. 6­7. Государственный русский музей и Государственный Эрмитаж. 8. 9.                Блок 3.       Всегда живое  Древнейшая книга в России ­ Евангелие. 10. 11.   Иконы. 12­13 .  Храмы. 14.    В храме. 15.     О храме. 16. Богослужение – общение народа с Богом.                Блок  4.        Наша Родина. 17. 18. 19. Москва – столица России. 20. Поэты и художники России  21. Наша культура. 22. Народ и культура. 23. Что значит ­ народ? 24. Отечество и отечественная культура. 25. 26. Идеал и идея в русской культуре.                  Блок 5.     Семья. 27. О маме и папе. 28. 29. Кто держит мир. 30. Итоговый урок «Что узнали, чему научились» Россия. Города России. Русь и русская культура. В семье. 6 Литература и учебно­методическое обеспечение курса Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь­справочник.  – М.: ОПК, 2008. Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.  Бородина   А.   В.  История   образования   на   основе   традиций   отечественной культуры. – Изд. 1­е, 2­е, – М.: ОПК, 2006, 2007.  Бородина А. В.  Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1­е, 2­е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.  Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11. Бородина А. В.  Собор Василия Блаженного.  – М.: Искусство. – 2008. №5 (389). – С. 14–15. Бородина А. В.  Храмы Московского Кремля.  – М.: Искусство. – 2008. №5 (389). – С.16–17. Бородина А. В.  Церковь Покрова на Нерли.  – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 12. Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.  Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.  Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991. Христианство. Энциклопедический  словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993. Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002.                  7 ПРИЛОЖЕНИЕ  День матери 8 9 «Семейные посиделки» 10 В Никольском храме г. Наро­Фоминска 11 Выставка творческих работ «Свет Рождества» 12 Выставка творческих работ «Нечаянная радость» 13 Традиционные русские праздники 14 Посещение музеев  15 16

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»

Развивающий курс «Мы и наша культура»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018