Огромный интерес педагогов и организаторов учебного процесса к культурно-познавательному и светскому содержанию обучения и воспитания обусловлен необходимостью оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Следующая причина интереса – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Развивающий курс «Мы и наша культура» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению.
Мы и наша культура.docx
Фамилия и инициалы автора: Мельникова Н.А.
Должность: учитель начальных классов
Полное название учреждения: МБОУ НароФоминская сош №6 с
углубленным изучением отдельных предметов
электронный адрес: n.a.m.212@mail.ru
телефон (мобильный): 89060876734
Фотография автора:
Аннотация
социальные,
семейные,
Огромный интерес
педагогов и организаторов учебного процесса к
культурнопознавательному и светскому содержанию обучения и воспитания
обусловлен необходимостью оказания подрастающему поколению помощи в
социальной и психологической адаптации в условиях глубокого
социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения
информации, оказывающей негативное воздействие на психику и
провоцирующей
и
межконфессиональные конфликты. Следующая причина интереса – это
потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования,
что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры,
истории, словесности, искусства. Развивающий курс «Мы и наша культура»
построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской
действительности и призван способствовать их решению. Цель курса
духовнонравственное воспитание через приобщение к традиционным
ценностям отечественной культуры. Потенциальными пользователями
разработки могут быть педагоги общеобразовательных учреждений и
дополнительного образования при организации внеурочной и кружковой
работы социального и духовнонравственного направления.
межнациональные семейные,
межнациональные
социальные,
Пояснительная записка
Огромный интерес учителей, педагогов, организаторов учебного процесса к
культурнопознавательному и светскому содержанию обучения и воспитания
обусловлен необходимостью оказания подрастающему поколению помощи в
социальной и психологической адаптации в условиях глубокого
социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения
информации, оказывающей негативное воздействие на психику и
провоцирующей
и
межконфессиональные конфликты. Восприятие школьниками, например,
поэтического и художественноизобразительного языка всё более
осложняется изза незнания происхождения и значения духовной, религиозно
философской, культурологической лексики и символических образов.
Историкокультурологическое образование в области религиозной культуры,
как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. Следующая причина
повышенного интереса – это потребность в организации повышенного уровня
гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения
знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. В центре
внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются
проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от
государства обеспечения их права на свою национальную культуру,
полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования
культурных традиций других народов. Развивающий курс «Мы и наша
культура» построен с учётом обозначенных выше проблем современной
российской действительности и призван способствовать их решению.
Цель курса:
традиционным ценностям отечественной культуры.
духовнонравственное воспитание через приобщение к
Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и
психологоадаптационные задачи курса:
изучение православной религиозной традиции;
изучение истории христианства;
ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
изучение светской этики;
ознакомление с православным календарём;
ознакомление с особенностями церковного искусства;
формирование целостного восприятия мира;
воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
формирование культуры общения;
предупреждение возможных тупиков личностного развития;
воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
2 выработка этических принципов,
определяющих качество
межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на
национальной и религиозной почве;
воспитание патриотизма;
приобщение к художественноэстетическим отечественным традициям;
возрождение православных основ семьи;
пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению
отечественной культуры и истории;
творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной
культуре и истории;
формирование потребности школьника в творческом участии в жизни
России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Психологопедагогические принципы:
приоритет духовных ценностей и уважения к внутреннему миру
каждого школьника;
единство образовательного и воспитательного процессов.
Предпочтительные методы:
небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее
сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных
учениками; комментированное чтение;
инсценировка традиционных русских праздников;
беседа с закреплением материала в творческих работах; работа с
картами, составление кроссвордов и т.д.
короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление
материала;
чтение фрагментов соответствующей литературы с последующим
обсуждением и творческим заданием;
анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов
религиозного содержания;
проведение выставок творческих работ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» 30 часов
Блок 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 7 ч.
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о
нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления
заботы человека о природном мире.
3 «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 7 ч.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры.
Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный
Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в
отечественной церковной и светской культуре.
Блок 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 7 ч.
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами
Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы
Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона
Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека.
Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари –
основатели крупнейших библиотек России.
Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования
и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Блок 3.
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной
книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное
Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для
православных верующих как святыни. Историческая и художественно
эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая
Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец.
Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом
Божий». Ценность храма как святыни для православных людей.
Представление о художественной и культурноисторической ценности
православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности
внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма.
Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение.
Распятие.
Блок 4.
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота
просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль,
Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших
оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как
главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских
кремлей.
«НАША РОДИНА» – 5 ч.
4 Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны.
Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни
страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия
Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России. Представление о взаимосвязи культуры и
истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России.
Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о
ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ как
общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.
Традиционное представление о служении Родине как священном долге
православных граждан. Национальные герои России – Кузьма Минин и князь
Дмитрий Пожарский.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как
ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы»,
«русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское
государство», «Русская земля».
Блок 5. «СЕМЬЯ» – 4 ч.
Представление о семейных православных традициях в Русской культуре.
Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Знакомство с
Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.
Ожидаемые результаты
По окончании изучения курса «Мы и наша культура» предполагается
получение обучающимися:
*историкокультурологических и общих знаний в области религиозно
философских течений, славянской мифологии, православного богослужения,
православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение
терминологией, знакомство с иконописью, фреской.
* знаний о сюжетах Ветхого Завета, об истории, значении и традиции
православных праздников, умений работать с историческими документами,
картами, справочной литературой, первоисточниками для составления
рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать
и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
Оценка результатов
Уровень и степень освоения знаний контролируются в ходе мероприятий
путём опроса, обсуждения темы. Предполагается проведение конкурсов
творческих работ.
5 Примерное тематическое планирование курса
«Мы и наша культура»
Библиотеки – хранилища культуры.
Человек хранитель культуры.
Блок 1. Красота в нашем мире.
Нерукотворная красота природы.
Рукотворная красота природы.
Человек – созидатель культуры.
Оружейная палата.
Государственная Третьяковская галерея.
1.
2.
3.
Блок 2. Хранилища культуры.
4.
5.
67. Государственный русский музей и Государственный Эрмитаж.
8.
9.
Блок 3. Всегда живое
Древнейшая книга в России Евангелие.
10.
11.
Иконы.
1213 . Храмы.
14. В храме.
15. О храме.
16. Богослужение – общение народа с Богом.
Блок 4. Наша Родина.
17.
18.
19. Москва – столица России.
20. Поэты и художники России
21. Наша культура.
22. Народ и культура.
23. Что значит народ?
24. Отечество и отечественная культура.
25.
26. Идеал и идея в русской культуре.
Блок 5. Семья.
27. О маме и папе.
28.
29. Кто держит мир.
30. Итоговый урок «Что узнали, чему научились»
Россия.
Города России.
Русь и русская культура.
В семье.
6 Литература и учебнометодическое обеспечение курса
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарьсправочник. – М.:
ОПК, 2008.
Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.:
ОПК, 2007.
Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной
культуры. – Изд. 1е, 2е, – М.: ОПК, 2006, 2007.
Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская
икона. – Изд. 1е, 2е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.
Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. №5
(389). – С. 14–15.
Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. №5
(389). – С.16–17.
Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. – М.: Искусство. – 2008. – №5
(389). – С. 12.
Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.
Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.
Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия,
1993.
Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город,
2002.
7 ПРИЛОЖЕНИЕ
День матери
8 9 «Семейные посиделки»
10 В Никольском храме г. НароФоминска
11 Выставка творческих работ «Свет Рождества»
12 Выставка творческих работ «Нечаянная радость»
13 Традиционные русские праздники
14 Посещение музеев
15 16
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Развивающий курс «Мы и наша культура»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.