Развёрнутое календарное тематическое планирование
коррекционно – развивающих комплексных мероприятий
по преодолению нарушений словаря
у детей с общим недоразвитием
речи III уровня
(план совместной работы учителя – логопеда
и воспитателя)
Перспективный план коррекционно – развивающих комплексных мероприятий по преодолению нарушений словаря у детей с ОНР и ФФНР
Основное содержание |
Цели |
Материал, инструкции |
Тема: «Посуда» |
||
«Объясни, чем отличаются предметы» |
Учить выделять главный отличительный признак предмета |
Детям предлагается рассмотреть пары картинок (чашка и стакан, тарелка и миска и т. п.) и найти отличия |
«Отгадай предмет по названию его частей» |
Уточнить знания детей о предметах посуды |
Воспитатель называет слова, обозначающие части предметов посуды, а ребенок угадывает название предмета |
«Сложи предмет из частей» |
Развивать целостность восприятия |
Воспитатель предлагает детям сложить предмет посуды из частей, рассказать, как это называется, для чего это нужно |
«Запоминание предметов» |
Развивать слухоречевую память |
Первый участник произносит слово (название столовой посуды или чайной), следующий говорит слово первого участника и свое, следующий повторяет то, что сказал первый и второй, и добавляет свое слово и т д. |
«Посмотри и запомни все, из чего пьют...; все, из чего едят...; всю кухонную посуду» |
Развивать зрительное восприятие и зрительную память |
Детям предлагается рассмотреть картинку с изображением кухни и назвать все предметы, из которых пьют, едят и т. д. |
«Расскажи, как накрыт стол» |
Развивать пространственный гнозис |
Детям предлагается рассмотреть картинку с изображением празднично накрытого стола и рассказать, что где находится |
«Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» |
Развивать умение обобщать предметы по трем признакам |
Дети делятся на подгруппы, каждая из которых будет готовиться к дальнему путешествию и может взять с собой вещи, которые обладают одновременно тремя признаками |
«Что где лежит?» |
Развивать навык практического употребления слов со значением вместилища |
Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какой-либо продукт (сахар, суп), а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет предмет, в котором этот продукт лежит |
«Из чего сделано?» |
Развивать навык практического употребления относительных прилагательных |
Предварительно детям объясняют, что если предмет сделан из дерева, то он деревянный, если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом |
Рекомендации Родителям, дома вместе с ребенком рассмотреть посуду, выяснить, из чего она сделана. Выучить с ребенком загадки о посуде. Родителям: с целью обогащения словарного запаса детей необходимо провести экскурсию в магазин посуды
|
||
|
||
Тема: « Продукты питания»
|
||
«Что нужно?» |
Уточнение значения слова |
Воспитатель раздает детям предметные картинки и предлагает отобрать среди них те, на которых изображены продукты, необходимые для приготовления супа, компота и т. д. |
«Назови нужное слово» |
|
Воспитатель предлагает детям назвать нужное слово, закончив начатое им предложение. Например: хлеб мягкий, а сухарь... |
«Съедобное — несъедобное» |
Развивать слуховое внимание |
Детям называют разные слова, в том числе продукты питания, если дети услышат среди них слова, обозначающие продукты питания, должны хлопнуть в ладоши |
«Шкафчик» |
Развивать зрительную память |
В один из ящичков на глазах у ребенка прячут картинку с изображением какого-либо продукта. Затем шкафчик убирают на несколько секунд, после чего просят извлечь спрятанное. Усложнение инструкции при повторе: убирание шкафчика на более длительное время; прятание одновременно 2—3 картинок |
«Из чего какое блюдо?» |
Развивать умение образовывать относительные прилагательные от продуктов питания |
Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «Блюдо из мяса», а ребенок, возвращая мяч воспитателю, отвечает: «Мясное» |
«Давайте приготовим обед» |
Развивать способность анализировать причинно-следственные связи |
Детям предлагается разложить последовательно картинки с продуктами питания так, если бы им нужно было приготовить, например, суп и т. д. |
Рекомендации Родителям, с целью обогащения словарного запаса детей рекомендуется объяснять им, из чего состоят продукты питания (например, хлеб: мука, соль, яйца и т. д.), проводить с детьми беседы о полезной и вредной пище, какие продукты питания полезны для детей и почему |
Тема: « Животные и их детишки» |
||
«Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?» |
Уточнить названия действий животных |
а) Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: «Воркует кто?» (Голубь) б) На карточках изображены животные. Ребенку предлагают назвать картинку вместе с действием |
«Воспитателю мяч бросай и животных называй» |
Расширение словарного запаса |
Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящихся к этому обобщающему понятию животных |
«Повтори и дополни предложение» |
Обогащение словаря и уточнение значения слова, развитие слухового внимания и слухоречевой памяти |
Воспитатель предлагает детям продолжить начатое им предложение, подбирая слова, обозначающие предмет или признаки предмета. Первый ребенок произносит слово (название животного или его признак), следующий повторяет слово первого участника и говорит свое и т. д. Например: «В лесу живут лиса, еж...» или «В конуре спит злая лохматая... собака» |
«Прятки» |
Развитие зрительного восприятия, закрепление навыка образования притяжательных прилагательных |
Воспитатель сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью, и поэтому их можно увидеть. На наборном полотне размещаются картинки с изображением частей туловища спрятавшихся животных, и предлагается угадать, кто играет в прятки. Образец ответа: «Это лисий хвост — лиса играет в прятки» |
«Угадай, кого загадали?» |
Уточнить названия животных, развитие ориентации в пространстве |
Воспитатель размещает вокруг ребенка 3—4 игрушки (картинки), изображающие животных. Загадывает одну из них и предлагает ребенку угадать, какую именно. При этом о загаданном животном сообщается только местоположение игрушки (картинки), например: «Она лежит впереди тебя (перед тобой), позади тебя (за тобой), сбоку от тебя (справа, слева)» и т. п. |
«Разложи картинки» |
Развивать умение обобщать по существенным признакам |
На столе разложены картинки, на которых изображены дикие, домашние животные, животные жарких стран и Севера. Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: какие животные больше подходят друг другу |
«Чей дом?», «Чей детеныш?» — игры по типу «лабиринт» |
Развитие зрительного восприятия и внимания. Закрепление умения называть жилища животных, детенышей животных |
Воспитатель показывает ребенку картинку и спрашивает: «Кто нарисован?» Просит, например, помочь медведю найти свой дом, сказать, как он называется, или помочь тигру найти своего детеныша и назвать его |
Рекомендации Родителям показать ребенку (по возможности живых) домашних животных; обсудить внешние признаки каждого, поговорить о том, чем они питаются. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов; отметить их внешние признаки, рассказать, где они живут и чем питаются. В качестве экскурсии посетить зоопарк. С целью развития у детей словарного запаса необходимо читать им художественную и познавательную литературу о животных |
||
Тема «Транспорт» |
||
«Будь внимательным» |
Активизировать словарь по теме. Развивать слуховое внимание |
Воспитатель называет детям ряд слов. Они должны внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда услышат слово, обозначающее транспорт. |
«Запомни только транспорт» |
Развивать слухоречевую память. Уточнить названия транспорта и видовые понятия |
Детям предлагается из набора слов запомнить и назвать только транспорт, затем — только водный транспорт, только наземный и т. д. |
«Как услышишь — повтори» |
Развивать слуховое восприятие, память, внимание. Уточнить и научить правильно употреблять глаголы с разными приставками |
Детям предлагается слушать слова (глаголы), выполнять задания. Например, повторять только глаголы в прошедшем времени и т. д. |
«Что потерялось у машины, трамвая...?», «От какого транспорта часть?» |
Развитие зрительно-пространственных функций |
Детям предлагается по части угадать предмет или назвать часть предмета |
«Отгадай предмет по названию его частей» |
Уточнение и расширение словаря |
Воспитатель называет части предмета, а дети угадывают название этого предмета |
Рекомендации Родителям: вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта; познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный; побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать вопросы: «Какие машины перевозят грузы? Людей? На какой сигнал светофора можно переходить улицу?» |
В результате проведённой коррекционной работы значительные улучшения наблюдается у 100% детей, зачисленных на логопункт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.